Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

350 лет со дня блаженной кончины преподобного Иова, игумена Почаевского

350 ЛЕТ СО ДНЯ БЛАЖЕННОЙ КОНЧИНЫ
ПРЕПОДОБНОГО ИОВА, ИГУМЕНА ПОЧАЕВСКОГО

Согласно польской рукописи «Монастырь-Скит», хранящейся в Почаевской Лавре с 1732 г., на рубеже XII-XIII вв. недалеко от нынешней обители афонский инок Преподобный Мефодий основал, по указанию свыше, монастырь, на месте которого располагается теперь лаврский Свято-Духовский скит. Узнав о подвигах Святого Мефодия, к его ученикам присоединились и некоторые иноки из Киева. На месте же нынешней Лавры подвижники обосновались, как сообщала упоминаемая под 1661 г. и не дошедшая до нас книга «Памятник монастыря Почаевского», в 1240 г. Считается, что тогда здесь могли поселиться иноки, оставшиеся в живых при монгольском разгроме Киева и ушедшие в более далекую и надежнее защищенную от завоевателей Галицкую окраину Руси.
Основанная на материалах более раннего произведения и изданная в 1772 г. книга «Гора Почаевская» повествует, что в том же 1240 г. на указанной горе, где возвышается Лавра, явилась в огненном столпе Божия Матерь, оставившая там след Своей стопы, свидетелями чего стали местные иноки. В книге известного духовного писателя Иоанникия Голятовского «Небо новое» (Львов, 1665) это событие отнесено к 1261 г. Кроме того, автор отмечает, что из следа стопы Пречистой проторгся целебный источник. И по одной из версий, именно выражение «Поча Діва творити чудеса» превратилось в народной речи в «Почаев». Возможно и то, что название «Почаев» принесли с собой киевские иноки: для них была дорога память о впадавшей возле Киева в Днепр реке Почайне — ведь именно в ее водах, как гласят некоторые источники, крестил в 988 г. Святой князь Владимир киевлян.
Первое же непосредственное письменное свидетельство о Почаеве относится к 1450 г. Под 1527 г. сообщается о проводимых здесь в праздник Успения Божией Матери ярмарках, а под 1557 — о давно существующей на Почаевской горе каменной Успенской церкви. В 1559 г. в имении жившей неподалеку отсюда помещицы Анны Гойской временно гостил направлявшийся в Москву греческий митрополит Неофит. В благодарность гостеприимной хозяйке архипастырь оставил древнюю икону Пресвятой Богородицы. Спустя 30 лет образ прославился чудесами. В 1597 г. Гойская пожертвовала святыню почаевским инокам и устроила для них, рассеянных прежде по лесам и пещерам, общежительный монастырь при упоминавшемся выше Успенском храме. От Гойской обитель получила в дар и ряд прилегающих к горе земельных угодий.
В 1604 г. в монастырь пришел Преподобный Иов — прославленный к тому времени на Волыни и в Галиции подвижник. Рожденный в 1551 году вблизи города Коломыи в Покутье, лежащем между Днестром и Карпатами крае, он был сыном благочестивых православных христиан Иоанна и Агафии, носивших фамилию Железо. С ранних лет будущий светильник иночества стремился к уединенной жизни и еще до достижения 10-летнего возраста удалился в ближайший Угорницкий монастырь. Провидев в Иоанне будущего великого подвижника, здешний настоятель принял его на послушание, а позднее, когда Иоанну было уже 12 лет, постриг его в монашество с именем Иова. В 30 лет Преподобный Иов принял священный сан, а вскоре после этого — схиму с именем Иоанна. Однако в историю Православной Церкви подвижник вошел как Святой Иов, ибо, по словам его биографа, уподобился ветхозаветному праведнику Иову. Со временем о добродетелях Преподобного узнал и ревностный защитник Православия от натиска католиков и униатов князь Константин Константинович Острожский. Он перевел подвижника в опекаемый им Дубенский монастырь. Избранный здесь игуменом, Святой Иов поднял жизнь обители на более высокий духовный уровень и развернул большую просветительную деятельность, собрав вокруг себя переводчиков творений Святых Отцов и составляя полемические антиуниатские сочинения. Спустя 25 лет Преподобный решает уйти в Почаев и скрыться от мирской славы, но и почаевские иноки избирают Святого Иова своим игуменом.
Трудами Преподобного Иова Почаев стал в условиях противостояния в Украине католицизма и Православия крепкой твердыней последнего. Подвижник удивительным образом сочетал широкую внешнюю деятельность на благо своей обители и Украинской Православной Церкви с тайными аскетическими подвигами. Защищая монастырь в судах от натиска униатов и составляя расходившиеся по всей Украине антиуниатские полемические сочинения, Преподобный Иов в то же время периодически уединялся для сугубой молитвы в расположенной под монастырем тесной скальной пещере. Однажды его первый биограф и преемник по игуменству Досифей в течение двух часов созерцал дивный свет, исходивший из этой пещеры во время молитвы там подвижника.
10 ноября 1651 г. Преподобный Иов преставился, будучи уже столетним старцем. Через 7 лет после своей кончины Преподобный несколько раз явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию Балабану и повелел открыть свои мощи. Обретенные в 1659 г., они стали последней из трех главных святынь Почаева — после следа Стопы Божией Матери и Чудотворной иконы. В 1675 г., когда на Лавру хотели напасть шедшие мимо нее против Польши турецкие войска, местные жители воззвали вместе с иноками о спасении к Божией Матери и увидели над обителью Пречистую с предстоящим пред Нею Святым Иовом. Пресвятую Богородицу увидели и турки, которые начали пускать в Нее стрелы. Последние поворачивались против самих завоевателей и обратили турок в бегство. И хотя в 1730-1831 гг. Лаврой все же временно владели униаты, даже они тайно чтили память Преподобного Иова, а благотворивший в это время монастырю польский магнат граф Н.Потоцкий поставил перед Римской курией вопрос о канонизации Святого Иова католической церковью. Когда в 1951-1957 гг. в Почаеве подвизался известный старец Преподобный Кукша (Величко), Святой Иов являлся и сослужил ему в храме своего имени. Храм этот, построенный униатами во второй половине XVIII в., изначально именовался Свято-Варваринским, а во имя Святого Иова был освящен в 1864 г. Его еще называют «Пещерным», поскольку он представляет собой врезанную в скалу галерею. В глубине скалы расположен примыкающий к храму грот, где находятся рака с нетленными мощами Святого Иова и его небольшая пещера.