Вадим Бондаренко. Церковь и высшая школа
ЦЕРКОВЬ И ВЫСШАЯ ШКОЛА
Проблемы и перспективы сотрудничества
Протоиерей Вадим БОНДАРЕНКО
преподаватель Межрегионального
института бизнеса (г. Херсон)
Одним из приоритетов в сфере социального служения Церкви, безусловно, является просветительская и воспитательная работа среди молодежи. Учитывая фактор юношеского духовного искательства и отдавая дань веками и судьбами подтвержденной мудрости, гласящей, что свято место пусто не бывает, Православная Церковь не может не обратить свою учительную активность в сторону тех, кто уже через несколько лет станет полноценным и самостоятельным членом общества. Благоприятствование властей предержащих в области образования, с одной стороны, и тенденция к усилению нетрадиционного для украинской культуры и ментальности идеологического и религиозного влияния — с другой, побуждают Церковь к просветительской деятельности не только в рамках прихода или духовного учебного заведения. Несмотря на то, что, согласно существующему законодательству, Церковь не может войти в образовательные учреждения полноправным участником педагогического процесса, как это было в досоциалистическое время, актуальность сотрудничества Православной Церкви и Высшей школы особенно сейчас, в период становления общеукраинской системы высшего образования, очевидна. В свете нравственных идеалов Православия и в тени безнравственности, отбрасываемой состоянием современного общества, это признается и Церковью, и педагогическим корпусом.
Поскольку главной задачей остается качество образовательной подготовки и формирование мировоззренческих позиций, т.е. социальная значимость выпускника вуза, как Церковь, так и государство, должны осознать обоюдную ответственность за судьбу личности и здоровье общества. В этом контексте мы сталкиваемся с рядом проблем и перспектив, причем последних, хочется верить, больше.
Говоря о конструктивном сотрудничестве, Церковь, даже справедливо отмечая значение Православия для Украины, не должна вести речь об обязательности изучения студентами светских вузов богословских дисциплин или закона Божьего. Для этого нет ни юридического, ни этического основания. Украина многонациональное и поликонфессиональное государство, поэтому навязывание той или иной религиозной позиции будет выглядеть незаконно с точки зрения Конституции и некорректно с точки зрения морали.
Однако Православной Церкви не должно быть отказано в государственном лицензировании, аттестации, аккредитации и дистрификации ее собственных учебных заведений: семинарий и академий, для того чтобы их выпускник имел все основания для работы в светском учебном заведении. Вопрос этот сложный и требует комплексного подхода. Во-первых, государство не может установить стандарты для богословских специальностей в целом, поскольку таковых нет в понимании Церкви; во-вторых, оно не может предложить научно-методический комплекс какой-либо богословской дисциплины, поскольку не имеет для его создания профильных специалистов. Духовные семинарии и академии призваны готовить священнослужителей, и госстандарт по специальности «священник», предложенный Министерством образования и науки, выглядел бы весьма нелепо. Вместе с тем существует программа высшего духовного образования, выработанная и рекомендованная Церковью для «внутреннего пользования», которую можно было бы после внесения необходимых изменений соотнести с программой подготовки педагогических кадров и рассмотреть возможность вручения выпускнику духовной академии диплома государственного образца.
В круге изучаемых в Высшей школе наук есть науки либо очень близкие к сфере богословского знания, либо прямо пересекающиеся с дисциплинами, основательно изучаемыми в семинариях и академиях. Это касается таких обязательных для любого вуза, независимо от его профиля, предметов, как религиоведение, философия, история, культурология. И если по двум последним предметам специалистов возможно найти и на периферии, то квалифицированного преподавателя философии, окончившего одноименный факультет, найти сложнее. Говорить же о качестве преподавания религиоведения вообще не стоит, т.к. читают его в лучшем случае бывшие преподаватели научного атеизма, имеющие хоть какое-то представление о предмете, в худшем — совместители, которые рассматривают религиоведение как довесок к уже имеющейся нагрузке и не слишком большое материальное подспорье из-за малого количества часов. Пусть не обидятся на меня первые, но следует объективно признать, что в Украине нет пока ни одного учебника по дисциплине, даже и лишенного уже идеологического налета, в котором не было бы элементарных ошибок. От вторых же требование профессиональных знаний и вовсе следует признать необоснованным. В условиях дефицита кадров, если таковой существует, реализовать свои знания и передать их другим могли бы люди, имеющие академическое образование, священнический сан и не безучастные к духовному и интеллектуальному воспитанию молодого поколения.
Кроме этого, на многих специализированных гуманитарных факультетах предусматриваются предметы, в преподавании которых также могли бы принять вполне квалифицированное участие выпускники духовных академий. К таким предметам можно отнести логику, археологию, византологию, древние языки и пр., объемы курсов которых в духовных школах гораздо больше, нежели в светских.
Говоря о пользе, которая сопутствует приходу священника в вуз, следует отметить и то, что у молодежи в общении с преподавателем-священником ломаются стереотипы и представления о Церкви как о трансцендентной институции. Церковь становится ближе и понятнее. И это не результат прямой проповеди, которая, как было сказано выше, не допустима, но следствие признания профессиональных и нравственных качеств священника как специалиста и человека. Здесь и открывается поле для реализации заповеди Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного»(Мф. 5, 16).
В контексте проблемы целесообразно отметить, что в развитых демократических государствах практически во всех университетах существуют богословские факультеты, после окончания которых выпускникам вручаются дипломы государственного образца. В цивилизованном обществе, к построению которого стремится Украина, это привычная норма. Опыт наших российских и белорусских соседей также показывает, что проблема решаема и не требует принципиальных компромиссов. Например, в Белоруссии даже семинарское образование на государственном уровне считается высшим со всеми вытекающими обоюдными для Церкви и общества выгодами.
Таким образом, главной проблемой, препятствующей приходу священника с академическим дипломом и ученой степенью в университет или институт, является проблема признания государством духовного образования. И, несмотря на то, что фактически в Украине во многих вузах пользуются услугами представителей церковных научных кругов, проблема остается открытой. Привлекая священника для сотрудничества, администрация вуза руководствуется пока исключительно доброй волей, но отнюдь не законодательными документами. Поэтому и обстоятельства, и здравый смысл требуют, чтобы духовное образование получило государственный статус и признавалось не только de facto, но и de jure. Для этого было бы уместно приступить к диалогу и вспомнить о том, что дорогу осилит идущий, а тем более, идущий к благой цели и с помощью Божьей.
Священномученик Владимир о праве церковного отлучения или анафематствования