Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион. Единство Христовой Церкви и грех церковного раскола

ЕДИНСТВО ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ И ГРЕХ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА

(богословско-канонический анализ)

Архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся (Мирная ектения)

Сегодня, имея богатейший материал по истории Церкви, с полным убеждением можно сказать, что борьба за святое единство и чистоту веры была неотъемлемой частью жизни чад Христовых. Жизнь святых отцов для Бога и ближних, их учения о Церкви, о достижении Царства Небесного являются для нас прекрасным руководством и вдохновением на пути спасительного богоугождения. Святой Ефрем Сирин, прославляя богоугодную жизнь отцов Церкви, говорит: «Они, как светила, осияли всю землю, пожив на ней среди терний и волчцов, — среди еретиков и людей нечестивых, как многоценные камни и дорогие жемчужины».

Полномочие учительства в Церкви даровано апостолам, а в лице их и через них епископам, пастырям Церкви. Еще при жизни Своей Иисус Христос, посылая их по городам, говорил им: ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10, 7). Потом, по воскресении Своем, Он даровал им власть всемирных учителей: итак идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20), т. е. они должны были возвещать не свое учение, а Христово. Дух Святой обещан им не для возвещения нового откровения и новых истин, а чтобы свидетельствовать о Христе, чтобы научить и напомнить апостолам все, что Он говорил им (Ин. 14, 26). Они называли проповедуемое ими учение благовествованием не своим, но Христовым (Рим. 1, 16; 15, 19), говорили, что они лишь посланники от имени Христова и как бы Сам Бог увещевает через них (2 Кор. 5, 20), соработники (1 Кор. 3, 9), домостроители тайн Божиих (1 Кор. 4, 1).

Проповедникам другого учения, противного благовествованию Христову, они возвещали: анафема да будет (Гал. 1, 8, 9).

Однажды после воскресения Своего Иисус Христос сказал ученикам: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 21-23). Это есть одно из существенных доказательств Божьего благословения и посланничества апостолов и их преемников для плодотворной церковной деятельности. Они являются орудиями на земле верховной власти Господа Иисуса Христа, они восприняли непосредственно от Главы Церкви власть пасти Церковь (Ин. 21, 15-17), т. е. управлять Церковью, власть законодательства в Церкви (Деян. 15, 28-29; 16, 4), власть надзора за поведением членов Церкви (1 Петр. 5, 2), власть суда с правом подвергать виновных наказаниям (Мф. 18, 15-17; 2 Кор. 13, 10; 10, 6 и др. ). Такой властью апостолы действительно пользовались. Известно, что они в 51 году постановили на Иерусалимском соборе правила и призвали верующих к исполнению их дарованной им властью: изволися Духу Святому и нам (Деян. 15, 28), давали заповеди от имени Иисуса Христа (1 Сол. 4, 2), производили духовный суд, готовые наказать всякое непослушание (2 Кор. 10, 6; 1 Кор. 4, 21). Господь Иисус Христос, вверяя апостолам власть учительства, священнослужения и управления, выразил при этом волю Свою, чтобы эта власть преемственно от апостолов продолжалась в Церкви до скончания века: и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 19-20). К ним в полной силе приложимы слова Спасителя: слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк. 10, 16). Не позволительно, — говорил св. Игнатий Богоносец, — без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердое и несомненно. . . Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу (Послания).

Богочеловек Иисус Христос является главой основанной им на земле святой Церкви. В день сошествия Святого Духа на апостолов, в день Пятидесятницы, исполнилось Божие обетование, и это историческое время считается началом, рождением призывающей, очищающей через покаяние и освящающей Церкви Христовой. Она основана не только божественной силой и волей, но и тем, что Иисус Христос Сам положил Себя в основание Церкви, стал Ее краеугольным камнем (Еф. 2, 20; 1 Кор. 3, 11). Она есть основанное Господом нашим Иисусом Христом общество истинно верующих в Него и образующих духовное тело Христово, в котором через учение веры, через богоустановленные таинства и видимое иерархическое руководство (священноначалие), посредством действия Святого Духа, под Главой Самого Иисуса Христа продолжается и будет продолжаться до скончания века то же великое дело просвещения, примирения с Богом Отцом и освящения людей, которое совершено нашим искупителем во время земной Его жизни.

Господь Иисус Христос основал Церковь для усвоения плодов искупления через синергизм каждым человеком, входящим через Крещение в состав ее и не предоставил ее себе самой, но и Сам находится во внутреннем и существенном единении с ней. Главенство Христово в Церкви состоит не в том лишь, что Он есть Основатель Церкви и религии Его имени, а в том смысле, что Он есть источник новой животворящей святой жизни, получаемой от Него, как от нового Адама, нового родоначальника, вместо прежней греховной жизни, получаемой по наследству от падшего прародителя, ветхого Адама, — главы и родоначальника падшего человеческого рода. В наставлениях Иисуса Христа даются твердые утверждения для понимания главенства Христова в Церкви и ее непобедимость силами зла: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Христос учил, что от Него зависит жизнь всего тела Церкви и каждого члена; Он есть лоза, а верующие в Него — ветви; вне Его, т. е. без нового рождения через привитие к Нему верующих, так же невозможна истинная жизнь, как невозможны жизнь и плодоношение ветви, отделенной от ствола дерева (Ин. 15, 1-6). О том, что церковные люди мистически (нам до конца непостижимо) соединены со Христом, видно со слов Его Самого гонителю христиан Савлу: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? (Деян. 9, 4), т. е. что ты гонишь Мою святую Церковь, которая не отделима от Меня.

Основание и источник святости и непогрешимости Церкви есть Господь — Глава Церкви (Еф. 5, 25-27), силой Святого Духа сохраняющий в ней во всей чистоте и невредимости божественную истину и предохраняющий ее от заблуждений. «Несомненно исповедуем, — говорится в «Послании Восточных Патриархов», — как твердую истину, что Кафолическая (Вселенская) Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения». «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, — говорит святой Ириней Лионский. Ибо в нее, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предания истины» (Против ересей). По мысли святого Иоанна Златоуста: «Церковь утверждена больше неба. . . Легче погаснуть солнцу, чем уничтожиться Церкви. . . Тот, Кто основал ее, говорит: небо и земля мимо идут, словеса же Моя не мимо идут».

Иисус Христос, предлагая учение о Церкви, всегда учил только об одной Церкви (Мф. 16, 18). Изображая Ее в притчах, Он говорил об одном стаде под водительством одного Пастыря (Иисуса Христа) и об одном овчем дворе (Ин. 10, 16), об одной виноградной лозе (Ин. 15, 1-7), повелел проповедовать одно учение (Мф. 28, 19-20), установил одно крещение и одно причащение (Еф. 4, 5; 1 Кор. 10, 16, 17) для спасения и объединения людей Духом Святым. Верующие со своей стороны призываются иметь одну веру во Христа и Его Церковь, пребывать в любви к Нему и ближнему, уподобляться Богу (Мф. 5, 48). Это духовное единство видимо проявляется в согласном исповедании Веры (Никео-Цареградский символ веры), единстве учения, богослужения и таинств, единстве иерархического преемства и церковного устройства. Церковь свою спасительную деятельность строит не только на основании Священного Писания, но и Святого Предания. Нет такого вопроса церковного, на который не было бы ответа. В первые десятилетия Церковью управляли апостолы устными указаниями, устной проповедью. Позже, когда апостолы писали своей пастве письменные послания, апостол Павел говорил: так, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (Еф. 2, 15). Несомненно, что к Преданию относятся и Апостольские правила, Правила 7 Вселенских соборов, Правила Поместных соборов, правила святых отцов. Православный символ веры, богослужение и церковные правила — есть та трехсоставная ограда, которой ограждается Церковь. В этой ограде, сколько 6ы она ни расширялась людьми, каноническими епархиями, Поместными Церквами, — все верующие не только чувствуют свое единство через молитвы и таинства, единство исповедания веры, но и всячески стараются по заповеди блюсти единство духа в союзе мира — (Еф. 4, 3).

Все Поместные Церкви объединены единством одного канонического символа веры, единством таинств и канонов под единой Главой Церкви — Господа Иисуса Христа, вследствие чего каждая из них сознает себя частью Единой Вселенской Церкви и убеждена, что таковой же признается и другими Поместными Церквами. Это взаимное признание выражается в каноническом общении между ними, которое состоит: 1) во взаимных внешних братских связях, 2) взаимном признании действительности церковных актов, к совершению которых уполномочена каждая автокефальная церковь и 3) в общем участии в делах, касающихся нескольких автокефальных Церквей или Вселенской Церкви. Именно такого единства Вселенской Церкви под руководством одного «Пастыря доброго» просил у Отца Своего Небесного Господь наш Иисус Христос: Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и мы (Ин. 17, 11). Для христианина не может быть большего счастья, чем находиться через смирение и послушание святой Церкви в этом святом единстве. Если Церковь единая, то рядом с ней не может быть никакой другой церкви. Двух взаимно себя исключающих истинных церквей не может быть, потому что не может быть двух тел Христовых, двух истин, двух религий, двух царств Божиих, взаимно себя исключающих и вместо с тем равно истинных, равно ценных. Церковь не может разделиться или распасться. Разве разделился Христос? (1 Кор. 1, 13). Церковь не только «едина, но и единственна» (св. Киприан Карфагенский). Всякое христианское общество, не входящее в состав единой Церкви, не есть церковь, а просто человеческая община, построенная не на камне, который есть Христос, а на песке собственных измышлений, возможно политических, и такая церковь именуется у пророка Давида лукавнующей (Пс. 25, 5). В такой лжецеркви невозможно спастись. Эти общества, судя по основаниям, по которым они выделяются из союза Вселенской Церкви или не допускаются в него, могут быть еретические, отвергающие вселенское исповедание веры и искажающие догматы и нравственное учение Церкви; раскольнические, самочинные сборища, выделяющиеся по своему разногласию с Церковью, относительно некоторых сторон внешней церковной жизни, обрядов, дисциплины. Святитель Василий Великий в первом своем Правиле говорит, что древние «иное нарекли ересию, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся, раскольниками, разделившихся во мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание, а самочинными сборищами, собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и не наученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнического служения, не покорился правилам: а сам удержал за собою предстояние и священнослужение и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище». 6 Правило Гангрского собора гласит: «аще кто кроме церкви особо собрания составляет и презирая церковь церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа, — да будет под клятвою».

Непокорность церковным канонам, уход от единой святой спасительной Церкви через сектантство, расколы, лукавое толкование Христова учения, организацию самочинных религиозных организаций лишает всякого, не взирая на лица и положение в Церкви и обществе, живительной силы Святого Духа и спасения. «Отделяющийся от общения с Церковью, — учил блаженный Августин, — хотя жизнь его была достойной похвалы, за то одно беззаконие, что отвергся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем».

Денница (ранее добрый ангел) восхотел быть независимым от Бога и через свое горделивое противление Богу лишился благодати, духовной красоты и был низвергнут, как молния с неба, на мучения, страдания, и стал сатаною (Лк. 10, 18). Кто хочет быть независимым от Божией Церкви, не слушается Ее, дерзостно старается навязывать Ей свое учение, тот уподобляется диаволу и становится членом сатанинского царства.

Печально то, что никто из ересиархов и раскольников, за исключением немногих, вернувшихся в Церковь через покаяние, никогда не смотрел на «правоту» своих убеждений через призму канонического права, святоотеческого учения. Гордость, самолюбие, сребролюбие, жажда власти и чести, возможно, и политиканство, и другая аморальность всегда составляли основу лукавых людей, организовывающих ереси и расколы. Такая часть людей, несомненно, дает хорошую почву для приближения и воцарения антихриста, ненавидящего церковные каноны, но победят не они. Последнее слово будет не за врагами Христовыми, но за нашим Спасителем Христом, победителем смерти и диавола. Логика простая: в том обществе, где нет канонического порядка, нет покаяния, там бес через своих слуг будет стараться наводить свои порядки.

В Украине, под действием в основном некоторых политических сил (враждебных Православию), униатов, духовно слабого духовенства, к сожалению, было провозглашено две незаконные, самочинные автокефалии УАПЦ и УПЦ-КП, которые не признает ни Иерусалимская, ни Русская, ни Константинопольская, ни другие Поместные Церкви мира. Сам факт появления «двух патриархов» в одном месте, в Украине, и для одного народа есть видимым знаком и свидетельством этой неправды (Синодальное решение от 5. XI. 1993 г. ). Можно провозгласить, что угодно: пастуха — врачом, тракториста — летчиком, человека, который не умеет правильно и перекреститься, не знает катехизиса, церковных правил — патриархом». Что же получится от таких провозглашений? Нетрудно догадаться. Согласно Вселенскому православному учению, в раскольнических так называемых церквах не может быть крещения, святого Причащения, отпевания усопших, освящения воды и других спасительных таинств и обрядов. Все их действия и в церковном храме лишь святотатственное театральное представление. Почему Единая Христова Церковь (все Поместные Православные Церкви мира) не признает УАПЦ и УПЦ-КП? Потому что их образовали самочинно, без разрешения (благословения) той Церкви, на канонической территории которой они находятся. Провозглашение автокефалии отдельными епископами, священниками, мирянами является нарушением церковных правил, не имеют такого права и никакие государственные структуры, политические силы. По существу Церковь должна быть автономна в управлении своими внутренними делами, и церковная власть совершенно независима от власти государственной. Если бывали случаи, что императорская власть вмешивалась во внутренние дела Церкви, то это были проявления произвола, с которым Церковь боролась и должна бороться. Носитель власти в Церкви — церковная иерархия, епископат, об этом мы уже говорили. Но, признавая епископат высшей властью, церковь никогда не усвояла и не признавала высшей власти в Церкви и одному кому-либо из иерархов.

В Украине имели место факты требования отдельными личностями, как политическими, так и раскольническими, в Кириархальной Церкви статуса Поместной Церкви, путешествия с этой целью и в Константинопольский Патриархат — это свидетельство, в лучшем случае, низкого духовного уровня, незнание простых богословских истин.

Если священник Львовского храма св. апп. Петра и Павла Владимир Ярема в 1990 году с группой единомышленников без благословения своего епископа, священноначалия вышел из юрисдикции РПЦ и основал самочинно с заштатным епископом Иоанном Боднарчуком «незалежну» церковь (УАПЦ), то святая Церковь, не видя с их стороны покаяния, запретила их в священнослужении на основании Апостольских правил: 31, 32, 33, 34 и других соборных правил. А приехавший из Америки и возглавивший эту организацию Мстислав Скрыпник, по просьбе организаторов раскола, вообще не имел канонического священства, потому что он «рукополагался» липкивцами. В «хиротонии» Василия Липкивского не участвовал ни один епископ, что является нарушением и прямым пренебрежением апостольских правил и церковных канонов. В 1-м Апостольском правиле говорится: епископа поставляют два или три епископа.

Бывший митрополит Киевский Филарет, жаждавший в 1990 году в Москве на Архиерейском Соборе титула «Патриарх Московский и всея Руси» и не получивший его, почему то, на удивление всех православных, очень старательно стал проводить антикаконическую деятельность и «оправдывать» себя. Оправдывали себя перед Богом согрешившие Адам и Ева, послушавшие сатану». Что получилось? Бог, не видя в них смирения и покаяния, лишил их райской жизни.

Нужно отметить, что священник, епископ, на какой 6ы ступени служения не находился, по благословению Церкви в любое время может по решению Синода или Собора получить назначение, послушание (служение) в Церкви.

Когда 31 марта — 5 апреля в 1992 году митрополиту Киевскому Филарету Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (в этой Церкви Филарет получил все степени священства), на котором были все архиереи не только с Украины, но и с Молдавии, Белоруссии, Западных стран и других канонических территорий РПЦ, было дано послушание созвать Собор епископов в Украине для избрания нового Предстоятеля УПЦ, то он не пожелал исполнить волю этого Собора, хотя перед Крестом и Евангелием обещал это сделать, взяв на душу тяжелейший грех — противление Святому Духу, ведь и на этом Соборе действенны слова: изволися Святому Духу и нам. Отшедши от собратьев архиереев митрополит Филарет самочинно, при поддержке нецерковных сил, развернул деятельность по организации раскола, дерзко нарушив 34 Апостольское правило. Церковь терпеливо ждала его возвращения и покаяния, но, к сожалению, с его стороны ничего подобного не последовало, несмотря на то что его трижды вызывали на Священный Синод.

6-7 мая 1992 года митрополит Филарет получил решением расширенного Священного Синода РПЦ запрет Предстоятельского служения в УПЦ до избрания нового Предстоятеля УПЦ украинскими архиереями.

27 мая, исполняя послушание Церкви, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим со всеми украинскими епископами, призвав в помощь Пастыреначальника Господа Иисуса Христа, единодушно в Харькове, на основании святых канонов и Статута УПЦ, сняли митрополита Филарета с должности митрополита Киевского и всея Украины и за церковные преступления запретили в священнослужении. На этом же Соборе избрали на альтернативной основе нового Предстоятеля Церкви, им стал митрополит Ростовский Владимир (Сабодан). До этого он нес много церковных послушаний: ректор Одесской духовной семинарии, Киевской митрополии викарный епископ, епископ Черниговский, ректор МДАиС, архиепископ Дмитровский, Патриарший Экзарх Западной Европы и другие. На этом Соборе архиереи мужественно канонически определили, где истина, а где ложь. Каноничность решений Харьковского Собора УПЦ подтвердил Собор РПЦ, а потом письменно и Предстоятели всех Поместных Церквей.

Архиерейский Собор лишил митрополита Филарета за дальнейшую антицерковную деятельность (совершение церковных служб, в том числе рукоположений в сан диакона, пресвитера и епископа в состоянии канонического запрета. . . ) сущего сана и всех прав, связанных с пребыванием в клире. Такое решение Церковь приняла на основании 3-го правила І Вселенского Собора, 5-го правила УІ Вселенского Собора, 27 правила святых апостолов, Послания к Титу (1, 7-8), 25 правила святых апостолов, 6 правила II Вселенского Собора, 28 правила святых апостолов и 13 правила Двукратного Собора. Дальнейшая раскольническая деятельность монаха Филарета (Денисенко) привела к тому, что Церковь предала его анафеме, т. е. сказала то, что он сам избрал. «Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь».

УПЦ через патриаршую Грамоту независима в управлении (есть Синод УПЦ, которым избираются и утверждаются на кафедры архиереи, назначаются ректоры духовных академий и семинарий, синодальные послания к верующим Украины. . . ), но она имеет каноническое единение со Вселенским Православием и молится по заповеди Божией и за православных в Иерусалиме, Москве, Грузии, и за православных во всем мире. Мы молимся и за Патриарха Московского Алексия, которого поминают В молитвах также все Православные Церкви мира. Православные патриархи со своими паствами молятся, согласно церковным правилам, и за нашего Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. Нужно особо подчеркнуть, что христианство по своей сути интернациональное, а национализм в церковной среде недопустим, потому что противоречит Божьему закону. Окатоличенные украинцы и раскольники считают грехом молиться за Патриарха Московского. Такая мысль в корне есть греховная, сатанинская. Украинские униаты со страхом подчинены Риму, поминают папу Римского, и не должны у нас быть сомнения в том, что они через незаконную автокефалию и самочинный патриархат в Украине, который не признан православным миром, хотят окатоличить наш православный народ. В истории подобное было, более того, огнем и мечом навязывалась нам уния. Люди принимали мучения (католические крестовые походы) за исповедание православной веры, но не принимали католическое учение, не шли с челобитной к папе Римскому. Христова Церковь во все времена ограждала своих чад от молитвенного общения с еретиками и раскольниками. «Аще кто помолится, — говорит 10 Апостольское правило, — с отлученными, хотя бы в доме да будет отлучен». Вот почему православные (в 2001 году) категорично в Киеве не хотели встречаться с папой Римским, и католики, предвидя все это, постарались с «запада свезти многих униатов в Киев на папское «богослужение», чтобы хоть как-то угодить понтифику.

Организаторам папского шоу в Украине «щирим українцям», таким, как Поровский, Мовчан, Червоний и др. , которые говорят, что очень любят Т. Г. Шевченко, хотелось бы напомнить стихотворением этого поэта об отношении его к католицизму.

ПОЛЯКАМ

Ще як були ми козаками,

А унії не чуть було,

Отам-то весело жилось!

Братались з вольними ляхами,

Пишались вольними степами,

В садах кохалися, цвіли,

Неначе лілії, дівчата.

Пишалася синами мати,

Синами вольними. . . росли,

Росли сини і веселили

Старії скорбнії літа. . .

Аж поки іменем Христа

Прийшли ксьондзі і запалили

Наш тихий рай. І розлили

Широке море сльоз і крові,

А сирот іменем Христовим

Замордували, розп’яли. . .

Поникли голови козачі,

Неначе стоптана трава.

Украйна плаче, стогне-плаче!

За головою голова

Додолу пада. Кат лютує,

А ксьондз скаженим язиком

Кричить: Te deum! алілуя!. . . »

Отак-то ляше, друже, брате!

Неситії ксьондзи, магнати

Нас порізнили. Розвели,

А ми і досі так жили.

Подай же руку козакові

І серце чистеє подай!

І знову іменем Христовим

Ми оновим наш тихий рай.

В прошлом году 28 августа, в день празднования 950-летия Киево-Печерской Лавры, в Киеве молитвенно принимали участие представители патриархов всех Поместных Православных Церквей, которые не только этим актом подчеркнули каноническое единство с УПЦ, возглавляемой Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, но и засвидетельствовали антиканоническую деятельность украинских раскольников.

Приводим высказывания некоторых из них.

Епископ Сагарджойский и Гурджаанский Андрей (Грузинская Православная Церковь): «Мы с епископом Зугдидским и Таишским Герасимом представляем Святейшего и Блаженнейшего Илию II, Католикоса-Патриарха всей Грузии. Я с глубоким волнением после 10-летнего перерыва посетил Святую Обитель. Как Киев является матерью городов русских, так и Лавра является матерью всех монастырей древней Руси. Возрождение народа начинается именно в таких духовных центрах.

Грузию и Украину единит то, что апостол Андрей Первозванный первым проповедовал христианство в наших странах. По милости Божьей честная глава апостола Андрея находится в Лавре, о чем мы в Грузии можем пока только мечтать. Наши страны единит Святая гора Афон, откуда пришли основатели монашества и в Грузию, и в Украину. Священномученик Владимир, митрополит Киевский, был Экзархом Грузии.

Мы признаем лишь Церковь Митрополита Владимира. Господь, который хранит Свою истинную Церковь, все разделения управит, потому что невозможно, чтобы разделения были среди одного народа. Украинские раскольники приезжали в Грузию, но никогда Грузинская Православная Церковь не поддержит ни один раскол, потому что это всегда обман».

Епископ Зворничко-Тузлянский Василий (Сербская Православная Церковь): «Наша Церковь питает великую любовь к Украинской Православной Церкви. Эта Церковь прошла Голгофу, и мы ожидаем Ее Воскресение и Воскресение всего украинского народа. Дух Божий собрал представителей всех Поместных Церквей у Святой Лавры Киево-Печерской, чтобы мы молились о единстве УПЦ и всех православных христиан. Разделение — это дело диавола. Раскольники должны прийти к Христу, поклониться и сказать: «Господи, прости мне согрешения моя и прими меня как верного раба Своего». Другого пути нет.

Митрополит Карфагенский Хризостом (Александрийская Православная Церковь): «Я представляю Блаженнейшего Петра VII, Папу и Патриарха Александрийского и всея Африки. Мы приехали в Святую Лавру, которую посещали и Патриарх Николай и Патриарх Парфений, ее собирается посетить и наш новый Патриарх Петр. Лавра всегда была центром Православия для русского и украинского народов и будет таким во веки веков. Раскол — это проблема не только Украинской Церкви, но и всего Православия. В Церкви должен быть порядок, по-гречески «таксис». Мы приехали, чтобы засвидетельствовать каноническое единство с Митрополитом Владимиром. Кроме него, мы других не знаем. Если в Украине кого-то называют еще митрополитом (как Предстоятеля ), то это не наши проблемы — мы Православная Церковь и признаем только Патриарха Московского Алексия и Митрополита Киевского Владимира».

Митрополит Нафанаил (Болгарская Православная Церковь): Когда я был ребенком, я часто читал «Киево-Печерский патерик». Когда учился в Греции, в монастыре Параклит, читал старца Парфения о святых, которых Церковь канонизировала. Теперь я благодарю Бога, что удостоил меня посетить это святое место, где они просияли святостью и помогают людям, которые нуждаются в Божьей помощи.

Мы сами знаем, что такое раскол, и поэтому Святейший Патриарх Максим благословил нас не только присутствовать на торжествах, но и выразить свою поддержку и любовь Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины. Раскол — это ложь, которая не может быть долгой. Я думаю, что в юбилей святые Киево-Печерской Лавры помогут изгнать эту ложь. Раскольники мечтают о признании, но это невозможно. Если какая-то Церковь пытается вмешиваться в дела другой Церкви без ее просьбы — то это путь не канонический и чуждый Православию. У них един путь — возвращение через покаяние в ту Церковь, которую основал Христос».

Что желательно на наш взгляд посоветовать раскольникам, ушедшим от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и дерзнувшим кощунственно назвать свои организации УАПЦ и УПЦ КП церковью? Молитвенно постараться искать истину, помня, что все верующие обязаны стремиться к непогрешимости в вере, — как все обязаны достигать святости в жизни. Этого требует наша природа, чтобы знать Истину, как Истину; этого требует и само существо Истины, как откровения всесовершенного Бога; этого требует и конечная цель откровения — спасение человека. Но чтобы хранить божественную истину в ее чистоте и целости, для этого недостаточно одного книжного знания истины. Иудейские книжники были учеными богословами, считались знатоками Писания, обладателями ключей разумения, но тем не менее, по слову Иисуса Христа, оказались слепыми вождями, пребывающими в заблуждениях, не знающими ни Писания, ни силы Божией (Мф. 22, 29; 23, 13; Лк. 11, 52). Подобное может быть и, к сожалению, бывает и в наше время. Знание Писаний, рассуждения о догматах веры еще не дают ручательства в непогрешимом хранении истины Божией. Для этого нужно еще внутреннее (сердечное) познание, живое усвоение истины, или — устроение нашей внутренней жизни по руководству истины. Глаголы жизни вечной становятся нам понятными только в той мере, в какой истины откровения проводятся в нашу жизнь, становятся достоянием нашего внутреннего опыта и нашего сознания. Святая Мария египетская провела 47 лет в пустыне в покаянии и достигла такого совершенства, что, не учившись и не видав человеческого лица в продолжении всего пребывания в пустыне, говорила словами святого Писания и во время молитвы сподоблялась на несколько метров возвыситься над землей. Это свидетельствует святой старец Зосима, встретивший случайно в пустыне святую подвижницу под конец ее жизни. Факт весьма удивительный и замечательный (Житие святой).

Кое-кто говорит нам: объединитесь и изберите себе одного Предстоятеля. А разве можно объединить Христову Истину с ложью? В этой статье мы говорили о некоторых грубых богословско-канонических преступлениях раскольников перед Церковью. Нужно покаяться во лжи и принести достойные плоды покаяния. И если случиться, что монах Филарет придет в себя и подобные ему, то Церковь, по-видимому, предложит им принести публичное покаяние. В одной из тайноводственных исповедных молитв есть такие слова: «. . . примири, и соедини его (кающегося) святой Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем. . . (Требник). Как видим, в этой молитве сказано соедини, а не объедини.

Смирение и покаяние, благочестивая жизнь, послушание святой Церкви — единственный путь к присоединению к святой спасительной Церкви Христовой.

И в конце хотелось 6ы сказать словами святого Киприана Карфагенского: если спасительный совет не может возвратить на путь спасения некоторых вождей раскола и виновников несогласия, пребывающих в слепом и упорном безумии, то по крайней мере вы, уловленные простодушием или завлеченные обманом, или обольщенные какою-либо ловкою хитростью, расторгните коварные сети, освободите от заблуждения колеблющиеся стопы ваши. Помните святителя Иоанна Златоуста: сколько было нападавших на Церковь, и нападавшие сами погибли. А она взошла выше небес. Таково величие Церкви; когда нападают на нее, она побеждает, когда злоумышляют против нее, она преодолевает, притесняемая, она прославляется, В порывах бури не терпит кораблекрушения, в борьбе неодолима, в сражении непобедима!

Если ставится вопрос о Поместной Церкви в Украине, то он может быть решен, согласно апостольской традиции, исключительно Церковью-Матерью, Собором всех архиереев, которые от Господа нашего Иисуса Христа на земле имеют в Его Церкви (Лк. 10, 16) высшую власть. Законная, каноническая автокефалия дается всеблагим Промыслом Божиим с главной целью — пользой для Церкви, всего Православия.