350 лет со дня блаженной кончины преподобного Иова, игумена Почаевского
350 ЛЕТ СО ДНЯ БЛАЖЕННОЙ КОНЧИНЫ
ПРЕПОДОБНОГО ИОВА, ИГУМЕНА ПОЧАЕВСКОГО
Согласно польской рукописи «Монастырь-Скит», хранящейся в Почаевской Лавре с 1732 г., на рубеже XII-XIII вв. недалеко от нынешней обители афонский инок Преподобный Мефодий основал, по указанию свыше, монастырь, на месте которого располагается теперь лаврский Свято-Духовский скит. Узнав о подвигах Святого Мефодия, к его ученикам присоединились и некоторые иноки из Киева. На месте же нынешней Лавры подвижники обосновались, как сообщала упоминаемая под 1661 г. и не дошедшая до нас книга «Памятник монастыря Почаевского», в 1240 г. Считается, что тогда здесь могли поселиться иноки, оставшиеся в живых при монгольском разгроме Киева и ушедшие в более далекую и надежнее защищенную от завоевателей Галицкую окраину Руси.
Основанная на материалах более раннего произведения и изданная в 1772 г. книга «Гора Почаевская» повествует, что в том же 1240 г. на указанной горе, где возвышается Лавра, явилась в огненном столпе Божия Матерь, оставившая там след Своей стопы, свидетелями чего стали местные иноки. В книге известного духовного писателя Иоанникия Голятовского «Небо новое» (Львов, 1665) это событие отнесено к 1261 г. Кроме того, автор отмечает, что из следа стопы Пречистой проторгся целебный источник. И по одной из версий, именно выражение «Поча Діва творити чудеса» превратилось в народной речи в «Почаев». Возможно и то, что название «Почаев» принесли с собой киевские иноки: для них была дорога память о впадавшей возле Киева в Днепр реке Почайне — ведь именно в ее водах, как гласят некоторые источники, крестил в 988 г. Святой князь Владимир киевлян.
Первое же непосредственное письменное свидетельство о Почаеве относится к 1450 г. Под 1527 г. сообщается о проводимых здесь в праздник Успения Божией Матери ярмарках, а под 1557 — о давно существующей на Почаевской горе каменной Успенской церкви. В 1559 г. в имении жившей неподалеку отсюда помещицы Анны Гойской временно гостил направлявшийся в Москву греческий митрополит Неофит. В благодарность гостеприимной хозяйке архипастырь оставил древнюю икону Пресвятой Богородицы. Спустя 30 лет образ прославился чудесами. В 1597 г. Гойская пожертвовала святыню почаевским инокам и устроила для них, рассеянных прежде по лесам и пещерам, общежительный монастырь при упоминавшемся выше Успенском храме. От Гойской обитель получила в дар и ряд прилегающих к горе земельных угодий.
В 1604 г. в монастырь пришел Преподобный Иов — прославленный к тому времени на Волыни и в Галиции подвижник. Рожденный в 1551 году вблизи города Коломыи в Покутье, лежащем между Днестром и Карпатами крае, он был сыном благочестивых православных христиан Иоанна и Агафии, носивших фамилию Железо. С ранних лет будущий светильник иночества стремился к уединенной жизни и еще до достижения 10-летнего возраста удалился в ближайший Угорницкий монастырь. Провидев в Иоанне будущего великого подвижника, здешний настоятель принял его на послушание, а позднее, когда Иоанну было уже 12 лет, постриг его в монашество с именем Иова. В 30 лет Преподобный Иов принял священный сан, а вскоре после этого — схиму с именем Иоанна. Однако в историю Православной Церкви подвижник вошел как Святой Иов, ибо, по словам его биографа, уподобился ветхозаветному праведнику Иову. Со временем о добродетелях Преподобного узнал и ревностный защитник Православия от натиска католиков и униатов князь Константин Константинович Острожский. Он перевел подвижника в опекаемый им Дубенский монастырь. Избранный здесь игуменом, Святой Иов поднял жизнь обители на более высокий духовный уровень и развернул большую просветительную деятельность, собрав вокруг себя переводчиков творений Святых Отцов и составляя полемические антиуниатские сочинения. Спустя 25 лет Преподобный решает уйти в Почаев и скрыться от мирской славы, но и почаевские иноки избирают Святого Иова своим игуменом.
Трудами Преподобного Иова Почаев стал в условиях противостояния в Украине католицизма и Православия крепкой твердыней последнего. Подвижник удивительным образом сочетал широкую внешнюю деятельность на благо своей обители и Украинской Православной Церкви с тайными аскетическими подвигами. Защищая монастырь в судах от натиска униатов и составляя расходившиеся по всей Украине антиуниатские полемические сочинения, Преподобный Иов в то же время периодически уединялся для сугубой молитвы в расположенной под монастырем тесной скальной пещере. Однажды его первый биограф и преемник по игуменству Досифей в течение двух часов созерцал дивный свет, исходивший из этой пещеры во время молитвы там подвижника.
10 ноября 1651 г. Преподобный Иов преставился, будучи уже столетним старцем. Через 7 лет после своей кончины Преподобный несколько раз явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию Балабану и повелел открыть свои мощи. Обретенные в 1659 г., они стали последней из трех главных святынь Почаева — после следа Стопы Божией Матери и Чудотворной иконы. В 1675 г., когда на Лавру хотели напасть шедшие мимо нее против Польши турецкие войска, местные жители воззвали вместе с иноками о спасении к Божией Матери и увидели над обителью Пречистую с предстоящим пред Нею Святым Иовом. Пресвятую Богородицу увидели и турки, которые начали пускать в Нее стрелы. Последние поворачивались против самих завоевателей и обратили турок в бегство. И хотя в 1730-1831 гг. Лаврой все же временно владели униаты, даже они тайно чтили память Преподобного Иова, а благотворивший в это время монастырю польский магнат граф Н.Потоцкий поставил перед Римской курией вопрос о канонизации Святого Иова католической церковью. Когда в 1951-1957 гг. в Почаеве подвизался известный старец Преподобный Кукша (Величко), Святой Иов являлся и сослужил ему в храме своего имени. Храм этот, построенный униатами во второй половине XVIII в., изначально именовался Свято-Варваринским, а во имя Святого Иова был освящен в 1864 г. Его еще называют «Пещерным», поскольку он представляет собой врезанную в скалу галерею. В глубине скалы расположен примыкающий к храму грот, где находятся рака с нетленными мощами Святого Иова и его небольшая пещера.