300-летие Киевской Духовной Академии. Школа святости и храм науки
300-летие Киевской Духовной Академии
Торжества начались 24 ноября литией о почивших преподавателях и студентах КДАиС в Академическом храме Рождества Богородицы и молебном у мощей св. преп. Нестора Летописца. Для участия в торжествах прибыли делегации Московской, Санкт-Петербургской и Минской Духовных Академий, а также семинарий УПЦ. 26 ноября в актовом зале КДА состоялась конференция, посвященная юбилею. В ее работе приняли участие Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, председатель Учебного комитета УПЦ митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Тихвинский Константин, Управляющий делами УПЦ епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан, епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий, наместник Киево-Печерской Лавры епископ Вышгородский Павел, наместник Глинской Рождества-Богородичной пустыни епископ Васильковский Пантелеимон, ректоры и преподаватели духовных семинарий УПЦ, светских учебных заведений.
Киевский городской голова Александр Омельченко, направивший в адрес конференции приветственный адрес, заверил Предстоятеля УПЦ, что «в лице Киевской городской государственной администрации и Киевского городского совета Киевская духовная академия и семинария УПЦ всегда найдет поддержку и помощь во всех добрых начинаниях». А президент Академии наук министр образования Украины Виктор Кремень наградил Киевскую Духовную Академию и ее ректора «Почетными грамотами» Академии педагогических наук Украины.
ШКОЛА СВЯТОСТИ И ХРАМ НАУКИ
В 1615 г. внучка православного Львовского епископа Феодосия Гулевича Елизавета, желая внести посильный вклад в дело укрепления гонимого тогда в Украине польскими властями Православия, пожертвовала Церкви свою усадьбу в Киеве, затем поселила в ней монашествующих и завещала им устроить при обители школу для детей всех сословий и гостиницу для паломников.
В том же 1615 г., в целях взаимопомощи и совместной защиты своих гражданских прав, православные киевляне учредили просветительное общество, открытое для добровольного вступления духовных лиц и мирян — Братство. Последнему монастырь предоставил одно из своих помещений, отчего и стал называться Братским. Общими усилиями иноки обители и члены Братства организовали всесословную школу. В отличие от школ, действовавших при православных братствах других городов Украины, она соответствовала уровню высших учебных заведений Европы. Братский монастырь стал одним из важнейших очагов сопротивления насильственному окатоличиванию Украины со стороны Польши. Большое значение имело для киевлян и место расположения обители — в центре Подола, являвшегося в то время основной частью города.
В 1620 г. в монастыре временно проживал патриарх Иерусалимский Феофан, принявший на себя, по просьбе православных жителей Украины, некоторые труды по благоустройству местной церковной жизни. Тогда же в Киевское Братство вступило все запорожское казаческое войско во главе со своим вождем — прославленным гетьманом Петром Сагайдачным. Немало сделавший для сохранения Православия в своей Отчизне, он заботливо опекал Киево-Братскую обитель и в 1622 г. был в ней погребен.
В 1632 г. старшим членом Киевского Братства стал святитель Петр Могила (+1647), митрополит Киевский и настоятель Киево-Печерской Лавры — древней монашеской обители, наиболее почитаемой среди украинских святынь и также сделавшейся на рубеже XVI—XVII вв. одним из центров сопротивления окатоличиванию Украины. Вступив в Братство, св.Петр Могила объединяет с его школой еще одну, устроенную в 1631 г. самим святителем в Лавре и устроенную по образцу европейских вузов. Мысль о переводе преподавателей лаврской школы в штат Братской подсказали Печерскому настоятелю киевляне, понимавшие необходимость собрания лучших православных педагогов в одном коллективе. Преобразованную Братскую школу стали называть, по аналогии с некоторыми европейскими вузами, Киевской коллегией. Впоследствии, в память о святителе Петре, коллегию именовали Киево-Могилянской. Долгое время она оставалась единственным православным вузом Восточной Европы и единственной высшей школой Украины. Вопреки нежеланию польских властей дать Киевской коллегии статус университета или академии, сами поляки неофициально называли ее академией, признавая де-факто высокий уровень этого учебного заведения.
Лишь с 1701 г. Могилянская коллегия именовалась Академией — по указу российского царя Петра I. Кроме украинцев, в Киевской Академии учились выходцы из многих восточноевропейских стран. Число ее преподавателей и питомцев, вошедших в отечественную и мировую историю, огромно.
В 1817—1819 гг. учебное заведение было преобразовано в Киевскую Духовную Академию. Ректоры Академии являлись одновременно настоятелями Братского монастыря, называвшегося еще Училищным.
С историей Академии связаны имена многих подвижников, чтимых Православной Церковью в лике святых. Это святители Феодосий Черниговский (Углицкий; +1696), Димитрий Ростовский (Туптало; +1709), Иоанн Тобольский (Максимович; +1715), Иннокентий Иркутский (Кульчицкий; +1731), Софроний Иркутский (Кристалевский; +1771), Владимир священномученик (Богоявленский; +1918), преп.Паисий Величковский (+1794), бывшие слушателями Академии, святитель Иоасаф Белгородский (Горленко; +1754) — слушатель Академии, позже ее преподаватель и постриженник Братского монастыря, святитель Мелетий Харьковский (Леонтович; +1840) — ректор Академии и настоятель обители (1824—1826), преп.Феофил Киевский (+1983) – слушатель Академии и постриженник обители, святитель Иннокентий Херсонский (Борисов; +1857) — слушатель Академии (1819—1823), впоследствии ее ректор и настоятель монастыря (1830—1841), святитель Феофан Затворник (Говоров; +1894) — слушатель Академии и постриженник обители (1837—1841).
В 1919 г. учебное заведение выселено с территории монастыря органами советской власти, а в 1920 г. и вовсе ликвидировано.
В 1992 г. Киевская Духовная Академия возрождена в стенах Киево-Печерской Лавры, а на территории бывшего Братского монастыря в том же году открыт светский университет “Киево-Могилянская Академия”.
Подготовил Владислав Дятлов
ЦЕРКОВЬ И ПОЛИТИКА Иван Попеску: «Без верности канонической Церкви невозможно возрождение Украины»