Зарубежное обозрение
ЗАРУБЕЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Нынешний апрель был неспокойным во многих отношениях. Продолжается эскалация арабо-израильского конфликта в Святой Земле, обострились православно-католические отношения в России, продолжаются гонения на христиан в Азии. Вообще, как оказалось, христиане составляют самую большую группу в мире, которая претерпевает гонения за свою веру. В своем ежегодном отчете ООН, Всемирный Евангельский Союз сообщает, что в данный момент более 200 миллионов человек ущемлены в своих правах, просто потому что они — христиане. Союз призвал ООН оказать давление для введения реформ в тех странах, которые утверждают, что поддерживают религию, но на самом деле отвергают ее. Ни одна страна не имеет права клеить ярлык «злых сект» христианскому учению или собраниям или называть их «иностранными агентствами», или «чуждыми источниками», тем самым давая себе некоторое «моральное» право заключать христиан в тюрьмы, отправлять пастырей в трудовые лагеря.
Как сообщает в своем отчете Евангельский Союз, кажется совсем нелогичным то, что людей, которые выступают за искренность, честность, истину, честь, дружбу, трудолюбие и сострадание к слабым, считают угрозой обществу. Христиане в некоторых странах оказываются под давлением: их рассматривают как угрозу национальному единству, ведь они часто открыто выступают за демократию и права человека и встают на сторону обиженных.
Однако некоторые христиане сами же вредят себе. Часто христианские организации немудро поступают, не имея достаточно культурного понимания. Они получают спонсорскую поддержку из-за границы и используют такие слова, как «завоевание территории», что вызывает панику и страх среди местных жителей, которые интерпретируют все это в качестве военных терминов. Здесь, однако, нужно признать, что зачастую откровенно наглая деятельность зарубежных протестантских организаций в исконно-христианских странах действительно вызывает беспокойство и возмущение коренного населения. И понимание того, что христианство бывает разным.
Обострение арабо-израильского конфликта привело к тому, что повреждена одна из величайших святынь христианства — храм Рождества Христова в Вифлееме, подвергся разрушениям Дом паломника в Вифлееме, принадлежащий Русской Православной Церкви. Патриарх Московский и всея Руси Алексий в послании президенту и премьер-министру Израиля выразил озабоченность захватом израильскими войсками зданий в Вифлееме, принадлежащих Русской Церкви. «В Русской Православной Церкви с глубокой озабоченностью узнали, что израильские войска заняли территорию, принадлежащую нашей Церкви рядом с храмом Рождества Христова в Вифлееме, где расположен Дом паломника. Как нам стало известно, в этом здании ведется установка вооружений. Русская Православная Церковь последовательно выступает за мир на Ближнем Востоке, скорбит обо всех жертвах обострившегося противостояния, призывает его стороны остановить кровопролитие, неоднократно обращаясь к правительству Израиля и лидерам Палестинской национальной администрации», отмечается в послании Патриарха Алексия. «Однако последние действия израильских войск подрывают миротворческую миссию Русской Православной Церковь и косвенно втягивают ее в конфликт», — подчеркивается в обращении. Московский Патриархат считает «недопустимым использование для любых вооруженных действий территорий и зданий религиозных организаций, призванных благовествовать мир». «Русская Православная Церковь заявляет свой решительный протест и требует немедленно вывести войска с принадлежащей ей территории», — говорится в послании Патриарха Алексия к президенту и премьер-министру Израиля. Как сообщил «Православию.Ru» член Русской духовной миссии в Иерусалиме иеромонах Феофан (Лукьянов) 3 апреля, «около 200 вооруженных палестинцев сейчас находятся в базилике Рождества Христова, семеро из них ранены». Митрополит Неапольский Амвросий, Генеральный епитроп Иерусалимского Патриарха в Вифлееме, вместе с духовенством также закрылись в здании базилики. Представитель монастыря сообщил, что «запасов продовольствия и воды может хватить еще на несколько дней». По словам отца Феофана, «израильские солдаты, дислоцирующиеся на крыше Дома паломника, принадлежащего Русской духовной миссии в Иерусалиме и расположенного в 200 метрах от храма Рождества Христова, не намерены покидать эту огневую позицию до тех пор, пока не будут схвачены или уничтожены палестинцы, скрывающиеся в храме и близлежащих домах». Командующий воинского подразделения израильских солдат, находящегося на участке Московской Патриархии, предположил, что ожидание может продлиться до одной недели и более. Семья сторожа русской гостиницы (трое мужчин, женщина и двое малолетних детей) заперта в маленьком домике рядом со зданием гостиницы, где отключены электричество, вода, телефонная сеть. У них отнят также и мобильный телефон. «С крыши и верхних этажей гостиницы израильскими солдатами сейчас ведется прицельный огонь по всему, что движется в районе площади Рождества», — сообщил иеромонах Феофан. Из представителей Русской духовной миссии до настоящего времени никто не пострадал. Миссия «пока не располагает информацией об ущербе, который мог быть причинен зданию гостиницы в результате перестрелок, и надеется на бескровное разрешение данной ситуации». Начальник Русской духовной миссии архимандрит Феодосий также направил израильским властям протест в связи с захватом гостиницы Русской Православной Церкви в Вифлееме. Военные действия в Израиле затронули еще один участок Русской духовной миссии — монастырь в Хевроне. По словам иеромонаха Феофана, от пулевых попаданий мелкие повреждения получили стены русского монастыря, на территории которого находится одна из величайших святынь — знаменитый Мамврийский дуб. 8 апреля в прямом эфире радиопрограммы «Радонеж» выступил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Марк (Головков), который долгое время был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. Он рассказал некоторые подробности продолжающейся осады израильскими войсками базилики Рождества Христова, где укрылось около 200 палестинских боевиков. «Русская Церковь не считает себя вправе быть третейским судьей этого страшного затяжного конфликта, но она вправе говорить всякий раз, когда льется людская кровь, когда есть страдания мирных жителей», — подчеркнул отец Марк. Он назвал события вокруг храма в Вифлееме «испытанием для всего христианского мира». Архимандрит Марк сообщил, что вооруженные палестинцы, «укрывшиеся в здании базилики для того, чтобы спастись от преследования израильских войск, взяли несколько заложников». В их числе были и православные священнослужители. В субботу 6 апреля часть заложников была отпущена. Митрополит Неапольский Амвросий рассказал отцу Марку, что «храм осквернен, что в храме и курят, и отправляют физиологические потребности». В то же время к самому митрополиту отношение «было все же достаточно гуманным» и он был даже отпущен на свободу. По словам отца Марка, «православный русский человек, по-настоящему верующий, никогда не позволили бы себе такого отношения ни к мусульманской мечети, ни к буддийскому святилищу, ни к иудейской синагоге. Это просто недопустимо, поскольку чувство богобоязненности не позволило бы человеку вести себя таким разнузданным образом». В заключение архимандрит Марк выразил надежду, что Израиль «услышит голос Православия, голос великой России» и прекратит агрессию, ведущую к таким последствиям.
Остро прореагировал на события в Святой Земле и Папа Римский. В Ватикане израильскому посланнику была вручена нота, в которой Папский Престол обвиняет Израиль «в незаслуженном унижении» палестинского народа. В свою очередь палестинцам ставится в вину организация террористических актов на территории Израиля, в которых гибнут мирные жители. Папа Римский выражает уверенность, что репрессии и месть только усиливают обоюдную ненависть в «этой драматической ситуации». Несмотря на обвинение обеих сторон, заявление Ватикана носит, по мнению дипломатов, антиизраильский характер. В нем содержится призыв применять адекватную силу для обеспечения самозащиты, а также требование соблюдать резолюцию Совета Безопасности ООН, рекомендующую Израилю вывести свои войска с палестинских территорий. Официозное печатное издание Ватикана L’Osservatore Romanо высказывается еще более определенно. Израиль обвиняется в осквернении христианских святынь, в частности места рождения Иисуса Христа.
Ближневосточный Совет Церквей также подверг резкому осуждению последние военные операции Израиля на арабских территориях, а также убийства и унижение палестинского народа. Совет также высказал свое возмущение по поводу осквернения святых мест в Вифлееме, в частности церкви, возведенной на месте Рождества Христова. В своем обращении Совет выразил глубокое сожаление и обеспокоенность израильскими налетами и непрекращающимися бомбардировками Рамаллы и других палестинских городов, в результате которых погибло огромное количество мирных граждан. В заявлении также говорится о том, что тысячи палестинцев лишены возможности обеспечения водой, продовольствием, лекарствами и медицинской помощью. Вследствие введенной Израилем блокады и объявлением занятых палестинских городов закрытыми военными зонами машинам скорой помощи закрыт доступ к больным и раненым. В домах палестинцев имеются трупы убитых женщин и мужчин, и палестинцы не имеют возможности их захоронить. «Дикость израильтян, не позволяющих хоронить мертвых, дошла до уровня лихорадки и перешла все допустимые границы, в то время как палестинские госпитали и морги переполнены трупами», — подчеркивается в заявлении. Ближневосточный Совет Церквей обратился с призывом к правительствам стран и Церквям оказать давление на Израиль с целью обуздания израильской агрессии, являющейся причиной насилия, напряженности и войны.
На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приходят обращения различных христианских общин и организаций, глубоко озабоченных совершающимся кровопролитием. В частности, такое письмо поступило от Православных обществ в Вифлееме, Бейт-Джала и Бейт-Сакура. Отношение Русской Православной Церкви к событиям в Вифлееме выражено в заявлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 апреля 2002 года, в котором говорится: «Наша Церковь призывает отказаться от любых силовых действий на месте Рождества Христова и отвести оттуда вооруженных людей». Вслед за упомянутым заявлением Священноначалия Русской Православной Церкви Предстоятели иных Поместных Православных Церквей выразили свое отношение к событиям на Святой Земле. 5 апреля с заявлением по поводу кризиса на Святой Земле выступили члены Постоянной конференции канонических православных епископов США, в том числе Блаженнейший Феодосий, архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады. В заявлении содержится адресованный правительству Израиля и Палестинской национальной администрации призыв прекратить все насильственные действия, приносящие смерть невинным людям, и приступить к справедливому урегулированию, основанному на известных резолюциях ООН. «Осквернение и разрушение священных зданий, исторических мест и сокровищ человечества нетерпимо и должно быть прекращено немедленно. Мы призываем остановить всякую агрессию, направленную против священных мест. Мы требуем для верующих и религиозных лидеров свободы доступа к местам богопочитания», — заявили американские архиереи. 8 апреля Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул обратился к правительству Израиля с призывом воздержаться от насильственных актов. «Мы особенно озабочены сбивчивыми сообщениями из Вифлеема, согласно которым израильские войска угрожают применить насилие в священных пределах Церкви Рождества Христова, на одном из самых святых мест для всех христиан, желая арестовать людей, ищущих там убежища». В обращении, переданном через посла Израиля в Греции, Предстоятель Элладской Церкви напоминает, что на протяжении веков Православная Церковь «многократно укрывала и спасала от насилия и смерти тысячи последователей всех религий». По поступившим сообщениям, 10 апреля Блаженнейший Архиепископ Христодул направился в Иерусалим с трехдневным визитом «в знак любви и поддержки» православных христиан Святой Земли и для встречи с представителями израильского руководства. 9 апреля было распространено обращение Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, в котором содержится призыв к участникам конфликта на Святой Земле прекратить военное противостояние и вернуться к ведению переговоров. Президента США Дж. Буша и Председателя Европейской Комиссии Р. Проди Святейший Патриарх Варфоломей просил сделать все от них зависящее для скорейшего разрешения конфликта.
В результате по меньшей мере странных и отнюдь не дружественных действий Ватикана по «структурной перестройке» своих приходов в России здесь обострились и без того напряженные православно-католические отношения. В Пскове прекращено строительство католического храма. Накануне архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий направил специальные послания Президенту РФ Владимиру Путину и главе администрации Псковской области Евгению Михайлову. «Нет — свободной деятельности католиков в нашей стране! — пишет православный архиерей Президенту. — Нет нужды у России в католической миссии! Не обижайте наш народ католическим присутствием!» Главу администрации Псковской области Евгения Михайлова архиепископ Евсевий призвал к вмешательству, чтобы предотвратить строительство «грандиозного католического костела». Он просит предпринять всё возможное, «чтобы не дать восторжествовать на Святой Псковской земле разрушителям нашей Родины и народа — Римскому Папе и противному для русского народа — католицизму». Глава российских католиков митрополит Тадеуш Кондрусевич выразил серьезную озабоченность этим инцидентом и обратил внимание на странное совпадение: прекращение строительства храма наступило после обращения к властям архиепископа Евсевия. «Это очень опасный прецедент, — подчеркнул митрополит Кондрусевич. — Если он не будет внимательно исследован и не получит должной оценки, то по всей России может прокатиться волна антикатолических выступлений, последствия которых предсказать невозможно».
В заявлении митрополита, переданном в «Интерфакс», отмечено, что «акции, предпринимаемые в последние месяцы против Католической Церкви, не только направлены против граждан РФ католического вероисповедания, но и грубо противоречат действующему российскому законодательству», которое гарантирует свободу совести. Митрополит Кондрусевич сожалеет в связи с тем, что «государственные и общественные структуры, призванные следить за соблюдением законодательства, не обращают на эти факты должного внимания, что чревато межрелигиозными и межнациональными конфликтами». По его словам, «многочисленные пикеты, в том числе у католических храмов, с оскорбительными для католиков лозунгами также встречены молчанием. Следующая подобная акция, планируемая на 28 апреля, будет носить уже общероссийский характер. Недоумение митрополита вызвало и недавнее лишение, без объяснения причин, в аэропорту «Шереметьево-2» многократной визы для въезда в Россию священника Стефано Каприо, гражданина Италии, которому, как пишет Тадеуш Кондрусевич, «в течение 12 лет служения в России органы власти не предъявляли претензий». Через несколько дней Тадеуш Кондрусевич выразил свой протест против лишения российской визы и выдворения из страны правящего архиерея епархии св. Иосифа с центром в Иркутске епископа Ежи Мазура.
В то же время Русская Православная Церковь не видит ущемления свободы вероисповедания в том, что католическому епископу Ежи Мазуру было отказано во въезде в Россию. «Подобного рода практика избирательного отношения к иностранным религиозным деятелям есть во многих странах мира», — заявил агентству «Интерфакс» « заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин. При этом он отметил, что «если такие действия производятся Соединенными Штатами или европейскими странами, то мировое общественное мнение обычно воспринимает их с пониманием». Поэтому, считает священник, «было бы странно, если бы без понимания воспринимались аналогичные действия России». По словам представителя ОВЦС МП, «надо иметь в виду, что речь идет о человеке, в титуле которого употреблялось японское название Южного Сахалина (префектура Карафуто), который на самом деле является территорией России». Как заметил Всеволод Чаплин, «любая страна дала бы жесткую оценку деятельности иностранного священника, который бы не уважал ее территориальной целостности». Считая, что «католики имеют полное право исповедовать свою веру», в Русской Церкви подчеркивают, что «при этом они должны уважать и законы российского государства». В заключение Всеволод Чаплин отметил, что отказ епископу во въезде явился «решением государственной власти, и Московский Патриархат ни в коей мере не был инициатором этого». Он подчеркнул, что «государственные власти имеют полное право принимать решения относительного того, пребывание кого из иностранцев в стране желательно, а кого нежелательно».
Тем временем в Ватикане разгорается скандал в связи с обвинениями католических священников в педофилии. Нью-йоркская епархия Римско-Католической Церкви передала прокуратуре список священников, которые в прошлом обвинялись в сексуальных домогательствах к детям, сообщает BBC. Епархия также приняла новые правила рассмотрения подобных обвинений. Этот шаг знаменует серьезную перемену курса церковной политики, последовавшую вслед за тем, как на епархию было оказано мощное общественное давление. Возглавляющий епархию кардинал Джон Игэн обвиняется в том, что помогал скрывать случаи сексуальных домогательств в его бытность епископом в Коннектикуте. Нью-Йоркская епархия заявляет, что подготовленный ею список священников, против которых выдвигались обвинения в прошлом, был составлен по итогам «подробного изучения» всех доступных кадровых документов за последние 35–40 лет. В документе перечислены конкретные даты и места нарушений, а также меры, которые были приняты в то время. Церковь не сообщает, сколько имен в этом списке, но, по словам представителя правоохранительных органов, перечислено около 40 случаев. Домогательствам, как правило, подвергались мальчики в возрасте от пяти до 15 лет, и происходило это в основном за пределами Манхэттена. Большинство обвинявшихся священников, судя по всему, сложили с себя сан, и срок давности по многим обвинениям, согласно американскому праву, уже истек. Однако попытка сотрудничать с властями знаменует резкий поворот в политике римско-католической епархии Нью-Йорка — одной из самой крупных и влиятельных в США. Всего три недели назад епархия заявляла, что не станет передавать старые дела властям, несмотря на то что так сделали некоторые не столь крупные епархии. После скандалов, гремевших от Бостона до Флориды, внимание общественности в Соединенных Штатах всё чаще обращается к обвинениям в сексуальных домогательствах, выдвинутым против священников.
Видный представитель Ватикана кардинал Йозеф Ратцингер неожиданно высказался по вопросу о преемнике Иоанна Павла II. Он недвусмысленно намекнул на возможность избрания Папы африканского происхождения. «У нас в Африке действительно есть выдающиеся личности, которыми можно восхищаться. Они вполне соответствуют такому высокому посту», — сказал кардинал корреспонденту газеты «Die Welt». «То, что сдержанный и застенчивый кардинал, — пишет автор публикации в Berliner Zeitung, — высказывается по столь щекотливой теме, весьма необычно. Признанный теолог обычно предпочитает не затрагивать принципиальных вопросов. Плести интриги — это не его стиль. А в конце правления Иоанна Павла II у него тем более должны быть для этого серьезные основания».
Продолжаются гонения на христиан в Азии.
В Китае полиция разрушила церковь, строящуюся в провинции Хайвей, в 200 километрах от Пекина. Местные католики, у которых было полученное от местных властей разрешение на строительство церкви, боятся, что приказ на разрушение храма был отдан властями более высокого ранга. Утром 11 апреля отряд сил безопасности, состоящий из 2.000 человек, вошел в деревню. Танками были снесены строящиеся стены церкви, фундамент здания был разрушен с помощью взрывчатки. Католическая община, состоящая из 700 человек, не могла воспрепятствовать разрушению церкви. Строительство храма началось три месяца назад. Одна треть строительных работ уже была завершена. Расходы составили 60 тысяч долларов. Разрушенная церковь принадлежала епархии, где служит 66-летний епископ Джулиус Джиа Жигуа. Он принадлежит к непризнанной правительством Китая Католической Церкви. Несколько раз он был под домашним арестом. 21 марта епископ в очередной раз был арестован и допрошен полицией, которая запретила ему проведение праздничных служб во время Страстной Недели и на Пасху. Два года назад гуманитарные организации осудили власти Китая, разрушавшие более чем 1500 храмов и церквей на юго-востоке Китая.
Правительство Вьетнама заявило о том, что христианство перестанет существовать к концу 2002 года. Очень, кстати, знакомое заявление. Хрущев тоже что-то подобное говорил. На поверхность выплыли новые доказательства проведения антихристианской кампании в стране. Как сообщает Международная Христианская Ассоциация (International Christian Concern (ICC)), в прошлом месяце расследовательская делегация обнаружила информацию о продолжающихся притеснениях христиан хмонг в провинции Лоа Сай, которые уже не раз подавали петиции правительству с просьбой свободно исповедовать свою веру. ICC заметила, что документы являются неоспоримым доказательством попыток правительства подавить христианство. Коммунистические руководители настаивают на том, чтобы верующие «вернулись» к традиционной религиозной практике, т.е. к поклонению умершим предкам. «Христианство — ужасная религия, инструмент в руках США, чтобы свергнуть коммунистическую партию, потому что они до сих пор негодуют, что проиграли войну во Вьетнаме».
Впрочем, поведение нынешнего президента США трудно назвать христианским. Так, недавно Буш совершил акт поклонения в синтоистском храме в Японии. «Буш со своей женой вошли в храм и начали хлопать, чтобы пробудить демона и затем поклониться в почтении и подписать книгу поклонения. Когда президент Буш вошел в богато украшенный прекрасный храм синтоизма, возведенный как обитель духов последнего императора Японии — Мейдзи, он хлопнул один раз и глубоко поклонился, следуя общей в таких святынях этике поклонения. В это время премьер-министр Японии оставался сидеть в машине, так как ему запрещено входить в святыню, согласно послевоенной конституции, написанной США. Премьер-министру Японии запрещено принимать участие в ритуалах синтоизма, так как это культ императора, который привел ко Второй Мировой Войне. Это был акт идолопоклонства, и даже хуже, это являлось официальным и публичным поклонением идолу. Буш склонился пред святыней, где император Мейдзи провозглашен богом. Усугубляется все тем, что многие христиане в Японии и Корее жестоко преследуемы только из-за того, что отказались принимать участие в ритуалах синтоизма, которые включают поклонение и почитание императора и других ложных богов. Белый Дом отказался комментировать эту историю. Государственный департамент официально сказал, что президент Буш просто выразил свое уважение, но не был вовлечен ни в какую религиозную деятельность, церемонии или обряды.
Грустное для православных известие пришло из США. 2 апреля 2002 года на очередном заседании Синода Автокефальной Православной Церкви в Америке Предстоятель Американской Церкви Блаженнейший Митрополит Феодосий, искренний друг Украинской Православной Церкви, объявил об уходе на покой по состоянию здоровья. Синод принял решение удовлетворить прошение Митрополита Феодосия с 1 мая 2002 года. Временно управляющим Автокефальной Православной Церковью в Америке назначен митрополит Филадельфийский и Восточнопенсильванский Герман. Выборы нового Первоиерарха состоятся в июле 2002 года на XIII Всеамериканском конгрессе в Орландо (Флорида). Процедура выборов будет утверждена 24 мая 2002 года на специальном заседании Священного Синода. Митрополит Филадельфийский и Восточнопенсильванский Герман (Свайко) родился в 1932 году. Хиротонисан во епископа в 1973 году, на кафедре с 1981 года.
Но хватит о грустном. В России вот решили облегчить жизнь верующим. В январе этого года Межрелигиозный совет России (МСР) направил председателю Правительства Российской Федерации М. М. Касьянову обращение с просьбой перевести религиозные организации России в группу потребителей электрической и тепловой энергии «население» (до сих пор эти платежи в тех регионах, где не были предоставлены специальные льготы, осуществлялись по тарифам, принятым для коммерческих организаций). В ответ на это обращение в соответствии с поручением Правительства РФ и по согласованию с Минэкономразвития России и Минэнерго России председатель Федеральной энергетической комиссии РФ (ФЭК) г. П. Кутовой направил МСР письмо, в котором признал необходимым отнести религиозные организации к группе потребителей электрической и тепловой энергии «население». 10 апреля состоялась встреча делегации МСР в составе заместителя председателя ОВЦС МП протоиерея Всеволода Чаплина, председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввина З. Л. Когана, заместителя председателя Духовного управления мусульман Европейской части России шейха Ф. А. Асадуллина и исполнительного секретаря МСР Р. А. Силантьева с председателем ФЭК г. П. Кутовым, его заместителями и сотрудниками аппарата ФЭК. На встрече были обсуждены вопросы практической реализации рекомендаций ФЭК по снижению тарифов на тепловую и электрическую энергию для религиозных организаций. В ходе встречи председатель ФЭК России г. П. Кутовой подчеркнул, что поддержка со стороны государства традиционных религиозных конфессий Российской Федерации имеет важную общественно-политическую, консолидирующую роль в нашем многонациональном и многоконфессиональном Отечестве. Представители Межрелигиозного совета России с удовлетворением отметили, что ФЭК России как государственный орган исполнительной власти с пониманием воспринял обращение Межрелигиозного совета России по вопросу о распространении порядка оплаты электрической и тепловой энергии населением на религиозные организации и их структурные подразделения. Выражена надежда на понимание важности данного вопроса всеми региональными энергетическими комиссиями. Члены делегации МСР высоко оценили конструктивную позицию ФЭК по вопросу о тарифах и поблагодарили г. П. Кутового за помощь в решении этой проблемы.
И еще одна приятная новость. Проект поправок к Налоговому кодексу РФ, касающихся налогообложения религиозных организаций, был принят во втором чтении Государственной Думой РФ 19 апреля. Об этом сообщила Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП). Глава 25 Налогового кодекса, вступившего в силу 1 января этого года, устанавливала единый подход к налогообложению различных организаций (в том числе и религиозных) и единую ставку на прибыль в размере 24 %. С просьбой внести в Налоговый кодекс поправки к Президенту и Правительству РФ обращались Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Межрелигиозный совет России, а также Христианский межконфессиональный консультативный комитет. Кроме того, по данному вопросу имели место переговоры митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с руководством Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и Комитетом Государственной Думы РФ по бюджету и налогам. Депутаты Госдумы приняли во втором чтении соответствующие поправки, которые учитывают, что религиозные организации являются некоммерческими и бесприбыльными, а поступающие в них средства не распределяются среди учредителей. Согласно новой редакции Налогового кодекса, поступления в религиозные организации, полученные при осуществлении культовой деятельности, производстве и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения исключаются из доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В частности, в статье 251 Налогового кодекса в число доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы, включено имущество (в том числе денежные средства), поступившие в организацию в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. При определении налоговой базы также не будут учитываться целевые поступления, полученные религиозными организациями на осуществление уставной деятельности. В статье 264 в число расходов, связанных с производством и реализацией, добавлены расходы налогоплательщиков-организаций, собственником имущества которых являются религиозные организации, в размере прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения при условии перечисления сумм, соответствующих размеру полученной прибыли, на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций. На суммы этих расходов будет уменьшена налогооблагаемая база. В перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения (статья 270), включены расходы, осуществляемые религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения.
В российском обществе в последнее время активно обсуждается идея выделения в отдельную юридическую категорию религиозных сообществ, внесших существенный вклад в развитие государственности и культуры России. Одним из законопроектов, призванных решить эту непростую задачу, стал проект федерального закона с рабочим названием «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации», предложенный на общественное обсуждение депутатом Государственной Думы РФ А.В. Чуевым. В указанном проекте, равно как и в других аналогичных проектах, используется понятие «традиционная религиозная организация». На первый взгляд, вопрос его использования в текстах законопроектов кажется не принципиальным. Однако, как следует из заключения Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, анализ действующего законодательства Российской Федерации в контексте реальной религиозной ситуацией показывает, что использование этого понятия недопустимо не только в силу его юридической некорректности. За внешним благозвучием и широкой распространённостью в обиходе кроется такой концептуальный подход, реализация которого на практике приведёт к негативным последствиям для религиозных сообществ, устройство которых основано на принципе строгой централизации, таких как Русская Православной Церковь. Существует две причины недопустимости использования в тексте Проекта понятия «традиционная религиозная организация»: во-первых, религиозная организация, как организационно-правовая форма, не может обладать таким свойством как традиционность; во-вторых, приобретение централизованной религиозной организацией правового статуса традиционной не означает его экстраполяцию на входящие в её состав иные религиозные организации. Присвоение правового статуса традиционной в этом случае будет осуществляться каждой религиозной организации в отдельности по её самостоятельному обращению в соответствующий представительный орган государственной власти. Следовательно, традиционной будет признана, например, не вся Русская Православная Церковь в целом, а каждое входящее в её состав каноническое подразделение (приход, монастырь, епархия и т.д.) в отдельности. Процедура присвоения этого статуса, таким образом, станет значительно более тяжелой, чем обычная процедура перерегистрации и не позволит получить этот статус всем религиозным организациям одновременно. Особенно сложно его получить будет вновь создаваемым каноническим подразделениям. Как следует из заключения, более корректным является введение в юридический оборот понятия «традиционная конфессия», позволяющего присваивать правовой статус традиционной не каждой религиозной организации в отдельности, а всей совокупности религиозных организаций, принадлежащих к определённой конфессии. Использование в законодательстве термина «конфессия» позволит отсечь новые религиозные движения, а также раскольничьи и сектантские религиозные общества, использующие в своих наименованиях элементы наименований религиозных организаций, удовлетворяющих критерию традиционности.
Власти Эстонии, наконец, зарегистрировали Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата. Министерство внутренних дел Эстонии зарегистрировало устав Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и трех ее приходов в Эстонии. Об этом сообщила пресс-служба МВД Эстонии. «С момента регистрации Церкви, — сказал министр внутренних дел Айн Сеппик, — исчезла ситуация, при которой в Эстонии отсутствовала регуляция правовой основы деятельности одной из крупнейших религиозных организаций». Регистрации препятствовали, прежде всего, юридические споры, которые, по словам министра, «на сегодняшний день решены». Однако, как говорится в распространенном по этому поводу сообщении, «регистрация устава ЭПЦ МП не трактуется в качестве доказательства правопреемственной деятельности организации или правовой регуляции имущества, находящегося в фактическом использовании зарегистрированной организации». Иными словами, точкой отсчета истории Православной Церкви считается день регистрации ее устава — 17 апреля 2002, а не исторически достоверный факт, свидетельствующий о том, что эта Церковь существует в Эстонии с момента появления здесь православия. Как пояснили в Службе коммуникаций ОВЦС Московского Патриархата, регистрация православных приходов в Эстонии проводится в соответствии с уставом Эстонской Православной Церкви, в котором фиксируется, что эта Церковь исторически связана с довоенной Православной Церковью в Эстонии. Этим актом за ней признается статус самоуправляемой Церкви, дарованный ей еще в 1920 году патриархом Всероссийским святителем Тихоном. Патриарх Алексий 18 апреля в беседе с журналистами сказал, что весьма удовлетворен решением МВД Эстонии о регистрации ЭПЦ МП. «Но это только первый шаг», — заметил Патриарх, подчеркнув, что ожидает дальнейших действий эстонского правительства по урегулированию вопроса с имуществом приходов Московского Патриархата в Эстонии. «Это откроет возможность и для моего визита в это государство, и для дальнейшего развития наших отношений с эстонским руководством», — подчеркнул глава Русской Православной Церкви.
Знаменитый писатель Валентин Распутин дал свое согласие войти в комиссию по нравственности, сформированную Иркутской городской думой и получившую на днях официальный статус. Представители этой комиссии уже начали сбор подписей под призывом запретить в Иркутске концерт певца Бориса Моисеева, бравирующего своей гомосексуальной ориентацией. Кроме того, иркутские поборники нравственности намерены в ближайшее время представить местным властям список артистов, выступать которым в Иркутске будет не рекомендовано. Комиссия, по словам инициатора ее создания, депутата гордумы Иркутска Михаила Корнева, будет содействовать в реализации инициатив в области нравственности и духовного развития, пропаганде высоких принципов морали. Члены комиссии — депутаты гордумы, известные в городе художники, врачи и представители милиции.
В Хабаровске состоялось очередное, уже третье в этом году судебное заседание, где рассматривалось исковое заявление прокуратуры Хабаровского края к так называемому гуманитарному центру «Дианетика». В 1998 году коллективное заявление, подписанное медицинскими авторитетами и представителями образования и науки, дало ход этому делу. Не без некоторого удовлетворения отметим, что за эти четыре года кое-что истцам удалось. Прошлым летом руководитель местного отделения «Дианетики» Ольга Ухова была осуждена на три года лишения свободы за незаконное предпринимательство и отмывание денежных средств в особо крупном размере. Однако уже тогда процесс грозил затянуться, потому что прокуратура имеет большой интерес к сложным аспектам этой «новорусской» религии, в особенности к проведению «дианетиками», не имеющими специального медицинского образования, различных лечебных мероприятий, включающих медикаментозное лечение, элементы бальнеологии, психотерапию. На очистительных сеансах «одитинга» происходит грубое вмешательство в психику человека. Как отметила прокурор отдела прокуратуры края, на данный момент их больше всего интересует то, что вся деятельность сайентологов направлена на изменение личностного статуса человека. Никакой лицензии на подобные процедуры они не имеют — видимо, размеры средств, поступающих в «Дианетику» от благодарных «пациентов», дают возможность не думать о подобных мелочах. Тем не менее перспективы у местных сайентологов отнюдь не радужные. Во многих странах их деятельность уже запрещена. Постановлением Госдумы РФ от 1996 года деятельность «Дианетики» признана деструктивной. К тому же в их красочных книжках открытым текстом говорится: «Мы нашли новый способ превращения людей в рабов». Причины для их ликвидации налицо. Несмотря на то что под самыми различными предлогами представители ответчика предпочитают на судебные заседания не являться, вал претензий к ним растет. И в следующий раз суд намерен заслушать наиболее активных сторонников учения Хаббарда. Если они вновь не потрудятся прийти, организацию могут ликвидировать и без их присутствия.
На двух последних заседаниях Общества православных врачей Санкт-Петербурга (9 марта и 12 апреля) обсуждались важнейшие проблемы, возникшие в связи с появлением приказа №460 от 20 декабря 2001 г. Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга». Этот документ был принят на основании Закона РФ № 4180–1 « О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г. Один из докладчиков прямо указывал на опасность пропаганды донорства и коммерциализации трансплантационной деятельности, что создает предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. Об этом же предостерегает Русская Православная Церковь в своей социальной концепции, провозглашенной в 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе. По точному определению доктора философских наук, заведующей кафедрой биомедицинской этики Российского медицинского университета профессора Ирины Васильевны Силуяновой, изымание органов у человека называется «людоедством второй степени»; людоедство первой степени — это «пожирание людей». Второе сообщение привлекло внимание врачей к замене ныне существующего термина «биологическая смерть», расцениваемое как прекращение сердцебиений, дыхания и исчезновение всех функций центральной нервной системы, на вновь вводимое определение: «Смерть мозга эквивалентна смерти человека», что может привести к появлению соблазна досрочного прекращения реанимационных мероприятий с целью изъятия органов и тканей для пересадки другим людям. С данным определением категорически не согласны православные врачи, о чем была принята соответствующая резолюция. И был задан резонный вопрос, направленный к присутствующим: «Не является ли введение новой инструкции по констатации смерти человека шагом на пути приучения медицинской общественности к возможности введения методов эвтаназии (то есть насильственного умерщвления больного)? Резолюция, принятая на заседании Общества православных врачей Санкт-Петербурга, будет распространена по всем информационным каналам.
Госдума России приняла законопроект «О временном запрете на клонирование человека». В соответствии с документом вводится временный — на 5 лет — запрет на клонирование человека. При этом действие закона не распространяется на клонирование иных организмов. В течение пятилетнего периода законопроект запрещает ввоз на территорию РФ и вывоз с ее территории клонированных эмбрионов человека. Лица, виновные в нарушении указанных норм, будут нести ответственность в соответствии с российским законодательством. В преамбуле законопроекта отмечается, что данные запреты вводятся, «исходя из принципов уважения человека, признания ценности личности, необходимости защиты прав и свобод». Закон поддержали 260 депутатов, против выступили 4 парламентария, воздержался — один. Действие данного законопроекта носит скорее упреждающий характер, так как опыты по клонированию человека в России не проводятся. Это, в свою очередь, говорит вовсе не о низкой квалификации российских эмбриологов, а скорее о недостаточном материально-техническом обеспечении отечественной науки. В настоящее время в Российской академии сельскохозяйственных наук ведутся опыты над животными, аналогичные проведенным английскими учеными по клонированию овечки Долли.
С обращением «За чистый Интернет» обратился 10 апреля к ведущим интернет-провайдерам России православный Общественный комитет «За нравственное возрождение отечества». «Мы призываем Вас, — говорится в документе, -объединить усилия в противостоянии растлению». Как утверждают члены Общественного комитета, «сегодня безнравственность насаждается нашей стране через средства массовой информации и при попустительстве органов государственной власти». В частности, Интернет, который является «бесценным источником информации и уникальным средством общения между людьми», по мнению комитета, «наводнен порнографией». По сведениям авторов обращения, значительный процент посетителей порнографических сайтов составляют подростки, «у которых название «только для взрослых» лишь разжигает интерес». «Мы не можем оградить детей от электронной порноиндустрии, — отмечается в обращении. — До тех пор, пока существуют порносайты, будет продолжаться растление наших детей».Общественный комитет «За нравственное возрождение отечества» призвал ведущих интернет-провайдеров России: «Внесите свой вклад в восстановление нравственного здоровья нашей страны. Поддержите наше обращение — не предоставляйте свои услуги хостинга порносайтам и сайтам, рекламирующим порнографию».Как подчеркивают авторы обращения, «горькая слава легкодоступности русских девушек позорит нашу страну, оскорбляет ваших дочерей, жен, любимых. Из-за несовершенства законодательных актов в России процветает детский порнобизнес, вовлекающий всё новые жертвы, и он тоже процветает в Сети». «Сделаем зону Рунета свободной от порнографии!» — таким призывом заканчивается обращение, распространенное пресс-службой Общественного комитета «За нравственное возрождение отечества».
По материалам информационных агентств
подготовил Святослав Речинский