Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Письмо Председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла главе российских католиков архиепископу Тадеушу Кондрусевичу

Его Высокопреосвященству
архиепископу Тадеушу Кондрусевичу

Ваше Высокопреосвященство!
Хотел бы представить Вам позицию нашей Церкви по вопросам, затронутым в Вашем письме от 13 февраля 2002 года и отчасти в высказываниях кардинала В. Каспера, председателя Папского совета по содействию христианскому единству.

По решению Папы Римского Иоанна Павла II в России без каких-либо предварительных консультаций и переговоров с православными — в нарушение достигнутых между нашими Церквами договоренностей, предполагавших такие консультации, — в атмосфере секретности было подготовлено и принято решение о преобразовании апостольских администратур в епархии и об объединении этих епархий в единую структуру — “церковную провинцию” с центром в Москве. Общественности дело было представлено так, что речь идет о незначительных переменах в организационной структуре Римско-Католической церкви в России, имеющих исключительно внутреннее значение и касающихся только самих католиков. При этом было также замечено, что решение Ватикана не противоречит международным договоренностям и законодательству России. Русской Церкви при этом рекомендовали помнить о ее епархиях в Западной Европе, а следовательно, с пониманием отнестись к решению Ватикана.

Представители Римско-Католической церкви, включая Ваше Высокопреосвященство, выражают негодование по поводу “неадекватной” реакции Русской Православной Церкви и даже заявляют об угрозе свободе совести в России на том основании, что ее граждане в полном соответствии с Конституцией и законодательством страны, реализуя свои права и свободы, выражают публичное несогласие с действиями Ватикана.

Однако произошедшее поднимает вопрос о соблюдении этики диалога и межхристианских отношений, нормы которой были грубо нарушены католической стороной. Мы не ставим под сомнение право Католической церкви реформировать или изменять свои собственные структуры. Однако ссылка на то, что произошедшее в России является исключительно внутренним делом католиков, представляется глубоко ошибочной. Если так называемые внутренние дела прямым образом затрагивают других, нарушают их интересы или оскорбляют чужое достоинство, то они перестают быть внутренними делами.

Изменения, которые произошли в структуре Католической церкви, прямым образом затрагивают интересы Русской Православной Церкви, ибо осуществлены не “вообще” и “где-то”, а конкретно в России, и направлены на расширение католического присутствия в нашей стране. Сказать партнеру по диалогу, а именно таковыми были наши Церкви до недавнего времени: “Тебя не должно касаться то, что я делаю в твоем доме”, — означает профанацию самого диалога, по сути, отказ от того, чтобы решать дела, касающиеся друг друга, на основе взаимной информации и обсуждения. Еще раз повторю: решение об учреждении в России католических епархий готовилось в тайне, без какого-либо предварительного обсуждения с “Церковью-Сестрой”.

Хочу напомнить, что мы дважды встречались с Вами, разделяя трапезу на двух Рождественских обедах — в конце декабря 2001 года у Вас и в январе 2002 у меня. Тем не менее. Вы не сочли нужным воспользоваться нашей личной встречей для обсуждения готовящегося решения.

25 января сего года члены делегации Русской Православной Церкви, участвовавшей в межрелигиозной встрече в Ассизи, — митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и епископ Керченский Иларион — были приняты Папой Римским Иоанном Павлом II. На этой встрече имело место обсуждение неудовлетворительного состояния отношений между нашими Церквами, но опять-таки с католической стороны не прозвучало ни слова о готовящихся действиях на территории России.

Хочу также опровергнуть Ваше утверждение о том, что в последние три года не было официальных визитов представителей Ватикана в Россию. Последняя встреча между официальными делегациями наших Церквей состоялась 13 июня 2000 года. Ватиканскую делегацию возглавлял тогдашний председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Эдвард Кассиди. Представители Святого Престола были приняты Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, затем состоялись официальные переговоры во вверенном мне Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Таким образом, серьезные проблемы в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами существуют вовсе не из-за отсутствия диалога между нами и не из-за того, что “мы вообще редко встречаемся”, как Вы сказали в своем интервью газете “Известия” 25 марта 2002 года.

Главная проблема диалога между Русской Православной и Римско-Католической Церквами состоит в том, что все слова о благих намерениях, произносимые католической стороной на различного рода официальных встречах и переговорах, не находят своего подкрепления в ее конкретных действиях. Католическая сторона ратует за диалог с нашей Церковью в своих публичных заявлениях, но, к сожалению, практически действует в России так, как будто никогда никакого диалога не существовало. Для нас эта позиция означает фактический отказ Католической церкви от использования диалога как инструмента решения конкретных проблем. В связи с этим лишилась всякого смысла наша встреча с кардиналом В. Каспером в конце февраля, то есть несколькими неделями позже принятия Римом решения об образовании католических епархий в России.

Подобное отношение католической стороны к диалогу реально разрушает этот диалог, а вместе с ним и сотрудничество между нашими Церквами, отбрасывает их на уровень, существовавший до Второго Ватиканского собора. В России это негативное развитие ставит под вопрос работу Христианского межконфессионального консультативного комитета (ХМКК).

Новообразованные католические епархии в России объединены в “церковную провинцию”. По каноническому праву РКЦ, церковная провинция создается “для содействия совместной пастырской деятельности различных соседних диоцезов сообразно с персональными и местньми обстоятельствами и для благоприятствования надлежащим отношениям между диоцезальными епископами” (кан. 431, п. 1). Это вполне понятно в случае стран с большим католическим населением и, соответственно, с большим количеством епархий — Франции, Польши, Италии, США. Но в России, где количество католических приходов меньше, чем в средней европейской епархии, создание четырех епархий, объединенных в целую провинцию, вызывает естественное недоумение. Это недоумение развеивается, если посмотреть на ситуацию с миссионерской точки зрения и предположить, что данная новая структура создана “на вырост”, в надежде на значительное увеличение количества католиков, то есть на плоды миссионерской деятельности. Католическую же миссию в России мы однозначно рассматриваем как прозелитизм, ибо ведется она не среди диких племен, никогда не слышавших о Христе, а в стране с тысячелетней христианской культурой и крупнейшей Православной Церковью.

Углубление в исторический аспект нынешней проблемы вряд ли сблизит позиции наших Церквей, но мы вынуждены прибегнуть к этому для окончательного выяснения данного вопроса.

Относительно Вашего тезиса о древности католического присутствия в России необходимо отметить следующее. Епархиальные структуры Католической церкви действительно создавались на юге России в 20-е и 50-е годы XIV века, но это делалось с миссионерскими целями. Сами католические епископы на тот момент еще находились в Польше. Доказательством отнюдь не благих намерений католиков по отношению к православным является то, что в своей булле от 1375 года об учреждении латинской митрополии с центром во Львове Папа Григорий XI повелел удалить с ее территории православных епископов.

Нельзя также согласиться с Вами в том, что официальным центром Могилевской митрополии, существовавшей в XVIII — начале XX веков, являлся Санкт-Петербург. Им был именно Могилев. В столице же империи находилась лишь неофициальная резиденция католического митрополита. Он там проживал с разрешения властей. Но, например, в царствование императора Павла I ему в таком проживании было отказано.

Как бы то ни было, до революции 1917 года на территории нынешней Российской Федерации действовало две католические епархии с официальными центрами вне этой территории: Могилевская и Тираспольская, — а сейчас, когда католиков в России несравнимо меньше, — четыре (!).

В подтверждение своего тезиса о том, что разветвленные католические структуры и раньше существовали в России, Вы упоминаете о Владивостокской епархии Католической церкви, созданной в 1923 году. Однако напомню Вам, что она действовала на территории временного государственного образования — так называемой Дальневосточной республики, фактически за пределами тогдашней Российской Федерации. Создание этой епархии, как и деятельность созданной в 1925 году в Риме при Конгрегации восточных Церквей комиссии «Pro Russia» во главе с иезуитом Мишелем д’Эрбиньи, является ярким примером того, что тогдашняя “восточная политика” Ватикана использовала для наращивания католического присутствия в России как трагедию гражданской войны (Дальний Восток), так и флирт с большевиками (М. д’Эрбиньи), обрушившими гонения на Русскую Церковь.

Приведенный Вами пример нынешней Калининградской области в качестве одного из исторических центров католицизма, по-моему, является неверным. До второй мировой войны эта территория принадлежала Пруссии — части Германии, где господствующим вероисповеданием было лютеранство.

Ссылки на существующие зарубежные епархии Русской Православной Церкви также не представляются нам правомерными. Мы ни одну страну не поделили на епархии, как это сделали католики с Россией. Например, в юрисдикции епископа Корсунского находятся русские православные приходы в нескольких странах — во Франции, Италии и Испании. Митрополит Вильнюсский и Литовский окормляет паству Русской Православной Церкви в Литве, а не занимается миссией среди литовского народа и не создает некоей параллельной Поместной Церкви с соответствующей разветвленной структурой. То же самое можно сказать про архиепископа Брюссельского и Бельгийского. Приведенный Вами пример архиепископа Берлинского и Германского не совсем корректен, потому что Германия не имеет традиционного главенства какой-либо одной конфессии, а Берлин никогда не воспринимался как один из исторических центров Римской Церкви.

Титулование православных архиереев в Великобритании и Франции: Сурожского, Корсунского, Сергиевского, Керченского, — как раз имело своей целью избежать дублирования титулов местных инославных епископов.

Кроме того, зарубежные приходы и епархии Русской Православной Церкви создаются для окормления русскоязычной диаспоры, а не для миссионерской работы с местным населением, как это официально декларируется представителями Римско-Католической церкви в случае создания ее структур в России. Подтверждением последнего служит статья кардинала Вальтера Каспера, опубликованная в итальянском журнале “Чивильта каттолика” 16 марта 2002 года, в которой он последовательно отстаивает право Католической церкви на миссию в России.

В подтверждение сказанного мною и в ответ на Ваши неоднократные заявления о якобы отсутствии у Русской Православной Церкви конкретных фактов католического прозелитизма высылаю Вам копию справки по данному вопросу. В этом документе представлены факты деятельности католических церковных структур, духовенства и представителей монашеских орденов, которую мы однозначно квалифицируем как прозелитизм в отношении традиционно православного населения. Именно эта проблема является одним из серьезнейших препятствий на пути развития православно-католического диалога.

Я сознательно задержал ответ на Ваше письмо, чтобы дать возможность всем нам серьезно поразмыслить о последствиях случившегося, дабы вне рамок эмоциональной полемики, которой сопровождалась в прессе первоначальная реакция на произошедшее, изложить позицию нашей Церкви.

Тем не менее, поскольку данное письмо является ответом на Ваши высказывания, сделанные как в письме ко мне, так и публично, полагаю возможным предать огласке настоящий текст.

Молясь об улучшении отношений между нашими Церквами, скорблю, что происходящие ныне события лишь отдаляют подобную перспективу.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл,
председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата