Соловецкий крест в Измаиле
Соловецкий крест в Измаиле
«Крест Христов, христиан упование, заблудших наставниче, обуреваемых пристанище, во бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас».
Стихира на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста
По милости Божией, 27 марта 2002 года, в городе Измаиле состоялось знаменательное событие, которое поистине войдет в историю. На территории знаменитой Измаильской крепости Высокопреосвященнейшим Агафангеном, митрополитом Одесским и Измаильским, был воздвигнут Поклонный Крест в честь православных воинов и всех, за Веру и Отечество жизнь свою положивших.
Деревянный шестиметровый крест был изготовлен в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре и освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 21 августа 2001 года в день Перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких чудотворцев.
Соловецкий монастырь, основанный в XV веке на островах Белого моря в тяжелейших условиях севера, впоследствии, в 20-е — 30-е гг. XX века, стал русской Голгофой для многих архиереев, духовенства и монашествующих, среди которых и священномученик Анатолий, митрополит Одесский.
Первоначально изготовление и доставку Креста обязалась оплатить одна общественная организация, но, видимо, Богу было угодно, чтобы сей Крест был сооружен и доставлен на подлинно народные деньги. Измаильские священнослужители в своих проповедях обратились за помощью к прихожанам. Чудесным образом за короткие сроки были собраны средства на изготовление Креста. Православные христиане: миряне, монашествующие, жители не только Измаила, но и других городов не остались равнодушными и внесли свою лепту и это благое дело. Но чтобы доставить за тысячи километров огромный Крест весом в полтонны, а также сруб и соловецкие камни для основания Креста (всего около 3 тонн), требовались также немалые средства, которых не было.
Медлить и ждать уже было нельзя — на Белом море вот-вот должны были начаться жестокие морские штормы, из-за которых прекращалась навигация, и попасть на Соловецкий остров было бы невозможно. Но что невозможно людям, возможно Богу. Утром 25 сентября 2001 года священный груз был доставлен на соловецкий причал и погружен на теплоход «Красавино», капитан которого — Добрынин Сергей Александрович — безвозмездно доставил святыню в Архангельский порт в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. С помощью добрых людей Крест был доставлен на Архангельское подворье Соловецкого монастыря. Отсюда святыня направилась в Москву. По дороге Крест побывал в подмосковном поселке Бутово, где в 30-е годы XX века располагался полигон НКВД. Здесь проводились массовые расстрелы неугодных режиму людей, в том числе священнослужителей. Среди них и священномученик Серафим (Чичагов); митрополит Санкт-Петербургский, имя которого тесно связано с Измаилом. Будучи архиепископом Кишиневским и Хотинским, в 1910 году он посетил Измаильский Свято-Покровский собор, храмы города и существующие монастыри.
Православная Церковь канонизировала более 150 человек, принявших за Христа мученический венец на Бутовском полигоне. Здесь, у храма Новомучеников и Исповедников Российских, еще на одной русской Голгофе, Соловецкий Крест был выгружен силами прихожан и находился более 2-х недель. В течение этого времени перед Честным Крестом совершались молебные пения и, по милости Божией, были собраны необходимые средства для дальнейшего пути, а также оформлены необходимые документы в Министерстве культуры Российской Федерации для прохождения таможенного контроля. Жители Москвы также имели возможность приложиться к памятному Кресту, который незримо соединил Соловецких и Бутовских новомучеников.
В дороге выяснилось, что хозяином КАМАЗа, на котором везли необычный груз, оказался внук репрессированного священника. Крест, проехав через многие российские и украинские города, через весь Донбасс, освящая собою путь, 27 октября 2001 года прибыл в Измаил, чтобы стать защитой и благословением на южных границах нашего Отечества.
Поклонный Соловецкий Крест был предназначен для крепостной Крестовоздвиженской церкви, в здании которой с 1973 года размещен музей-диорама.
В ходе русско-турецкой войны 1806-1812 годов русские войска в очередной раз освободили крепость Измаил от турок 14 сентября 1809 года в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В память этого славного события — освобождения исконно славянской территории от ига турок-османов — турецкая мечеть (ныне музей-диорама) и крепость были обращены в соборную церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На ней был установлен православный крест как символ победы и торжества Православия над силами зла.
И сегодня, на рубеже веков, как только Соловецкий Крест появился в Измаиле, те же силы зла с новой силой восстали на Животворящий Крест Господень, как некогда на Христа. В средствах массовой информации появилось множество негативных статей в отношении Креста. Некоторые представители городской власти заняли негативную позицию.
Несмотря на то, что дважды получено официальное согласие областного Управления охраны объектов культурного наследия на установление Поклонного Креста у здания Крестовоздвиженской церкви (ныне музей-диорама), Крест оказался в эпицентре конфликта, городские власти не дали разрешения на его установку в вышеуказанном месте.
В связи с возникшей проблемой Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, благословил установить Крест у Свято-Никольской церкпн в крепости, дабы Поклонный Крест стал местом поклонения православных христиан, а не предметом поругания и раздоров.
27 марта 2002 года, на 2-й седмице Великого поста, ровно через пять месяцев после доставки Честного Креста в Измаил, был совершен Крестный ход от монастыря Святых Равноапостольных Константина и Елены к Свято-Покровскому собору и оттуда в крепость, к храму Святителя Николая. Этот день, по промыслу Божию, совпал с празднованием Федоровской иконы Божией Матери.
Огромный шестиметровый полутонный Соловецкий Крест благочестивые православные христиане пронесли на своих плечах в район крепости, к оскверненному храму Святителя Николая в знак глубокого покаяния.
Скорбь сменялась радостью, надеждой и верой в возрождение духовности в людях. Многие измаильчане выходили на улицы, чтобы быть свидетелями торжественного шествия и осеняли себя крестным знамением. Впереди Крестного хода священнослужители несли чудотворную Касперовскую икону Божией Матери.
На торжестве присутствовали: народный депутат Украины Крук Ю.Б., измаильский городской голова Борисенко С.В., представители местных средств массовой информации.
Крестный ход завершился у храма Святителя Николая, который расположен на территории бывшего подворья Афонского Каракальского монастыря, в 1997 году храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
С великим воодушевлением и трепетом Поклонный Соловецкий Крест был воздвигнут во утверждение Веры Православной. Каждый христианин спешил внести свою лепту в Воздвижение Креста — положить камень у его основания.
После чина воздвижения и прочтения молитвы Честному и Животворящему Кресту Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский, обратился к присутствующим с назидательным архипастырским словом, в котором, в частности, сказал:
«Как только Крест появился в городе, все силы ада восстали против него. Крест стал предметом пререкания. Но слава Богу за все… Ежегодно этот день, 27 марта, будет праздноваться как день Воздвижения Креста Господня в Измаиле и совершаться Крестный ход к этому месту и будут возноситься молебны и акафистные пения».
Высокопреосвященнейший Владыка преподал народу Божие благословение и пожелал всем здравия, спасения, чтобы Великий пост был для наших душ и телес спасительным и созидательным.
В тот же день, по окончании литургии Преждеосвященных Даров, в Свято-Покровском кафедральном соборе г. Измаила митрополит Агафангел освятил купольный крест для реставрируемого собора.
28 марта 2002 года митрополитом Агафангелом совершено освящение закладного камня под строительство нового Рождество-Богородичного храма в с. Криничное Белградского района Одесской епархии, разрушенного в 1986 году. В освящении принимали участие: наместник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря архимандрит Алексий (Греха), наместник Свято-Константино-Еленинского Измаильского мужского монастыря архимандрит Виссарион (Буток), духовенство храмов Белградского и Измаильского благочиний епархии. На церемонии освящения закладного камня присутствовали:
мэр Киева Александр Омельченко, председатель АО «Киев-энерго» Иван Плачков, народный депутат Украины Юрий Крук, глава Белградской райгосадминистрации Иван Македонский, мэр Измаила Станислав Борисенко, доктор Иванов, член правительства Болгарии, который зачитал послание от премьер-министра Болгарии царя Симеона.
Настоятель Крестовоздвиженской церкви
города Измаила
протоиерей Олег Мокряк
Р.S. Как сообщает Ю.Селиванов (podrobnosti.com.ua), противники установки Креста возле Крестовоздвиженской церкви ссылаются на возможность негативной реакции мусульман, поскольку храм создан на месте мечети, но на самом деле, при отсутствии каких-либо претензий со стороны живущих в Измаиле мусульман – это всего полтора десятка чеченских беженцев – некоторые представители власти просто боятся, что после установки Креста возле храма, занятого музеем-диорамой, Церковь поставит вопрос и о возвращении ей всего здания. Так, директор Измаильского исторического музея Л.Гончаренко сказала: «Рядом с храмом, в котором явно присутствуют элементы мусульманского зодчества, поставить православный крест! Ну, это бы вызвало какое-то противодействие со стороны верующих мусульман». Местная же мусульманская община, которая, как уже говорилось, весьма малочисленна, и не думала выражать какой-либо протест против установки Креста возле Крестовоздвиженского храма. Между тем, в Измаиле ни для кого не секрет, что все дело – в нежелании местной администрации выносить на обсуждение вопрос о судьбе находящейся в храме диорамы. По мнению же наместника Успенского Патриаршего монастыря в Одессе архимандрита Алексия, «здесь можно было бы найти благоразумный компромисс. Дать возможность, хотя бы в те дни, когда совершается память Воздвижения Честного Животворящего Креста, православной общине разрешить доступ, чтобы она могла хотя бы у стен этого православного храма совершить молебен и освятить его стены, теми молитвами, которые будут возносить люди». Таким образом, как справедливо подытоживает Ю.Селиванов, «вместо диалога с Церковью и поиска взаимоприемлемого решения – жесткое противостояние и административные запреты. Это тем более странно, что сами служители Церкви отнюдь не намерены противопоставлять религиозные ценности культуры… Сегодня в Измаиле простаивает множество предприятий, больше половины трудоспособного населения не имеет постоянной работы. Затевать на таком социальном фоне, да еще и на практически ровном месте, острый религиозный конфликт – не слишком осмотрительная и благоразумная политика».
ЗАКОНЫ И РАСКОЛЬНИКИ Ответ Госкомрелигий на протест Генпрокуратуры