Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Обзор прессы

23.12.2002. КИЕВ. Чем не угодила семья газете «Зеркало недели»?

Интересное интервью получается тогда, когда берет его заангажированный журналист. Вот как, например, статья Татьяны Галковской «Семья на распутье: кодекс «Золотого тельца» или христианская мораль» («Зеркало недели», № 47, 7.12.2002). Разговор о семейной жизни ведется с психологом одной из столичных гимназий, кандидатом психологических наук Валентиной Гараевой.
Повод для интервью — пессимистичный. «Семья как общественный институт постепенно отмирает… Многим кажется, что коль брак все чаще становится временным, то он теряет смысл… Посмотрите, как сегодня высока статистика разводов: распадается чуть ли не каждый третий брак… Роль мужчины как кормильца и защитника семьи практически сведена к минимуму… Женщины все чаще приходят к выводу: жить с мужем просто потому, что «так принято», слишком обременительно…» и так далее. Как говорит госпожа психолог, «сегодня семейные отношения все чаще переходят в разряд коммерческих, в них больше прагматики. Новый Семейный кодекс узаконил брачный контракт, оговорил юридическую и финансовую сторону помолвки, легализовал гражданские браки». После подобного вступления совершенно трудно представить, какой же выход может быть найден из сложившейся ситуации.
А выход, оказывается, есть! Как утверждает психолог, основа всего — христианское воспитание. Тут журналистка восклицает: «Вы хотите сказать, что необходимо вернуться к религиозному воспитанию?» «Вас это страшит?», — спокойно спрашивает собеседница. И далее, выслушивая недоумевающие замечания Т. Галковской, продолжает, что «семья — это ведь не только общие финансы и распределение домашних обязанностей. Сегодня людям в первую очередь нужны эмоциональная поддержка, психологическая защита, душевное общение… В сознании подавляющего большинства образ счастливого человека неразрывно связан с семьей, надежным «тылом», «пещерой», где можно отдохнуть от дел ратных, набраться сил, а в случае чего — «зализать раны». К тому же, по словам психолога, заповеди «служи Богу, а не «мамоне», «собирай богатства на небе, а не на земле», «не убий» священны… А современных родителей больше волнует порядок в доме и собственный покой, чем душа ребенка».
Дальше В.Гараева приводит интересные цифры. Институт проблем воспитания провел небольшое исследование, во время которого были опрошены ученики общеобразовательных школ. «На вопрос «Принимаешь ли ты христианство?» положительно ответили 80% подростков. С точки зрения 75% детей вера в Бога помогает человеку в жизни». 65 % опрошенных отметили, что знание Библии помогает им в жизни, а 41% учеников признались, что в их жизни были случаи, когда именно заповеди Божьи спасли их от совершения плохих поступков. В связи с этим психолог настаивает на том, что прививать христианские ценности детям в школах однозначно нужно. Многие учителя, по мнению В.Гараевой, «уверены, что необходимо вернуться к истокам, формировать личность ребенка, его отношение к семье именно на основе христианских ценностей: умении понимать, сочувствовать, быть терпимым, толерантным, ответственным и верным, уважать старших и младших».
Мудрые, позитивно настроенные по отношению к Церкви ответы опытного профессионального психолога В.Гараевой все же были «нейтрализованы» журналисткой Галковской и дальнейшим комментарием директора Украинского колледжа им. Сухомлинского Василины Хайрулиной.
Что касается журналистки, то она выступала целиком в духе «Зеркала недели» («Христианству — бой!»). «Разве выживет в нашем мире человек, считающий, что всегда нужно помогать слабому, — а если этот слабый в ответ оттолкнет тебя и займет твое же рабочее место?» — вопрошала «акула пера». И вела разговор в том же духе: «Религия учит не роптать на судьбу, смиренно воспринимать ее такой, какова она есть. Мне кажется, что это не всегда хорошо». Что касается семейной жизни, то тут отношение журналистки совершенно очевидно: «Вы все время защищаете семейный образ жизни. Но зачем создавать семью, брать на себя определенные юридические и финансовые обязанности, если, к примеру, человеку вполне достаточно временных партнеров?»
Вышеупомянутый директор колледжа им. Сухомлинского высказалась таким образом: «Именно уроки этики дадут возможность детям задуматься над такими вопросами, как «мое место в жизни»… Мы вовсе не стремимся привести ребят в церковь: об основах изучения догматов церкви, христианской морали речь не идет. Я где-то читала, что американские ученые взвесили душу — что-то около трех граммов. А коль она есть, то ее нужно также тренировать».
Как все-таки хорошо, что американские ученые взвесили душу и доказали некоторым нашим согражданам, что она существует! Осталось только Царствие Небесное сфотографировать. Чтоб сомнения совсем развеять.

17.12.2002. КИЕВ. Вышел очередной выпуск приложения к газете «Киевский телеграф» — «Православный мир»

Открывает «Православный мир» («Киевский телеграф», 16-22.12.2002) статья «Народный заступник» о святителе Николае Мирликийском. Этот святой, говорится в материале, «является особо любимым православными. К нему обращаются с молитвой о помощи в самых тяжелых жизненных ситуациях». Описывая жизненный путь святителя Николая, автор статьи подытоживает: «…Со смертью его помощь не прекратилась, а еще больше усилилась. На протяжении более полутора тысячи лет он остается заступником всех, обращающихся к нему с молитвой».
«Свет Святого Православия сияет над Украиной», говорится в материале Алексея Маркевича «Господь всеми путями ведет людей к спасению». Речь в статье идет о случаях «последнего времени, показывающих, что наша родина не обделена чудесами Господними». Например, удивительном отображении Владимирской икон Божией Матери и Спасителя на покрывающих их стеклах в храме Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при Киевской областной клинической больнице. Или чудотворной иконе Божией Матери именуемой «Скорбящая», которая пребывает сейчас в Свято-Троицком соборе Симферополя. «Вера неизменно посрамляет скептиков, и Божьи чудеса происходят рядом с нами, — говорит автор. — Они наглядно доказывают, что Святое Православие в Украине возрождается, что именно с ним связано и грядущее возрождение страны».
Также «Православный мир» предлагает читателям статью «Первое крещение Руси» о «Фотиевом крещении» Киевской Руси, которое остается забытой страницей отечественной истории; рассказ «Андреевские пасторали на Днепровских кручах» о недавно построенном храме-часовне святого Андрея Первозванного неподалеку от Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. В разделе «Церковь и государство» помещено обращение Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира к председателю Верховной Рады Украины Владимиру Литвину по поводу принятия проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях».
Также можно найти в православном приложении объяснение Господней молитвы, новости церковной жизни и интервью с архиепископом Львовским и Галицким Августином.
Отдельно хотелось бы отметить статью писателя Яна Таксюра «Беспечность без логики». Известный писатель, поэт, автор, ведущий и участник многих телевизионных программ с горечью констатирует: «Мы, люди, считающие себя образованными, не только ничего не знаем о Творце, о вере, о спасении души и о Спасителе, но и судим о них с точки зрения такого малопригодного источника, как институтский учебник научного атеизма». Говоря о «снисходительном» отношении отечественной современной интеллигенции к вере, Ян Таксюр замечает: «Мы свободно рассуждаем о вещах, неизмеримо более сложных, чем сопромат, даже не пытаясь понять точку зрения «противоположной стороны». Мы дерзаем отказывать в бытии Тому, Кто создал и микробиологию, и литературу, и искусство, а главное, нас самих с нашей способностью о них говорить. Где логика? Где последовательность?» «Не слишком ли высокую цену мы так нелогично платим за свою лень и гордую самоуспокоенность?, — вопрошает автор. — ведь эта цена — наша вечная жизнь». В заключение — призыв, к которому нельзя не прислушаться: «Будем же вместе, без предубеждения гордого и, в сущности, поверхностного отрицания, искать и находить ответы на столь важные для нас вопросы. Сделаем шаг в реальный мир Божьей правды, которая столько лет питала и питает землю, на которой мы живем».

17.12.2002. КИЕВ. Несмотря на абсолютное неприятие верующих УПЦ и позицию ее Предстоятеля, законопроект, представленный Госкомрелигий, так и не отозван из Верховной Рады

Комментируя настойчивые попытки Госкомрелигий вопреки мнению большинства религиозных организаций Украины «протянуть» поправки к Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях», аналитики приложения к газете «Киевский телеграф» «Православный мир» считают, что таким образом «при нынешней напряженной политической ситуации упорно лоббируются меры, настраивающие православных против действующей власти, которые принимают позицию Госкомрелигий за общегосударственную».
«Аксиома любой демократической страны: правительственные структуры должны обслуживать интересы большинства избирателей. Ведь, в конечном итоге, избиратели и формируют состав самого правительства, и оно должно быть им полностью подконтрольно. В полной мере это относится и к религиозной сфере жизни общества, где традиционные конфессии и, в первую очередь, наиболее многочисленная (как правило, она же является государствообразующей), пользуются особым вниманием со стороны государства. Все законы строятся именно в этом направлении, без чего в принципе невозможна современная модель демократического государственного устройства. Показательно недавнее подписание в Грузии Конституционного соглашения между Церковью и государством, которое признает особую роль Православия в Грузии и создает для деятельности Церкви максимально благоприятные условия.
У нас же руководитель Госкомрелигии демонстративно игнорирует интересы большинства населения страны, внося в парламент проект закона, в котором не учтено ни одно (!) из предложений наиболее многочисленной конфессии — Украинской Православной Церкви. При этом напрашивается вопрос: зачем при нынешней напряженной политической ситуации упорно лоббируются меры, настраивающие православных против действующей власти, которые принимают позицию ГКР за общегосударственную?
На прямой линии в Кабмине председатель ГКР прибегает не только к откровенной лжи, заявляя, что «мы внесли в новый законопроект предложение, чтобы Церковь получила статус юридического лица», но и к оскорбительным высказываниям. Иначе нельзя расценить комментарий г-на Бондаренко к письму Предстоятеля УПЦ о недопустимости принятия нового закона в редакции ГКР, что «…случается, некое письмо подписано, но на самом деле глава той или иной Церкви его не подписывал». В цивилизованной стране госчиновник, допускающий подобный тон по отношению к лидеру крупнейшей религиозной конфессии, должен немедленно уходить в отставку. Кстати, об отставке… Недавно глава Госкомитета на одной из конференций заявил о своем неприятии особых отношений между региональными властями и доминирующими в регионе религиозными конфессиями, потребовав для этого даже предоставления ГКР контрольных полномочий над региональной властью. Как известно, в Донецкой области благодаря усилиям бывшего главы облгосадминистрации Виктора Януковича были выстроены так не нравящиеся г-ну Бондаренко «особые отношения» с Православной Церковью, что чрезвычайно позитивно было воспринято всеми верующими. Атмосфера партнерства и доверия, установившаяся в Донецкой области между региональной властью и Церковью, стала существенным вкладом в общественную стабильность, образцом церковно-государственных взаимоотношений в соответствии с общеевропейскими цивилизованными нормами. Председатель ГКР отстаивает совершенно иную политику и, думается, что теперь он, как принципиальный человек, должен сам написать соответствующее заявление.
Пока же, несмотря на абсолютное неприятие верующих УПЦ и позицию ее Предстоятеля, законопроект ГКР так и не отозван из Верховной Рады. Однако понятно, что подавляющее большинство народных депутатов, вне зависимости от фракционной принадлежности, не допустят воскрешения тоталитарной религиозной политики, которая сделает невозможной интеграцию Украины в объединенную Европу».

17.12.2002. КИЕВ. «Комсомольская правда в Украине» всячески пытается «вывести на чистую воду» многочисленные чудеса и исцеления, которые совершаются у мощей убитого большевиками священника

«Нетленные мощи священника, зверски убитого большевиками в 1918 году, якобы исцеляют от всех болезней. На месте чудесных событий побывал спецкор «Комсомолки», — в этом предложении для большей издевки не хватает разве что поставить слово чудесных в кавычки. Читателям газеты «Комсомольская правда в Украине» прямо таки с первой полосы намекают, что в материале под заглавием «Возвращение распятого Константина» («Комсомольская правда в Украине», № 223, 4.12.2002) рассекретят наконец Церковь с ее «исцелениями».
А статья-то ведь действительно о чудесах. И еще о страданиях человеческих. О том, как в годы революции в одном Российском селе в Мордовии безбожники на глазах прихожан зверски убивали благочестивого священника местной церкви отца Константина. Как пьяные «товарищи» распяли батюшку на воротах церкви, а потом похоронили на краю кладбища. О том, как уже в наше время молодой священник Михаилоархангельской церкви мордовского поселка Большое Игнатово Александр и два его друга вели постоянные поиски могилы мученика Константина, решив во что бы то ни стало перезахоронить останки протоиерея по православному обычаю. Как откопали тело отца Константина, а оно оказалось нетленным и источающим благоухание. Как, наконец, прикладываясь к мощам, огромное количество истинно верующих и страждущих людей получило благодатное исцеление. Беспутная женщина излечилась от СПИДа и после этого постриглась в монахини. Ребенок чудесным образом был избавлен от рака мозга. Женщина, больная церебральным параличом, получила послабление в болезни. Выражаясь словами журналиста, даже «саранскому менту, подстреленному бандитами, покойный священник даровал здоровье. И так далее».
Как видно, журналист, рассказывая о происходящих чудесах, никак не может унять свой скепсис. То от отца Александра требует предоставить заключение медэксперта об осмотре мощей батюшки Константина, то показать «тело Константина», чтобы убедиться, «что оно нетленное». То приводит в пример слова неверующей части местных жителей, которых «сомнение берет, на самом ли деле он нетленный в гробу? Зачем его запеленали?».
«Мощи священника, зверски убитого большевиками в 1918 году и найденные недавно в Мордовии, исцеляют от всех болезней, — пишет журналист. — Во всяком случае, в это верят паломники со всей России». И только одной «Комсомолке» требуется еще комментарий патологоанатомов, объясняющий технологический процесс «превращения в мощи».

17.12.2002. КИЕВ. Газета «День» вновь выступает со своими претензиями к Московскому Патриархату

Снова Московская Патриархия оказалась под неусыпным оком религиозного обозревателя газеты «День» Клары Гудзык. В статье «Московский патриархат: компромиссов не будет» («День», № 227, 10.12.2002) журналистка сурово сообщает о том, что глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл (Гундяев) заявил о нецелесообразности предоставления Украинской греко-католической церкви статуса патриархата. «Этот шаг будет означать, что Ватикан учреждает Патриархат там, где он уже существует», — заявил владыка Кирилл. В случае если Святой Престол пойдет на такой шаг, встреча Папы Римского и Московского Патриарха, которая могла бы привести к улучшению отношений между Москвой и Ватиканом, «будет исключена».
Следующим пунктом, который вызвал нервное недовольство Клары Гудзык, стал комментарий архиепископа Львовского и Галицкого Августина по поводу приглашения в Украину Святейшего Патриарха Алексия ІІ, прозвучавшего во время пресс-конференции во Львове из уст кардинала УГКЦ Любомира Гузара. Как известно, владыка Августин довольно резко высказался против такой инициативы главы украинских униатов, что вызвало бурю протеста в душе религиозной обозревательницы «Дня». «Как видим, — пишет К.Гудзык, — московские православные политики при всех обстоятельствах остаются при своем верном мнении, не унижаются до переговоров и компромиссов и при всех обстоятельствах свято почитают церковный этикет».
Да, мы видим и знаем, что г-жа Гудзык может ерничать сколько душе угодно по поводу любого события, происходящего в церковной среде. Может называть православных архиереев «православными политиками», и вообще писать и перевирать информацию о РПЦ и УПЦ как ей вздумается. Церковное священноначалие все равно все будет решать не по политической целесообразности, а руководствуясь священными канонами, имея за плечами тысячелетний опыт и мудрость, переданные святыми отцами, при этом не спрашивая советов у псевдоправославных «журналисток».

17.12.2002. КИЕВ. Даже рассказывая о благотворительной деятельности Украинской Православной Церкви, журналистка К. Гудзык все же не может удержаться от упреков и обвинений

В рубрике «Актуальное интервью» в газете «День» — разговор известной своей нелюбовью и придирками к УПЦ журналистки Клары Гудзык и главы Отдела благотворительности и социального служения при Священном Синоде УПЦ протодиакона Сергия Косовского («Благотворительность всегда была частью служения Православной церкви», «День», № 228, 11.12.2002). О работе Отдела, возглавляемого отцом Сергием, известно немало, поскольку сайт «Православие в Украине» и «Вестник пресс-службы УПЦ» постоянно освещают деятельность этой церковной структуры.
Интересно другое — как в разговоре о доброделании г-жа Гудзык постоянно пытается перекрутить слова протодиакона Сергия и сделать выводы прямо противоположные тому, о чем говорит глава Синодального отдела. Достаточно привести вопросы, которые задает о. Сергию неугомонная журналистка. Например, «Вы не упоминаете украинских богачей. Почему? Разве частная благотворительность не играет особой роли?»; «Известно, что прихожанами и защитниками прав (! — ред.) УПЦ являются многие крупные украинские бизнесмены, богатые люди. Не странно ли, что они не делают свой взнос в благотворительность?». Кроме того, откуда поступают пожертвования в Церковь, также не дает покоя журналистке и размер помощи нуждающимся. «Как я поняла, каждый из перечисленных вами 20-ти проектов, так или иначе, помогает 20-30 людям. В наше время — это капля в море нуждающихся. Неужели у церкви, в которую входит больше 10 тысяч приходов, нет возможностей на большее?»; «Религиозная ситуация в стране сложная — раскол православия, конкуренция между церквями и подобное. Может именно по этой причине иногда слышны обвинения в адрес УПЦ, благотворительная деятельность которой якобы неадекватна ее размерам — количеству приходов, церковным доходам и подобное».
Что же именно интересует на самом деле К. Гудзык — сама благотворительная деятельность УПЦ или конкретные имена «украинских богачей», которые благотворят на приходах, помогая Церкви заботиться о нищих и обездоленных? И почему она не хочет понять, что Синодальный отдел в основном занимается координацией благотворительной деятельности Церкви, а каждый из 10 тыс. приходов УПЦ занимается ею постоянно, помогая нашему многострадальному народу чем может.

17.12.2002. КИЕВ. Наконец-то, рассказывая о свирепствовании нечистой силы в домах людей, журналист центральной газеты написал, что справиться с «полтергейстом» — только Богу под силу

Очень часто на страницах массовых изданий появляются статьи про «полтергейсты» и всевозможные кошмары, которые творятся в квартирах и домах. При этом всегда упоминается, что кроме гадалок, «экстрасенсов» и «биоэнергетиков», страдающие от «домовых» люди обращались и к священникам. «Но и это не помогало». Одной из таких безотрадных статей была публикация от 27 сентября крымского собкора газеты «Факты» Николая Скрипника «Перед тем как поджечь обои или шторы, наш домовой «курит» и разбрасывает окурки по комнатам». В материале этом, на фоне всех ужасов, которые переживали обитательницы «неспокойной» квартиры, не было и намека на надежду и избавление. Так, написали о чьем-то кошмаре, а помочь чем — не знаем.
Ответом на эту публикацию стала статья журналиста «Фактов» Ярослава Галаса «В детстве, как только я оставалась в доме одна, из-под кровати выползало чудовище, напоминающее гигантскую змею. Оно поднималось в человеческий рост и, глядя на меня, угрожающе раскачивалось» («Факты и комментарии», № 230, 11.12.2002). В этом материале речь идет о семье, которой «удалось усмирить» нечистую силу с помощью Святого Писания.
История страшная и понятная людям верующим. В доме жила ворожея — колдовала на «мертвой» воде, «в качестве колдовского амулета держала возле дома змею». После ее смерти в комнатах стал раздаваться стук, «нечто появлялось по ночам возле кровати», сильно стучало в комнате и на чердаке. Для обитателей дома — молодой супружеской пары — наступили черные времена постоянного страха и отчаяния.
«Избавиться от этих ужасов нам удалось лишь через пять лет, — рассказала корреспонденту «Фактов» жительница злополучного дома. — И помогла нам в этом Библия. В нашем доме Святого Писания не было, а достать его тогда было очень трудно… Ее привез родственник из Одессы… Ночью, когда мы уже легли спать, возле окна раздался громкий рев, похожий на коровье мычание, от него задрожали стены… Позже я прочитала в Библии, что демоны, покидая людей, издают страшный рев. С того дня в доме прекратились ночной грохот и другие непонятные вещи — злой дух исчез».
Но публикация интересна не «жуткостью» истории, а выводами, которые сделали обитатели ворожеиного дома: «В появлении демонов виноваты сами люди. Они вызывают потусторонние силы, занимаясь колдовством, спиритизмом или магией (иногда даже несерьезно, «по-детски»), а затем не знают, как от них избавиться». Как говорила дочка хозяйки дома, она позвонила героям крымской публикации «Фактов» в Керчь и предложила немедленно уничтожить или выбросить оккультную литературу, которая все еще осталась в квартире (в частности, «Практическое пособие по черной магии»). Примечательно, что девушка, выросшая среди бесчинств злых духов, через газету просит людей очистить свою жизнь и утверждает, что для того, чтобы «домовой ушел, нужно не только исполнение формальных религиозных обрядов, а и безграничная вера в Бога».

17.12.2002. КИЇВ. Для того, аби позбавитися вітчизняних відьом, журналіст газети „Хрещатик» пропонує… дати їм вищу „відьомську» освіту

„Церква вважає одним з тяжких гріхів діяльність усіляких чаклунів. У середньовіччя їх навіть спалювали», — написав у своїй статті „Відьомський вишкіл» („Хрещатик», № 188, 13.12.2002) журналіст Валерій Новосвітній. Досить гостро він критикує „народних цілителів і цілительок», які курячими яйцями знімають наслані закляття та приворожують хлопців на замовлення особливо „закоханих» дівчат. З обуренням автор мовить про те, що фото „екстрасенсів» „з рекламних сторінок газет пропонують прикласти… до хворої сідниці чи голови. Вони окупували телеканали. А на Петрівці чи в підземних переходах безліч літератури про чорну й білу магію, гіпноз, кодування». „Немає нічого гіршого за безталанних самоучок або професіоналів з прихильним ставленням до темних сил», — вигукує в розпачі журналіст.
Далі в матеріалі він наводить приклади того, як сильно шкодять людям отакі доморощені „знахарі», оповідає, як цивілізована Європа бореться з цим шкідливим явищем, і пропонує свій варіант подолання чаклунства на теренах України.
Виявляється, на думку автора, з відьмами та „мерзенними чаклунами» в нашій державі треба вчинити жорстко — відкрити для них… школу чародіїв. Як в Австрії. За В.Новосвітнім виходить, що наших неграмотних знахарок треба навчати „астрології, історії і практики чаклунства, медитації», розвивати інтуїцію, проводити „заняття з хімії, фізики, біології, допомагати знатися на травах, грибах і виготовляти з них цілющі відвари».
Авжеж, українським відьмам конче необхідна вища чаклунська освіта. Їм треба слухати лекції та відвідувати лабораторні практичні заняття, де їх навчатимуть як правильно збирати воду, „котрою омивали мерця», сушити курячі та жаб’ячі лапи, перетворюватися на чорну кішку чи змію. Потім треба буде ще видавати дипломи і наказати державі, аби працевлаштовувала „молодих фахівців». Тоді, згідно міркувань журналіста, мабуть поменшає в Україні жертв і постраждалих від „знавців чорної та білої магій», адже останніх в державному відьомському вузі за кошти громадян навчать „навичок самозахисту від недоброзичливців» — тобто від нас з вами. Радіймо!

14.12.2002. КИЕВ. Газета «Сільскі вісті» утверждает, что чиновников Киевской области «распинают на кресте моральных страданий» за связи с отлученным от Церкви Филаретом

В газете «Сільскі вісті» от пятницы, 13 декабря 2002 года, опубликована статья Степана Колесника «Магистр государственного управления — на бирже труда». Это душераздирающий рассказ-плач об увольнении с должности главы Сквирской райгосадминистрации Василия Галюка. Как не причитал опальный голова «У меня же семья!», как не напоминал о своих заслугах перед Родиной (за Кучму в районе проголосовало 80 %, а «За единую Украину» -16 %) наслали таки на него КРУ, «искателей» и «карателей», для которых самое главное — «распять человека на кресте моральных страданий». Галюку предложили другую работу, а затем уволили. Как же он теперь, действительно, семью кормить будет? Куда же ему сиротинушки деться, уж не на паперть ли податься? Читаешь такое в «газете защиты интересов селян» — ком к горлу подступает. Уж лучше снова быть заброшенным в пустыню афганскую, чем в Украине остаться без властного кресла!
На статью эту не стоило бы обращать внимания (мало ли у нас публикуется глуповатой «заказухи»?), если бы не два обстоятельства. Первое касается жанрового своеобразия материала. Он написан в стиле популярного жанра «пленок майора Мельниченко» с приведением диалогов полугодовой давности опального главы райадминистрации с областными руководителями. Будто Колесник сидел с диктофоном под диваном у Галюка, записывал перебранку с начальством и решил обнародовать в газете расшифровку:
«Василий Галюк позвонил первому заместителю Засухи В. Семеновскому:
- Владимир Васильевич, хотел бы просить вашего разрешения не ехать завтра в Киев. Да нет, в районе никакого отклонения от компаса нет. Но завтра в Сквиру должен приехать его святость патриарх Филарет.
В трубке подозрительно замолчало, засопело, а после раздраженно прохрипело:
- А на хрена он тебе сдался!…»
Майор Мельниченко предъявил хоть какие-то пленки, а что будет предъявлять Колесник? Зачем так подставлять газету?
Второе обстоятельство — это попытка связать увольнение главы райадминистрации с его приверженностью к филаретовской УПЦ-КП. Что называется, пришили кобыле хвост! С большим основанием, Галюка можно назвать жертвой гонений губернатора Киевской области на СДПУ (О), ведь он является руководителей районной организации этой партии, и под его руководством находиться, как утверждает Колесник, «1500 штыков». Если же «партия законников» отказалась от его защиты, это говорит лишь о том, что чиновник действительно, проштрафился, и наказание ему — заслуженное. Наконец, неплохо было бы сначала проанализировать результаты проверок райадмсинистрации, судебную тяжбу по поводу товарищества «Хлебороб», которое в нарушение закона возглавлял Галюк (и за что был судом наказан штрафом), а не объявлять его «жертвой» православного губернатора.
По свидетельству Колесника, услышав по телефону нехорошее слово о Филарете, Василий Галюк (прошедший Афганистан!) растерялся и «у него даже речь отняло»! Голова «разволновался и даже забыл, где он находится. Вдруг показалось, что его снова бросили в Афганистан, что он стоит на крутой скале, а внизу клокочет бездонная горная пропасть». Вот до какой степени, оказывается, у нас запугано чиновничество! Даже от телефонного разговора оно теряет ориентацию во времени и пространстве! Что же с таким руководителем станет, случись в районе авария, оледенение, отключение света и т.п.?
А что было бы с Галюком, если бы он прочитал высказывания о Филарете основателей той «церкви», которую сам Филарет ныне и возглавляет: «Филаретовщина — это самая большая беда Украины» (Мстислав Скрипник, «святейший патриарх»; «Филарет — это люцифер украинского народа» (Димитрий Ярема, «святейший патриарх»). Или прочитал бы заявление покойного предшественника Филарета — Владимира Романюка, «святейшего патриарха», в столичное УБОП, где Филарет обвиняется в связях с криминальным миром и в попытках отравить самого заявителя!
Однако «Сільскі вісті» решили строго придерживаться нелепой версии страданий чиновника «во имя Филаретово». Оказывается, последний даже просил Президента Кучмы (когда тот награждал анафему орденом Ярослава Мудрого) не трогать Галюка. Вот как наш раскол блюдет принцип «отделения церкви государства»!
Нагородив гору лжи об Украинской Православной Церкви (Блаженнейший митрополит Владимир именуется в ней «Сабоданом»), «СВ» стали доказывать, что не встречаться с Филаретом — это чуть ли не преступление перед Украиной. Но ведь в христианском мире, частью которого хочет быть Украина, с Филаретом и так никто не встречается: он за церковные преступления отлучен Церкви, предан анафеме, законность это акта признана всеми Православными Церквями мира. А благодаря нашему законодательству по Украине табунами ходят такие же самозванцы, имеющие себя «митрополитами», «патриархами», «апостолами» и даже «богами». Неужели все наши чиновники обязаны перед ними танцевать «польку-бабочку»?
«А в России выгнали б чиновника, если бы он не принял патриарха Алексия?», — задаются вопросом «Сільскі вісті». По иронии судьбы в Украине гонимыми за неприятие Филарета оказались бы ближайшие к газете политический и государственные деятели, прежде всего лидер социалистов Александр Мороз, который даже будучи головой парламента, считал, Филарета, расстриженного столькими патриархами, уважающий себя и Украину политический и государственный деятель, принимать просто не имеет права.
А может «Сільскі вісті» «Филарет попутал», 13-е число, знаете-ли, да еще и пятница…

13.12.2002. КИЕВ. «Святая Русь» на страницах «Русского мира»

На защиту канонического Православия активно выступает на своих страницах издание Русского движения Украины «Русский мир», где рубрика «Святая Русь» размещается на целой полосе. В номере «Русского мира» за ноябрь (№ 8) 2002 года на страничке, посвященной Украинской Православной Церкви, можно найти объяснение церковных праздников и памятных событий, поздравление от имени председателя Русского движения Украины А.Г. Свистунова архиереев УПЦ с юбилейными датами, материал о новомученике ХХ столетия архимандрите Александре (Вишняковом), казненном в годы фашистской оккупации.
Хотелось бы отдельно отметить материал журналиста «Русского мира» Константина Михайлова «События в октябре», посвященный произошедшему в церковной среде за месяц. Автор касается и участия православных в парламентских слушаниях «Украина и НАТО», и конференции «Необходимость объединения усилий Церкви и общества для спасения будущих поколений», которая состоялась по благословению архиепископа Овручского и Коростенского Виссариона в г. Коростене. Также затрагивает Константин Михайлов празднование 60-летия УПА сторонниками Киевского патриархата. Из рассуждений автора четко видна его позиция по отношению к раскольникам и их действиям. «В праздничный день, когда вся православная Украина славила Покров Пресвятой Богородицы, раскольники и униаты проводили так называемые богослужения по поводу 60-летия создания Украинской повстанческой армии, — говорится в материале. — …Эти военные формирования, вооруженные гитлеровской Германией для борьбы с Советским Союзом, хорошо известны своими преступлениями и зверствами, прежде всего против мирного населения Западной Украины, в том числе и против архиереев и священников Русской Православной Церкви». «По-видимому, — замечает автор, — неслучайно предатели Русского Православия оказались в одном лагере с предателями своего народа, как во времена гитлеровской оккупации Украины, так и в нынешние смутные времена».
Также «Русский мир» публикует заявление Русского блока по поводу имеющих место в Полтаве нарушений законодательства Украины в области межконфессиональных отношений и посвященный этой же теме материал «Православие в Полтаве. Война за храм, война за души». Собственный корреспондент издания в Полтаве Николай Кузнецов взял интервью у настоятеля местного Свято-Николаевского храма иерея Стефана Водяника. Отец Стефан вместе со своей общиной вернулся из Киевского патриархата в лоно канонической УПЦ, после чего подвергается постоянным нападкам и угрозам со стороны местных раскольников. «Эта квазицерковная организация, — говорит автор о сторонниках отлученного от Церкви Михаила Денисенко, — незаконно, при пособничестве местных властей, хочет заполучить здание церкви (Свято-Николаевской — прим. ред.) в свое владение». Рассказывая о гонениях, которые выпали на долю общины, отец Стефан приводит курьезный случай неадекватного поведения раскольников во время их попытки захвата храма. «…Инициативу в свои руки взял «священник» Дедюхин и с пилкой в руках приступил к работе. Видя это, наши прихожане стали пробираться к нему через толпу раскольников, а те… Те начали просто орать. Представьте картину: стоит человек 20 взрослых дядь, теть и, завидев нас, поднимают банальных крик. Мало того, на крыльце храма «священник» в рясе быстро-быстро пилит дужку замка и за компанию с подельниками тоже орет: «А-а-а! О-о-о!». Ор стоит как на стадионе». К счастью, голосистым захватчикам так и не удалось проникнуть в храм, что однако не исключает повторения подобных попыток в будущем.
Надеемся, в дальнейшем «Русский мир» также будет активно освещать деятельность Церкви и твердо стоять на позициях защиты канонического Православия.

13.12.2002. КИЇВ-ХАРКІВ. Газета „Голос України»: до хоспісу люди йдуть не помирати, а пожити й прийти до згоди з собою і Богом

Добрий людяний матеріал присвятила газета „Голос України» одному з проявів благодійницької діяльності Церкви — Харківському обласному медико-соціальному центру — хоспісу, який діє під керівництвом заслуженого лікаря України, диякона УПЦ Віталія Екзархова („Останній прихисток», „Голос України», № 231, 6.12.2002).
Хоспіс, як відомо, це „заклад для приречених, переважно неоперабельних ракових хворих». Тож, як говориться у статті, „допомогти прожити останок життя достойно, звільнити людину від болю, дати їй можливість примиритися з собою, а також знайти сенс свого життя… і смерті — така мета Харківського обласного медико-соціального центру».
Розповідаючи про діяльність хоспісу в Харкові, журналіст Леонід Логвиненко зазначає, що, хоч сучасний хоспісний рух і розпочався на заході, в „українській історії прикладів милосердя до немічних також багато. Згадайте запорожців, які останні дні проводили в монастирях, доглянуті ченцями».
Організував перший в Харкові заклад для догляду за смертельно хворими відомий лікар-анестезіолог Віталій Екзархов, який працював у лікарні швидкої допомоги. Фінансову підтримку надав тодішній голова міськвиконкому Євген Кушнарьов. „Спочатку хоспіс був оточений легендами, що закордонна допомога пливе річками, а зарплату видають доларами, — розповідає журналіст. — А насправді медсестри отримують 150-200 гривень. У лікарів платня не набагато вища… Працюють лише ті, чий сенс життя — милосердя».
„Іноді ми стикаємося з нерозумінням: мовляв, навіщо нам черговий лікар у штаті, хірург, психотерапевт вищої кваліфікації — наші бабусі та дідусі й при сестрах помруть, — говорить Віталій Екзархов. — Вибачте, але ми їх не помирати беремо, а пожити й потім прийти до згоди з собою і Богом».
Добра чуйна стаття про заснований на базі православного братства святителя Луки хоспіс має єдину ваду. Говорячи про діяльність братства, журналіст пише: „Традиційно хоспіси не мислилися без монастирів, храмів. Тут діє церква на честь святителя й проповідника Луки. А також відомого професора хірургії і архієпископа Симферопольського й Кримського Валентина Войно-Ясенецького». Надалі йде розповідь про Валентина Войно-Ясенецького, його страждання за віру від безбожної влади. Але ж… В журналістський матеріал вкралася прикра помилка, адже канонізований нещодавно Українською Православною Церквою святитель Лука (Войно-Ясенецький) і є тим самим професором хірургії, архієпископом Симферопольським і Кримським. А Валентином він звався лише до того, як прийняв постриг у монахи з ім’ям Лука. Тому церква, що знаходиться при Харківському хоспісі, а також і братство носить ім’я однієї людини — святителя Луки (Войно-Ясенецького) — блискучого видатного талановитого хірурга і доброго самовідданого духовного пастиря, який понад усе ставив спасіння душі людської.