Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Зарубежное обозрение

ЗАРУБЕЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
(июнь 2002 года)

Основными тенденциями конца июня в религиозной жизни мира стало достаточно призрачное «потепление» православно-католических отношений, антихристианские настроения в азиатском мире и продолжающееся усиление активности всевозможных сектантов.

Курские православные оказались в сектантском «окружении». Курское епархиальное управление собрало в своих стенах круглый стол с участием городских и областных СМИ. Миссионерский отдел епархии поставил перед собравшимися вопрос: как противостоять деятельности сект, разрушительно влияющих на психику человека? Вопрос весьма своевременный: деструктивных и оккультных сект и в России развелось великое множество.

Руководитель миссионерского отдела епархии священник Тигрий Хачатрян продемонстрировал собравшимся солидные, увесистые фолианты, в которых представлены списки вновь образованных религиозных организаций деструктивного и оккультного характера, которые разрушительно действуют на психическое и духовное состояние россиян — особенно подростков. И, что немаловажно, именно подрастающее поколение зачастую затягивают в свои сети сектанты.

Бороться с ними очень сложно — хотя бы потому, что в России не существует нормативных актов, способных ограничить деятельность опасных сект. В некоторых регионах страны такие законы принимаются на местном уровне. Так, в Туле, Тюмени, Рязани, Твери, Калининграде, Чувашии, Калмыкии сектантов урезонить смогли. Но запретить их невозможно: свобода вероисповедания — конституционное право каждого гражданина России. Бороться с тоталитарными сектами можно одним путем — объяснять населению, что на самом деле они из себя представляют.

Все большую активность в Курской области проявляют Свидетели Иеговы. Молодежь, попавшая под влияние «свидетелей», уходит из дома, забывает о семье… Не менее активны так называемые «виссарионовцы». Их лидер, Виссарион, называет себя новым воплощением Христа. У него это началось после автомобильной аварии — до травмы Виссарион служил в милиции города Минусинска. Курские последователи Виссариона за помощью в регистрации своей секты обратились… к Владыке Ювеналию. Митрополит Курский и Рыльский объяснил гостям, что они обратились не по адресу. Что же касается принципов «виссарионовцев», то особо хочется отметить «свальный грех», который практикуется на их «богослужениях». Кстати, несколько курских милиционеров уже вступили в секту: видимо, прошлое новоиспеченного «Христа» внушает им доверие. Отец Тигрий предложил вдумчиво и внимательно разобраться в деятельности сектантов и самостоятельно понять, что есть правда и что есть ложь.

18–19 июня 2002 года делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем ОВЦС митрополитом Кириллом провела в Брюсселе ряд собеседований с высокопоставленными представителями структур ЕС и НАТО. Делегация Русской Православной Церкви предложила углубить изучение коренных причин конфликтов в Европе и мире, путей умиротворения и предотвращения этих конфликтов. Была высказана готовность содействовать формированию общеевропейской архитектуры безопасности, которая учитывала бы интересы, традиции и общественный уклад всех стран континента. Рассматривались вопросы положения на Балканах. В частности, митрополитом Кириллом была выражена озабоченность положением сербского населения Косово, разрушением в крае православных храмов и святынь, растущей этнической разобщенностью на Балканах. Помимо тем, поднимавшихся в Брюсселе представителями Русской Православной Церкви 18–19 июня, были обсуждены перспективы сосуществования различных моделей церковно-государственных отношений. Митрополит Кирилл также поднял вопрос о положении населения Калининградской области ввиду расширения Евросоюза.

Косовские православные продолжают подвергаться нападениям со стороны албанцев. Известный монах Сербской Православной Церкви в Косово отец Сава (Янич) опровергает заявления, сделанные 31 мая Кестонской Службе новостей главным советником премьер-министра Косово, будто бы в последнее время не было нападений на православные объекты в Косово. Рамадан Аудиу, советник премьер-министра Байрама Реджепи, заявил: «Не было нападений ни на православные объекты, ни на персонал», — добавив, — «с 1 января этого года до сегодняшнего дня не было нападений на сербское меньшинство, кроме инцидентов, начатых сербами в северной половине Митровиц». Аудиу заклеймил сообщения православных о нападениях в мае, назвав их «дезинформацией и пропагандой» . «По благословению епископа Артемия я считаю своим долгом ответить на эту вопиющую ложь, которая серьезно компрометирует доверие к премьер-министру и его ближайшим помощникам», — сказал Кестону отец Сава (Янич) 6 июня из Дечанского монастыря. «Мы не можем поверить в то, что г-н Аудиу и служба премьер-министра в Косово не располагают информацией о ходе кампании против Сербской Православной Церкви в Косово», — заявил отец Сава. Он полагает, что заявления Аудиу, сделанные для Кестона, представляют собой попытку скрыть истину от общественности, особенно на Западе, и притвориться, что, дескать, «исключительно тяжелое положение» православных сербов в Косово лучше, чем на самом деле .«Заклеймив заявление нашей епархии как «дезинформацию и пропаганду», они бросают тень разочарования на недавние многообещающие заявления и действия официальных албанских лиц в Косово и приводят г-на Аудиу к позиции экстремизма и нетерпимости». Он добавил, что такая позиция чиновников правительства Косово «вряд ли вносит вклад в созидание доверия между общинами в провинции». Отец Сава заметил, что продолжающиеся нападения — в том числе на церкви, кладбища и монахинь в период православной Пасхи, которую отпраздновали в начале мая — были запротоколированы Кестоном, а также их епархией Раски и Призрени и Организацией по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Последняя оценка ситуации с этническими меньшинствами в Косово (за период с сентября 2001 по апрель 2002 года) содержит подробности нападений на косовских сербов. «Косовские сербы продолжают страдать от нарушения прав собственности, в том числе принуждения к продаже собственности, разрушения собственности, нападений на религиозные памятники и объекты, осквернений кладбищ». Отец Сава сообщил, что их епархия еще не смогла подтвердить ряд других сообщений об осквернении, «лишившись свободы перемещений», но добавил, что имеется достаточно доказательств, что разрушение сербского православного наследия в Косово продолжается вот уже три года после окончания войны.

После нападений в пасхальные дни епископ Артемий написал жесткое письмо протеста командующему миротворческих сил КФОР, находящихся под руководством НАТО, генерал-лейтенанту Марселю Валентину. «Я могу вас только заверить, что данные акты вандализма явно являются частью стратегии, направленной на предотвращение возвращения сербских беженцев (внутренних мигрантов) и изменение культурной идентичности региона, который был известен во всем мире благодаря ценным сербским православным объектам», — пишет он в письме от 15 мая. Епископ заявил, что стратегия была направлена на изменение этнической и культурной идентичности Косово, став частью плана косовских албанских лидеров по ускорению процесса достижения независимости, «который будет обязательно подогнан «государством» под мерку албанского народа». Епископ Артемий пояснил, что за этими нападениями, возможно, стоят местные албанские руководители. «У меня есть серьезные подозрения, что местные муниципальные советы, возглавляемые албанцами, намеренно закрывают глаза на такие действия или, возможно, даже поддерживают их». Епархия также попросила об усиленной защите своих святых мест КФОР и миссию ООН в Косово.

«Настало время потепления отношений между католиками и православными». Время оттепели началось, что дает реальную возможность возобновить диалог на самом высоком уровне. Таково мнение католического епископа итальянской епархии Тренте Луиджи Брессана, возвратившегося недавно из России. Во время этой поездки прелат, возглавивший делегацию своей епархии, встретился с Патриархом Алексием II. «Путь диалога и общения длинен, мы не можем пройти его за короткое время, — продолжил епископ Брессан, — но в Тренте могут быть сделаны конкретные шаги». Говоря о сотрудничестве, монсеньор Брессан отметил: «Мы не хотим принуждать. Мы ожидаем, что Московский Патриархат проявит готовность к сотрудничеству». Контакты между католиками и православными, по мнению епископа Тренте, могут заключаться в проведении совместных богословских и культурных мероприятий. Во время встречи с журналистами монсеньор Луиджи Брессан сказал, что Алексий II похвалил экуменическое обязательство Трентской епархии, которое «может послужить хорошим примером сотрудничества во избежание любого вида прозелитизма…» Итальянский прелат также сообщил, что в будущем году делегация из пяти итальянских приходов епархии Тренте нанесет визит российскими православным приходам-побратимам. Во время своей поездки делегация во главе с епископом Брессаном встретилась с митрополитом Солнечногорским Сергием и митрополитом Минским Филаретом, с которым итальянские епархии Трента и Больцано-Брессаноне уже разработали разнообразные проекты сотрудничества.

Вселенский Патриарх Варфоломей I в будущем году намерен посетить Рим с официальным визитом. Об этом глава Константинопольской Православной Церкви сообщил во время работы экологического форума «Море в опасности», проходившего под эгидой ассоциации «Религия, наука и окружающая среда». Поводом для визита станет завершение реставрационных работ в церкви святого Феодора, вблизи Чирко Массимо. Церковь была передана православной общине итальянской столицы. Патриарх Варфоломей I с благодарностью воспринял этот жест. «Таким образом укрепляется межхристианский диалог», — подчеркнул Патриарх.

В то же время Папа Римский Иоанн Павел II настаивает на возвращении Католической Церкви собственности, незаконно конфискованной румынским государством в 1948 году. Понтифик надеется, что соглашения, заключенные между руководством Православной и Католической Церквей Румынии, а также Ватиканом будут осуществлены на практике. Официальный Бухарест в лице премьера Адриана Нэстасе заверил, что законопроект о реституциях находится на рассмотрении парламента, а его принятие ожидается нынешней осенью. Премьер подчеркнул, что готовящийся документ будет иметь одинаковую силу для всех Церквей, включая Православную.

Румынские католики требуют возвращения более чем 2 тыс. храмов и монастырей, большинство которых перешло в собственность Православной Церкви после 1948 года. Ряд имущественных претензий касается недвижимости — это еще несколько тысяч зданий, крупных земельных и лесных владений, другого церковного имущества, конфискованных государством в ходе национализации. Значительная часть реституций находится в Трансильвании и Буковине, которые вошли в состав Румынии после распада Австро-Венгрии в 1919 году.

Рекордного уровня за всю историю Польши достигло число католических священников в этой стране. Сегодня в 15 архиепархиях и 26 епархиях Польши несут служение 26 500 священников, из которых 19 500 — епархиальные, а остальные 7 000 — члены различных монашеских конгрегаций. Помимо этого, в настоящее время в духовных семинариях Польши готовятся к принятию священного сана 7 500 кандидатов. В то же время статистика отмечает сокращение числа монахинь в конгрегациях, посвятивших себя социальному служению — с 26 000 в 1996 г. до 23 200 в наши дни. В Польше насчитывается также 1 595 монахинь, живущих по строгим созерцательным уставам.

14 июня пресс-центр Святейшего Престола представил документ об обновлении монашеской жизни. Он уже опубликован на английском, французском, итальянском, испанском, немецком и португальском языках. 60 страниц документа, озаглавленного «Новое начало от Христа: обновленная приверженность к посвященной жизни в третьем тысячелетии», содержат непосредственно инструкцию и четыре главы.

Документ явился результатом проходившего еще в сентябре прошлого года пленарного заседания Конгрегации по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни.

Данный документ вышел в свет в то время, когда некоторые монашеские ордена и конгрегации испытывают недостаток призваний. По всему миру, как отмечает Католическая Церковь, насчитывается 801185 монахинь, 55057 нерукоположенных монахов и 139397 монахов-священников.

По сообщению испанской информационной службы монашествующих IVICON, эти цифры не включают в себя постоянных диаконов, принадлежащих институтам монашествующих или секулярным институтам (30687 человек).

С 1978 по 2000 год число монахов и монахинь сократилось на 18,7% (с 1225056 до 995639). Наиболее значительно сократилось число нерукоположенных монахов — с 75802 до 55057 человек, или на 27%, монахинь — на 19,1%, а монахов-священников — на 12%. Согласно представленным пресс-центром Святейшего Престола данным, 16,4% от общего числа монашествующих проживают в Азии. В 1978 году этот показатель составлял 9%. В настоящее время увеличилось число монашествующих и в Африке (7% против 4,25% в 1978 году). В Америке этот показатель практически не изменился (29,6%), а в Европе наблюдается спад — 45% против 54% в 1978 году.

В инструкции подчеркивается, что обновление монашеской жизни прежде всего должно отразиться на духовной жизни, дабы неукоснительно исповедовать евангельские обеты (бедность, целомудрие и послушание). Документ акцентирует внимание на важности свидетельства, особенно посредством помощи тем, кто претерпевает страдания. Он также призывает к обновлению сил в деле миссионерства, предупреждая вместе с тем, что при осуществлении этой богоугодной миссии могут быть гонения и репрессии.

Верховный земельный суд Саксонии принял решение, согласно которому община РПЦ МП должна освободить здание местного православного храма. Таким образом, суд удовлетворил иск Русской Православной Церкви Зарубежом, претендующей на владение храмом. В постановлении суда отмечается, что это решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Священник Дрезденской церкви Георгий Давидов заявил после оглашения приговора, что его община пока не станет освобождать храм и надеется на продолжение диалога с представителями Русской Зарубежной Церкви. Адвокат, представляющий интересы общины, также выразил надежду, что Зарубежная Церковь не будет настаивать на немедленном исполнении решения суда. Судебная тяжба вокруг построенной в конце 19 столетия русской православной церкви в Дрездене продолжается с 90-х годов прошлого века.

Латвийское Управление по религиозным делам (УРД) уже в пятый раз заявило о своем отказе зарегистрировать Христианскую научную общину (общину сайентологов). Свой отказ УРД мотивировало несколькими причинами. Во-первых, в статусе общины не указано, к какой конфессии она конкретно принадлежит, сообщили руководители управления.

Во-вторых, в уставе не были отмечены права и обязанности религиозной организации, что противоречит существующему ныне «Закону о религиозных организациях». Кроме того, УРД усмотрело много недочетов в протоколе учредительного собрания общины. Так, один из пунктов устава противоречит требованию «Закона о религиозных организациях», согласно которому молодежь до 18 лет может вступить в общину только с согласия и письменного разрешения родителей или наставников.

Кроме Управления по религиозным делам, против общины сайентологов выступила Этическая комиссия Общества латвийских врачей, которая заявила, что принципы новосоздающейся общины противоречат интересам защиты здоровья жителей Латвии. В частности, это касается лечения без медикаментов и использования вместо них «неких метафизических методов». Характерно, что при подаче заявления на регистрацию община предъявила документы, в которых было указано, что уже в 1920 г. в Латвии была зарегистрирована Рижская научная христианская община, которая является предтечей новой общины и, следовательно, Христианскую научную общину нельзя расценивать как новую религиозную организацию, которой раньше в Латвии не существовало. Вероятно, в ближайшие дни община саентологов будет оспаривать решение УРД через суд.

Президент Литвы выступил в защиту тайны исповеди. В конце мая литовский сейм принял новую редакцию закона об оперативной службе, в котором уже нет запрета на вербовку спецслужбами высокопоставленных государственных чиновников, адвокатов, журналистов и священников. Литовские католические священники были возмущены принятым законом, усмотрели в нем нарушения принципа тайности исповеди и назвали его попыткой подорвать доверие общества к Церкви. Президент Литвы Валдас Адамкус наложил вето на принятый сеймом закон об оперативной деятельности и предложил внести в него положение, защищающее тайну религиозной исповеди. В президентском декрете, которым закон возвращается на повторное рассмотрение парламента, отмечается, что свободу вероисповедания и совести в Литве защищает Конституция, международные соглашения и законы. Президент предложил внести в закон положение о том, что спецслужбы не могут подписывать соглашения о сотрудничестве с лицами, которые обязаны хранить тайну исповеди. Эта установка касается всех традиционных религиозных общин Литвы.

Правительство Голландии приняло решение о создании комитета по изучению содержания пятничных проповедей, читаемых имамами в крупнейших мечетях страны, сообщает лондонская газета «Ащ-Щарк Аль-Авсат» («Ближний Восток»). Такое решение принято после репортажа радиостанции «Нуфа», авторы которого обвинили имамов мечетей Амстердама, Роттердама и Гааги в пропаганде экстремистских взглядов. Депутат от Демократической партии Голландии Дэйт Триш заявил, что если в результате изучения проповедей обвинения имамов в пропаганде экстремизма будут доказаны, то необходимо временно закрыть мечети, в которых они работали. В этом случае пройдут выборы новых имамов. Между тем председатель Союза мечетей Аш-Шурути Мухаммад заявил, что обвинения имамов в экстремизме не имеют под собой основы, и призвал не допустить вражды между мусульманами и представителями других религий.

Английские церкви в последнее время все чаще стали подвергаться нападениям вандалов, поджигателей и воров. По сообщению «The Telegraph», за 2001 год ущерб от этих нападений составил 7,3 млн. фунтов стерлингов — вдвое больше, чем в году 2000. При этом осквернители не жалеют ни древних соборов ни церковных зданий, связанных с современной историей Британских островов. Кощунственные акции по отношению к храмам не считаются «беспределом» в криминальном мире Великобритании, говорит Иэн Симпсон, представитель страховой фирмы «Ecclesiastical», обслуживающей более 90% церквей страны: «Уважение к этим зданиям — или, если хотите, страх Божий — в наше время не в чести». Это подтверждают и недавние опросы общественного мнения. По данным социологов из Национального центра социальных исследований, 44% взрослого населения Великобритании говорят, что не имеют никакой «религиозной принадлежности». Среди молодежи от 18 до 24 лет эта цифра достигает 65%. А количество англичан, считающих себя членами англиканской церкви, по данным тех же социологов, только с 1983 года снизилось на 40%.

Впрочем, это не удивляет. Особенно на фоне того факта, что совсем недавно англиканская церковь променяла Христово Воскресение на…футбольный матч.

Архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри разрешил всем церквам в Англии перенести воскресную службу 2 июня на более ранний или более поздний срок с тем, чтобы прихожане успели посмотреть первый матч сборной Англии на чемпионате мира против команды Швеции. Кэри, большой поклонник лондонского «Арсенала», заявил: «Молитва, конечно, должна быть на первом месте, но Кубок мира проходит всего раз в четыре года, поэтому мы можем позволить себе гибкость в этом вопросе».

Матч стартует в 10:30 по британскому летнему времени, поэтому во многих церквах службы начнутся либо рано утром, либо во второй половине дня.

Преподобный Питер Сэтклифф, викарий церкви Святой Марии в графстве Йоркшир, заявил, что не будет переносить службу по времени, поскольку она и так завершится всего на 15 минут позже начала игры: «Мы будем уповать на то, чтобы Майкл Оуэн не забивал в начале матча». Сэтклифф признался, что однажды попросил жениха и невесту приехать на обряд бракосочетания пораньше, чтобы он успел посмотреть матч команды «Бредфорд».

Министр иностранных дел Швеции Анна Ленд заявила, что ислам является второй официально признанной религией Швеции. Согласно исследованиям, проведенным шведским ученым-исламоведом Яном Самуэльсоном, большинство мусульман страны являются выходцами из бывшей Югославии, Палестины, Албании, Турции, Ирака, Египта и Марокко. Значительную часть последователей ислама составляют сами шведы. Во многом причиной их обращения к мусульманской религии стала просветительская работа, проводимая исламскими организациями. В своей книге «Ислам в Швеции» Ян Самуэльсон отмечает, что ислам — быстро растущая религия, и к 2020 году ее представители в Швеции могут превзойти по количеству христиан.

А в это же время в Саудовской Аравии мусульмане травятся одеколоном. Там в результате отравления одеколоном, который использовался в качестве спиртного напитка, погибли 19 человек, а еще 17 ослепли. Власти страны тщательно скрывают национальности и гражданство погибших, однако, скорее всего, все они были арабами. Большинство смертельных случаев зарегистрировано в Мекке — мировом центре ислама. В Саудовской Аравии по религиозным соображениям категорически запрещено употребление алкогольных напитков. В результате многие люди пьют различные суррогаты, в том числе и содержащие ядовитый метиловый спирт.

В Иерусалиме состоялся «Парад гордости» геев и лесбиянок. Около 2,5 тыс. представителей сексуальных меньшинств со всей страны прошагали по городу за несколько часов до наступления священной для евреев субботы. Многие из них были вызывающе ярко одеты и несли в руках разноцветные воздушные шары или флаги цвета радуги — символ гей-движения во всем мире. Парад стартовал в центре Иерусалима, а завершился в Парке независимости концертом израильских музыкантов, известных своей нетрадиционной ориентацией.

Большинству прохожих акция понравилась. У ультраортодоксальных евреев и представителей правых сил страны гей-парад вызвал возмущение. «Раньше таких наклонностей стыдились, прятались от людей. А теперь они выходят на улицы и называют свое шествие проявлением гордости», — посетовал заместитель мэра Иерусалима, раввин Хайма Миллера в интервью «Би-Би-Си».

В связи с накаленной обстановкой полицейская охрана мероприятия была усилена. Однако противостоять геям и лесбиянкам решились только 50 активистов-евреев, которые держали плакаты с надписью «Мы не позволим устроить здесь Содом». Они кричали, что парад — это богохульство, которое лишит город его религиозной святости. Время от времени они вступали в стычки с сотрудниками правопорядка или бросали в толпу демонстрантов бомбы-вонючки. Однако серьезных столкновений зафиксировано не было, и Иерусалим стал еще одной столицей мира, где гомосексуалисты гордо заявили о своих правах. Однако пока неясно, станет ли парад ежегодной традицией, как в Амстердаме, Сан-Франциско, Берлине и Сан-Паулу.

В Индии индусский экстремизм задел не только мусульман, но и христиан.

«Индия является только индуистской страной», — заявляют открыто экстремисты, переписывая историю страны. 27 августа прошлого года вооруженные индуисты разогнали христиан с молитвенного служения и разрушили место служения в деревне Мендикеда штата Мадхия Прадеш. Двумя неделями позже вблизи Калькутты индусские экстремисты сожгли христианские книги, которые они забрали у школьников. Еще неделю спустя в штате Гуджарат индус жестоко избил пастора методистов Паула Кристиана и четырех членов его церкви за то, что они показали фильм об Иисусе.

Такие инциденты стали более распространенными с тех пор, как индусская националистическая партия Janata Party (BJP) и ее союзники пришли к власти в 1998 году. На протяжении полувека правительство отводило некоторую роль в обществе религиозным меньшинствам, но сегодня BJP потворствует радикальным индусским элементам, которые всеми методами пытаются превратить крупнейшее в мире демократическое государство в исключительно индуистское. Радикальное слияние индуизма с национализмом — Хиндутва (Hindutva) — главным образом ударило по мусульманам, но в этом году поднялась также волна насилия и против христиан. Нападения на христиан совершаются каждую неделю. В одном случае военный застрелил двух работников церкви и подростка, в другом — экстремисты избили двух миссионеров, которые ехали на велосипедах домой, а 70 индусов напали на группу детей, посещающих занятия в церкви.

На протяжении всей своей истории Индия известна различными видами религий, но экстремисты Национального Добровольного Движения (RSS) пропагандируют возврат к древним дням индусской славы, описанной в рукописях, таких, как Бхагавад-Гита. 80% населения Индии твердо придерживаются некоторых форм индуизма, 1.2% являются мусульманами и 2.4% — христианами. Конституция Индии предусматривает полную религиозную свободу. Но националисты, рассматривающие христианство в качестве «иностранной религии», преуспели в издании местного законопроекта в некоторых штатах, ограничивающего христианскую деятельность и обращение в веру. В ноябре 1999г. в штате Орисса вышел приказ, запрещающий религиозные обращения без разрешения местной полиции и районного судьи.

Кроме того, 1,2 миллиона школьников обучают ложной версии истории, позорящей христианство. Местное правительство полагается на поддержку RSS и военное Мировое Индусское Консульство и обеспечило им политическое покровительство. Это дало возможность экстремистам, чья идеология Хиндатва утверждает, что Индия является только индусской страной, переписывать историю нации.

Лидеры церкви в Индии не раз безуспешно обращались к правительству, чтобы оно сократило совершаемое толпами индусов насилие против христиан. В марте активисты RSS атаковали двух католических священников, направляющихся в полицию, чтобы сообщить об атаке на школу в Курде, находящуюся под руководством церкви. Накануне экстремисты из RSS и VHP ограбили и подожгли миссионерскую станцию общества Divine Word Society в Санджели, Гуджарат.

В то же время джихад в штатах Джамму и Кашмир достигнет небывалого уровня. Исламские экстремистские группировки «Лашкар-и Тайба» и «Хизб-уль-муджахеддин» объявили о намерении развернуть в индийском штате Джамму и Кашмир «массированную военную кампанию» против местной администрации, армии и полиции. «Джихад с 26 июня будет поднят на небывалый по масштабам и активности уровень», — говорится в распространенных в южных районах штата листовках этих двух террористических организаций.

По имеющимся в распоряжении службы безопасности штата сведениям, к концу месяца число боевиков, проникших в Джамму и Кашмир с подконтрольных Пакистану территорий, вырастет, соответственно, приблизительно до 550 и 950. Ими сформированы около 10 ударных отрядов, перед каждым из которых поставлена конкретная задача. Кроме того, в последние дни в штат стали просачиваться активисты «Аль-Каиды». Военная разведка зафиксировала проникновение двух групп, каждая из которых состоит из 15–20 боевиков. Неделю назад в Джамму и Кашмире силами безопасности были убиты два активиста «Аль-Каиды». Министр обороны США Дональд Рамсфелд в среду в Дели по завершении переговоров с индийским руководством впервые сообщил, что Вашингтон также располагает данными о присутствии «Аль-Каиды» в пакистанской зоне Кашмира. Целью террористов, пишет «Таймс оф Индиа», является попытка спровоцировать вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном и сорвать намеченные на осень этого года выборы Законодательной ассамблеи Джамму и Кашмира.

По материалам информационных агентств

Подготовил Святослав Речинский