Канонизация преподобного Амфилохия Почаевского
КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ УГОДНИКА БОЖИЯ ПОСЛЕДНИХ
ВРЕМЕН СХИИГУМЕНА АМФИЛОХИЯ ПОЧАЕВСКОГО
(Головатюка Иакова Варнавовича).
В селе Малая Иловица, что на Шумщине, в многодетной крестьянской семье Варнавы Головатюка в 1894 году 27 ноября родился сын, в святом крещении названный Иаковом, в честь мученика Иакова Персянина. Мир и согласие, царившие в семье, невольно передавались маленькому Иакову. С раннего детства Иаков, погруженный в хозяйственные заботы, видел благочестие своих родителей, которые и из дома не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое. В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию. Лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Санчасть в Сибири, где молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и, наконец, — плен. Немцы отправили его в Альпы, где Иаков три года работал у фермера. Исполняя всякую работу с великим усердием и христианской покорностью, Иаков заслужил доверие и любовь своего хозяина. Но юноша, тоскуя по родному краю, в 1919 году, осуществляет заветное желание своего сердца и совершает побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село. Молитвенная теплота отчего дома согрела душу скитальца. Дни потекли в привычной крестьянской работе. Помогал он и больным, обращавшимся за помощью. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь — есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по слову Достоевского, сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не всеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния. В 1925 году, Иаков Головатюк, избрав тесный путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполнял новоначальный инок возлагаемые на него послушания.
В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни. «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет». Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года, послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, о. Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. По благословению наместника Лавры он поселился на монастырском кладбище, в маленьком домике у ворот, где вместе с иеромонахом Иринархом прожили там около 20 лет.
Проводя дни и ночи в труде и молитве, о. Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением, смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в «руководство духом». Посвятив жизнь служению Богу и ближним, о. Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцелений.
Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, слепым зрение, скорбным подавал отраду и утешение. Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов и приведений, говорят святые отцы, там насылает злых людей. Под конец Великой Отечественной Войны, после отступления немцев, в одну из весенних ночей бандеровцы ворвались в домик к старцу и объявили о расстреле. Отец Иринарх, по милости Божией, спас тогда его от напрасной смерти, уготованной ему диаволом. Вскоре после этого отца Иосифа переводят обратно в Лавру.
Все так же спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены, и, по мнению врачей, неизлечимы. Особый дар имел батюшка — изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, так, что часто проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. Горе, переполнявшее людские сердца, отец Иосиф переживал как свое, сострадая страждущим и снисходя немощным. Почти все жители Почаева в разные периоды своей жизни, в детстве, юности или старости, были пациентами о. Иосифа.
Целый день проводя на послушаниях и с людьми, о. Иосиф молился ночью. Отец Иосиф возлюбил смирение и, бегая суетной человеческой славы, всячески старался скрывать свои добродетели, потому что многие, даже неверующие люди, после встречи с о. Иосифом глубоко переменяли свои взгляды и прославляли его. Во времена гонений на Церковь, власти планировали Лавру превратить в музей атеизма, а насельникам предлагалось покинуть территорию. За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а потом и репрессии, высылки, тюрьмы… Но ничто не сломило стойкости монахов, которые переносили все мужественно и спокойно, желая сами, если нужно, даже умереть за Лаврские Святыни. В храмах монастыря круглосуточно теплилась лампада и возносились молитвы… Отец Иосиф приходил в храм, где до утра служил акафисты, а с рассветом заставлял всех петь: «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Пресвятая Дево» и другие песнопения и молитвы.
В одно время своим мужеством и смелостью отстоял отец Иосиф Троицкий собор. Он знал, на что шел, и ожидал от мстительных и злопамятных богоборцев жестокого отмщения. Через неделю его арестовали и поместили в психиатрическую больницу в Буданове, что в 100 км от Почаева. Там его постригли и побрили, сорвали крест и ночью голого повели в палату буйных душевнобольных… Каждый день вводили ему лекарство, от которого распухало все его тело и трескалась кожа. Все, кто знал о. Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении; надеялись и не отступали, просили везде, ездили даже в Москву. Наконец удалось его освободить. После етого поселился он у своего племянника в родной Иловице. Узнав, где находится старец, снова начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Но враг, в лице безбожных местных властей не дремал. Обеспокоенные притоком больных людей в село, они настроили родственников против него.
У отца Иосифа было девятнадцать племянников и племянниц. Как-то, один племянник тракторист, заманил его на свой трактор и увез за село к болотам. А там столкнул с трактора на землю и, избив до потери сознания, бросил в воду и уехал. Отец Иосиф восемь часов пролежал в холодной воде, а был декабрь месяц. Его нашли еле живого, он чудом не утонул. Срочно увезли в Почаевскую Лавру и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий, в честь святителя Иппонийского, память которого праздновалась Церковью в тот день. Никто тогда не надеялся, что он доживет до утра. Но Господь поставил отца Иосифа на ноги, он выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, приехали родственники и он снова уехал в Иловицу. Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением, и получали, о чем есть многие свидетельства. Слава о чудесах исцелений разносилась повсюду. К отцу Иосифу ехали люди с севера и юга, с востока и запада, с Молдавии и Сахалина. Избегая человеческой славы, он старался скрывать от людей данный ему Божий дар исцеления от душевных и телесных болезней. Часто принимал на себя их пороки и тем самым указывал причину тех или иных заболеваний людей, приходивших к нему. Некоторые, не понимавшие духовную жизнь, поэтому считали о. Иосифа грешником. И сам он часто высказывался: «Ви думаете, гцо я святий. Я грішник! А зцілення ви отримуете по своїх молитвах і по своїй вірі». Поступками старца обманывались и его домашние. А он при том любил повторять: «Я не на лице дивлюся, а на душу! А ви думайте, що хочите!».
Приезжавшие в Почаевскую Лавру со всей страны, обязательно старались посетить и О.Иосифа в его селе. Летом у него ежедневно бывало до 500 человек, а иногда и больше. Всех он обязательно угощал обедом и ужином; многие исцелялись благословенной трапезой.
Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто, садясь за стол, отец Иосиф пел: «Страха их не убоюся, ниже смущуся». Во дворе отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Как известно, «сей род» (демоны) изгоняются только молитвой и постом, поэтому отец Иосиф некоторым благословлял не вкушать пищу в среду и пятницу. «Якби ви знали, який піст солодкий», — говорил старец, имея ввиду сладость духовную, которой услаждается душа постящегося. В дни строгого поста он велел рано утром, встав с постели, до начала утренней молитвы, сразу класть три земных поклона с молитвой «Богородице Дево, радуйся…», чтобы легко выдерживать пост в этот день. Отец Иосиф исцелял разные недуги, но он и говорил, что 50% больных исцеляются, а 50 % уезжают от него не исцеленными — Богу не угодно, ибо их телесное исцеление будет не на пользу им, а на погибель души. Очень часто старцу приходилось терпеть неприятности от своих неугомонных посетителей одержимых бесами. Домашние даже уговаривали его не принимать бесноватых, ибо бесы мстили, на что отец Иосиф отвечал: «Трудно терпіти, але і боятися демонів не треба». Говоря его словами, земля во дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжело больных, жаждущих всей душой исцеления. Он часто повторял, что дети в наши времена родятся непокорными, гордыми и дерзкими, а потом стают бесноватыми. Смиряя таких детей, заставлял их просить прощения у родителей своих. Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому и ни в чем не отказывать. Старец Божий имел таковую. Он находил время для каждого. У него было неизменное правило: если привезут кого с переломом, то вызывать в любое время дня и ночи.
Пожилой послушник Иоанн бывал у отца Иосифа в селе Малая Иловица не один раз и там не один раз видел чудеса исцелений. «Без стяжания благодатных даров Духа Святого, я думаю, — рассказывал послушник Иоанн, — трудно творить такие чудеса исцелений, какие творил этот великий угодник нашей Волынской земли». Это подтвердит и любой житель Почаева и те десятки, если не сотни тысяч людей отечества нашего, которых исцелил отец Иосиф. Обладал он и даром провидения, о чем также многие свидетельствуют.
Как-то после утренней молитвы батюшка долго не выходил из келий к народу. Вдруг вышел и приветствовал всех словами пророка Исайи: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!». А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких многих людей к нему. Главная причина кроется в духе безбожия, насаждения которого начинается еще со школы. Учеников не пускают ходить в храм, ведут идеологическую проработку унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и привело к тому, что 75 % населения — душевнобольные. Старец посоветовал молитвой лечить недуг нынешнего века. В его доме она совершалась круглосуточно. В молельни на полу, застланном соломой и ряднами /покрывалами/, спали больные; одержимые злыми духами, сонные, среди ночи бормотали: «проснулся апостол лохматый, опять нас мучит! Уйдем! Уйдем!…». Подвижник по ночам плотно завешивал окна черными занавесками: ночью в полной схиме, с зажженным ладаном в руках, он творил молитву, которую чувствовали и не терпели бесы в спящих в молельне бесноватых людях. Часто утром рассказывал старец, как всю ночь бесы не давали ему покоя: ехали на подводах, шли легионами к нему во двор с угрозой: убить, застрелить, зарезать или отравить.
Приезжали к отцу и современные молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и велел класть по 450 земных поклонов; велел, чтобы так и дома каждый вечер делали, да носили крестики, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты, причащались и все «нервы» выйдут и будут здоровы. При этом добавил, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не «нервы расстроены», а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними.
Имея доброе сердце, отец Иосиф не любил злых людей, ибо зло не свойственно природе человека. Оно возбуждается в человеке не без посредства демонов, а потому-то злые люди им и уподобляются. Старец говорил, что любой грех опутывает сердце как паутина, а злоба, как проволока, — попробуй разорви ее. Злые люди убили царя, злые глумятся над православными. Великое счастье, говорил он, что Господь сподобил нас родиться в православной вере и быть православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православие, — неоднократно повторял подвижник. Неодобрительно относился отец Иосиф и к телевизионным передачам, которые опустошают, скрадывают душу. После просмотра телепрограмм человеку совершенно не хочется молиться, а если и понудит себя на молитву, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва бывает только в осуждение. Свою любовь к людям батюшка даровал всем, поэтому и шли к нему с верой, воспламенялись от него Святой благодатью. Духовной любви у него хватало на всех: он любил больных и страждущих, желал им исцеления и старался помочь. На вопросы одной рабы Божией, как достичь такой любви, он отвечал, что за смирение Бог дает благодать любви. И еще часто повторял: «Як до людей, так і люди».
Божия Матерь для отца Иосифа была Небом; он постоянно в своих молитвах обращался к Ней. Иногда во время общего обеда он просил всех прервать обед, встать и пропеть молитву Божией матери «Под Твою Милость…». Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия, и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь «Єлицы, во Христа крестистеся» и «С нами Бог». Сам он имел красивый баритон, хорошо понимал и любил церковное пение. Как-то зимой, в начале 1970 года, зашел в трапезную и строго спросил, кто принес ему цветы и попросил не носить больше, ибо не цветы нужны, а молитва. Все удивились; нигде не видели цветов. Потом стала понятна эта притча: подвижник провидел, что на могилу ему будут приносить цветы, но ему приятнее молитва людей, а не украшение гроба.
Что чувствовал отец Иосиф в последние дни своей жизни, какие мысли тревожили его? Домашние часто видели, как преображалось его лицо; умом глубоко уходил в себя в молитвенном созерцании. Он знал помыслы окружающих его: добрые и злые. Благодарил за добро, прощал зло. Ополчились против него не только злые духи, но и люди. За лето 1970 года, с батюшкой случались странные приступы. Он лежал на лавке в саду, как бы без сознания. Пролежав так некоторое время, он вставал совершенно здоровый. Повторились приступы и в октябре. Никто ни о чем не догадался тогда. Позднее стало известно, что отцу Иосифу в очередной раз дана была отрава.
Провидел старец, наверное, замыслы врага и знал его сообщников- исполнителей. Но кто мог представить себе, что может случится что-то плохое. Несколько раз отец Иосиф собирал своих домашних в трапезной и просил пропеть некоторые молитвы из службы на Успение Божией Матери, а «Апостолы от конец, совокупльшеся зде» просил пропеть трижды. А сам, слушая, закрывал лицо руками и плакал. После, с грустью говорил: «А як страшно буде, коли стануть мерзлу землю на гріб кидати»… Через четыре месяца в Лавре отпевали отца Иосифа. Умер он 1-го января, а хоронили его 4 января 1971 года (н.ст). Годы летят; время продолжает свой неудержимый бег. Миновало уже более 30 лет со дня его кончины. А люди, которые помнят его живого, его голос, любящее сердце и добрые, умные глаза, из уст в уста, один другому, передают о чудесах исцелений. Все эти годы день ото дня идут на могилку к подвижнику люди, зажигают свечу или возжигают лампадку, ведут тихий разговор, доверяя старцу свои беды и болезни. И засвидетельствованы уже многие чудеса исцелений.
Не зарастет, видимо, никогда народная к нему тропа, протоптанная страждущими, в надежде получить от Бога исцеление и утешение по молитвенному предстательству приснопамятного отца Иосифа — великого угодника Божия. Вся жизнь отца Иосифа была самопожертвованным служением во имя любви к Богу и ближнему, ибо любовь — это главный плод духовного подвига христианина и цель монашеской жизни. Она есть закон жизни на небе и на земле и рождается от чистого сердца и непорочной совести. Любовь бессмертна, она идет с человеком за его гробом в вечную жизнь и взаимно связует души живых и умерших людей. Именно такою любовью старец стяжал глубокое уважение к себе. Верой, любовью и милосердием к страждущим он явил для нас благостный пример жизни, и оставил неизгладимую память в сердцах верующих людей, для которых был, и есть скорым целителем, милостивым помощником и благопоспешным заступником. Он и по смерти лечит, утешает, назидает; люди и теперь ощущают эту любовь, посещая могилу. Некоторые даже слышат его голос, зовущий молиться, каяться, исправляться и жить по заповедям Божиим. Народ убежденно верит в его святость, а голос народа — есть глас Божий, и это неоспоримая истина. Память его да будет в род и род!
С того времени, и по сегодняшний день, на месте погребения Схиигумена Амфилохия происходят чудеса исцеления людей, многие засвидетельствованы письменно и напечатаны отдельной книгой.