Зарубежное обозрение
ЗАРУБЕЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
(август 2002 года)
Прошедший месяц оказался богатым на события в жизни православных США: избрание нового Предстоятеля Православной Церкви в Америке, предоставление автономии приходам Антиохийского Патриархата в США и проявившееся стремление к автономии приходов Константинопольского Патриархата. Продолжаются гонения на православных в Косове. Опубликованы данные о гонениях на христиан, а также глобальные планы международных христианских организаций. В Европе начинается борьба с тоталитарными сектами, и в то же время Европейский Союз вмешивается во внутрицерковные конфликты в Молдове. Сообщения же со Святой Земли свидетельствуют о невозможности в ближайшее время разрешения палестино-израильского конфликта, имеющего религиозные корни.
ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР
На проходившем в конце июля в США 13-ом Всеамериканском Соборе Православной Церкви новым Предстоятелем Православной Церкви в Америке, получившей автокефалию от Московского Патриархата в 1970 г., избран архиепископ Филадельфийский и Восточнопенсильванский Герман (Свайко). Он сменит на Вашингтонской кафедре Блаженнейшего Митрополита Феодосия.
Митрополит Герман (Иосиф Свайко) родился в Брайфорде (США) 1 февраля 1932 г. Окончив колледж в Питсбурге с научной степенью по деловому администрированию, поступил на службу в вооруженные силы США. После увольнения с воинской службы в 1959 г. поступил в Свято-Тихоновскую православную богословскую семинарию, где получил высшее богословское образование. По окончании курса обучения в 1963 г. назначен личным секретарем епископа Филадельфийского Киприана, который стал ректором семинарии в 1961 г. В марте 1964 г. Иосиф Свайко рукоположен в диаконский сан, а в следующем месяце — в сан священника. Нес различные послушания при семинарии. 4 декабря 1970 г. пострижен в монашество в честь незадолго до того прославленного в лике святых преподобного Германа Аляскинского. В 1971 г. возведен в сан игумена и назначен наместником Свято-Тихоновского монастыря. 19 октября 1972 г. избран кандидатом во епископа, возведен в сан архимандрита, а 10 февраля 1973 г. рукоположен в сан епископа, викария Филадельфийской епархии. При этом епископ Герман продолжает несение послушания в монастыре и преподавание в семинарии. После кончины архиепископа Киприана 17 марта 1981 г. преосвященный Герман избран епископом Филадельфийским и ректором Свято-Тихоновской семинарии. В 1994 г. возведен в сан архиепископа. Помимо своего служения в епархии, он нес различные послушания в Православной Церкви Америки: председателя отдела финансов, вице-председателя отдела миссий, члена комитета по богословскому образованию, председателя пенсионного комитета, вице-председателя отдела межцерковных отношений и экуменических контактов, члена Малого Синода епископов и др. Архиепископ Герман представлял Православную Церковь США на многочисленных международных встречах, часто сопровождал в поездках митрополита Феодосия. С мая по сентябрь 2001 г. временно исполнял обязанности управляющего делами Православной Церкви США, во время отпуска по болезни митрополита Феодосия.
Интронизация митрополита Германа состоится 7–8 сентября 2002 г. в Вашингтонском Свято-Николаевском соборе.
А неделей ранее Антиохийский Патриархат предоставил автономию своей Североамериканской митрополии. Решение Священного Синода было принято в ответ на прошение митрополита Нью-йоркского и Североамериканского Филиппа. Каким образом будет вестись управление в Североамериканской митрополии Антиохийского Патриархата, решит специальный комитет, в состав которого войдут шесть митрополитов.
Интересно, что незадолго до решения Синода в интервью журналистам митрополит Филипп выражал пессимизм относительно предоставления автономии возглавляемой им митрополии. Однако иерарх отметил, что если Священный Синод Антиохийской Православной Церкви не дарует Североамериканской митрополии автономию, то он вынужден будет просить архиепископа Димитрия — главу крупнейшей в США церковно-административной структуры Константинопольского Патриархата об объединении.
Тогда архиепископ Димитрий, недавно возглавивший паству Константинопольского Патриархата в Америке, заявил, что он даже не намерен обсуждать этот вопрос с митрополитом Филиппом, и подтвердил свою верность Константинополю.
Однако на состоявшемся в начале августа собрании клириков и мирян Греческой Православной Церкви в Америке (Константинопольского Патриархата), которое состоялось в Лос-Анджелесе, подавляющим большинством голосов был отвергнут Устав, определенный Вселенской Патриархией. Согласно этому Уставу, как епархиальные архиереи, так и архиепископ (предстоятель) Греческой Православной Церкви в Америке должны бы были назначаться и отправляться на покой Вселенской Патриархией, как это было и раньше. Собрание, в противоположность этому, постановило, чтобы епархиальные архиереи определялись на кафедры Церковью Америки, а архиепископ избирался Патриархией из трех представленных ей кандидатов. Определяющим является требование, чтобы назначаемый архиепископ не менее пяти лет был правящим архиереем в Американской Церкви, чтобы, таким образом, все три кандидата были греко-американцами. Это постановление Собрания не является определяющим для Вселенской Патриархии с юридической точки зрения. Тем не менее официальным сайтом Элладской Православной Церкви оно было охарактеризовано, как самое важное событие в истории православных греков в Америке.
Последние события в США могут рассматриваться не только как поступательное движение приходов Константинопольского Патриархата в США к автономии, но и возобновление процессов по созданию единой Поместной Православной Церкви в США, несмотря на негативное отношение Вселенской Патриархии, стремящейся сохранить свое влияние на Американском континенте. Напомним, что число православных христиан в Америке превысило пять миллионов, в т.ч. 1,5 млн. в Греческой Церкви, которая пребывает под омофором Константинопольского патриархата, около миллиона в Православной Церкви в США, которая получила автокефалию от Русской Православной Церкви, и полмиллиона в Антиохийской Церкви, получившей автономию от Дамаска.
Европейский Союз и Европейский суд по правам человека в Страсбурге откровенно вмешиваются во внутрицерковные и межцерковные проблемы, возникшие в Молдове. Правительство Молдовы, прежде проявлявшее нейтралитет по отношению к внутрицерковным конфликтам и опасавшееся возможного противостояния верующих, было вынуждено зарегистрировать «Бессарабскую Митрополию» Румынского Патриархата, основанную в 1992 году запрещенным в служении викарным епископом Кишиневской Митрополии Московского Патриархата Петром (Пэдурару). Священный Синод РПЦ рассматривал прошение епископа Петра, в котором он раскаивался в содеянном и просил снять с него каноническое запрещение в священнослужении и предоставить Отпускную Грамоту. Тогда Синод определил: «Дабы сие действие не породило недоразумений среди православных в Молдове и не помешало ведению переговоров между двумя Церквами, осуществить его по возможности в ближайшее время, согласуя с решением основного вопроса, являющегося предметом переговоров между двумя Церквами». Однако за созданием «Бессарабской Митрополии» стояли политики от Христианско-демократической народной партии (ХДНП), выступающей за объединение Молдавии с Румынией. Весной 2002 года, когда ХДНП организовала в Кишиневе массовые антиправительственные демонстрации, прекратить их удалось только после вмешательства Совета Европы. Для преодоления политического кризиса Европарламент рекомендовал властям Молдавии выполнить ряд требований оппозиции, среди которых была и регистрация Митрополии Бессарабии. После этого парламент республики вынужден был внести соответствующие поправки в закон о культах и зарегистрировать раскольническую группировку.
Теперь регистрации требует еще и Истинно-Православная Церковь Молдавии, заявляющая о своей принадлежности РПЦЗ (Митрополита Виталия), и возглавляемая также запрещенным священнослужителем.
Во время пребывания в Молдове по случаю церковно-общественных торжеств, посвященных 50-летнему юбилею митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл расценил юридическую регистрацию «Бессарабской митрополии» как «греховное решение с политической подоплекой», ибо Церковь должна пребывать в сфере, свободной от политических страстей, групповых и партийных интересов. «Церковь Христова не вправе позиционировать себя в обществе как церковь коммунистов, демократов, либералов или националистов», — сказал митрополит Кирилл.
В связи с этим глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата отметил, что мирской суд канонически и нравственно неправомочен выносить приговор по вопросам, относящимся к области внутрицерковной жизни и внутрицерковных отношений, заявив, что определение Страсбургского суда по проблеме «Бессарабской митрополии» является по существу греховным актом.
Вместе с тем митрополит Кирилл подчеркнул, что Русская Православная Церковь остается открытой для диалога с Румынским Патриархатом. Владыка Кирилл выразил уверенность, что в конечном итоге спорный вопрос «найдет разрешение на путях верности заветам Господним вовлеченных в конфликт сторон, которые не попустят довести дело до серьезного раскола православной общины Молдовы, чреватого непредсказуемыми последствиями».
В Косове не прекращается надругательство над православными святынями, что вызывает справедливое возмущение не только в православном мире. Руководство двух крупнейших экуменических организаций — Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и Конференции Европейских Церквей (КЕЦ) — заявили 20 августа главе Временной администрации ООН в Косове протест в связи с продолжающимся насилием по отношению к верующим Сербской Православной Церкви.
«Мы обращаемся к Вам, чтобы выразить глубочайшую озабоченность в связи с продолжающимся насилием в отношении членов Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии. Умышленные нападения на церкви и святыни Сербской Православной Церкви, происходящие в настоящее время в Косове и Метохии, — это болезненные проявления экстремизма и нестабильности», — говорится в письме генеральных секретарей ВСЦ и КЕЦ Конрада Райзера и Кейта Клементса главе миссии ООН в Косово Майклу Стейнеру. Аналогичное письмо лидеры экуменических организаций направили и главе Сербской Церкви Патриарху Павлу.
Совсем недавно в присутствии миротворческих сил косовскими экстремистами предпринята попытка срыва литургии в разрушенном монастыре на юго-востоке Косова и совершен поджог двух монастырских зданий.
Литургия, совершенная на месте разрушенного храма во имя святых бессребреников Космы и Дамиана в монастыре в Зочисте, в пяти километрах к югу от Ораховача, была первой за три года после вывода югославских войск из Косова. Братство из семерых монахов жило здесь вплоть до интервенции НАТО в 1999 году. После того как в Косове были развернуты международные миротворческие силы, монастырь был разграблен, осквернен и подожжен, а здание старой церкви сравняли с землей. Литургия в Зочисте, на которую под защитой международных миротворческих сил прибыло около 200 местных сербов, проходила под аккомпанемент угрожающих выкриков и проклятий со стороны местных албанцев, а в священников летели различные предметы. Отцу Петеру Улемеку попали в голову камнем, один из прихожан получил легкие ранения. «Албанские экстремисты показали свое истинное лицо перед всем миром, бесчинствуя во время богослужения», — заявил епископ Артемий белградской газете «Данас» 16 июля 2002 года.
Попытку срыва литургии и последовавший затем поджог осудила Сьюзан Мануэл, официальный представитель Временной администрации Косова Организации Объединенных Наций, расценив эти факты как «очень тревожные». А епископ Артемий, со своей стороны, отметил, что в южном Косове со времени развертывания миротворческих сил албанскими экстремистами было разрушено почти двадцать сербских православных церквей, пострадали люди, но никто из виновных до сих пор не был арестован.
В то же время «по ошибке» 7 августа полицией Миссии Объединенных Наций в Косове (UNMIK) была арестована семидесятилетняя монахиня — настоятельница Грачанского православного монастыря — по ложному обвинению в употреблении и распространении наркотиков. Первоначально UNМIK заявил, что в монастыре выращивали и употребляли гашиш, но на следующий день Чарльз Вебер, начальник местного подразделения полиции UNМIK, подтвердил местному радио KIM, что конопля — это просто дикорастущее растение. Сербская Православная Церковь выступила с резким заявлением, но пока не получила никаких официальных извинений за ошибочный арест матери Евфросинии.
А 15 августа суд в Высоких Дечанах (Сербия) под председательством судьи Хаки Баляя признал неправомочным возвращение земельных угодий (23,4 га) Дечанскому монастырю Сербской Православной Церкви, совершенное в 1997 руководством Сербской Республики, сообщает служба информации Сербской Православной Церкви.
Эта земля принадлежала монастырю до 1946 г., когда титовские коммунистические власти конфисковали ее в пользу государства. В 1997 году в рамках восстановления справедливости земли были возвращены монастырю, который являлся крупнейшим духовным и информационным центром Рашко-Призренской (Косовской) епархии Сербской Православной Церкви. В 1999 году после занятия Косова международными силами КФОР произошло фактическое возвращение в край албанских вооруженных формирований и началось насильственное вытеснение сербов из края, разрушение православных храмов и монастырей, изгнание монахов. Дечанский монастырь подвергался нападениям албанцев еще в 2000 г., однако тогда силы КФОР защитили братию и подтвердили ее право пользоваться землями. Теперь, после решения суда, конфискованную землю местные власти намереваются передать частным лицам албанского происхождения, которые уже возводят на монастырской земле свои дома.
КАТОЛИЧЕСТВО
Настоящая «папомания», сопоставимая разве что с культами вождей тоталитарных режимов, продолжает свое шествие по миру. Всего через месяц после открытия во Львове и Киеве памятников и барельефов еще живому Папе Римскому Иоанну Павлу II в Торонто (Канада) открыта самая большая статуя Кароля Войтылы в мире. Она пять с половиной метров высотой, весит 26 квинталов (центнеров). Церемонию освящения «бронзового папы», в которой приняли участие тысячи людей, возглавил примас Польши кардинал Йозеф Глемп. Макет статуи в июне был передан Папе, который, в свою очередь, передал его ватиканским музеям, где он и будет храниться.
А во время «последнего» визита Папы в Польшу около 200 школ, носящих имя Иоанна Павла II, прислали около 7 тысяч своих представителей для участия в мессе, совершенной на родине Папы. Идея создания «Семьи школ имени Иоанна Павла II» родилась 16 октября 1998 года, во время визита понтифика в среднюю школу № 41 в Радоме. Первая общепольская встреча представителей школ, названных в честь Папы, была проведена 20 ноября 1998 года, а первая встреча всего семейства школ, на которую прибыло около 3 тысяч человек, состоялась 14 июня 1999 года во время мессы, отслуженной Папой в Ловиче. 18 мая нынешнего года, в день 82-летия понтифика, отряды знаменосцев «папских школ» участвовали в вадовицких торжествах. В наступающем учебном году запланировано очередное паломничество «Семьи» на Ясную Гору, проведение Общепольского конкурса знаний о Папе, а также очередной съезд «Семьи школ» в Климковце. Так и хочется воскликнуть «Папа и теперь живее всех живых»…
Филиппинская конференция католических епископов озабочена проблемой написания «катехизиса» по франкомасонству. На недавнем пленарном заседании конференции было подготовлено пособие по отношениям с масонами, однако епископы отложили его публикацию, чтобы разобраться в наиболее «сложных моментах».
На июльской ассамблее епископы согласились с тем, что катехизис срочно необходим, поскольку многие филиппинские католики считают свое членство в масонских организациях вполне совместимым с католической религией. Один епископ сказал, что несколько известных масонов из числа его прихожан регулярно ходят на мессу и при этом не жалеют на Церковь ни времени, ни денег. «Эти люди стали масонами не для того, чтобы оскорбить Церковь, но исключительно для продвижения в бизнесе или политике», — сказал епископ. Он добавил, что не знает, каким образом он должен отлучить их от причастия и других таинств. Дело в том, что декларация ватиканской Конгрегации вероучения от 1983 года гласит, что масонские принципы всегда рассматривались как несовместимые с церковной доктриной. «Католики, вступившие в масонские организации, совершают серьезный грех и не должны допускаться к святому Причастию», — говорится в декларации. По правилам, установленным филиппинскими епископами в 1990 году, человек, открыто исповедующий масонство, не только не должен быть допущен к причастию, но, равным образом, он не может жертвовать на Церковь и быть признанным в качестве члена религиозной организации. При этом масону нужно отказать в обряде церковного погребения, если он не покаялся перед смертью.
Однако несогласие с такой постановкой вопроса высказал архиепископ Тугегарао Диосдадо Таламаян, который заявил, что Церковь должна также руководствоваться особыми правилами, когда речь идет о семье масона. «Когда умирает масон, ты имеешь дело не с ним, а с его семьей. Если это истинные католики, хотя священникам и запрещено служить погребальную мессу по масону в церкви, мы должны отслужить ее для семьи где угодно, хотя бы и в морге», — сказал он.
В то же время Ватикан исполнил свое обещание и отлучил от Церкви женщин-католичек, «рукоположенных» на борту прогулочного судна, пришвартовавшегося к берегу Дуная в немецком городе Пассау, схизматическим аргентинским архиепископом Ромуло Браски. Сам Браски отлучен от Католической Церкви более 30 лет назад. До этого он, будучи католическим священником, порвал с официальной Церковью в знак протеста против поддержки католической иерархией аргентинской военной хунты. Впоследствии женился, а затем был хиротонисан во епископа отлученным архиепископом Херонимо Подеста, и создал в 1970 году «Католическую апостольскую харизматическую церковь Иисуса Царя».
В Декрете об отлучении, подписанном 5 августа префектом Конгрегации вероучения Римско-Католической Церкви кардиналом Йозефом Ратцингером, отмечается, что «женщины не проявили никакого знака осознания своей ошибки или раскаяния в совершённом ими тягчайшем преступлении», за что «Святейший Престол отлучает их от Церкви со всеми последствиями, установленными каноном 1331 Кодекса Канонического права». При этом выражается надежда, что «под воздействием благодати Святого Духа вышеуказанные женщины смогут обрести путь обращения, чтобы вернуться к единству веры и к общению с Церковью, которое они нарушили своим поступком».
АНГЛИКАНСТВО
А в это время еще одна католичка, преподающая теологию в одном из англиканских колледжей, вскоре может стать «епископом» схизматической англиканской группы. Планы отколовшихся глубоко возмущают англиканскую иерархию. Д-р Элизабет Стюарт, крещеная в католичестве, преподающая теологию и религиоведение в англиканском колледже короля Альфреда в Винчестере, ранее уже была «рукоположена в сан священника» неким Джонатаном Блейком — бывшим англиканским викарием, именующим себя епископом «Открытой епископальной церкви». Вместе с двумя своими единомышленниками, также именующими себя епископами, Блейк собирается сделать из Стюарт первую в Англии женщину-епископа.
Хотя большинство англикан не признают Блейка как законного иерарха, запланированная хиротония может привести к большому смущению в рядах церкви Англии, обсуждающей в настоящее время возможность поставления женщин во епископы. Ситуация усугубляется тем, что колледж короля Альфреда, в котором преподает Стюарт, — престижное учебное заведение, где проходят подготовку многие недавно рукоположенные англиканские священники.
Официальный представитель церкви Англии Стив Дженкинс сказал в интервью той же газете: «Мы не комментируем действия других церквей». А представитель колледжа короля Альфреда заявил буквально следующее: «Все это — глубоко личное дело Лиз Стюарт». Сама кандидат во епископы от каких-либо комментариев воздерживается.
Д-р Стюарт впервые оказалась в центре громкого скандала в 1992 году, когда по настоянию архиепископа Кентерберийского Джорджа Кэри христианское издательство SPCK отказалось публиковать ее книгу «Дерзая называть имя любви», в которую входили молитвы для геев и лесбиянок.
Это происходит тогда, когда результаты опросов, опубликованных в британской прессе 31 июля, показывают, что треть англиканских священнослужителей сомневается или открыто отрицает телесное воскресение Иисуса Христа после Его трехдневного пребывания в гробнице. Только половина опрошенных засвидетельствовали свою веру в рождение Христа от Пречистой Девы. Четверть опрошенных сообщили, что не веруют в Бога-Троицу. «Очевидно, что в Англиканской церкви фактически действуют две церкви — церковь верующих и церковь неверующих, и это чудовищно», — прокомментировал ситуацию преподобный Робби Лоу, один из организаторов опроса. Он отметил, что священники-женщины проявили больший религиозный скептицизм, нежели мужчины.
Все эти проблемы достаются в наследство назначенному Королевой Великобритании Елизаветой II новому Архиепископу Кентерберийскому Роуэну Уильяму, который известен как сторонник радикально реформаторских взглядов и выступает за возведение женщин в священнический сан, да и сам возводил в священный сан гомосексуалистов. Он станет 104-м архиепископом Кентерберийским в октябре, когда нынешний архиепископ Джон Кэри покинет свой пост. «Премьер-министр считает, что мудрость, интеллектуальная мощь и глубокая духовность нового главы Англиканской Церкви будут бесценными в период, когда будущее сулит проблемы и тревоги», — заявил представитель Даунинг-стрит, 10. Впервые с 16-го века, со времени возникновения англиканской церкви, ее возглавит деятель, не являющийся уроженцем Англии. Роуэн Уильямс родился в Суонси в Уэльсе в 1950 году и в 36 лет стал самым молодым профессором теологии Оксфордского университета. В 1992 году он получил свою первую епископскую кафедру в Монмуте и в 2000 году был избран на собрании церковных иерархов архиепископом Уэльса.
И свою деятельность новоизбранный архиепископ Кентерберийский начал с нетрадиционного призыва к британцам выступить с протестом против планируемой США войны в Ираке. С таким обращением он выступил на христианском фестивале искусств «Гринбелт» в Челтнеме. Противники военных акций, по словам Уильямса, имеют возможность высказать свое мнение и таким образом предотвратить военную акцию. «В последние две-три недели отмечен важный поворот в отношении общественности к военным планам США», — отметил глава Англиканской церкви. Как сообщается, организаторы фестиваля уже начали сбор подписей под антивоенным призывом к правительству, который они планируют вручить премьер-министру Великобритании Тони Блэру.
А Королева Великобритании Елизавета впервые в своей жизни посетила мечеть. Чтобы войти туда, она, следуя правилам, сняла обувь, а, оказавшись внутри, первым делом спросила, в каком направлении лежит Мекка. Ее Величество и ее советники выбрали для посещения Исламский центр в северном Линкольншире, потому что именно он был атакован 11 сентября прошлого года разъяренными местными жителями, узнавшими о теракте в Нью-Йорке. Мечеть стояла тогда с выбитыми стеклами, вся размалеванная надписями «смерть мусульманам». Руководство Исламского центра пригласило британскую королеву, написав ей, что они — британские мусульмане, а Ее Величество — их королева. Во время посещения мечети Ее Величеству вручили Коран на арабском и английском языках.
ДИАЛОГ РЕЛИГИЙ
Ислам — самая быстро растущая религия США, Европы, да и всего мира, пишет британский еженедельник «Экономист». На сегодняшний день в Европе живет больше 10 миллионов мусульман. Примерно один миллион триста тысяч в Великобритании. Три миллиона двести тысяч в Германии. Четыре миллиона двести тысяч во Франции. Представление, будто мусульмане образуют в странах Запада нечто вроде пятой колонны, не имеет под собой никакой почвы. Подавляющее большинство мусульман прекрасно уживаются со своими соседями, с готовностью подчиняются законам страны и не испытывают ни малейшей потребности свергать её правительство. Если же кто-то из них и полагает, что религиозные императивы важнее светских законов государства, то вместе с ними так считает часть христиан (в Америке, на Балканах, в Северной Ирландии), часть индуистов (в светской, демократической Индии) и часть иудеев (в демократическом Израиле).
Многие мусульмане процветают в западных обществах — будь то владелец киоска на углу, преуспевающий бизнесмен, знаменитый хирург или такой духовный лидер, как Ага Хан. Большинство из них упорно трудятся, почитают семейные ценности, не совершают правонарушений и являются образцовыми гражданами, пишет «Экономист».
Примером добрососедского проживания мусульман и христиан являются страны, где представители двух мировых религий имеют многовековой опыт диалога. «В Египте между мусульманами и христианами складываются вполне дружеские отношения», — отметил епископ коптской общины египетского города Асьют Кирилл Уильям. Сегодня вместе с другими христианскими объединениями коптская община принимает активное участие в межрелигиозном диалоге между христианами и мусульманами. По словам епископа Уильяма, огромным уважением среди христиан Египта пользуется шейх Мухаммад ат-Тантави — ректор известного исламского университета «Аль-Азхар». Он известен как мусульманский лидер довольно умеренных взглядов. Шейх также является одним из наиболее активных сторонников диалога между христианами и мусульманами и не жалеет усилий, чтобы ослабить экстремистские настроения среди радикально настроенных мусульман.
Примером многовекового мирного сосуществования мусульман и христиан является и Россия.
В Нигерии 22 августа между христианскими и мусульманскими лидерами подписан мирный пакт. Представители религий обязуются приложить максимум усилий, чтобы положить конец эскалации насилия и межрелигиозной вражде. Как ранее сообщалось, в большинстве штатов Нигерии местными властями был введен шариат, что вызвало возмущение среди представителей немусульманских конфессий. За два последних года в результате введения шариата в Нигерии были приговорены к смерти 2 тысячи человек. Все чаще в этой африканской стране за те или иные преступления провинившимся отрубают руки, их закидывают камнями, а тех, кто злоупотребляет алкоголем, публично избивают розгами. Напряжение заметно выросло после того, как на севере страны за прелюбодеяние исламский суд приговорил 30-летнюю Амину Лаваль к смертной казни через закидывание камнями. Как уже сообщал Agnuz, в понедельник, 19 августа, апелляционный суд штата оставил в силе приговор суда первой инстанции. Федеральное правительство и министр юстиции Кану Агаби выступают против этого приговора, что привело к противостоянию между сторонниками и противниками шариата в Нигерии.
Индийская парламентская комиссия в начале августа обсуждала доклад о положении христиан в этой стране. Во время дискуссий Джордж Палакапилли, исполнительный секретарь по образованию и культуре при Конференции католических епископов Индии, от лица всех христиан, представленных в парламенте, затронул ряд вопросов, касающихся абортов, образования и свободы вероисповедания.
Согласно индийской Конституции, представители религиозных меньшинств имеют право открывать свои собственные школы. Однако исполнительный секретарь отметил, что некоторые парламентарии выступают за отмену этой статьи Основного закона страны.
Более того, христиане обеспокоены ростом исследований, направленных на установления пола еще не родившегося ребенка. В результате в Индии резко возросло число абортов. Традиционно в этой стране предпочтение отдается мальчикам. Когда супруги узнают, что будущий ребенок будет девочкой, женщина, как правило, соглашается на искусственное прерывание беременности. В связи с этим представители парламента призывают к соблюдению принятого еще в 1994 году закона, запрещающего злоупотребления такого рода исследованиями.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И НЕТЕРПИМОСТЬ
Протестантская организация «Открытые двери» обнародовала 12 августа список стран, преследующих христиан, обновляемый раз в полгода. Первое место в этом списке занимает Северная Корея, в которой, согласно данным списка проводится политика систематического истребления Христианской религии и замена её языческим поклонением диктатору Ким Чен Иру и его отцу Ким Ир Сену. Например, по свидетельству Ватикана, в Северной Корее на свободе не осталось ни одного католического священника. Пока неизвестно, остался ли кто-нибудь из них в живых в тюрьме или концентрационных лагерях. Большинство наблюдателей считает, что это маловероятно. До Корейской войны в Северной Корее было 60 священников и один епископ. Большинство из них были казнены, другие заключены в тюрьму, включая епископа.
На вторую позицию оттеснена с первого места Саудовская Аравия — исторический центр мусульманства с городами Меккой и Мединой, в которой обращение в другую религию из Ислама карается смертью.
Далее в списке преследующих христиан стран значатся Лаос, Вьетнам, Туркменистан, Мальдивские острова, Бутан, Пакистан, Афганистан и Сомали. В шести странах первой десятки — исламский режим. В Бутане преобладает буддизм, а в Лаосе, Вьетнаме и Туркменистане — коммунистическое правление.
В начале августа трое террористов напали на здание христианской миссионерской школы в курортном городке Мари под Исламабадом (Пакистан), убив шестерых служащих и ранив еще четырех человек. А затем еще трое террористов забросали гранатами верующих, выходивших из церкви при благотворительной христианской больнице в городе Таксила, что в 30 км от Исламабада. Глава отряда исламских боевиков и сторонников «Аль-Каиды» официально взял на себя ответственность за два последних террористических акта и заявил, что в недалёком будущем они планируют взорвать, по меньшей мере, еще 6 церквей. На сегодняшний день в Пакистане проживает около четырех миллионов христиан.
С 11 по 25 места занимают такие страны, как Иран, Китай, Судан, Мьянма (Бирма), Египет, Азербайджан, Нигерия (северная мусульманская часть страны), Йемен, Коморские острова, Колумбия, Куба, Узбекистан, Катар, Бруней и Марокко.
В августе на юге Колумбии был застрелен во время богослужения протестантский священник. Преступление было совершено в Сан-Виценте-дель-Кагуан, где до недавнего времени размещалась штаб-квартира Фронта революционного действия Колумбии (FARC). Убитый о. Абель Руис был отцом двоих детей. Согласно информации, распространенной миротворческой колумбийской организацией, с тех пор как в феврале были прерваны мирные переговоры между правительством и FARC, в демилитаризованном регионе Кагуан погибло 4 протестантских священника. Ответственность за эти преступления на себя взяла партизанская организация FARC.
Во всей Колумбии в течение трех минувших лет было убито 70 священников и закрыто 300 храмов.
А Йеменское телевидение транслировало 35-минутную проповедь шейха Акрам Абд аль-Раззак аль-Рукайи в мечети города Санаа в Йемене. «Боже, сокруши евреев! Боже, сокруши христиан!» — именно с такими словами обратился имам к Аллаху. В заключение проповеди имам сказал: « Боже, поддержи поддерживающих ислам и ослабь ослабляющих ислам и подай мудрость народу Мухаммеда. Даруй победу нашим братьям-муджахидам в Палестине и по всему миру… Сокруши евреев и их сторонников! Сокруши христиан и их сторонников и последователей, разверзи землю под ними, всели страх в сердца их и да застынет кровь в венах их. О, Аллах, уничтожь их, они — в Твоей власти!»
С 26 по 50 места занимают Тунис, Ирак, Российская Федерация (речь идет прежде всего о мусульманских республиках — Чечне, Кабардино- Балкарии, Дагестане), Ливия, Таджикистан, Индонезия, Индия, Шри-Ланка, Джибути, Турция, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты, Непал, Курдистан, Оман, Мавритания, Алжир, Малайзия, Сирия, Бахрейн, Эритрея, Эфиопия. Кувейт, Кения и Беларусь.
Несмотря на то что подобные протестантские списки страдают определенной однобокостью — достаточно часто речь идет не о преследовании христиан как таковых, а попытках тех или иных государств ограничить агрессивное протестантское миссионерство, однако определенные тенденции в сфере религиозных преследований этот список выявляет. Преследование христиан осуществляется в основном либо исламистскими правительствами, либо тоталитарными режимами, хотя рассадниками религиозного экстремизма подчас являются и традиционно демократические страны.
За последние 20 лет Британия превратилась в главную базу исламского экстремизма для мусульманских духовных деятелей и для набора ими новых последователей. Так, по данным Скотланд-Ярда, без малого 3 тыс. британцев-мусульман присоединились к силам террористической организации «Аль-Каида» в Афганистане, как, впрочем, и сотни их мусульманских братьев в Боснии, Кашмире, на палестинских территориях и в Чечне.
Как пишет влиятельная американская газеты «Крисчен сайенс монитор», в Британии мусульманских радикалов привлекают либеральные законы и традиции в отношении иммигрантов, и это является благоприятной почвой для их борьбы с западными ценностями цивилизации.
Многие из них подозреваются в связях с молодежными террористическими движениями, такими как «Аль-Мухаджирун», или посещали радикальные мечети, одна из которых, возглавляемая шейхом Абу Хамзой аль-Масри, находится в лондонском парке Финсбури.
«Англия — столица исламского мира», — говорит шейх Абу Бакри Мохамад, сирийский беженец, основавший в 1986 году движение «Аль-Мухаджирун». Он утверждает, что в его организацию приходит семь-восемь новых последователей в день.
Между тем Британия, как и другие члены ЕС, отказывается выдавать подозреваемых в совершении различных преступлений странам, где существует смертная казнь. Так, Абу Хамза был осужден на смерть йеменским правительством за руководство террористическими актами в этом государстве. Абу Катада был приговорен к пожизненному заключению в Иордании за участие в серии взрывов. Однако они сумели уйти от исполнения наказания, переехав в Великобританию.
Тем самым, как заключает газета, Соединенное Королевство волей-неволей оказывается приютом для террористов и экстремистов со всего мира.
В Нидерландах же местный министр призвал депортировать местного имама, который призывал к защите не только мусульманских, но и традиционно христианских ценностей. Нидерландский министр иммиграции и натурализации Хилбранд Навийн высказался за депортацию всех иммигрантов, совершивших преступления на территории страны, причем даже тех, кто уже стал гражданином Нидерландов. Поводом для столь резкого высказывания со стороны министра послужили действия известного в Нидерландах мусульманского священнослужителя, роттердамского имама Халида эль-Моумни (Khalid El Moumni). Эль-Моумни был обвинен в 2001 году в публичном оскорблении гомосексуалистов. В частности, имам называл гомосексуализм заразной болезнью. Подобные действия в Нидерландах являются уголовным преступлением.
СЕКТЫ
Франция объявила войну сектам. На прошлой неделе депутаты Национального собрания Франции единогласно приняли соответствующий законопроект. В нем впервые в мировой практике вводится понятие такого уголовного преступления, как «манипуляция сознанием«. За это будут давать от трех до пяти лет тюрьмы и от 300 до 500 тысяч франков штрафа, если закон будет принят сенатом в нынешнем виде. Первоначальный текст проекта закона был утвержден сенаторами в декабре прошлого года. Затем он был передан в нижнюю палату парламента, где подвергся значительной доработке. Осенью сенат снова рассмотрит законопроект и, скорее всего, одобрит его, хотя уже сейчас вокруг будущего закона идет бурная полемика. В пивной «Бурбон«, прямо напротив Национального собрания, в день дебатов собрались представители трех влиятельных сект (по определению французских властей): сайентологи, муниты и раэлиты. На совместной пресс-конференции они заклеймили депутатов, которые как раз в этот момент обсуждали меры борьбы со злоупотреблениями сектантов. Беспокойство последователей Хаббарда, Муна и Раэля нетрудно понять: Франция уже этой осенью станет первым на Западе государством, чье законодательство предусматривает возможность роспуска секты. Правда, для этого будет необходимо, чтобы секта или ее руководитель были, как минимум, дважды приговорены судом за совершение преступных действий. Но и такая осторожная формулировка не нравится многим. Против сайентологов, например, во Франции уже возбуждено два судебных дела.
На проблему сект смотрят во Франции весьма серьезно. «Рансеньеман Женеро» — спецслужба МВД Франции, занимающаяся, в частности, наблюдением за сектами, сформулировала десять критериев: дестабилизация сознания; непомерные финансовые притязания (поборы); навязывание разрыва с прежним окружением; покушения на физическое здоровье; вербовка детей; антиобщественные высказывания; нарушения общественного порядка; привлечение к суду или следствию по серьезным обвинениям; нарушение норм экономической деятельности (утаивание средств); попытки проникновения во властные структуры.
Если хотя бы один из этих признаков имеет место, организацию считают сектой. Два парламентских доклада (в 1995 и 1999 гг.) показали, что феномен этот требует самого пристального внимания. В первом докладе приводится список 172 сект, представляющих, по мнению служб безопасности, определенную угрозу обществу. Общее число членов этих сект оценить трудно: по различным источникам, оно колеблется от 160 до 400 тысяч человек.
В будущем законе содержится (впервые в истории французского права) определение секты: «Группа, имеющая целью или результатом своей деятельности создать или эксплуатировать психологическую или физическую зависимость участников». А манипуляция сознанием — это «тяжкое и повторяющееся давление или использование специальных методов, чтобы изменить суждение с целью добиться от человека, с его согласия или без оного, совершить действие или воздержаться от действия, в результате чего ему будет нанесен серьезный ущерб».
Кажется, возвращается из небытия призрак не только Белого братства, но и печально известной секты Аум Синрикё. На железнодорожном вокзале японского города Окаяма на юге острова Хонсю произошла газовая атака. Семь человек доставлены в больницу с недомоганием, вызванным отравлением неизвестным газом. Полиции удалось задержать по горячим следам одного из двух преступников. Сейчас ведется следствие. Любое сообщение о газовых атаках вызывает у японцев шок, потому что свежи еще в памяти события 1995 года, когда в результате газовой атаки в токийском метро пострадало более 5 тысяч человек. Синкретическая секта Аум Синрике была основана японским проповедником Сёко Асахарой. Правоохранительными органами Японии доказана причастность секты к газовой атаке в токийском метро весной 1995 г., а также к похищению и убийству людей. Большинство руководителей секты продолжает отбывать длительные тюремные сроки, но организация жива. Сейчас она насчитывает более тысячи членов, а возглавил ее Фумихиро Дзиою, который до газовой атаки возглавлял российское отделение секты. Организация владеет большим количеством недвижимости и активно занимается бизнесом.
ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ
Новый Завет на современном калмыцком языке, напечатанный на кириллице, вышел в конце августа в издательстве Института перевода Библии. Данное издание является четвертым переводом Нового Завета из пятнадцати, которые Институт начал осуществлять в России в 1990-х гг. и планирует завершить к 2005 г. Уже изданы переводы Нового Завета на курдский (2000 г.), татарский и тувинский (2001 г.) языки. Предыдущий перевод Нового Завета на калмыцкий язык, опубликованный в середине XIX века, был набран вертикальным шрифтом, который в настоящее время уже не используется. Осенью текущего года Институт совместно с министерством культуры республики Калмыкия проведет официальную презентацию нового издания в Элисте. Калмыки — самый западный из монгольских народов, поселившийся на территории Европы в XVII веке. Его численность составляет около 200 000 человек, большинство из которых традиционно исповедует буддизм.
Процесс глобализации на американский лад коснулся и евангельской проповеди. Всемирная Христианская Энциклопедия на сегодня — один из наиболее важных источников, содержащих статистическую информацию о христианстве по всему миру. Именно там содержится преимущественно статистическая информация, и в связи с этим Библиотека Вильяма Карей, филиал Центра Всемирной Миссии в США (US Center for World Mission), опубликовала приложение к ней под названием «Тенденции Всемирного Христианства».
В главе «План Глобальных Действий Всемирного Христианства» перечисляются восемь особых целей, которые глобальное Христианство (так себя определяют американские миссионеры, — г.К.) должно достигнуть к 2025 году, и, согласно исследованию, они являются вполне достижимыми. Каждый год исследовательская группа будет публиковать доклады о каком-нибудь одном из восьми пунктов, и каждые пять лет делать репортаж о всех восьми. Эти исследования помогут проследить моменты, когда и в каком месте мира наблюдается особая нужда в миссионерах, что даст возможность вносить некоторые поправки и разрабатывать новые стратегии.
Восемь ключевых целей заключаются в следующем:
«1. Евангелизация всего населения Земли
В 2000 году 73.1% населения мира было достигнуто Евангелием.
Цель: к 2025 году достичь 100%.
2. 40% населения Земли — христиане
В 2000 году христиане составили 33% всего населения Земли.
Цель: к 2025 году 40%.
3. 20% всего населения Земли выполняют Поручение Христа
В 2000 году насчитывалось 10% миссионеров.
Цель к 2025 году: 20%.
4. Миссионерство в другой культуре: один миссионер на каждые 2000 христиан
В 2000 году: один миссионер примерно на 3 000 христиан.
Цель: к 2025 году 1 примерно на 2000.
5. Христиане жертвуют 3% от своего дохода для церковных нужд
В 2000 году христиане жертвовали 1.8% своего дохода для церковных нужд.
Цель: к 2025 году 3%.
6. Каждый город должен иметь христианскую церковь
В 2000 году 116 городов не имело христианских церквей.
Цель: к 2025 году . 0. (Имеется в виду города с населением более 50 000 человек, где нет активно действующей христианской церкви, или христиане в них составляют менее 0.02%.)
7. Основать церкви для каждой этнической группы
В 2000 году насчитывалось около 1,236 известных этнических групп, в которых не было основано церкви.
Цель: к 2025 году основать церкви в каждой этнической группе.
8. Библия или хотя бы часть ее должна быть переведена на все языки мира
В 2000 году насчитывалось 6 800 языков, на которые Библия или хотя бы часть ее не переведена.
Цель: к 2025 году перевести Библию на все языки мира».
Никак не можешь отделаться от мысли, что все это уже было: «Пятилетку за три дня», «Догоним и перегоним», «В 1980 году мы будем жить при коммунизме»… Смущает только четкое упоминание о процентах с доходов христиан. Значит, это не просто утопия или проект, а самый обыкновенный бизнес-план.
СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
Палестино-израильский конфликт может быть заморожен, но не разрешен, т.к. в его основе лежит конфликт религиозный. Об этом свидетельствуют последние сообщения со Святой Земли.
По данным последнего социологического опроса, большинство израильтян с нетерпением ожидают восстановления храма в Иерусалиме. Проведение данного социологического исследования совпало с Тиша Беав, иудейским постом в память о разрушении первого и второго храмов. Возможно, поэтому 87 процентов религиозных респондентов высказались за восстановление храма. Восстановления храма желают 63 процента эмигрантов из бывшего Советского Союза, и столько же среди молодых израильтян западного происхождения.
Вообще конфликт по поводу принадлежности Иерусалима будет сконцентрирован на Храмовой горе, ныне пребывающей полностью под контролем Исламского Вакфа (Islamic Waqf), который занят переоборудованием находящейся здесь мечети в самую большую в мире. Она призвана стать конкурентом Мекке.
В августе организация «Гимель мицвот» провела в воскресенье собрание в синагоге ветеранов «ЭЦЕЛ» и «ЛЕХИ» на улице Яффо в Иерусалиме. На собрании выступили с инициативой о возобновлении после 2000-летнего перерыва еврейского монархического правления в Эрец-Исраэль. Об этом заявил представитель Организации адвокат Барух Бен-Йосеф.
По словам Бен-Йосефа, единственное требование, выдвигаемое Торой к еврейскому царю, — происхождение, он должен быть из рода царя Давида. Бен-Йосеф также заявил, что он против демократического правления, которое, по его мнению, существует в Израиле. «Возможно, царь не оправдает всех надежд, но монархия, в любом случае, лучше того, что мы имеем на сегодняшний день. Можно ли победить арабов, когда глава правительства меняется каждые полтора-два года?» Бен-Йосеф процитировал данные опроса общественного мнения, согласно которым большинство израильских евреев поддерживают идею строительства Третьего храма. Отвечая на вопрос о кандидатуре будущего царя, адвокат Бен-Йосеф сказал, что его должен выбрать специально созданный совет мудрецов или специалистов.
В то же время Израиль обеспокоен тем, что перестает быть чисто еврейским государством. Главный сефардский раввин Элияху Бакши-Дорон, главный ашкеназский раввин Исраэль Мейр Лау призвали срочно внести поправки в закон о возвращении. Выступая на закрытии ежегодного съезда раввинов в Израиле, они заявили, что «семьдесят процентов новых иммигрантов не являются евреями и никак не связаны с иудаизмом. Мы не можем и дальше позволять целым семьям христиан иммигрировать в Израиль».
На прошлой неделе Министерство внутренних дел Израиля обнародовало данные об иммигрантах из бывшего Советского Союза. Из 9367 иммигрантов, въехавших в страну с января по июль 2002 года, 5508 не являются евреями. С 1989 по 2002 год в Израиль иммигрировало 859502 человек из бывшего Советского Союза, из которых евреи — 619820 человек.
На палестинских территориях в условиях комендантского часа христиане должны успеть посетить церковь за три часа. Три часа в день, с 11 утра до 2-х дня, — время для свободного передвижения палестинцев по территории Западного берега. В эти часы оживают арабские города и деревни, в том числе и библейская святыня Вифлеем. В перерыве комендантского часа город живет полнокровной жизнью. На улицах много людей, работают офисы и магазины, христиане по выходным ходят в церковь. Три часа свободы в автономии — единственный промежуток времени, когда арабы могут похоронить своих близких или сыграть свадьбу. К трем часам дня город вымирает. Люди возвращаются в свои дома, а на улицы выезжают израильские армейские патрули.
В Иерусалиме был задержан и отправлен в местное отделение полиции епископ Греческой Православной церкви Аталла Ханна (Atallah Hanna). По данным полиции, священник выступал в прессе с заявлениями в поддержку акций террористов-смертников, нелегально выезжал в Сирию и Ливан, а также пытался встретиться с лидерами ряда экстремистских группировок, в том числе с духовным лидером организации «Хизбалла».
Кроме того, израильское радио сообщило, что Ханна призывал христиан поддержать палестинцев в борьбе с Израилем.
В свою очередь, представитель Греческой православной церкви на Западном берегу Марван Тубаси (Marwan Toubasi) заявил, что задержание Ханны является «частью наступления Израиля на религиозную свободу». Христиан поддержали и мусульманские духовные лидеры. Как заявил глава мусульманской общины в Иерусалиме Шейх Икрема Сабри (Sheik Ikria Sabri), «многие израильские раввины являются сторонниками крайних мер против арабов и палестинцев, однако их никогда не задерживала израильская полиция». Ханна пробыл под стражей несколько часов и был выпущен после допроса.
АРХЕОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ
В Киргизии обнаружено предполагаемое место захоронения мощей апостола Матфея. Еще в 2000-м году группа археологов Киргизской академии наук объявила о начале поисков места предполагаемого захоронения мощей апостола Матфея, которому приписывается авторство самого пространного из канонических Евангелий, одной из самых загадочных фигур христианства. Поиски велись на основании информации, изложенной в неопубликованной книге архиепископа Бишкекского и Среднеазиатского Владимира: «На киргизской земле нашло посмертное успокоение нетленное тело святого апостола и евангелиста Матфея… Эту святыню хранили в монастыре на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал об этом». До сих пор были известны места упокоения 11 апостолов, и лишь могила Матфея оказалась затерянной во мраке веков. Одна из версий гласила, что на закате жизни апостол Матфей отправился в Индию, но умер по дороге где-то в Киргизии, успев основать несколько христианских общин. Первым о найденном монастыре упоминал в своих записках знаменитый российский путешественник Петр Семенов-Тяньшаньский. Озеро неоднократно исследовалось, но безрезультатно. При проведении подъемных съемок некой американской телевизионной корпорацией, название которой не сообщается, на дне озера Иссык-Куль были найдены остатки древнего христианского монастыря. Исследователи говорят, что самые главные находки еще впереди: под затопленным монастырем обнаружено подземелье.
Исследование древних надгробий позволило китайскому ученому заявить, что христианство появилось в Китае на пять с половиной веков ранее, чем было приято считать до сих пор. Исследуя каменные надгробия в музее города Сючжоу, профессор христианской теологии Ван Вэйфань с удивлением обнаружил библейские сцены и символику, очень похожую на раннехристианскую, выгравированную на камнях, датированных «третьим годом правления восточной династии Хань», то есть 86 годом по Р. Х. По словам 74-летнего профессора, являющегося постоянным членом Китайского христианского совета, некоторые изображения на надгробиях эпохи Хань можно однозначно истолковать как иллюстрации к библейскому повествованию о сотворении мира. Кроме того, они очень похожи на раннехристианские памятники, найденные в Ираке и на Ближнем Востоке.
До сих считалось, что весть о Христе впервые была принесена в Китай сирийским миссионером-несторианином Алопеном «в девятый год правления династии Тан», то есть в 635 году по Р.Х.
Афганские крестьяне нашли древний буддийский город, датируемый предположительно II-м веком н.э. Город, который был известен среди местных жителей под названием Каффир Гот, похоронен под слоем песка в отдаленном районе южного Афганистана. Джим Уильямс, официальный представитель ЮНЕСКО, обратился к властям с призывом взять под охрану площадь в двадцать квадратных миль. «Без охраны она уменьшится до размеров булыжника, и памятник национального значения будет уничтожен», — заявил он. Эксперты говорят, что предметы из нелегальных раскопок уже в ходу на черном рынке. Археологи надеются обнаружить изваяние Будды, по размерам близкое к тому, которое было взорвано талибами в прошлом году. Он сказал, что это открытие может внести радикальные изменения в учебники истории. Древний город, возможно, был построен буддийской цивилизацией Гандхары, которая, как думали до сих пор, существовала только в северных районах Афганистана и в Пакистане. Газета сообщает, что черная угольная линия на песке показывает, что, возможно, город был уничтожен пожаром и затем покинут людьми.
ИНТЕРЕСНО
В последние годы наметилась определенная тенденция все большего подтверждения наукой сведений о происхождении нашего мира, имеющихся в Библии. Современные европейцы — в весьма значительной мере потомки земледельцев с Ближнего и Среднего Востока, переселившихся на европейский континент примерно 10 тысяч лет назад. Такие выводы сделаны по результатам недавнего компьютерного и генетического исследования, ставившего себе цель выяснить, каким образом новые аграрные технологии внедрялись в Европе. Ученые выяснили, что речь идет не просто о заимствовании идей и методов. Результаты исследований позволяют предположить, что имело место массовое переселение людей, которые обживались на новых местах и смешивались с охотниками и собирателями, составлявшими подавляющее большинство жителей Европы того времени. По мнению антропологов, земледелие возникло на Ближнем Востоке, а оттуда было перенесено в Европу примерно за восемь тысяч лет до новой эры.
До сих пор научные дебаты вращались вокруг вопроса о том, произошло ли изменение образа жизни европейцев благодаря заимствованию идей и технологий, либо же оно стало результатом массовой миграции населения, которое смешалось с аборигенами. Если это утверждение верно, тогда в генетической системе современных обитателей Европы должен остаться отчетливый отпечаток генов тех древних мигрантов.
Лунс Чихи из Университетского колледжа в Лондоне (UCL) и его коллеги вели поиски этих «меченых» генов путем выяснения как мутировали Y-хромосомы, то есть та часть ДНК, которая передается от отца к сыну. В частности, они изучили редкие мутации, известные как «однократные случаи полиморфизма» (ОСП). Такого рода мутации, как считается, вряд ли могли происходить более чем один раз на протяжении недавней истории человечества. Присутствие ОСП в генетической системе населения различных местностей указывает на то, что имеет место, скорее, общее происхождение, а не повторяющееся изменение в генной структуре.
Команда исследователей воспользовалась данными предыдущих изысканий, которые были подвергнуты обработке с помощью новой интенсивной компьютерной технологии. Выданный машиной результат, по мнению ученых, свидетельствует о том, что примерно 50% генного набора современного европейца позаимствовано у древних земледельцев-выходцев с Ближнего Востока. Вклад мигрантов с востока в генетическую систему европейцев составляет от 15 до 30% во Франции и Германии, до 85–100% в странах Юго-Восточной Европы — Албании, Македонии и Греции.
«Археологи выяснили, что земледелие распространилось с Ближнего Востока вплоть до северо-западной Европы, но мы не знали, каким образом это происходило, — сказал доктор Чихи в интервью BBC. — Мы знаем, что земледелие распространялось по Европе со скоростью примерно одного километра в год, или примерно на 20 километров на протяжении жизни одного поколения», — говорит ученый.
Ныне полученные цифры намного значительнее тех, что были получены ранее, а это означает, что ближневосточный вклад в генетическую систему Европы ранее недооценивался. И как, в свете приведенных выше данных, не вспомнить библейскую историю о разрушении Вавилонской башни и последующего расселение потомков одного из сыновей Ноя — Иафета — на территорию Европы.
В школах Джорджии теория Дарвина сменяется библейской версией о происхождении жизни. Управление образования округа Кобб, штат Джорджия, решило в течение 30 дней рассмотреть вопрос об изменении в системе школьного образования. В частности, нововведения должны коснуться теории о происхождении жизни на земле. Инициативная группа родителей настаивает на том, чтобы в учебники вместо теории эволюции Дарвина была внесена библейская версия о происхождении жизни. В частности, уже выпущены стикеры для учебников начальной и средней школ, в которых написано, что теория эволюции не является научно доказанной теорией и может рассматриваться только как одна из версий происхождения жизни на Земле. В свою очередь против этого выступил американский Союз гражданских прав, который обратился в суд с иском о запрете подобных нововведений.
Президент США Джордж Буш 5 августа подписал Акт о защите новорожденных младенцев. Этот документ предоставляет полноту гражданских прав любому появившемуся на свет ребенку, даже в результате неумело проведенного аборта.
«Без сомнения, проблема аборта разделила американцев на два лагеря. Тем не менее сегодня мы выражаем мнение большинства… Никто не имеет права умерщвлять ребенка, который родился живым, — отметил Буш. — Акт о защите новорожденных младенцев — это шаг на встречу к тому дню, когда каждый малыш будет долгожданным и защищен законом». Напомним, что ранее проект этого законодательного акта был одобрен Палатой представителей и Сенатом. Поводом для принятия акта послужили многочисленные показания медперсонала о том, что появившихся на свет в результате аборта живых младенцев оставляют умирать в различных клиниках и больницах страны. Во время слушаний в Конгрессе США по данному законопроекту некоторые медсестры свидетельствовали о том, что своими глазами видели, как врачи опускали младенцев в ведра с водой.
Около 67,4 процентов итальянских гинекологов и 54,7 процентов анестезиологов прислушиваются к голосу своей христианской совести и отказываются от участия в прерывании беременности. Об этом сообщает ежегодный отсчет министра здравоохранения Италии об исполнении закона о легализации абортов. Согласно этому отчету, число абортов уменьшается с каждым годом: в 2001 их совершено на 3,4 % меньше, чем годом ранее. Однако в действительности, уменьшение числа абортов относится только к итальянкам; число абортов растет в среде эмигранток.
Неожиданно в череду гонителей христианства встала ФИФА, которая разослала национальным федерациям документ, призывающий их бороться с любыми проявлениями религиозной экзальтации. И в частности, с групповыми молебнами и надписями на майках, подобной той, что показывали бразильцы на недавнем чемпионате мира: «100% Иисус». Теперь на международном уровне судья может наказать желтой карточкой футболиста, который после забитого гола начнет падать на колени и воздевать руки к небу или истово креститься.
По материалам информационных агентств
подготовил прот. Георгий Коваленко
Андрей Деркач. «Не могу занимать нейтральную позицию в борьбе добра и зла»
Блаженнейший Митрополит Владимир: «Ничего не просить, ни от чего не отказываться»