Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

П. Бройде. Проблема деструктивных сект в Украине

ПРОБЛЕМА ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕКТ В УКРАИНЕ

Павел БРОЙДЕ,
исполнительный директор
восточноевропейского правозащитного Центра семьи и личности «Диалог»

С этой трибуны сегодня уже много говорилось как о самом явлении тоталитарных сект, так и об их негативном влиянии на жизнь, психику, здоровье и благополучие людей. Но хотелось бы сказать о том, как решаются эти проблемы за рубежом: в постсоветских странах и в странах Совета Европы, куда так стремится Украина.

На наших глазах происходит изменение отношения к тоталитарным сектам во всем цивилизованном мире. Сектозащитники могут сколько угодно объяснять противодействие сектам в Китае тоталитарностью китайского режима. Но чем они объяснят целый ряд решений Совета Европы и Европейского парламента по ограничению деятельности опасных сект? Совет Европы еще в восьмидесятых годах впервые высказал озабоченность этой проблемой. Всем стало ясно — так называемая реализация сектами права на свободу совести происходит за счет прав и свобод других людей, общества в целом. Поэтому Совет Европы и занялся этой проблемой.

В Европе действует FECRIS — Европейская Федерация Центров Исследования и Информирования о Сектантстве, имеющая статус официального консультанта Совета Европы. Корреспондентом FECRIS в Украине является наш Центр «Диалог».

Полтора года назад жесткий Закон о контроле над деятельностью сект был принят в цитадели прав человека — Франции. До этого Бельгия, Швейцария, Германия, Австрия уже имели ряд соответствующих положений в законодательстве. Еще в 1997 году новый Закон, пусть не столь жесткий, как следовало бы, но все же с рядом ограничений, был принят в России. Уже сейчас новое законодательство приняли страны Прибалтики. Даже среднеазиатские республики изменили свое законодательство в сторону европейских аналогов. Буквально две недели назад антисектантский Закон приняла Беларусь.

Мы можем однозначно говорить о тенденции. Тенденции формирования единой государственной политики, направленной на защиту прав и интересов граждан от посягательств тоталитарного сектантства. Только в Украине почему-то этой тенденции нет. Она по-прежнему полирелигиозное государство, где Белое Братство и тысячелетняя Украинская Православная Церковь равны перед законом. Уточню: речь вовсе не идет об ограничении прав личности, на том основании, что эта личность исповедует определенную доктрину или является членом тоталитарной секты. Но ограничивать деятельность самих организаций, посягающих на человеческую жизнь и свободу, необходимо. Нуждается в обуздании не только политический тоталитаризм и экстремизм, но и религиозный. Законодательство же Украины вовсе не защищает граждан от произвола преступных групп, стоит только любой из них получить беспрепятственно предоставляемый статус религиозной организации.

Украина не только имеет законодательство, открывающее фактически неограниченные возможности для любых сект, но и создает все возможные практические факторы для распространения сект на своей территории. Такие причины, как подорванная длительным периодом воинствующего атеизма духовность нашего народа, отсутствие государственных органов, контролирующих тоталитарные секты, коррупция в госаппарате, острейший дефицит информации у населения о самом явлении тоталитарных сект, их опасности и методах психологического воздействия, обманной вербовки, создали идеальный климат для деятельности запрещенных в цивилизованных странах сект.

Профессор Дворкин рассказывал о ряде случаев в мире и в России, повлекших смерть невинных людей под воздействием тоталитарных сект. Увы, эта трагедия не миновала и Украину. Кто вернет жизнь годовалому Богданчику, утопленному своей матерью-воспитательницей в колодце потому, что она сочла его одержимым дьяволом? Будучи членом неохаризматической секты «Благая весть», она без каких-либо сожалений утопила своего сына. И это произошло буквально через несколько недель после того, как наша конференция в Запорожье — «Православие и угроза тоталитарных сект в Украине» — причислила «Благую весть» к числу опасных сект, что вызвало целый поток истерических кляуз о якобы «попираемой свободе совести». Но кто теперь защитит права ребенка, которому уже не удастся вырасти? Кто ответит за это преступление? Только мать, которая фактически сама является жертвой сектантских психотехник?

А кто теперь вернет жизнь двадцатипятилетней Юле Масимец, умершей в Запорожской больнице из-за иеговистского запрета на переливание крови? Секта, пропагандирующая недопустимость переливания и рассказывающая о его опасности для здоровья, отказалась выделить деньги на покупку дорогого кровезаменителя для своей последовательницы. А ведь Юля могла иметь семью, нянчить детей, прожить долгую и счастливую жизнь.

Кто вернет жизнь двум детям, уморенным неохаризматическим «постом» этой зимой в Киеве своими родителями?

Даже циник ужаснется от убийства, совершенного членами оккультной секты в Житомире. Похищенная с целью вымогательства девушка была не только зверски убита оккультистами, но расчленена и съедена. При этом фаршем из человечины кормили четырехлетнего ребенка.

Это лишь некоторые случаи из тех, что нам известны. Из тех, что попали в поле зрения нашего Центра за последнее время. Нет никакого учета, статистики, контроля со стороны государства. Никто не может сказать, сколько людей заплатило своими жизнями за ультралиберализм украинского законодательства в этой области.

На сегодняшний момент более миллиона граждан Украины вовлечены в деятельность тоталитарных сект. Большинство из них — молодежь. Секты активно рвутся к власти. Сегодня это уже реальная угроза. Проникая в систему образования (около 8% педагогов в Украине — члены тоталитарных сект), они готовят авангард будущего тоталитарного режима. Ведь большинство тоталитарных сект имеют доктрину вполне земного «рая», естественно, под их полным контролем. И сейчас формируются механизмы прихода к власти. За ними стоят мощные финансовые возможности, а значит СМИ, коррумпированные чиновники и депутаты. Секты создают свои боевые отряды — службы безопасности или группы порядка у неохаризматиков, кшатрии у кришнаитов, «казачки» Богородичного Центра, боевики «Белого Лотоса», «морская организация» у сайентологов, боевики-наемники УНА-УНСО у филаретовского раскола и т.д.

Они формируют свои экономические структуры. Например, состояние мунитской корпорации превосходит состояние PHILIPS. Секты плотно блокируются с некоторыми политическими партиями. В частности, все помнят альянс неохаризматиков с Лазаренко. И на этом альянсе политическая деятельность сект не закончилась. Целые политические партии сегодня работают в Украине на сектантские интересы. Когда Генпрокуратура Украины попыталась выдворить из страны нигерийского неохаризматического пастора Сандея Аделаджа, в его поддержку выступило более пятидесяти народных депутатов, в том числе и нынешний председатель Комитета по вопросам культуры Верховного Совета Украины Лесь Танюк.

Сейчас, когда в Украине возникла организация, способная оказать помощь гражданам, пострадавшим от деструктивных культов, когда начала распространяться правдивая информация о сектах, их практике и истории, началось активное сопротивление нашей деятельности. Спектр его достаточно широк — от прямых угроз физической расправы до попытки использовать государственные органы и судебную систему. Действия сект вполне понятны — они рискуют потерять прибыль и влияние. Ведь человек, информированный о сущности тоталитарных сект, их методах воздействия и вербовки, уже надежно защищен. Мы видим свидетельство эффективности нашей информационной деятельности в жалобах самих руководителей сект на наш Центр «Диалог» — они пишут об уменьшении притока людей, об отказе родителей передавать детей под их «опеку», об отказе различных структур от взаимодействия с ними. А это уже результат, свидетельствующий о полезности нашей работы.

Секты интерпретируют распространение правдивой информации о них, как подрыв деловой репутации, разжигание межрелигиозной розни и ущемление их права на свободу вероисповедания. Но мы ведь категорически не против их права верить хоть в Саи Бабу как великого учителя, Рона Хаббарда как творца миров, или Сандея Аделаджа как апостола или отца всех народов. Хочет некий гражданин поклоняться жуку-скарабею или считать Марину Цвигун воплощением божества — это его личное дело, личное право и личные проблемы. Сам Бог даровал человеку свободу выбирать, и как человек распорядится этой свободой — дело его совести и ответственности перед Господом. Мы не имеем права его лишать этой свободы или ограничивать ее.

Но если под влиянием своих убеждений человек начинает совершать преступления, причинять ущерб обществу, морали, здоровью и психике других людей, то возникает вопрос защиты прав других граждан, и подобная деятельность должна быть ограничена. Об этом говорят не только международные правовые акты, но и Конституция Украины. Если секты используют методы психологического насилия, контроля сознания, мошенничества (злоупотребления доверием с целью извлечения выгоды), то речь идет уже не о неких мифических посягательствах на свободу совести, а о праве на свободу других людей, которые ничем не хуже лидеров сект. В любом случае и Всеобщей Декларацией Прав Человека и Конституцией Украины и других стран гарантировано право человека на информацию. Секты же добиваются цензуры. Они считают, что о них говорить и писать надо, как о покойниках — или хорошо, или ничего. Но слава Богу, цензура в нашей стране запрещена. И их попытки использовать государство для ее введения заведомо тщетны. В крайнем случае, есть демократические страны Европы, которые не позволят ограничить право наших сограждан на информацию.

Мы имеем дело с механизмами полного подавления человеческой свободы. Сегодня эти механизмы отрабатываются пока еще на отдельных личностях. Но уже есть тенденция их применения на национальном уровне. Эдмунд Берк сказал: «Каждая победа зла обязана тому, что много хороших людей ничего не делают». Будет ли Украина демократическим государством — зависит сегодня от нас. Я надеюсь, что в нашей стране найдется достаточно хороших людей, готовых действовать. Действовать ради свободы наших детей, ради свободы нашего общества от новой коричневой чумы.