Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Слово Предстоятеля УПЦ на собрании духовенства Киевской епархии

6 июня в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялось ежегодное собрание духовенства Киевской епархии, которое провел Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В своем обращении к епархиальному духовенству Митрополит Владимир затронул ряд важных вопросов, среди которых: нынешнее положение Украинской Православной Церкви, роль и место Константинопольского Патриархата во Вселенском Православии, состояние переговорного процесса между Константинопольским и Московским Патриархатами относительно единства украинского Православия. На собрании Митрополит Владимир отметил работу пресс-службы Украинской Православной Церкви и высказался о необходимости подписки на «Вестник пресс-службы УПЦ» для духовенства города. В завершение собрания Митрополит Владимир ответил на множество волнующих духовенство вопросов, касающихся их пастырского служения.

От имени епархиального духовенства викарий Киевской Митрополии епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан поздравил Блаженнейшего Митрополита Владимира с 10-летием Предстоятельского служения на древней Киевской кафедре и 10-летием Харьковского Архиерейского Собора.

СЛОВО ПРЕДСТОЯТЕЛЯ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ БЛАЖЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИРА НА СОБРАНИИ ДУХОВЕНСТВА КИЕВСКОЙ ЕПАРХИИ

Сердечно приветствую и поздравляю вас с великим праздником — Пасхой Господней. Догмат о Воскресении Христовом — один из главных догматов нашего святого Православия. Воскресение Христово наполняет нашу веру и утверждает христианскую надежду на всеобщее воскресение. Святая Церковь празднует Воскресение в продолжение 40 дней и каждую неделю в течение всего года. Не случайно первая Церковь Христианская с самого начала провозгласила веру в бессмертие, и только вера в Воскресение дала Церкви силу выстоять в огненных испытаниях и оставаться маяком, указывающим людям путь к вечному спасению и ко всеобщему воскресению.

10-летие Харьковского Архиерейского Собора

Я также поздравляю вас с праздником, который мы отмечаем в эти дни — 10-летием Харьковского Архиерейского Собора. 10 лет — небольшой отрезок времени, за который наша Святая Церковь прошла большой и очень непростой путь. Мы вкусили много скорбей, перенесли много трудностей, но за годы суровых испытаний наша Церковь укрепилась и количественно, и качественно.

Харьковский Собор, 10-летие которого мы отмечаем, еще должен быть изучен с богословской и исторической точек зрения. Во всяком случае, этот Собор не был просто календарным событием, а событием поворотным в истории нашей Святой Православной Церкви. Харьковский Собор еще раз напомнил, что Церковь Христова, к которой мы принадлежим, есть Церковь Святая, соборная, апостольская, кафолическая и каноническая. Соборность, которая попиралась долгое время, была восстановлена Харьковским Собором. Несмотря на сложные политические условия, в которых он проходил, несмотря на тяжелое время, непростые отношения между Церковью и государством, межрелигиозные отношения, Собор нашел в себе силы и мужество, преодолевая всякие препятствия, которых было немало со стороны власть имущих и политических сил, сказать свое веское слово, избрав дальнейший свой путь, — путь, который соответствует природе Святой Соборной Апостольской Церкви.

Я верю, что мы принадлежим именно к той Церкви, о которой говорил Господь наш Иисус Христос: «Созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Эти годы показали, что Господь руководит и управляет своей Церковью, дивно промышляет о каждом из людей, промышляет о каждом из нас и о Своей Святой Церкви. Церкви, которую Он освятил Своей Честной Кровью, в которой люди достигают совершенства и спасения при помощи Благодати Божией, святых Церковных тайн, Церковного учения и священного Церковного Предания.

Отношения с Константинопольским Патриархатом

Вы знаете, что проходят интенсивные консультации и встречи между Русской Православной Церковью и Константинопольской Православной Церковью. Теперь там присутствует представитель Украинской Православной Церкви — митрополит Одесский и Измаильский Агафангел.

Тематика этих переговоров носит полемический характер. Вначале Константинополь вел себя не совсем сдержанно, что, в общем-то, неудивительно. Здесь была какая-то претензия на Православный Ватикан. Константинополь имел первенство чести исторически, он первый среди равных. Греки ссылаются на то, что поступает много писем из Украины, якобы от верующих Украинской Православной Церкви о том, чтобы Константинополь взял нас с вами, всех православных верующих Украины, под свой омофор. Несостоятельность этого очевидна. Можно писать многое, но мы с вами знаем, кто пишет — так называемая «фундація єднання» пана Кравца, от которого и вы, наверное, получаете письма и анкеты для заполнения и отправки в Константинополь.

Слава Богу, в последнее время Константинопольский Патриархат стал реальнее оценивать ситуацию. И это благодаря нашим постоянным письмам, благодаря письмам Верховного Совета, письмам наших верующих людей, епископата и духовенства нашего. Спесь немного спадает, и диалог, наконец, становится более серьезным.

Сейчас Константинополь отчетливо заявляет о своей приверженности к каноническому решению всех вопросов жизнедеятельности Православия, в том числе и проблем, которые существуют сегодня в Украине. Более трезвая позиция дает возможность действительно разобраться в тех проблемах, которые требуют разбирательства. Константинопольская Церковь стала на позицию твердого канонического сознания, и вся программа дальнейших собеседований, дай Бог, чтобы велась под этой эгидой.

На последней встрече в Крыму, которая состоялась между Константинопольской и Русской Православной Церковью, с представителями Украинской Православной Церкви, договорились о том, что и впредь встречи будут продолжаться, но для того чтобы они были конструктивными, они должны иметь каноническую основу.

Каноны, против которых так восстают наши раскольники, это проявление догматов Православной Церкви, в сущности, догматов, которые должны быть руководящими в жизни и деятельности всей Церкви. Несмотря на устаревшие формулировки, сущность канонического права всегда остается родственной догматике Православной Церкви, и всегда Священная история и Священное Предание останется руководством для всех православных иерархов, духовенства и верующих людей.

Константинополь раньше акцентировал свое внимание на том, что раскольники вышли от нас, а мы, якобы, не смогли их удержать в лоне своей Церкви. Теперь они ничейные, и поэтому Вселенский Патриарх должен решать их судьбу. Но ведь ничейными они стали по собственной воле, своим поведением. Как остается фактом и то, что они вышли из нашей Православной Церкви. И сегодня Константинополь возвращается на четкую и единственно реальную позицию, что хоть они и вышли от нас, но решать их проблему никто не может без участия той Церкви, в которой они были, в которой они получили священство, епископство, в которой они служили и священнодействовали до тех пор, пока не уклонились в раскол.

Вы знаете проблему, которую Константинопольский Патриархат создал в Эстонии. Долгие годы Эстония не хотела регистрировать православные приходы Московского Патриархата у себя. Хотя там всегда была Православная Церковь, которая подчинялась Русской Православной Церкви. Группа эстонских раскольников, которая до распада Союза пребывала за границей в Швеции, организовала свой Синод и попросила у Константинополя религиозно-церковного убежища. Константинополь его охотно предоставил, и произошло страшное разделение, которое до сих пор терзает пусть небольшую, но довольно активную Эстонскую Православную Церковь. Разделились люди на Константинопольскую Церковь и Русскую Православную Церковь. Власть до недавнего времени не регистрировала приходы Московского Патриархата. Но когда несколько недель назад регистрация все-таки произошла, взбудоражился митрополит Константинопольского Патриархата в Эстонии, и начала подниматься новая волна вражды со стороны раскольников. Но самое главное — это то, что правительство признало Русскую Православную Церковь законной наследницей Православия, с древних времен существовавшего в Эстонии.

Во всяком случае, как бы то ни было, отрадно, что Константинополь в том, что касается проблем Украинского Православия сознает, что есть единственные два камня, на которых нужно строить решение проблемы: это каноничность и православное понимание традиций и Преданий Церковных, которыми живет и руководствуется Святая Православная Церковь.

Очень важно, что на праздновании 950-летия нашей Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры были представители всех Православных Церквей, кроме Иерусалимской Церкви, которая в то время избирала нового Предстоятеля. Общая Евхаристия подтвердила наше признание, нашу приобщенность ко Вселенскому Православию. На последней встрече в Крыму представитель Константинополя митрополит Мелитон раскаялся, признав, что вел себя в Киеве неподобающим образом. Так и выразился. А это свидетельствует о том, что агрессивность отступает на задний план, начинается деловой, конструктивный, межцерковный православный диалог.

О путях достижения единства Православия в Украине

Будем верить, что рано или поздно наши братья, которые отделились от нас и которые пребывают во вражде, которые вовлекают в безнадежное состояние верующих людей, ибо в расколе нет надежды на спасение, образумятся. Будем надеяться, что только церковными методами, а не вмешательством и всеобщим принуждением со стороны государства или со стороны Константинополя, будет объединено Православие в Украине. Если бы такое вмешательство произошло, прочность такого единства была бы шита белыми нитками. Есть две священные вещи, без которых невозможно никакое врачевание раскола: это каноничность и покаяние. Наступит время, когда объединение Православия в Украине произойдет, объединение подлинное, действительное, с соблюдением всех церковных правил и традиций. Даст Бог, будем в единой Церкви едиными устами славить Бога и вместе служить Богу и благочестивому нашему украинскому народу.

О возвращении церковного имущества

Еще один вопрос, на который я хотел бы обратить внимание,— это последний Указ Президента Украины Леонида Кучмы о возвращении Церкви не только молитвенных зданий, но и других строений, а также церковного имущества. Наша позиция в этом вопросе четкая и определенная. Мы ее отстаиваем и будем отстаивать. Возвращение должно быть тому, у кого все это было отнято. Претензии Киевского патриархата, Украинской автокефальной церкви или Греко-католической церкви на наши святыни не обоснованы. Потому что древняя Церковь — это наша Церковь, которая продолжает свое бытие на территории Украины. И если Киевский патриархат ссылается на то, что они преемники автокефальной церкви, то автокефальная Церковь появилась в Украине лишь в 1921 году. А такое формирование, как Киевский патриархат, появилось еще позже, всего 10 лет тому назад.

Сегодня многие заявляют свои претензии на главную святыню украинского Православия — исторический и культурный памятник собор София Киевская. На нее претендуют и филаретовцы, и греко-католики — предстоятель УГКЦ, видите ли, должен восседать на троне киевского митрополита в Софийском соборе. Никому никто не может запретить мечтать, но, думаю, что наше правительство, которое будет осуществлять Указ Президента, подойдет реально к этому вопросу: с исторической и православной точки зрения, с точки зрения реалий сегодняшнего времени.

Об информационных церковных ресурсах

Несколько слов о церковной информационной службе. Вы, наверное, заметили, что регулярно выходит «Вестник пресс-службы УПЦ». Достоинство этого сборника в том, что в нем даются не только самые разнообразные сообщения информационного характера, но и обширный материал аналитического характера, что помогает ориентироваться в вопросах сегодняшнего дня и иметь представление о проблемах, которыми сейчас живет наша Церковь, что она делает и что нужно было бы еще сделать. Пока что этот сборник распространяется нами бесплатно по рассылке архиереям и в ведущие СМИ. Необходимо, чтобы «Вестник» доходил до каждого прихода. Мы хотели бы, чтобы этот сборник был доступен и светским людям, включая тех, которые занимают ключевые позиции в государстве в центре и на местах, для того чтобы они имели реальную и объективную информацию о жизни и деятельности нашей Святой Православной Церкви.

Пока вы получаете только газету. Она, к сожалению, выходит от случая к случаю, а сборник пресс-службы выходит каждый месяц и вызывает огромный интерес своим большим информационным материалом и аналитическими приложениями к этому материалу.

О младостарчестве и вычитках

Об этом сегодня идет много разговоров. Это проблема не только нашей с вами епархии, это проблема всей нашей Церкви. Это проблема не только Украины, но и других православных стран.

Очень хорошо, что у вас, молодых священников, есть ревность, есть готовность действовать, работать. Но не забывайте о том, что враг может вскружить голову вам, еще твердо не устоявшимся в церковно-приходской деятельности, не постигшим еще глубины этой деятельности и не имеющим осторожности, с которой это служение нужно совершать.

У молодого духовенства есть тяготение быть старцем и давать советы, сводить и разводить браки, налагать епитимьи и, особенно, заниматься вычиткой. Среди вас есть несколько человек, которые практикуют вычитку без всякого благословения на то епархиального духовника, без всякого благословения на то правящего архиерея. Это серьезные вещи, играть с этим нельзя. Вы усугубляете заблуждения нашего верующего, скорее даже неверующего народа, что всякая болезнь — это уже одержимость бесовская. К этому все приравнивается: удачи или неудачи, зачесалось левое ухо или правое, даже плохое или хорошее настроение — уже от дьявола. Таким образом, происходит извращение церковного сознания. Да, действительно, бес — реальная сила, бес — разумная сила, темная сила, существующая реально и действующая в рамках попущения Господнего. Но бес — это еще не главное руководство всем церковным народом. И приписывать бесам такие широкие возможности, какие дают им иные священники, не стоит. Что бы ни случилось — все от беса, давай вычитку. Потому что это нравится людям, это доходно… Такое отношение недопустимо как для молодых, так и для пожилых священников. Недопустимо, потому что провоцирует народ и уводит в сторону заблуждения. Это уж воистину — наваждение бесовское. Вычитку нужно делать очень осторожно. Да, есть молитвы Василия Великого, есть молитвы в требнике церковном на изгнание нечистой силы, но, повторяю, приписывать все без разбора от начала до конца бесу — это очень зловредное заблуждение, которое распространяется, главным образом, среди молодого духовенства. Вот это и называется младостарчеством.

Да, наш народ привык иметь духовника, и это очень хорошо. Но всякий священник, если нет персонального опытного духовника, которому верующий человек открывает свою совесть, всякий священник, который поставлен законным образом от законного священноначалия, есть духовник и проводник благодати Божией тем верующим, которые обращаются к нему.

Молодому духовенству нужно почитать старшее духовенство, потому что оно имеет большую эрудицию, имеет уже опыт, который всегда можно позаимствовать, посоветовавшись по любому вопросу, который стал для вас проблемой. Есть у нас прекрасные старшие священники: и умные, и грамотные, и духовные, которые могут дать наставления не только простым верующим, но и пастырям, которые ведут людей, вверенную им паству, к духовному возрождению и вечному спасению. И я прошу молодое духовенство это иметь в виду.

Существуют странные мнения, согласно которым исповедь и причастие становятся второстепенными и необязательными! Важнее их становится вычитка. Я прошу вас сделать выводы из этих замечаний и упорядочить свое отношение к столь серьезному вопросу.

Публикуется в сокращении