Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Святослав Речинский. Кошмар на улице Пушкинской

КОШМАР НА УЛИЦЕ ПУШКИНСКОЙ.
Серия десятая

Святослав РЕЧИНСКИЙ

Пушкинская — странная улица. Начинается Паниковским, а кончается Филаретом. Случайность? Вряд ли. Оба эти персонажа имеют много общего. В последнее время это сходство усилилось.
Недавняя пресс-конференция Филарета Денисенко с подельниками напоминала третью или четвертую серию какого-нибудь низкопробного фильма ужасов. Типа «Восставшие из ада-3″, «Иногда они возвращаются- 4″, «Ожившие мертвецы- 5″ или «Кошмар на улице вязов-10″. Сюжет банальный до неприличия — изрядно надоевшие в предыдущих пяти сериях звероподобные монстры вновь выкапываются из хорошо притоптанных могил с вбитыми осиновыми колами и выходят на широкую дорогу делать людям гадости или чего-нибудь требовать. Честное слово, утомительное зрелище. Филарет в круглой белой шапке с ушами, Мовчан с мутным взором и вечно красной от злости физиономией, Поровский, натужно пытающийся казаться интеллигентом и, конечно, Степовик — типа профессор, но с лицом, доверия не вызывающим. Не хватало для комплекта только Ларисы Скорик на помеле. И десять лет они поют одну и ту же нудную песню: «Дайте денег! Дайте денег!» Потому что все, навязчивые как геморрой требования Филарета и компании о передаче им того или иного украинского храма или монастыря являются ни чем иным, как просьбой о подаянии со стороны лиц отнюдь не бедных.
Но сначала краткое содержание «сто первой» пресс-конференции на улице Пушкинской. Подзабытый анафематствованный киевский продолжатель дела Паниковского Филарет Денисенко узнает о недавнем предвыборном указе Кучмы, предусматривающим передачу религиозным организациям не только культовых сооружений, но и других помещений, в том числе и тех, которые раньше, как памятники культуры передаче не подлежали. Филарет решает подсуетиться и собрав вышеперечисленных коллег по самоэксгумации пишет заявление с требованием передать корпорации монстров под названием «УПЦ-Кп» Святой Софии Киевской и ряда храмов имеющих историческое значение в крупных городах Украины. (На эту деталь, кстати, нужно обратить внимание, мы к ней еще вернемся.) В этом же заявлении Филарет и компания привычно жалуются на то, что во всех его бедах виновата каноническая Украинская Православная Церковь и власти Украины, которые, дескать УПЦ — все отдают, а ему Филарету — шиш. Второй акт барбизонского балета в исполнении Фредди Крюгера с Пушкинской посвящена стенаниям по поводу «предвзятого отношения в некоторых средствах массовой информации к УПЦ-Кп». По этому поводу также составлено соответствующее заявление, вся суть которого сводится к возмущению прежде всего прозвучавшими в некоторых передачах предостережениями «не ходить молиться во Владимирский собор, не крестить детей и взрослых, не венчать молодых пар и во всех других храмах УПЦ-Кп». Вопль понятен — «рятуйте, люди добрые. Бизнес уничтожают». Речь идет именно о бизнесе, потому как Филарет вовсе не протестует против главного предостережения, прозвучавшего в некоторых телепередачах — «не причащаться!» Это Филарета не интересует, его интересуют требы и продукция свечных ящиков, то есть то, за что можно получить деньги.
Но вернемся к первому требованию. Зачем Филарету именно София Киевская, Успенский собор в Харькове, Николаевский собор в Днепропетровске, Казанский собор в Виннице и прочие известные храмы? Почему речь идет именно о них, а не о полуразрушенной церковке в каком-нибудь удаленном от крупных городов селе? Да потому что именно через эти известные храмы пролегают туристические маршруты, именно туда приходят крестить детей или венчаться далекие от Православия люди. Именно в эти храмы, по верному предположению Филарета, люди будут нести свои деньги. Честно говоря, алчность Филарета поразила меня еще в 1994 году, когда в архивном документе. расстрельном деле митрополита Константина (Дьякова), замученного на допросе в 1937 году я обнаружил совсем свежее 1993 года письмо Филарета в СБУ с требованием вернуть хранившиеся у митрополита Константина церковные ценности.
«29 октября 1937 года, во время ареста Патриаршего Экзарха, митрополита Константина Дьякова, у него были изъяты изделия из серебра и золота общим весом ок.18 кг. Согласно акта, среди этих ценностей были: мужские золотые часы, вторые мужские золотые часы, третьи мужские золотые часы, кулон с хризолитами, панагии с цепочками также — то есть его личные вещи. Отдельным 19-м пунктом в акте передачи и оценки этих ценностей, которые поступили от 2-го отдела НКВД в его же комиссии финансового отдела НКВД, записано церковное серебро с эмалью и драгоценными камнями.
Это церковное имущество, которое принадлежало Церкви и перешло к Патриаршему Экзарху вследствие закрытия храмов, представляло собой совершенно отдельную группу изъятого и было описано отдельно и суммарно — всего 87 вещей весом 15 081 г.
УПЦ-КП как правопреемница Украинского Экзархата РПЦ требует возвращения или возмещения изъятых органами НКВД ценностей, которые, согласно постановлению от 7 июня 1938 г. были конфискованы и сданы в доход государства. Поскольку митрополит Константин Дьяков умер во время следствия, не был осужден, а соответственно и реабилитирован, рассмотрение этого дела не подлежит компетенции по восстановлению прав реабилитированных особ.

С уважением
Митрополит Филарет, Заместитель Патриарха Киевского и всей Украины.»

Стоит заметить, что украденные НКВД ценности интересовали Филарета вовсе не как реликвии. Он даже никогда не интересовался, где погребен митрополит Константин. На его могиле служили священники Украинской Православной Церкви, они же собирали сведения для его прославления. Филарета же интересовало только золото и драгоценности.

Сидя на этой очередной кошмарной пресс-конференции я никак не мог понять, зачем этому старику такие деньги? Ведь у него после ухода в раскол остались практически все средства Украинской Православной Церкви, по некоторым данным, почти три миллиарда рублей по состоянию на 1990 год. Зачем ему столько? От собственных детей он отказался, друзей у него нет, оставить эти средства порочному сброду под названием «клир УПЦ-Кп»? Филарет не настолько безумен. Для чего же все эти сугубо денежные устремления? На докторов, чтобы жить вечно? Или на достойную замену для Евгении Петровны? Честное слово — непонятно. Зато понятна активность в этих вопросах филаретовых подельников — Мовчана, Поровского, Степовика. Один крупно проворовался в «Просвите», другому нужны деньги на очередные выборы, третьему — на затейливые старческие развлечения.
Требуя для себя Софию и другие храмы, Филарет, естественно продолжает винить в своих бедах каноническую Православную Церковь. И активно ищет себе помощников в деле борьбы с УПЦ. По всей видимости Филарет недавно даже нанес визит в музеи, находящиеся на территории Киево-Печерской Лавры и провел там «разъяснительную» работу с работниками музеев. Музейщикам была обещана всяческая поддержка в случае если они будут обвинять УПЦ во всех грехах, а в тексте заявления Филарета появился пассаж о «священной войне» между заповедником и монахами Лавры. На пресс-конференции прозвучало также неоднократно повторяемое все эти десять лет обвинение УПЦ в том, что она уничтожает украинские фрески и украинские храмы, которые музейщики так хотят защитить. Как они защищались — все помнят. Относительно того, как сам Филарет сохраняет захваченные им храмы, то достаточно проследить историю Феодосиевского храма, напротив Лавры, в котором были то объединенный женский и мужской монастырь, то склад боеприпасов.
Вообще, логика Филарета примитивна до цинизма. Для него храм, это не более чем торговый ларек, который должен стоять на оживленной «тропе». Желательно валютной туристской. Поэтому основные ценности для Филарета — это Владимирский собор, Михайловский Златоверхий, теперь вот София и другие известные храмы. Монахов нет, священники все как один с каноническими дефектами? Ну и ладно, главное, чтобы были туристы. Самое печальное во всей этой истории то, что вот уже десять лет вместо того, чтобы воцерковлять страну мы все вынуждены слушать бредни обыкновенного кидалы. За эти десять лет уже «испарились» Мавроди, Юфы, Кривоноговы и прочие жулики, а Филарет все еще здесь, ходит в белой шапке с ушами прикрывая нечистоплотный бизнес украденным патриаршим облачением.
Но хватит о Филарете. Он, как говорится «старый и его девушки не любят». В конце пресс-конференции прозвучала очередная версия антиукраинского заговора. Как всегда, являющая собой сложную смесь трусости и стукачества. Поровский высказался так: «В этом вопросе есть еще и политический момент. Промосковские элементы в структурах украинской власти хотят сделать Леонида Кучму заложником своей политики. Они стараются провести такие решения, в частности о передаче украинских святынь УПЦ для того, чтобы вызвать возмущение национально -демократических сил, верующих УПЦ-Кп и сделать президента ответственным за собственные решения. Это чрезвычайно подлая и тонкая политика. Ведь это не президент распределяет храмы и те же помещения Киево-Печерской Лавры. Это делают исполнительные структуры. И фактически подставляют президента. Я считаю это антипрезидентской акцией». Мовчан добавил: «Да, это антипрезидентская акция, инспирированная Москвой так же как и «кассетный» скандал». Странная логика, хотя непонятно, в таком случае, почему Мельниченко получил убежище в США, а не в России. Впрочем, все это тоже не ново, заявить президенту о своей суперлояльности и наехать на правительство в надежде, что следующее будет более благосклонным.
Сегодня уже вряд ли кого-нибудь можно удивить приевшимися и однообразными демаршами Филарета. Служить ему нельзя и он знает об этом, остается только шутовство да лицедейство. Печально другое. То что до сих пор находятся политические силы не брезгующие поддержкой Филарета. Из года в год наступающие на все те же грабли под названием УПЦ-Кп.