Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Екатерина Самойлик. Выступление на Всемирном Русском народном Соборе 13-14 декабря 2001г, Москва

ВЫСТУПЛЕНИЕ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА УКРАИНЫ ЕКАТЕРИНЫ САМОЙЛИК
НА ВСЕМИРНОМ РУССКОМ НАРОДНОМ СОБОРЕ

13-14 декабря 2001г, Москва

Ваше Святейшество, уважаемые участники Всемирного Русского Народного Собора!
От имени Украинского отделения Фонда единства православных народов, хочу поприветствовать вас и поблагодарить за возможность участвовать в работе форума.
Я хочу поговорить об единстве, о том, чем мы более всего дорожим, и что более всего подвергается ожесточенным нападкам наших противников. О нашем единстве в Православной Церкви. Конечно, общественные, политические, исторические, культурные связи между нашими народами чрезвычайно важны, однако Православие, Русская Православная Церковь, объединяет саму сущность наших народов. Она — зримое осуществление нашего единства в вере, в тысячелетней православной традиции, охватывающей все стороны нашей жизни, в том числе историю и культуру. Поэтому не случайно последние десять лет враги единства наших народов направляют основной удар против Православной Церкви в Украине.
Сначала они отвоевали плацдарм в Западной Украине, разгромив три православные епархии, захватив около тысячи храмов, насильственно обращая общины в унию и автокефалию. В 1992 году трудами бывшего Президента Кравчука был организован раскол (так называемый УПЦ-Киевский патриархат), которому незаконно были переданы все средства Православной Церкви, и который объявил себя «правопреемником» всех храмов, монастырей и церковного имущества в Украине. Тогда же при поддержке властей начались захваты и штурмы боевиками и экстремистами УНСО православных храмов и монастырей (в том числе и Киево-Печерской лавры), которые отказались разрывать единство Русской Православной Церковью и переходить в раскол. Параллельно началась многолетняя кампания шельмования Украинской Православной Церкви в средствах массовой информации, как «пятой колонны московского империализма», антинародной, антинациональной и антигосударственной структуры, которая продолжается и по сей день. Наши противники надеялись, что ограбив Церковь, оставив ее без средств к существованию, захватывая храмы, повсеместно притесняя и дискредитируя Ее в глазах народа, они вынудят людей верующих переходить в раскол и унию. Однако этого не случилось, повсеместно захватчикам оказывалось сопротивление, вместо одной разгромленной общины образовывалось две новые. И сегодня Украинская Православная Церковь объединяет более девяти тысяч общин, является доминирующей во всех регионах Украины кроме Галиции. Хотя она по-прежнему находиться в унизительном положении: не смотря на решение судов ей не возвращены захваченные боевиками храмы ( в том числе кафедральные соборы в Луцке и Ровно), а в столице она вообще не имеет кафедрального собора.
К сожалению, политическая и интеллектуальная элиты России не проявляли солидарности с преследуемым православным народом Украины. Мы были свидетелями просто абсурдных явлений. Скажем, на Ровенщине, родине Кравчука, боевики захватывали православный храм, выгоняли прихожан и в назидание другим, гнали их, как скот, «по направлению Москвы», а в это же время по всем канал демонстрировали теплую встречу Президентов Украины и России, которые уверяли всех в вечной дружбе украинского и русского народов! Хотя ведь преследовали и преследуют общины не за то, что они православные, а за то, что возносят за богослужениями имя Святейшего Патриарха Московского и сохраняют единство с Матерью-Церковью.
Весьма характерными являются и нынешние события в городе Червонограде Львовской области. У Православной общины отобрали построенный ею храм, и в издевательской форме отказали в выделении земельного участка под строительство нового храма. И не потому, что нет земли — ее-то как раз хватает, а потому, что местная власть не желает, чтобы в городе существовала каноническая «москальская», как они именуют, православная община. Когда обращения, воззвания, пикеты не дали никакого результата, настоятель общины объявил строжайший пост, а по сути — голодовку, которая закончилась реанимацией. И лишь после того, как Святейший патриарх в присутствии Президента России высказал Президенту Украины, свою озабоченность очевидным нарушением прав православных верующих, власти пошли на попятную. И опять же в издевательской форме: двум безземельным православным общинам пообещали выделить участки в одном месте, чтобы и храмы строили рядом — создали некую православную резервацию. Но и это еще не все: оказалось, что обещанная земля является собственностью другой организации. Так что вся борьба православной общины за право находится в единстве с русской Православной Церковью еще впереди… Таких, заметим, экспериментов власть не проводит ни над протестантскими, ни над харизматическими сектами, коих в Украине зарегистрировано больше, чем в России.
Уходящий год был наполнен новыми испытания для Украинской Православной Церкви, а следовательно и для нашего единства. Прежде всего, он ознаменовался первым в истории Украины визитом римского папы, который ватиканская пресса объявила «реваншем истории». Визит был организован властью, которая решала свои конъюнктурные политические проблемы. Католические деятели заявили, что после визита, Европа узнала о существовании Украины и ее «европейском выборе». Украинская Православная Церковь и ее Предстоятель Блаженнейший Владимир митрополит Киевский и всея Украины оказались единственными, кто обоснованно и аргументировано выступили против папского визита, за что попали под шквал критики, которая по традиции перешла в многомесячную настоящую травлю Православия в Украине. С подачи газеты «День» было объявлено, что «приказ» протестовать против приезда понтифика был дан УПЦ из Москвы, которая не хочет выпускать Украину из своих объятий и препятствует ее вхождению в процветающую Европу. Эти наветы были с энтузиазмом подхвачено другими СМИ. Ватикан, в свою очередь, перед папским визитом организовал за свой счет для двухсот украинских журналистов из ведущих СМИ, поездку в Рим, где они несколько недель знакомились с историей и политикой Римской Церкви. Возвратившись, они устроили на страницах центральных киевских изданий и в электронных СМИ фирменную «мочиловку» «промосковским православным ретроградам», а некоторые из них даже завели ежедневные рубрики о подготовке страны к «судьбоносному» визиту.
Кроме немногих общественных и политических организаций (в основном, левого направления) и их информационных структур, никто не поддержал позицию УПЦ. Более того, Украинская Православная Церковь оказалась в информационной блокаде. К сожалению, российские и пророссийские СМИ, имеющие большое влияние на Украине, наравне с униатскими, травили УПЦ за ее негативное отношение к визиту. При этом Украинская Православная Церковь была лишена возможности не только заявить на общенациональном уровне свой протест, но и просто объяснить свою позицию.
Теперь мы может утверждать, что визит дал мощный толчок прозелитизму. Сам понтифик объявил, что Украина является «межою», где встречаются западная и восточная христианские традиции. Иными словами, Украина уже перестала быть государством православным. Некоторые влиятельные политики, как бывший премьер-министр Виктор Ющенко, заявили, что приезд понтифика должен помочь освободиться от влияния чужой церкви (Московского патриархата). Униаты стали открывать свои епархии в Восточной Украине, а резиденцию кардинала решили перенести из Львова в Киев. Столичные власти с радостью и без всяких препон выделили им землю под строительство кафедрального собора и самой резиденции.
Мы должны признать, что все-таки не смогли противостоять умной, организованной кампании, продвинувшей католицизм, причем в его самой агрессивной, антиславянской униатской разновидности на тысячу километров на Восток. Мы не оценили, какие мощные политические, организационные и информационные ресурсы были задействованы для осуществления акции «торжества католицизма» в колыбели отечественного Православия и ее последствий. Мы не смогли собраться, выработать общую позицию, подставить плечо затравленной Украинской Православной Церкви в самое трудное для нее время. Одинокие голоса политиков, общественных организаций и партий тонули в общем, солидно оплаченном, хоре восторгов. Из этого мы должны сделать очень серьезные выводы: хотим мы этого или нет, но сегодня Украина стала в православно-католических отношениях фронтовым государством. Натиск продолжается, католические и униатские учебные заведения готовят такое количество кадров, которое многократно превышает потребности Галиции. Это кадры для осуществляемого броска на Восток. Поэтому мы должны заранее выработать свое отношение к этому явлению и изыскивать возможности ему противостоять.
Вторым испытанием для нашего единства стала навязчивая идея власти создать единую Поместную церковь в Украине и привлечение к реализации этой идеи Константинопольского патриарха. Что стоит за ней? Это все то же стремление разорвать все отношения с Русской Православной Церковью. Для этого всемерно укрепляются две, враждебные общецерковному и общеславянскому единству неканонические группировки (так называемые украинская автокефальная православная церковь и, возглавляемая отлученным от церкви бывшим митрополитом Филаретом, УПЦ- Киевский патриархат). Им незаконно передаются храмы и древнейшие монастыри, в свое время отобранные у Русской Православной Церкви. В областях созданы параллельные канонической Украинской Православной Церкви раскольничьи иерархические структуры, так сказать «заменители». Во многих регионах власть осуществляет давление на приходы с целью смены их юрисдикции. Это проявляется в Киеве, где раскол имеет постоянную поддержку столичных властей. На днях настоятель Киево-Печерской Лавры владыка Павел в своем интервью пресс-службе УПЦ заявил, что чиновники ему говорят: если монастырь (который владеет малой частью корпусов лавры) хочет, чтобы ему возвратили лаврские храмы и здания, он должен перейти в раскольничий патриархат. Официальная пропаганда не устает повторять: УПЦ — иностранная церковь, поскольку связана с Москвой, а УАПЦ и УПЦ-КП — свои, национальные, родные.
Одним из главным препятствий на пути отрыва православных общин Украины от Матери-Церкви, власть считала и считает тот факт, что раскольничьи группировки не признаны в Православном мире. Поэтому в последние годы высшие правительственные чиновники ездят в Стамбул, как на работу. И не только правительственные. Даже спикер парламента Плющ направил специальное послание Константинопольскому патриарху с просьбой признать раскол. Как известно, патриарх Варфоломей, вопреки церковным правилам, с большим воодушевлением занялся украинскими проблемами. Он не против провести и на Украине эстонский вариант. Переговоры в Женеве и Цюрихе показали, что ситуация остается очень сложной. 129 парламентариев Украины написали патриарху письмо с протестом против вмешательства Константинополя во внутренние дела другой церкви. Однако охота пуще неволи. Следующий раунд переговоров произойдет весной. Поэтому мы и здесь должны оказать всемерную поддержку нашей церкви, не допустить кризиса Православия в Украине. Не стоит сбрасывать со счетов и мусульманский фактор, который недавно заявил о себе в Крыму. Разрушение крымскими татарами поклонных крестов (их все-таки удалось восстановить) и события вокруг Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря показывают, что и здесь всегда может возникнуть конфликтная ситуация.
Таким образом, очевидно, что для Православной Церкви в Украине, а значит, и для единства наших восточнославянских народов, продолжается время испытаний. Она нуждается в поддержке общественных, политических, информационных структур. Нужны совместные акции, демонстрирующие наше единство. По законодательству Украины, Церковь лишена права заниматься хозяйственной деятельностью. Поэтому она существует лишь на пожертвования ныне бедствующего православного народа, и, разумеется, эти пожертвования не идут ни в какое сравнение с той помощью, которую оказывают католическим, автокефальным и протестантским общинам их зарубежные собратья. Думаю, нам надо выступить с призывом к предпринимателям, представителям российского бизнеса в Украине, чтобы они не отставали от западных коллег и оказывали всемерную помощь не только в деле восстановления древних православных святынь, но и в организации просветительских, информационных структур церковных структур, в реализации социальных программ Православной Церкви.
Предлагаю при Соборе создать координационный совет, который бы объединял и направлял усилия всех присутствующих здесь общественных и церковных организаций и движений во имя и для блага Православной Церкви, залога нашего единства. Благодарю за внимание!