Очередной захват храма филаретовцами на Тернопольщине
21.01.2002. ТЕРНОПОЛЬ. ИЗ ДВУХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ ТЕРНОПОЛЬЩИНЫ, НА КОТОРЫЕ ДОЛГО ПРЕТЕНДОВАЛИ ФИЛАРЕТОВЦЫ, ОДИН УДАЛОСЬ ОТСТОЯТЬ, А ДРУГОЙ БЫЛ ВСЕ-ТАКИ ЗАХВАЧЕН РАСКОЛЬНИКАМИ
В 1946 г. живущим в с. Гнидава Вишневского района — ныне Збаражского — чадам Русской Православной Церкви был передан в бессрочное и бесплатное пользование старинный местный Покровский храм, что отражено в составленном тогда же по этому поводу договоре между общиной верующих и райисполкомом. Поскольку в 1990 г. Украинский Экзархат Русской Православной Церкви был преобразован в независимую и самостоятельную в управлении Украинскую Православную Церковь, а в 1991 г. вступил в силу Закон о свободе совести, который учитывал новый статус Православной Церкви в Украине и требовал регистрации приходских общин в форме юридических лиц, то и законопослушные гнидавские прихожане зарегистрировали в том же 1991 г. свою общину. В 1999 г. часть верующих вышла из прихода и зарегистрировала в селе общину УПЦ-КП, после чего стала требовать предоставления возможности совершать богослужения в Покровском храме. Интересно, что при регистрации в Гнидаве общины УПЦ-КП областные чиновники прибегли к двойному стандарту. Еще 21 октября 1994 г. облсовет народных депутатов принял постановление, согласно которому перед регистрацией в селе, где уже есть одна церковная община, параллельной, последняя должна дать расписку в том, что не станет претендовать на чужой храм. У гнидавских филаретовцев такую расписку не потребовали, хотя в отношении к общинам УПЦ на Тернопольщине таких «льгот» не бывает.
Анализируя ситуацию в Гнидаве не каноническими, а светскими мерками, областное Управление по делам национальностей, миграции и религий пыталось уладить конфликт в соответствующем духе: оно неоднократно высылало в село своих представителей, которые уговаривали верных чад УПЦ согласиться на поочередное использование храма двумя общинами. Естественно, что предложение это, как противоречащее канонам Церкви, неизменно отвергалось. При всем том Управление официально извещало филаретовцев из Гнидавы, что их требования незаконны, а провокационные действия повлекут уголовное преследование. Реакция раскольников была «адекватной» с точностью до наоборот: они прибегли к более могущественному покровительству. 24 сентября 2000 г. депутат райсовета Рожко приехал в село с депутатом облсовета Балабаном и молодыми боевиками из организации «Тризуб», опечатал храм и, угрожая старосте прихода УПЦ, отнял ключи, которые потом оказались в сельсовете. Подвергшиеся насилию верующие обратилась к стражам Закона, и 11 марта 2001 г. областной арбитражный суд признал, что община УПЦ является законным пользователем и владельцем храма и имущества с правом защиты его и от собственника, т. е. от государства в лице облгосадминистрации.
Но раскольники не сдались. 28 марта гнидавская община УПЦ-КП с «Тризубом» на 45 минут перекрыла движение на трассе Тернополь-Ровно, совершив тем самым уголовно наказуемое деяние. Только вмешательство милиции спасло раскольников от самосуда со стороны водителей. Казалось бы, власть, обещавшая филаретовцам возмездие в случае провокаций, должна наконец-то выполнить свою угрозу. Не тут-то было! 31 марта глава облгосадминистрации Коломийчук постановил: общинам — использовать храм поочередно, Збаражской райадминистрации — расторгнуть все предыдущие договора по храму и заключить два отдельных, т. е. По одному с каждой из общин, и оговорить в этих документах порядок богослужений в церкви. Таким образом был нарушен закон, диктующий сперва расторгать договора — да и то при возможности обжаловать распоряжение об этом в суде — и лишь затем заключать новые. Не теряя времени, 4 марта община УПЦ-КП заключила свой договор с райадминистрацией.
Община же УПЦ обратилась в областной суд. Здесь истцы пытались объяснить чиновникам, что хотя обладминистрация и упоминает в своем решении об отклике на некое «обращение верующих», но речь идет исключительно о филаретовцах. Суд поддержал райадминистрацию. При этом чиновники сослались: а) на норму закона о том, что государство может предоставлять принадлежащий ему храм (когда-то отобранный у верующих, а потом любезно уступленный в пользование!) в поочередное пользование разным религиозным общинам; б) на то, что в Гнидаве якобы нет других помещений, пустующих и пригодных для приспособления под храм; в) на то, что кроме договора раскольников с райадминистрацией 4 марта 2001 г. никакие другие договора по пользованию храмом не заключались с момента принятия Закона о свободе совести, а договор 1946 г. утратил силу из-за того, что община УПЦ не являлась на день вступления Закона в силу юридическим лицом. Но, во-первых, пригодные для филаретовского храма помещения в Гнидаве все же есть, и их несколько! А во-вторых, именно Закон о свободе совести и обязал гнидавскую общину стать юридическим лицом, что верующие и исполнили, однако в прежнее время они, естественно, не могли о подобном и думать…
Обращение гнидавской общины УПЦ в Верховный Суд Украины также не помогло восстановить справедливость. Суд не только повторил ошибки нижестоящей инстанции, но и допустил ряд процедурных нарушений в рассмотрении дела. На Покров 2001 г. народные депутаты Украины, члены фракции Руха М.Ратушный, Я.Джоджик и Г.Манчуленко приехали и поздравили филаретовцев Гнидавы с решением Верховного Суда в пользу поочередных богослужений. «Священнику» Роману Длугашу и старосте раскольнического прихода Я.Шумскому депутаты вручили от «патриарха Филарета» награды «за стойкость веры». К этому времени обе общины служили в приспособленных после опечатывания храма временных помещениях.
В начале декабря филаретовцы взломали в Покровском храме замок и захватили святыню. Церковь эта — единственная на три смежных села: Гнидаву, Коханивку и Диброву, где в общей сложности из около 500 верующих 300 поддерживают каноническую Церковь, а 200 втянуты в раскол.
Иным образом, к счастью, складывается ситуация в с. Великие Дедеркалы Шумского района Тернопольщины. Здесь в ведении Русской Православной Церкви пребывали два храма — Вознесенский и Свято-Никольский. Но в 1991 г. верующие не зарегистрировали общину села как представляющее УПЦ юридическое лицо, ибо не разобрались в сложностях законодательства, а тем более не предвидели коварного филаретовского раскола 1992 г. В 1993 г. в селе возникла группировка сторонников УПЦ-КП, которые уже 22 января зарегистрировали свою отдельную общину и стали «служить» в Вознесенском храме, на который не имели официально оформленных прав. Кроме того, раскольники начали претендовать и на Свято-Никольскую церковь, которую условно получили по решению чиновников от 14 июля 1993 г., но в которую не могли войти. Защищая эту святыню, община УПЦ подала в 1996 г. документы на регистрацию, но получила немотивированный отказ. Чиновники тянули время и 18 апреля 1997 г. официально закрепили за раскольниками Вознесенскую церковь. Лишь 2 мая 1999 г. государственные мужи «соблаговолили» зарегистрировать и общину УПЦ, которая уже была де-юре лишена обоих храмов. Тем временем в селе 70 процентов верующих поддерживают УПЦ, и лишь 30 — УПЦ-КП.
Требования общины УПЦ о справедливом разрешении конфликта, однако, возымели действие. Накануне Рождества 2002 г. в Великих Дедеракалах вместе с исполнителями районного суда и представителями райадминистрации побывал начальник областного управления по делам религий Иван Паляныця и заявил, что решение о передаче филаретовцам обоих храмов было ошибочным и не учитывало реальной статистики, а потому должно быть пересмотрено, а в настоящее время исполняться не должно, т. е. община УПЦ может продолжать служение в Свято-Никольской церкви. «В случившемся есть доля и моей вины», — признал Иван Иванович. Беда в том, что в аппарате областного Управления по делам религий задействованы, в том числе и по протекции «свыше», чиновники с разными конфессиональными ориентациями и разными представлениями о законности, а потому глава указанного ведомства не всегда может предотвратить происки своих отдельных коллег.
Знает ли Вселенский Патриарх об «указах» митрополита Константина?