Владислав Дятлов. Живы души наши..!
«ЖИВЫ ДУШИ НАШИ!..»
Празднование 100-летия преставления ко Господу преподобного Ионы Киевского
Владислав ДЯТЛОВ
«Куда, девчата?» — спрашивает пожилой охранник, выглядывая через окошко кассы на зимней проходной вблизи центральных ворот ботсада на Выдубечах. Увлеченный мыслями о предстоящем, не слышу ответа маленькой девической компании. Но зная, что меня сейчас спросят о том же, предупреждаю заранее: «В монастырь». И, встретившись на ходу глазами со сторожем, без задержки миную калитку. Взгляд охранника спокоен: здесь привыкли к такому ответу, ибо в самой сердцевине сада еще десять лет назад возродилась старинная православная Свято-Троице-Ионинская мужская обитель. Сегодня в истории святыни — еще одна круглая дата. Ровно сто лет назад преставился к Богу основатель обители — преподобный старец Иона Киевский. Подвижник, чье имя знала в 1902 г. вся Русь!..
Когда в 1991 г. возрождение святыни только начиналось, и богомольцев-мирян было немного, а руководство ботсада лишь привыкало к необходимости пропускать спешащих на богослужение людей без входного билета — монастырское священноначалие выдавало постоянным прихожанам специальные удостоверения. Со временем от бумажек пришлось отказаться: число прихожан и паломников стало исчисляться тысячами. Впрочем, тем, кто называет на проходной ботсада целью своего визита монастырь, верят на слово: настоящего верующего уже чувствуют. Да и лица прихожан, хоть их и много, уже примелькались. А спекулировать именем святыни с целью обмана сторожей решится не всякий.
Идти в обитель через зимнюю калитку ботсада даже лучше, чем через центральный вход: еще не сделал ни шагу вглубь заповедной территории, а невдалеке уже замечаешь стройный силует монастырского храма. Его вид так проецируется на стоящие вблизи пройденной тобой калитки хвойные деревья, что и зимой и летом оказывается в дивном обрамлении. И уже не можешь не поднять руку, чтобы осенить себя крестным знамением.
Когда-то здесь была окраина города. Теперь — тоже окраина, но городского центра. А кажется, будто попал в провинцию и стоишь около тихого скита. Вокруг — леса и холмы. Отдыхая душой от шума перегруженных столичных улиц, начинаешь радоваться, что ботсад подарил обители такую «защитную зону». Но нельзя забывать, что это приобретение было дорого оплачено: сад занимает отнятую у монастыря землю, где к началу XX в. насчитывалось до полусотни строений. Кроме храма в их число входили келейные корпуса, хозяйственные постройки, сиротский приют, больница и первый этаж так и не достроенной 110-метровой колокольни. Разбросанные по огромной территории, эти здания стали впоследствии исчезать одно за другим. В 1918 г. часть сооружений снесло взрывом находившихся поблизости артиллерийских складов, а с 1935 г. «преобразованием» монастырского ансамбля занимались ботаники. И если первая катастрофа явилась неожиданной, то планомерное разрушение святынь было вполне прогнозируемым следствием духовного оскудения миллионов людей.
Преподобный Иона предвидел обе трагедии. И совершал великий молитвенный подвиг во имя того, чтобы устояли и обитель и православный народ. Само основание нового монастыря в Киеве — колыбели отечественного монашества — предпринималось старцем в 1860-х годах не потому, что здесь не хватало обителей, а ради возрождения изначальных идеалов иночества, приверженность которым тогда хранили немногие. Уроженец г. Кременчуга на Полтавщине, святой Иона горячо любил свою православную родину; ученик преподобного Серафима Саровского, он опытно познал ту истину, что «свет иноков — ангелы, а свет мирян — иноки», и понимал, что при взгляде на недостойных монахов угасает стремление к духовной жизни и у мирян. Сам Спаситель и Пречистая Богородица, неоднократно являясь святому Ионе в видениях, повелели подвижнику создать в Киеве строго-подвижническую обитель и открыли, что дело это есть Богом посланная сугубая помощь страждущим людям последних времен. «Лаврой Киев начинался, Ионинским — венчался» — будут петь потом люди. И приговаривать: «Хотите увидеть почивших преподобных — идите в Лавру, живых — в монастырь отца Ионы»…
Свято-Троицкий храм переполнен. Многие стоят на паперти. Но богослужение хорошо слышно и на монастырском дворе и в соседних уголках ботсада: на храмовых фасадах подвешены звуковые динамики. Аппаратура работает исправно. Об этом позаботилась братия, которая щепетильна во всем, что касается каждого богослужения и восприятия его прихожанами. Ведь если человек просто «выстаивает» службу — значит мимо него проходит самое главное. И помочь прихожанину освоить таящееся в богослужении духовное богатство — это не просто повторять: «стой, терпи, привыкай». Ионинский монастырь стал едва ли не первым в современном православном Киеве местом, где изыскали способ для решения мучительной проблемы «нападений» на неофитов «ведающих» все и обо всем т.н. «церковных ведьм»: в храме повесили объявление о том, что делать здесь замечания может только братия.
Древние православные аскеты писали, что в последние времена люди не смогут понести больших телесных подвигов, но спасутся преданностью истинной вере среди скорбей. И вот, когда мир переполнен ненавистью и храм для многих остается единственной надеждой, главное для нынешних насельников Свято-Троицкой обители — свято блюсти данный некогда преподобному Ионе завет Пресвятой Богородицы: всесторонне помочь каждому приходящему духовно стать на ноги и научиться жить достойно человека: в мире и любви с Богом, без ложного страха, в полноте своего призвания. Сегодня при обители действуют шесть школ — по три взрослых и детских воскресных, певческих и живописных, — работают библиотека, аудио- и видеотека. В рамках взрослой воскресной школы существует молодежная группа, члены которой собираются в обители в будние дни и ведут между собой беседы на богословские и церковно-исторические темы, обсуждают посвященные этим темам доклады. Монастырь периодически проводит для желающих и имеющих навыки в живописи курсы иконописи. Имеется здесь и свой издательский центр, откуда расходится по Киеву ставший уже знаменитым «Ионинский листок». И плоды служения обители людям — налицо: сюда приезжают на службу даже из Фастова и Коростеня!
Литургия подходит к концу. Богослужение совершает Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении наместника Киево-Печерской Лавры епископа Вышгородского Павла, епископа Мукачевского и Ужгородского Агапита, который начинал возрождение обители в 1991 году, и викария Киевской епархии епископа Переяслав-Хмельницкого Митрофана.
Глядя на внутреннее убранство храма, поражаешься пережитому обителью преображению. Десять лет назад здесь лоскутьями свисала дореволюционная настенная живопись, через дыры в кровле проникала влага, внутреннее церковное пространство было изуродовано поздними кирпичными перегородками. Ныне же взору предстает поистине триумфальная картина: чудный резной дубовый многоярусный иконостас, на 60 % отреставрированная живопись, киоты с иконами. Кажется, здесь 1917 г. просто не побывал! Все это великолепие возрождалось по крупицам. Медленно, но уверенно. Тем, чьими трудами святыня стала такой, какой видим ее сегодня, владыка Владимир торжественно вручает награды. Наместнику обители архимандриту Ионе, — первому соратнику епископа Агапита в деле возрождения монастыря, празднующему сегодня день Ангела, — вручается наместнический жезл. Установившие в обители образцовое пение регенты и уставщики игумены Спиридон и Иларион награждаются крестами с украшениями; исполняющий послушание келаря иеромонах Филарет возводится в сан игумена; на отвечающего за состояние храма иеромонаха Илию возлагается наперсный крест; клирик Свято-Троицкого храма диакон Александр Плиска, чьи голос и благоговейное служение так знамениты в Киеве, удостоен права ношения двойного ораря; архидиакону Паисию и усердным благотворителям монастыря Алексею Омельяненко и Игорю Служеникину присваиваются ордена Святого князя Владимира, а сотруднику монастырского издательского отдела Леониду Шурховецкому — орден Преподобного Нестора Летописца. Архиерейскими грамотами награждены библиотекари.
После церемониала награждений молящиеся выстраиваются в очередь к почивающим в усыпальнице под храмом святым мощам преподобного Ионы. А к сводам возносится пение хора детской школы. Многие остаются, чтобы послушать и акафист Угоднику Божию. Но немало прихожан и на паперти: будний день по гражданскому календарю вынуждает уйти в город. Однако перед тем, как последний раз перекреститься на храм, ожидают выхода Предстоятеля — чтобы подойти под благословение. В такие минуты положен звон. И звоны Ионинской обители уже тоже успели прославиться. На стоящей возле храма часовой башенке 1880-го года постройки — самые старинные в Киеве башенные часы, изготовленные в Париже в 1858 г. и до сих пор исправно работающие. К соединенным с ними трем колоколам нынешний наместник архимандрит Иона, звонарь-мастер, давным-давно подтянул бечевки для богослужебного перезвона и звонил стоя прямо в башне. Но сегодня колокола молчат: стоя на краю обрыва, старая башня слегка наклонена и угрожает падением. Деревянная и обмазанная глиной, она вся изъедена шашелем и ремонту не подлежит. Поэтому рядом, дальше от обрыва и ближе к храму, возводят архитектурную копию по проекту Укрпроектреставрации. Зато когда строительство закончится — в монастыре будет две звонницы: еще одну, для которой уже заказаны колокола, устроят в барабане одного из декоративных куполов храма.
Прияв архиерейское благословение, собравшиеся едва дают проход и насельникам обители. И так бывает не только в праздники: немногочисленная ионинская братия — всегда «нарасхват». И в общении столько семейного тепла и заботы. В потоке взаимных поздравлений гимном сегодняшнему торжеству звучат слова окруженного прихожанами игумена Спиридона: «Сегодняший день показывает, что жив Бог, жива Церковь, живы души наши!..»