ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИКА Иван Попеску: «Без верности канонической Церкви невозможно возрождение Украины»
Иван Попеску: «Без верности канонической Церкви
невозможно возрождение Украины»
Иван Васильевич Попеску,
народный депутат Украины,
член группы “Солидарность”,
постоянный представитель Украины в Совете Европы,
глава подкомитета по вопросам межнациональных
отношений Комитета по правам человека,
национальных меньшинств и
межнациональных отношений,
владеет румынским и французским языками.
Иван Васильевич, сейчас, в канун избирательной кампании, много говорят о проблеме взаимоотношений Церкви и власти. Какой она представляется вам из личного опыта?
Будучи депутатом двух созывов, я избирался по одному и тому же округу в Черновицкой области, куда входили Глубоцкий и Герцаевский районы, а в 1998 году добавились еще Новоселицкий и часть Рожнецкого. Основная часть моих избирателей – это православные верующие. Большинство из них румыны, есть украинцы, русские. В число моих избирателей вошли и русские старообрядцы. Замечу, что одержать победу мне было нелегко, поскольку среди выдвигавшихся одновременно со мной кандидатов были представители сектантских течений, успешно развивающихся сейчас в Украине в связи со сложной экономической ситуацией. Я благодарен Церкви, благодарен православным верующим за избрание, и я никогда не забывал о своем долге перед ними. Труд, за который мне вручены четыре церковных ордена, считаю на самом деле скромным. Я счастлив, что имею возможность защищать права верующих, помогать им в строительстве храмов. И думаю, это промысел Божий, а также заслуга избирателей и воспитавших меня родителей в том, что при принятии нашей Конституции именно я предложил вписать в ее текст фразу об ответственности перед Богом и грядущими поколениями. А. Мороз мне тогда сказал: “Я понимаю, Вы верующий. Но, может быть, чтобы Конституция была быстрее принята, Вы снимете свою поправку?”. А я вспомнил тогда пример румынского господаря, который при наступлении турок попал к ним в плен и отказался переходить в мусульманство, ибо знал, что такой шаг толкнет на подобный путь и весь православный народ. Господарь сказал захватчикам: “Если мои сыновья примут мусульманство, тогда придете ко мне”. Но все сыновья отказались менять веру и были обезглавлены. Тогда отец сказал: “Если мои сыновья, которые были слабее меня, устояли, то как я могу изменить вере?” Я вспомнил эту историю потому, что она обыграна в спектакле, с которым ходят по румынским селам Черновицкой области на Рождество. И я ответил, что от Бога не откажусь. После этого и принятие Конституции “пошло” проще. Быть может, в ней есть недостатки. Но первый шаг в нужном направлении сделан.
Как Вы оцениваете религиозную ситуацию в Украине? Какая роль должна отводится государству в налаживании религиозной жизни граждан?
Я убежден, что без духовного возрождения, без обращения к истокам, без верности канонической Церкви невозможно возрождение Украины в других сферах жизни. Я не против греко-католиков, которые в Галиции имеют свои храмы, но в тех селах, где испокон веков люди пребывали в лоне канонической Церкви – там мы должны возвращаться к своему, исконному. И тогда только мы выйдем из кризиса. Возьмем в пример Польшу: я был там в 1995 году и наблюдал, как в каждом селе строились костелы. В Румынии ситуация немного сложнее, но и там вовсю возрождаются монастыри. Пусть человек не очень религиозен, но если он воспитывается в рамках христианской морали, то в него с детства закладывается: не убий, не укради. Если эти принципы лягут в основу воспитания молодежи, то Украина имеет будущее.
В свое время мы помогали строить в Черновицкой области Банченский монастырь. При этом монастыре открыли детский приют, а при приюте – школу. И каждый год, приготавливая от нашей депутатской группы новогодние подарки сиротам и неимущим, первым делом отправляем их в Банченский приют. И дело не в самих подарках, которые скромны, но в том, что при их получении дети чувствуют христианскую любовь, внимание и заботу.
Используя наши контакты с Румынской Православной Церковью, мы приняли также участие в строительстве храма в Грушевке. Стараемся помогать и в строительстве других храмов.
Когда еще в начале 1990-х годов раскольники попытались захватить наш кафедральный собор и сместить нашего архиепископа Онуфрия – ныне митрополита, — то все мы, православные румыны и украинцы, встали горой и не подчинились распоряжениям властей, направленных на дискриминацию канонической церкви. И в нашей Черновицкой области власть в этом направлении остановила наступление. У нас вряд ли и удалось бы что-то сделать против Украинской Православной Церкви, ибо буковинцы всегда были последовательны в своей религиозной жизни. Может быть, эта закалка появилась в эпоху, когда им приходилось выдерживать натиск турок-мусульман с юга и поляков-католиков с севера.
Если говорят о неприятии “Московской Церкви, которая молится только на русском”, то это бывает от незнания истинного положения вещей. В Черновицкой области есть более ста сел, где православное богослужение совершается на румынском языке. И в кафедральном соборе в службе есть возгласы на украинском и румынском языках. Даже наш владыка Онуфрий выучил румынский. Кроме того, в Западной Украине есть храмы, где молятся на украинском языке, пребывая, однако, в единстве с канонической Церковью.
Когда же говорят о поочередных богослужениях канонических и неканонических конфессий в одних и тех же храмах, то я думаю — если нет согласия между двумя конкретными общинами — такое служение только порождает проблемы. Вместо того, чтобы некомпетентно вмешиваться и разлаживать церковную жизнь, игнорируя каноны, государство должно больше помогать строительству храмов и таким образом избегать ситуаций, при которых на вязываются поочередные богослужения.
Власть должна также решить, наконец, вопрос собственности в отношении церковного имущества и возвращать не только храмы, но и другие церковные здания: дома епархиальных управлений, церковных школ и училищ.
Необходимо решить вопрос и о преподавании азов религии в школах. Пусть эта дисциплина будет факультативной, пусть именуется не Законом Божиим, а по-другому, но она должна существовать и давать детям, чьи родители этого пожелают, такие представления о религии, которые бы нравственно возвышали душу подрастающего поколения. Я уверен, что в той же Буковине против этого были бы лишь единицы…
Постоянно общаясь с епископатом Украинской Православной Церкви, мы стараемся в Парламенте не допустить урезания хотя бы тех прав верующих, которые уже даны действующими законами. В этом нам помогает пункт 3-й в 22-й статье Конституции, согласно которому усовершенствование законодательства не может сопровождаться ущемлением уже действующих прав.
В столь болезненном для Украины вопросе об идентификационных номерах мы исходим из понимания того, что это еще не печать антихриста, но действительно первый шаг на пути к ней. И мы добивались принятия такой законодательной нормы, согласно которой тот, кто не желает иметь номер, мог бы пользоваться номером своей личной папки налогоплательщика. Мы выступали также против законопроекта о государственном реестре физических лиц, потому что туда предлагалось внести данные о вероисповедании, а где гарантия, что в случае прихода к власти людей, настроенных антирелигиозно, эти данные не будут использованы против граждан? Делали мы и запрос в Кабмин о том, почему в нарушение закона людей заставляют принимать коды под давлением угрозы невыдачи пенсий, стипендий и зарплат.
Как Вы думаете, будут ли иметь место попытки политизации религиозных организаций в ходе предвыборной кампании?
Будут. Но я думаю, Церковь, как внеполитический общественный институт, не должна поддерживать никаких партий и политических движений. В то же время, являясь гражданами страны, верующие могут поддерживать конкретных людей, идущих во власть. Если выдвигается человек, который защищал интересы канонической Церкви, а ему противостоит кандидат, который является ее противником, то Церковь должна сказать свое слово. Ведь если в Парламент и региональные советы народных депутатов не пройдут люди, которые защищают каноническую Церковь, то кто будет поднимать вопросы о ее правах.
Приведу такой пример. На празднование Дня независимости в Черновцах пригласили канонического Черновицкого митрополита Онуфрия и представителя раскольнического Киевского Патриархата “владыку” Даниила. Второму дали слово, а первому нет. И это при том, что большинство православного населения области принадлежит к канонической Церкви. Но ведь они – такие же граждане. Разве не они голосовали за независимость? Разве не они платят налоги? Разве не их дети служат в армии и участвуют в миротворческих мероприятиях в горячих точках планеты ради поднятия международного престижа страны? И вот если существует опасность, что люди, которые не дали слова владыке Онуфрию, снова пройдут во власть и снова начнут обливать грязью тех, кто защищает интересы канонической Церкви, то Церковь не должна промолчать во время выборов.
Каково Ваше мнение о визите Папы Римского?
Украина имеет два политических вектора: пророссийский и прозападный. Визит произошел тогда, когда в прозападном векторе появились проблемы. И с этой точки зрения, быть может, визит и был оправдан.
Но беда в том, что власть не изучила общественное мнение. В Греции и Румынии власть пригласила Папу в гости лишь после того, как внимательно изучила общественное мнение: где говорят, что говорят, как воспринимают. Народ выслушали и приняли решение с учетом его мнения. А у нас мнение народа приняли к сведению и как бы сказали: “Да, мы вас понимаем, но сделаем по-своему”. И это показывает, что наше общество еще расколото, в нем еще нет взаимопонимания. А без консенсуса в области конфессиональной, национальной и языковой у нас не будет порядка и в социально-экономической сфере, и мы не выйдем из кризиса.
И что бы порекомендовали в непростое предвыборное время?
Я недавно вернулся из Косово, где видел разбомбленные сербские и албанские села. И я пришел в ужас, когда захотел сфотографировать одно разбитое село, а мои албанские проводники говорят: “Не надо – это сербские дома”. Я их спрашиваю: “А сколько здесь было сербов?” “Тридцать процентов,” – отвечают. Сходная ситуация была и в сербском селе, откуда сбежали албанцы. А ведь до этого они жили вместе и были даже смешанные браки.
Но вот что интересно: попал я в одно албанское село, где увидел действующую церковь. Оказалось, что жители этого села не приняли мусульманство. Более того, они остались верны христианству даже тогда, когда их предки временно жили в Турции. Потом, когда они вернулись сюда, построили христианский храм. И в облике храма есть как православные, так и католические черты. Мне настоятель храма, владеющий несколькими языками, сказал: “Поскольку мы представляем собой островок христианства среди мусульман, для нас не так важно, православные мы или католики. Мы в свой храм принимаем всех. И у нас не было разрушений в селе от рук самих жителей. Только следы натовских бомбардировок”.
В связи с этим хочу сказать, что когда на кого-то указывают пальцем и говорят: “Он плохой”, то одновременно еще тремя пальцами указывают на себя, и это значит, что сам ты в три раза хуже. А еще один палец направлен на Бога, Который рано или поздно все поставит на свои места. А что касается выборной кампании и кого нужно выбирать, я дам совет всем избирателям, цитируя Священное Писание: “Судите по делам их”.
Интервью вел Дмитрий Поляков
Храм Спаса на Берестове закрыт не будет
300-летие Киевской Духовной Академии. Школа святости и храм науки