Игумен Антоний (МДА): “Сегодня все духовные заведения находятся в поиске”
Игумен Антоний (Паканич): “Сегодня все духовные заведения находятся в поиске”
Интервью с заместителем ректора Московской Духовной Академии
Вы впервые в Киевской Духовной Академии и Семинарии. Ваши впечатления от знакомства с нашей духовной школой?
Я бывал в Лавре, но в КДА я действительно впервые. Школа, на мой взгляд, находится в процессе становления. Но сегодня все духовные учебные заведения находятся в поиске. И хотя Московская и Санкт-Петербургская духовные академии возрождены после Второй мировой войны, но новое время требует от нас новых подходов. Сейчас в России государство поворачивается лицом к Церкви, не ведет тотального контроля за умами своих граждан и не пытается тоталитарными методами управлять жизнью Церкви.
В демократическом обществе свои проблемы. С одной стороны полная свобода, а с другой стороны наши духовные школы очень сильно зависят от экономического положения в стране, т.к. содержатся исключительно на добровольные пожертвования граждан России. Народ беднеет, и это не может не сказываться на положении Церкви.
Мне казалось, что в Московских духовных школах бытовые условия лучше, чем у нас?
Я бы не сказал, что здесь быт семинаристов чем-то принципиально отличается. Например, студенты семинарии у нас живут в комнатах по 20-30 человек. Конечно, уже отлажена инфраструктура школы, накоплен определенный опыт. Есть самое главное – очень хорошая библиотека. Есть хорошие профессорско-преподавательские кадры. Для Киевской же Духовной Академии потребуется определенный период, чтобы возродить славные традиции Киевских духовных школ.
Вы говорили о новом периоде в жизни духовных школ. Что должно измениться в церковных учебных заведениях в наши дни?
Церковь и, прежде всего, ее учебные заведения, где учатся будущие священнослужители и богословы, должны разговаривать с миром на понятном языке. Происходят мировоззренческие изменения в народе. И наша задача — суметь донести вечные евангельские истины людям, живущим в современном быстроменяющемся мире.
Появляются ли в связи с этим новые предметы в учебных программах Академии и Семинарии?
Да, конечно. Ведь в советский период Церковь занималась исключительно богослужением. Проповедь была возможна только в рамках ограниченного пространства храма. Сейчас в России не существует внешних ограничений со стороны государства, и мы можем возродить традиционные церковные служения. Среди них – религиозное образование (катехизация) населения и социальное служение. В этом направлении и происходит изменение программ в церковных учебных заведениях.
Что означает для духовных семинарий переход на 5-летний курс обучения?
Священнослужитель, которого готовит духовная семинария, должен получить фундаментальное православное образование, аналогичное высшему светскому образованию.
Признает ли государство семинарские дипломы?
С этим есть сложности. В принципе, путь открыт. Но требуется аккредитация духовного учебного заведения, а для этого необходимо принять государственный стандарт теологии (богословия). Нынешний вариант такого стандарта нас пока не удовлетворяет, т.к. не учитывает особенностей духовных школ, которые являются клерикальными учебными заведениями. Совсем другая ситуация со Свято-Тихоновским богословским институтом.
В этой связи вопрос. В системе богословского образования сегодня существуют учебные заведения двух типов: закрытые (училища, семинарии и академии) и открытые (богословские институты, университеты, теологические факультеты). Не противопоставлены ли эти учебные заведения друг другу и в чем их отличие?
Кроме Свято-Тихоновского богословского института, в Москве существует еще Православный университет и Библейский институт имени святого равноапостольного Андрея Первозванного. Задача семинарий и академий ясна – выпуск будущих священников, богословов, преподавателей высших духовных заведений. Задача богословского института шире – удовлетворение потребностей тех новых служений, о которых мы с вами говорили и которые сейчас востребованы обществом. Церкви нужны и грамотные катехизаторы, и профессиональные иконописцы, и миссионеры. Есть в Свято-Тихоновском институте и пастырский факультет, который готовит будущих пастырей, но основным направлением работы является образование мирян, которые бы могли активно служить Церкви.
Все ли названные Вами учебные заведения имеют благословения Священноначалия?
Да, конечно. Более того, Свято-Тихоновский богословский институт находится в структуре Учебного комитета РПЦ. Что касается Православного университета, то это государственный вуз, и его дипломы признаются государством. В этих учебных заведениях, как и в Библейском институте Андрея Первозванного, преподают и наши профессора и светские специалисты.
Могут ли выпускники этих учебных заведений рассчитывать получить служение в епархиях РПЦ наравне в выпускниками академии и семинарии?
Вопросы служения решают епархиальные архиереи. Да и поле для приложения богословских знаний так велико, что еще рано говорить о проблемах с местом служения.
Что бы вы хотели пожелать учащимся и выпускникам нынешних Киевских духовных школ?
Мы всегда помним, что корни появления славяно-греко-латинской академии, из которой впоследствии сформировалась Московская Духовная Академия, находятся в Украине и связаны с малороссийскими учеными монахами. И в этой связи хотелось бы пожелать, чтобы слава Киевской Духовной Академии была возрождена и преумножена. А достигнуть этого можно только во взаимном общении, обмене научными кадрами и студентами.
Я знаю, что Вы родом из Украины.
Так, я родом із Закарпаття, там живуть мої батьки. Я щороку відвідую їх і, безумовно, пам’ятаю свої корені. Вчора під час обіду, в той момент, коли мені треба було привітати присутніх від імені Московської Духовної Академії, я розмовляв з благочинним Лаври і спіймав себе на думці, що треба було б говорити російською мовою, а я думаю українською.
І ще мені, як закарпатцю, дуже приємно, що нещодавно було канонізовано отця Алексія Кабалюка, який відроджував Православ’я на Закарпатті і все своє життя присвятив відстоюванню православної віри перед лицем унії.
Интервью вел прот. Георгий Коваленко
Виктор Зоркальцев: «В Украине гармонии между конфессиями не наступило»