Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов. Что же отмечали раскольники?

ЧТО ЖЕ ОТМЕЧАЛИ РАСКОЛЬНИКИ?

Реплика
Василий АНИСИМОВ

Как известно, 7 февраля 2002 года 65 народных депутатов Украины подписали обращение к Генеральному прокурору Украины с просьбой рассмотреть законность регистрации УПЦ-КП и потребовали «открыть уголовное дело по факту разворовывания коллективного имущества, принадлежавшего Украинской Православной Церкви, путем присвоения в особо крупных размерах». В нем они указывают, что, незаконно зарегистрировав УПЦ-КП, «Совет по делам религий» узаконил» противоправные действия определенных лиц, которые «выступили инициаторами созыва и проведения «Всеукраинского Православного Собора». Эти действия носят признаки конкретных преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 82, 84, 86 (1) Уголовного кодекса Украины. А должностные лица, которые «узаконили» эти действия — председатель Совета Арсен Зинченко и те, которые за ним «стояли» в этом деле, — являются сообщниками и покрывателями преступления. Речь идет о группе лиц, которые, тайно собравшись на сходку 25–26 июня 1992 года, открыто объявили себя правопреемниками и присвоили коллективное имущество, которое было собственностью других религиозных организаций».

Имущество, а особенно деньги, как известно, были немалыми (заявлено было о 4 млрд. руб., находящиеся на отечественных и заграничных счетах УПЦ). Группа лиц, объявивших себя «правопреемниками» этих средств, тоже известна: изгнанный из Церкви Михаил Денисенко, нардепы Скорик, Червоний, Павлычко, Поровский, Шевченко и др. Покровители также. Это тогдашний вице-премьер Олег Слепичев, курировавший торговлю и внешнеэкономическую деятельность, генерал СБУ Бурлаков, Голова Верховной Рады Плющ, ну и, конечно же, Леонид Кравчук, по указанию которого все это и было осуществлено. С заявлениями к властям и Генпрокуратуру с просьбой восстановить законность обращались и руководитель УАПЦ Мстислав, и Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир. В 1993 году Генпрокуратура уже выносила протест по этому делу. Но сила законна и беззакония были неравны — сняли Генпрокурора.

5 марта 2002 года заместитель Генерального прокурора Украины Алексей Баганец снова вынес протест и приостановил деятельность УПЦ-КП как незаконносозданной организации. Казалось, что на этот раз правда восторжествует. Однако Госкомрелигий протест отклонил на том основании, что «никакого объединения Церквей в 1992 году не было, а было изменение название УАПЦ». Поэтому в обосновании отклонения протеста Генпрокуратуры говорилось, что это был собор УАПЦ, внесший незначительные изменения в свой Устав: «расширение состава синода, введение должности заместителя патриарха, создание высшего церковного совета, внесение изменений в название церкви и ее отдельных органов». Никто ничьим правопреемником не являлся, никто ни с кем не объединялся — это все религиозные мифы. Юридически это нигде не отражено. Мол, Марина Цвигун тоже объявляла себя богом — ну и что?

Аргументация, надо сказать, странная. Если никто ни с кем не объединялся, то почему об этом постоянно заявляли официальное государственное телевидение и тот же Арсен Зинченко, председатель Госкомитета? Как могло оказаться, что все имущество и финансы одной церкви (УПЦ) оказались в собственности другой (УАПЦ измененной)? Причем доступа к ним не имели ни руководитель этой «другой церкви» Мстислав (он вообще на пятый день узнал о проведении собора своей церкви), ни отец этого собора Антоний Масендич? Средствами распоряжался лишь Филарет и примкнувшая к нему депутатская церковная рада.

Но как бы то ни было, смысл отказа Госкомрелигии снять с регистрации УПЦ-КП сводился к тому, что раз не было объединительного собора, поэтому абсурдно говорить о его законности или незаконности и выяснять, права какой церкви при этом были нарушены. Генеральная прокуратура заявила, что оспорит решение Госкомрелигий в суде (надеемся, сделает это обязательно). Эту точку зрения поддержал Президент. Свои пять копеек успел вставить и главный законник страны министр юстиции Александр Лавринович, заявивший о правильности решения Госкомитета. Словом, гарант Конституции и главный юрист страны отстояли Филарета и его УПЦ-КП.

Не проходит и трех месяцев, как Филарет в Доме учителя проводит в пику всеправославным торжествам в честь 10-летия Харьковского Собора конференцию, посвященную… «10-летию Всеукраинского Православного Объединительного собора»! Того самого, отсутствие существования которого доказывал Госкомрелигий, отклоняя протест Генеральной прокуратуры! В правительственном приветствии отмечено: «Участникам конференции Украинской православной церкви — Киевский патриархат, посвященной 10-летию Всеукраинского православного объединительного собора». А зачитывает приветствие не кто иной, как сам «отклонитель» прокурорского протеста. Спрашивается, можно ли отрицать существование события (чтобы спасти Филарета) и то же время его праздновать?

Не менее поразительно и другое. На своих «торжествах» Филарет много пролил крокодиловых слез о деятелях автокефального движения, к которому он примкнул вместе с церковной кассой в 1992 году. Однако сами родоначальники этого движения боролись с Филаретом до своей кончины.

«Патриарх» УАПЦ Димитрий, организатор первых автокефальных общин, Филарета называл не иначе, как Люцифером (сатаной) украинского народа, превозносящим себя. В своей предсмертной книге он писал: « Именно так поставил себя высокомерный и наглый экзарх. Он уже не признает ни этой Церкви, ни Православия, ни законов, ни Бога. Он не жалеет миллионов душ украинцев, ибо он их никогда не любил. Он сознательно отрывает Украину от ядра Православной Церкви — Вселенского Православия и через видимость, подобие церкви, замену духовно-чистой Церкви на свет риз и театральности, — ведет людей в пекло, в пасть Люцифера. И сам он стал Люцифером Украины, злобным, темным ее духом»

«Патриарх» УАПЦ и одновременно первый «патриарх» УПЦ-КП Мстислав: « Я с Филаретом никогда не служил. Бороны Боже! Вы не забывайте, что он лишен сана. Нигде в мире, ни одна из поместных церквей не считает его митрополитом. Трагедия сегодняшнего украинского православия заключается в таком явлении, как филаретовщина. К сожалению, этого не хотят понять в правительстве Украины. Пока будет существовать филаретовщина, кризис в украинском православии не минет».

«Митрополит» Антоний Масендич, руководитель УАПЦ в Украине, «отец»-организатор собора УАПЦ 25–26 июня 1992 года: «Первыми словами Филарета были: «Если я переведу на ваши счета деньги УПЦ, где гарантия, что вы их у меня не отнимете?» Гарантия сохранения украденного — это и есть «автокефальная» идея Филарета. Ее-то, судя по всему, и решили с помпой отметить.