Обращение митрополита Одесского и Измаильского Агафангела к православным христианам Одесской епархии
Обращение митрополита Одесского и Измаильского Агафангела
к православным христианам Одесской епархии
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Долг архипастырской любви и попечения о Церкви, вверенной мне Богом, побуждает обратиться к Вам, дорогие мои, с призывом хранить и защищать нашу отеческую, святую Христову Православную веру.
В нашем городе усилили свою враждебную деятельность против святого Православия сектанты-филаретовцы, которые называют себя «киевским патриархатом». Они вероломно захватывают православные храмы, избивают и похищают священнослужителей Одесской митрополии. Возглавляет эту тоталитарно-криминальную секту некто Дмоховский, нечестиво именующий себя «епископом Одесским Паисием». Основная опасность этой сектантской группировки в том, что ее представители ложно называют себя православными. Не имея священного сана и обманывая доверчивых людей, они кощунственно облачаются в священные одежды, выдавая себя за священников и даже, потеряв человеческую совесть, ради наживы, совершают некие действия, называя их «богослужениями». Эти люди с лукавой совестью разместились на улице Пастера при инфекционной больнице, на улице Воробьева напротив психиатрической больницы, а также в районе улицы Среднефонтанской в летнем кинотеатре. Сектанты в рясах ходят также по рынкам, окропляя водой и требуя от людей вознаграждения.
Однако необходимо знать, что «таинства» и «обряды», совершенные этими лжесвященниками, недействительны, недейственны, безблагодатны, уводят от Христа и привлекают демонические силы. Принявшие у филаретовцев «крещение» — остались некрещеными, «причастившиеся» — вкусили только хлеба и вина, т. к. в секте «Киевский патриархат» не действует спасающая благодать Святого Духа, а потому не может быть преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Покойники, «отпетые» сектантами, — остались без отпевания.
Помните, братья и сестры, что секта, называющая себя «украинской православной церковью киевского патриархата», ничего общего, на самом деле, с Православной Церковью не имеет. Храните себя в вере и сообщите своим сродникам, знакомым и соседям, чтобы они не посещали собраний этой секты, т. к. в противном случае они сами себя отлучат от Христа и Его Святой Православной Церкви. У сектантов нельзя покупать свечи, иконы, «просфоры» и др., нельзя жертвовать на филаретовские «храмы», т.к. своей денежной жертвой Вы поддержите филаретовцев в борьбе с Церковью».
Да сохранит всех Вас Господь Иисус Христос — Глава Церкви в чистом исповедании Его спасительной веры.
10.07.2002. ХАРЬКОВ. ИНТРОНИЗАЦИЯ КАТОЛИЧЕСКОГО ЕПИСКОПА ДЛЯ ХАРЬКОВСКО-ЗАПОРОЖСКОЙ ДИОЦЕЗИИ
10 июля в Харькове состоялась торжественная месса по поводу интронизации епископа ординария новообразованной Харьковско-Запорожской диоцезии Римско-католической церкви.
В этот день в римо-католический храм Успения Пресвятой Богородицы, расположенный по ул. Гоголя, 4, собрались харьковские католики, гости из других городов Украины и Польши (всего около трехсот человек). Они пришли поприветствовать и поздравить с интронизацией епископа ординария Станислава, которому предстоит отныне управлять первой в истории Харьковско-Запорожской диоцезией Римско-католической церкви. На совершение мессы прибыли восемь епископов во главе с папским нунцием в Украине архиепископом Николаем Этеровичем, три десятка священников, монахи-капуцины.
По окончании мессы, которая началась в 18.00, со словом к собравшимся выступил папский нунций. Он подчеркнул необыкновенно важное значение для прогрессивного молодого Украинского государства открытия Харьковско-Запорожской диоцезии, выразил глубокую признательность за помощь в этом деле властям и особенно присутствовавшему на церемонии председателю Госкомрелигий В. Бондаренко. Свою речь произнес и консул Республики Польши в Харькове Михаль Журавски. К епископу Станиславу он обратился на своем родном польском языке. Харьковско-Запорожский епископ ответил также по-польски.
Представителей Украинской Православной Церкви на церемонии не было. Ее не посетили ни глава Харьковской облгосадминистрации Е. Кушнарев, ни мэр города В. Шумилкин.
24.07.2002. ОДЕССА. МИТРОПОЛИТ ОДЕССКИЙ И ИЗМАИЛЬСКИЙ АГАФАНГЕЛ: «ОСНОВНАЯ ОПАСНОСТЬ СЕКТАНТСКОЙ ГРУППИРОВКИ «КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА» В ТОМ, ЧТО ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЛОЖНО НАЗЫВАЮТ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ»
Пресс-служба Одесской епархии Украинской Православной Церкви распространила обращение митрополита Одесского и Измаильского Агафангела к православным христианам Одесской епархии по поводу активизации деятельности в Одессе тоталитарно-криминальной секты — «Киевского патриархата».
Обращение митрополита Одесского и Измаильского Агафангела
к православным христианам Одесской епархии
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Долг архипастырской любви и попечения о Церкви, вверенной мне Богом, побуждает обратиться к Вам, дорогие мои, с призывом хранить и защищать нашу отеческую, святую Христову Православную веру.
В нашем городе усилили свою враждебную деятельность против святого Православия сектанты-филаретовцы, которые называют себя «киевским патриархатом». Они вероломно захватывают православные храмы, избивают и похищают священнослужителей Одесской митрополии. Возглавляет эту тоталитарно-криминальную секту некто Дмоховский, нечестиво именующий себя «епископом Одесским Паисием». Основная опасность этой сектантской группировки в том, что ее представители ложно называют себя православными. Не имея священного сана и обманывая доверчивых людей, они кощунственно облачаются в священные одежды, выдавая себя за священников и даже, потеряв человеческую совесть, ради наживы, совершают некие действия, называя их «богослужениями». Эти люди с лукавой совестью разместились на улице Пастера при инфекционной больнице, на улице Воробьева напротив психиатрической больницы, а также в районе улицы Среднефонтанской в летнем кинотеатре. Сектанты в рясах ходят также по рынкам, окропляя водой и требуя от людей вознаграждения.
Однако необходимо знать, что «таинства» и «обряды», совершенные этими лжесвященниками, недействительны, недейственны, безблагодатны, уводят от Христа и привлекают демонические силы. Принявшие у филаретовцев «крещение» — остались некрещеными, «причастившиеся» — вкусили только хлеба и вина, т. к. в секте «Киевский патриархат» не действует спасающая благодать Святого Духа, а потому не может быть преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Покойники, «отпетые» сектантами, — остались без отпевания.
Помните, братья и сестры, что секта, называющая себя «украинской православной церковью киевского патриархата», ничего общего, на самом деле, с Православной Церковью не имеет. Храните себя в вере и сообщите своим сродникам, знакомым и соседям, чтобы они не посещали собраний этой секты, т. к. в противном случае они сами себя отлучат от Христа и Его Святой Православной Церкви. У сектантов нельзя покупать свечи, иконы, «просфоры» и др., нельзя жертвовать на филаретовские «храмы», т.к. своей денежной жертвой Вы поддержите филаретовцев в борьбе с Церковью».
Да сохранит всех Вас Господь Иисус Христос — Глава Церкви в чистом исповедании Его спасительной веры.
26.08.2002. СИМФЕРОПОЛЬ. ЦЕНТР ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕКТ «ДИАЛОГ» И СОЮЗ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ ПРОВЕЛИ ПИКЕТ ВО ВРЕМЯ ВЕРБОВОЧНОЙ АКЦИИ КРИШНАИТОВ
26 июля сектой «Общество сознания Кришны» была проведена в Симферополе очередная вербовочная акция. Сектанты, упорно формируя себе имидж представителей индуизма, что в корне не соответствует действительности, назвали мероприятие «Фестивалем индийской культуры». Под прикрытием «фестиваля» кришнаиты занимались традиционным распространением литературы и вербовкой новых адептов прямо в центре города во время народных гуляний. Совместными усилиями Симферопольского центра «Диалог» и Союза православной молодежи был проведен пикет с целью информирования симферопольцев и гостей города о деятельности данной тоталитарной секты. Участники пикета раздавали информационные листовки с сообщениями о нашумевших преступлениях кришнаитов: ряде громких убийств, сексуальном насилии над малолетними, торговлей наркотиками (в частности, героином) и т. д.
По мнению сотрудников Центра «Диалог», на вопрос о том, действительно ли на совести кришнаитов есть убийства, можно привести конкретные примеры, в том числе убийство 20 марта 2000 г. православного священника Григория в поселке Тура Эвенкийского района Красноярского края. Преступление было совершено накануне весеннего равноденствия поклонником Кришны. Убийца Роман Гаврилов (1973 г. рождения), вооруженный самодельным шилом, в 3 часа ночи постучался в дверь отца Григория. Священник открыл дверь, и убийца нанес ему удар шилом в сердце и два в шею. Когда отец Григорий упал, Гаврилов отрезал ему голову складным ножом, сломав при этом нож. Далее изувер зашел вместе с головой убитого священника в помещение храма, обнес голову вокруг престола так, чтобы капающая кровь образовала на полу круг, и затем положил голову отца Григория на престол. Убийца был задержан на следующее утро. При задержании он назвался Романом Хариевичем Кришницем. В содеянном злодеянии убийца не раскаялся. На первом же допросе он признался, что выполнял повеление своего бога: Кришна явился ему во сне и детально описал, что он должен сделать. По словам сотрудников дежурной части, Гаврилов, находясь в изоляторе временного содержания при УВД Туры, распевал в камере мантру «Харе Кришна». Незадолго перед убийством Гаврилов заявил, что намерен принести жертву Кришне.
Сотрудники «Диалога» обращают также внимание на то, что доктрина кришнаитов гласит: «Любой человек, действующий в сознании Кришны,.. даже убивая, не совершает убийства, как и не затрагивается он последствиями такого поступка» (Бхагавад-гита как она есть. Гл. 18, комментарий к тексту 17); «Веды говорят, что существует шесть видов злодеев: …такие злодеи должны быть немедленно преданы смерти, и убивая их, человек не навлекает на себя греха» (Там же. Гл.1, комментарий к тесту 36).
По данным «Диалога», в другом уголке Крыма деструктивные секты готовят еще один вербовочный «фестиваль». Масштабную акцию под названием «Фестиваль «Праздник жизни и музыки» собираются провести в Севастополе местные сектанты-неохаризматики.
Пресс-служба Центра «Диалог»
05.08.2002. СУМЫ. С ЖАЛОБАМИ НА ЗДОРОВЬЕ В ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЩАЮТСЯ ЖЕРТВЫ «ВЫЧИТОК» ФИЛАРЕТОВСКОГО «СВЯЩЕННИКА», КОТОРЫЙ, СУДЯ ПО РАССКАЗАМ ПОТЕРПЕВШИХ, ЯВЛЯЕТСЯ ОККУЛЬТИСТОМ
Еще в середине лета пресс-служба Сумской епархии распространила в областной прессе сообщение о том, что представители УПЦ-КП, прикрываясь именем Православия, занимаются явным оккультизмом. Епископ Сумской и Ахтырский Иов охарактеризовал их оккультную практику как «шаманизм в православной упаковке». Так, «протоиерей», он же «благочинный» областного центра, Александр Двинятин осуществляет в сумском Воскресенском соборе «Киевского патриархата» т.н. «вычитки».
Преосвященнейший владыка Иов, отвечая на вопрос читателя областной газеты «Ваш шанс» о подобного рода «вычитках» в занятом филаретовцами православном храме, сказал: «К духовенству кафедрального собора часто обращаются обманутые сумчане, которые побывали на этих «службах». Они жалуются на плохое самочувствие и подавленное состояние. По их свидетельству, так называемый священник Александр Двинятин использует, по всем признакам, оккультные методики, чернокнижничество и магические ритуалы. Например, определение порчи по свечам и прочие языческие непотребства».
Похоже, что новоявленные шаманы окопались не только в областном центре. Случаи проведения приверженцами анафематствованного Филарета подобных «богослужений» отмечались уже и на территории Сумской области. Владыка Иов также отметил: «Как к правящему архиерею Сумской епархии, ко мне поступают сообщения от обеспокоенных верующих, в частности, из Белопольского района, где периодически по селам «гастролируют» в клубах такого рода лжесвященники, которые зазывают в своих объявлениях на «вычитки», требуя принести с собой «кілограм солі, хлібину і півтора літри води». Такие приношения не используются ни в одном православном богослужении. Тем более, эти «службы» проводят вовсе не священники, а отлученные от Церкви люди…».
В настоящее время пресс-служба Сумской епархии собирает дополнительные свидетельства от пострадавших людей, которые побывали на «вычитках» Двинятина. Например, очевидцы рассказывают, что «протоиерей» дает людям в обе руки по большой свече и, обходя каждого, доверительно сообщает: «Вам пороблено на маслі, вам — на салі, а вам — на молоці, принесіть наступного разу те, на чому вам пороблено, я отчитаю».
После сообщений в областной прессе о душепагубности подобного рода практики и предупреждений со стороны духовенства УПЦ филаретовский «священник» Александр Двинятин прислал в адрес главного редактора газеты составленное по всем юридическим правилам официальное письмо с требованием опровержения и угрожая судом. При этом Двинятин утверждал, что ни в чем оккультном замечен не был и вообще он — «лицо образованное, закончил Киевскую семинарию» (понятно, что филаретовскую).
Некоторое время назад в Сумском православном образовательном центре «Благовест» многие стали свидетелями того, чем обернулся для одной женщины Ларисы С. визит к упомянутому «экзорцисту». Считая себя пророком, Двинятин поставил ее 10-летнему сыну «диагноз»: «На нем проклятие до третьего колена». Мать, естественно, была на грани отчаяния. Ничего не подозревавшая, она просто искала совета «у батюшки», а попала к матерому оккультисту, дерзнувшему одеть священническое облачение с «благословения» раскольнического лжеепископа.
Пресс-служба Сумской епархии
06.08.2002. РАХІВ. УНІАТИ ВИКОРИСТАЛИ СПОРУДЖЕННЯ ПРАВОСЛАВНИМИ ЛІКАРНЯНОЇ КАПЛИЦІ ЯК ПРИВІД ДЛЯ ПРЕТЕНЗІЙ НА ІНШИЙ ПРАВОСЛАВНИЙ ХРАМ
9 серпня, в день пам’яті святого великомученика і цілителя Пантелеімона, у м. Рахові Хустської єпархії має відбутися освячення Свято-Пантелеімонівської каплиці на території районної лікарні. Каплицю зведено у вигляді окремої споруди. Урочиста подія ще не відбулася, а місцеві уніати оприлюднили через пресу свої претензії на Хрестовоздвиженський православний храм у Рахові, а також подали відповідні заяви до органів влади. Коментуючи ситуацію, єпископ Хустський і Виноградівський Іоанн сказав: «Уніати вже відібрали у Рахові один православний храм на тій підставі, що колись він належав їм. Замість цього храму православні збудували в центрі міста Свято-Духівську церкву. Тепер уніати бажають відібрати на такій самій підставі православний Хрестовоздвиженський храм, посилаючись на те, що тепер нам його замінить каплиця у лікарні. Але, по-перше, каплиця — це не храм. По-друге, лікарня — це не парафія».
07.08.2002. ЖИТОМИР. КАК И ПРЕДПОЛАГАЛИ СПЕЦИАЛИСТЫ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ЖЕРТВАМ ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕКТ «ДИАЛОГ», ПОДОЗРЕВАЕМАЯ В ЦЕЛОЙ СЕРИИ УБИЙСТВ ПРЕСТУПНАЯ ГРУППА ОКАЗАЛАСЬ СБОРИЩЕМ ОККУЛЬТИСТОВ
26 июня сего года в Житомире была зверски убита 18-летняя Ирина Гумарова. По предварительным сообщениям агентства «Интерфакс-Украина», тело девушки было расчленено и съедено убийцами. Факт каннибализма следствие не подтвердило, но изуверы подозреваются в совершении еще 5 умышленных убийств, 8 грабежей и нападений, ранении двух работников органов внутренних дел. Эксперты Центра «Диалог» оказались единственными, кто сразу же публично заявил, что вышеупомянутая преступная группа полностью соответствует определению деструктивной секты. И вот уже 7 августа заместитель прокурора Житомирской области Анатолий Кондратюк и старший следователь облпрокуратуры Иосиф Пшевлоцкий, который возглавляет следственную группу по расследованию дела убийства Ирины Гумаровой, сделали на пресс-конференции заявление, подтверждающее мнение экспертов «Диалога». Оказалось, что, по словам подозреваемых в убийстве, те увлекались оккультными науками, поэтому и забрали домой отдельные органы убитой. Кроме того, преступники намеревались отправлять части тела родственникам девушки с целью шантажа.
Пресс-служба Центра «Диалог» / Пресс-служба УПЦ
08.08.2002. ЕПИСКОП СУМСКОЙ И АХТЫРСКИЙ ИОВ: «В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ЗАКРЕПИТЬСЯ В ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЕ УНИАТЫ НЕ БРЕЗГУЮТ ПРИНИМАТЬ ЗАПРЕЩЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ С СОМНИТЕЛЬНОЙ РЕПУТАЦИЕЙ»
Епископ Сумской и Ахтырский Иов привел примеры из жизни Сумской епархии: «На Сумщине числятся две униатские общины — в Ахтырке и в соседнем с ней пгт Чупаховка. Первая основана неким иеромонахом Марком. Он был рукоположен в священный сан в 1989 году, переехал в Сумскую область, попал здесь в 1992 году под запрет владыки Никанора за разбой, пьянство, воровство икон, переданных нашей Церкви из краеведческого музея, непослушание архиерею и самоволие. И в том же году, перейдя к униатам, зарегистрировал общину в Ахтырке и стал воевать с православными. Однако впоследствии, не поладив с собственными прихожанами, сбежал в Киев и навещал в Ахтырке лишь тех, кто остался ему предан. Униатская же община с тех пор ничем не заявляет о своем существовании. Я обращался в государственные органы с устной просьбой о снятии ее с регистрации, поскольку реально она не действует. А Марком сейчас снова занимаются правоохранительные органы: он попался на контрабанде. В этой связи к нам в епархиальное управление приходил следователь и знакомился с личным делом подозреваемого.
Что же касается Чупаховки, то здешнюю униатскую общину образовал в 1997 году путем раскола православного прихода Владимир Гордиенко. Лишь потом стало известно, что прежде он успел сменить пять конфессий: был в автокефалии, у греко-католиков, даже выдумал историю, что учился в Ватикане, потом перешел в Киевский патриархат, рассказывал, что «уже в 20 лет стоял на орлеце», т.е. был «епископом» в Житомире. В середине 90-х годов он был принят с покаянием в нашу Киевскую епархию и рукоположен во диакона. Однако в возведении в сан священника ему было отказано. Тогда он уехал в Житомир и рукоположился там во иеромонаха, затем служил в Черниговской епархии и, наконец, пришел в Сумскую. Установлено, что до Чупаховки Гордиенко «лечил» людей заговорами, своей мочой. Когда архиепископ Сумской и Ахтырский Ионафан запретил Гордиенко в священнослужении, тот опять перешел к греко-католикам. Храм он оставил голым, с похабными надписями и шестиугольными звездами на стенах. Все эти «художества» были засняты. Однажды Гордиенко пришел ко мне на прием: со здоровенными накрашенными ногтями, с девичьей прической развалился на стуле. Я строго указал ему на то, что на приеме у архиерея так не сидят. А на вопрос, что он будет делать, когда его прогонят даже униаты, Гордиенко откровенно заявил: «Меня выгонят — другого пришлют. Главное, что униаты все равно будут иметь свою зарегистрированную общину и, следовательно, приходское имущество, которое вам никогда не отсудить. Да я, если мне дадут задание и деньги, могу такую кашу заварить! В любом райцентре создам общину. Необходимых для регистрации десять человек из Львовской области — найду запросто. Две-три семьи — и готово!» Уже после нашей беседы мне сказали о Гордиенко: «Так это же такой прохвост!» И поведали о том, что он учинил до моего прихода в епархию. Личное дело Гордиенко тоже лежит у нас в епархии. А сейчас уже у самих униатов проблемы с Гордиенко, и их Вышгородский епископ делал в нашу епархию запрос: какое у Гордиенко образование? Между тем этому «апостолу» сейчас всего около 25 лет.
Я думаю, что для униатов, которые принимают к себе таких «деятелей», главное — закрепиться в еще не освоенном ими регионе. Если говорить отдельно о Слобожанщине, то попытка униатов закрепиться здесь выглядит довольно странно: ведь Слобожанщина возникла благодаря массовому бегству православных людей от унии из центральной и западной частей Украины. Теперь уния пытается их настичь уже и здесь».
09.08.2002. АРХІЄПИСКОП АРГЕНТИНСЬКИЙ І ПІВДЕННОАМЕРИКАНСЬКИЙ ПЛАТОН: «НА ЖАЛЬ, СВЯТЕ ПРАВОСЛАВ’Я В УКРАЇНІ РОЗДИРАЄТЬСЯ РУКАМИ НАШИХ ЄДИНОКРОВНИХ І ЄДИНОВІРНИХ БРАТІВ, ЯКІ МАЛИ Б ВІДДАВАТИ ПОЧЕСТІ БОГУ»
Коментуючи дії розкольників Православ’я в Україні, архієпископ Аргентинський і Південноамериканський Платон зазначив: «Ми з тривогою, але й з надією дивимося на те, що робиться в Українському Православ’ї. Я вірю, що серце братів наших за допомогою благодаті Божої повернеться до святого Православ’я, яке буде канонічним, не буде зіпсоване політичними кон’юнктурами або бажаннями певних людей все робити по-своєму. Бог один, Церква наша має бути Церквою Бога великого Іісуса Христа. Дуже шкода, що наші брати до цього часу в руках гордині, грають на національних почуттях людей, виховують у віруючих озлобленість і цим користуються. Ні, у Царство Боже зайде не той, хто мудрий у своїх очах, а той, хто зі щирістю служить Господу, народу своєму, людям православним. Об’єднатися ж можна тільки на ниві канонічного Православ’я».
12.08.2002. ЗОНА ЗАПРЕТА ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ ОККУЛЬТИЗМА ВПЛОТНУЮ ПОДОШЛА К ГРАНИЦАМ УКРАИНЫ. ПОСЛЕДУЮТ ЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛИ ПРИМЕРУ ЕВРОПЕЙСКИХ КОЛЛЕГ?
Отныне в Румынии запрещена любая прямая или косвенная пропаганда оккультизма в средствах массовой информации. Введение запрета является исполнением одного из условий вступления страны в Европейский Союз. Парламентская Ассамблея Совета Европы неоднократно подчеркивала чрезвычайную важность работы по предотвращению распространения опасных сект и в своих официальных решениях указывала на необходимость ее ведения государствами — членами Совета Европы. Украинские же разношерстные целительницы и колдуньи Марфы и Стефании прочно обосновались в СМИ, и никто их изгонять оттуда, видимо, не собирается. Румыния доказала свою решимость вступить в европейскую семью, несмотря на то что это решение сопровождалось бурными протестами в мутной среде оккультно-эзотерических сект. Например, Румынская национальная ассоциация ведьм заявила, что этот запрет дискриминирует так называемых белых ведьм и его следует распространять только на тех, кто практикует черную магию. По мнению же других «пострадавших от религиозного геноцида», «охота на ведьм» организована христианскими священниками, завидующими силе белой магии. А вот для Украины, также стремящейся стать частью единой Европы, столь «обоснованные» аргументы сказочных персонажей, очевидно, весомее ее собственной политики европейской интеграции, и она предпочитает оставаться околоевропейским заповедником целительниц и гадалок.
Пресс-служба Центра «Диалог» / Пресс-служба УПЦ
24.08.2002. СТАРИЙ ЧОРТОРИЙСЬК. ПОРУШУЮЧИ ЗАКОН ПРО ОХОРОНУ ПАМ’ЯТОК КУЛЬТУРИ СПРОБОЮ ЗАКЛАДЕННЯ ХРАМУ НА ТЕРИТОРІЇ, ЯКА СПОЧАТКУ МАЄ БУТИ ДОСЛІДЖЕНА АРХЕОЛОГАМИ, І ПОГРОЖУЮЧИ ПРАВОСЛАВНИМ ВІДІБРАННЯМ У НИХ СОБОРУ, ФІЛАРЕТІВЦІ СПРОВОКУВАЛИ КОНФЛІКТ У СЕЛІ, ДЕ ДОСІ НЕ БУЛО РЕЛІГІЙНОЇ ВОРОЖНЕЧІ
З 1997 р. у с. Старий Чарторийськ Маневицького району Волинської області діє чоловічий Хрестовоздвиженський монастир. Його ченці разом з мирянами відбудовують старовинний собор, що до того стояв напівзруйнований. Богослужіння правляться в Успенській церкві, якою також опікуються ченці та парафіяни. Декілька місяців тому православні почули з боку послідовників розкольницького «Київського патріархату» погрози про відібрання Успенського храму. А в день свята св. мучеників Маккавеїв так званий «митрополит Яків» (Панчук) та ще до десяти «духовних осіб» з Галичини, серед них два «святі отці» місцевого походження, приїхали в село і почали «освячувати» місце під окремий храм УПЦ-КП. Звісна річ, поява на карті України ще одного релігійного центру розкольників не є святом. Але як багато в державі сіл, де ситуація ще гірша: замість того щоб будувати свій храм, розкольники просто виганяють православних з їх церков. З огляду на це, здавалося б, православним мешканцям Старого Чарторийську навіть можна було й радіти: до Успенської церкви ніхто не доторкнеться. Але і в цій ситуації філаретівці чомусь зробили так, щоб стався конфлікт.
Поряд з монастирем знаходиться пагорб — «замкова гора» або «городище» князів Чарторийських, де колись стояв князівський замок-палац. Це археологічна пам’ятка, яку в майбутньому мають ретельно дослідити вчені. І от саме це місце філаретівці обрали для будівництва свого окремого храму. Обласна, районна і сільська адміністрації, а також працівники обласного управління архітектури і музейні працівники попереджали місцевих прихильників УПЦ-КП, що вести будівельні роботи на «замковій горі» не можна. Але, як свідчать події 14 серпня, для «захисників України» культурна спадщина свого народу не є великою цінністю, коли йдеться про бажання будь-що досягти тієї або іншої мети. Приїзд Панчука та його когорти викликав в селі паніку. Люди збіглись до «замкової гори». В той час монастирська братія та понад двісті православних парафіян ще молилися у храмі. Після служби багато хто також пішов до «городища». А тут, як виявилося, іде собі «Чин освячення» хреста на місці майбутнього філаретівського храму. Цікаво, що церемонію охороняли міліціонери. Коли ж місцеві жителі та ченці почали запитувати гостей, навіщо ті приїхали та ще й порушують закон, міліція у відповідь… погрожувала наручниками. Залишається гадати: чи охоронці не знали, на якому місці відбувається «освячення», чи хтось «нагорі» дав відповідну вказівку нічого підозрілого «не помічати»?
Коли напруга досягла апогею, група місцевих жителів раптом взяла хрест, що його хотіли «освятити» філаретівці, та понесла його вниз до річки. Після цього Панчук відразу втік з місця події. Православні мешканці Старого Чарторийську шкодують: нащо було планувати провокацію та сварити людей?
26.08.2002. ДОНЕЦК. УНИАТСКИЙ СВЯЩЕННИК «ИКОНОНИЗИРОВАЛ» ОТЛУЧЕННОГО ОТ ЦЕРКВИ МИХАИЛА ДЕНИСЕНКО, СЕБЯ, РУКОВОДСТВО ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ И ГОРОДА
«Комсомольская правда в Украине» под рубрикой «Фарисейство недели» известила читателей о новоявленном иконописном произведении униатов. Окопавшийся в Донецке некий униатский священник Василий Пантелюк реализовал собственную идею создания «Донецкой иконы Божией Матери», на которой вокруг Пресвятой Богородицы изображены заводы, Мариупольский порт, шахтеры, металлург, нищие, врачи, монах, крестьянка, дети — словом, представители всех социальных слоев населения Донбасса. А главное — целый ряд вполне исторических личностей. Прежде всего (на первом плане) — это сам Василий Пантелюк с тремя неустановленными лицами (видимо, друзьями «первостоятеля»), а за ним увековечена чета деятелей второго и третьего плана: отлученный от Церкви «патриарх» УПЦ-КП Михаил Денисенко (Филарет), Донецкий губернатор Виктор Янукович, бывший мэр Донецка Владимир Рыбак, казачий генерал Николай Пантелюк (однофамилец священника-униата), ректор так називаемого Донецкого института искусственного интеллекта Анатолий Шевченко.
«Икона» установлена в местной часовне УГКЦ. По словам настоятеля часовни священника Михаила, «патриарх Филарет» заслужил свое изображение на иконе тем, что родился на земле Донбасса, Анатолий Шевченко — тем, что приложил руку к созданию шедевра, В. Янукович и В. Рыбак «олицетворяют правящую прослойку и больше ничего» Униаты заверили корреспондента газеты, что «икона» таким образом выражает мысль о покровительстве Пресвятой Богородицы всем жителям Донбасса — от правящей элиты до тех, кто не имеет ни кола ни двора.
Комсомольская правда в Украине / Пресс-служба УПЦ
Обращение участников ІІ Международного собора православной молодежи