Наши дети и современный мир глазами православных СМИ
Наши дети и современный мир глазами православных СМИ
(выступление на круглом столе «Семья: риск и надежда (образ семьи в СМИ)»
Протоиерей Георгий Коваленко
Ни для кого не является новостью православный взгляд на то тлетворное и пагубное воздействие, которое оказывают светские СМИ на наших детей. Поэтому я хочу остановить ваше внимание на иной проблеме – на том, какими видят наших детей и проблемы современного мира церковные, прежде всего епархиальные, СМИ.
В качестве эпиграфа приведу свой ответ на один из опросов интернет-издания «Соборность». Тогда, отвечая на вопрос о необходимости освоения Церковью миссионерской территории Интернета, я сказал, что проблема состоит не в том, чтобы интернетизировать Церковь, а в том, чтобы воцерковить пользователей Интернета. Другими словами, мне кажется, что нет никакой необходимости осовременивать Церковь, необходимо лишь воцерковление современности и наших современников.
На этом пути возникает одна серьезная проблема. Большинство современных церковных людей являются неофитами, которые видят путь воцерковления не как возвращение из тьмы советского атеизма к свету Христовой веры, а как возвращение к традиции, т.е. к некогда утраченной вере предков. При этом подсознательно берется за образец церковная жизнь начала века, со свойственными той эпохе поведенческими установками, внешним обликом и даже манерой общения. Период же господства атеизма рассматривается не как результат охлаждения в нашем народе веры и благочестия, а как реализация коварного замысла темных сил.
Более того, религиозность многих современных нам людей экстремальна, надрывна. Иногда мы встречаем среди верующих действительно экзальтированных людей с горящими глазами и искренней ненавистью к окружающему их миру. Они не любят этот мир, они боятся его, они мифологизируют происходящее в нем. Эти же люди склонны к осуждению духовенства за то, что оно не соответствует их представлениям об облике и поведении пастыря.
Я отнюдь не призываю к идеализации современного, во многом неоязыческого, общества. Однако напомню две библейские фразы, в единстве которых лежит подлинно-христианское отношение к действительности. Во-первых, я не забыл, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4). Но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 16-17).
Теперь перейдем, собственно, к теме. К сожалению, большинство епархиальных изданий в той части, которую они посвящают детям, похожи друг на друга. Это, обычно, оформленная в лубочном стиле страница или раздел с текстами слащаво-елейного содержания из дореволюционных книг для детей. Ну разве что без «ъ». Что же касается материалов о том, чем увлекаются наши дети и их сверстники, то здесь картина еще более удручающая. Чтобы не быть голословным, приведу несколько за головков из первой попавшейся мне вчера на глаза церковной газеты: «Компьютерные игры делают в морге?» и «Подростки – участники компьютерной игры покончили жизнь самоубийством». Сразу оговорюсь, что материалы серьезные и аргументированные. Но… Во всех материалах подобного рода есть только критика и постановка проблемы, но нет даже попытки ее положительного решения. А ведь проблема состоит не в том, чтобы увести наших детей из мира, а в том, чтобы научить наших детей быть христианами, живя в этом, современном нам, мире.
Некоторые же доходят до того, что прямо именуют компьютер и телевизор «сатанинскими выдумками», наделенными магическими свойствами улавливать человеческие души и зомбировать (а то и кодировать) людей. Сразу вспоминаются слова одного православного иерарха, который говорил, что намного проще сказать, что телевизор – «ящик сатаны», чем проповедовать по телевидению.
Да, действительно, большинство из демонстрируемых по нашему телевидению мультфильмов и программ не только вредны, но и опасны для наших детей. Но все мы помним любимые добрые мультфильмы и фильмы нашего детства. Так купите вашему ребенку видеомагнитофон и возьмите в прокате старые фильмы. Посмотрите их вместе с ним. Но не останавливайтесь на этой ностальгической ноте. Поинтересуйтесь новинками. Среди них тоже есть добрые и хорошие сказки и семейные комедии. Посмотрите их вместе. Выскажите свое мнение. И, я уверяю вас, оно будет авторитетным для вашего ребенка, ведь он любит вас и хочет быть на вас похожим. Научите его отличать хорошее от плохого, доброе от злого.
Да, более 90 процентов лежащих на раскладках CD ничему доброму научить не могут. Но среди оставшихся 10 % есть развивающие игры, интерактивные энциклопедии, галереи из выдающихся произведений живописи и многое другое. Поинтересуйтесь не только этим, но и всем тем, чем увлекается ваш ребенок. Мы должны быть в курсе интересов наших детей.
И в этой связи я еще раз хочу обратить ваше внимание на тему нашего круглого стола – «Семья: риск и надежда». Я бы добавил еще «и ответственность». Не забывайте, что наши современные дети более церковно-традиционны, чем мы. Они не делали болезненного выбора между официальным атеизмом и верой. Они с детства ходят в храм, исповедуются и причащаются. В этом мы также должны быть для них примером. Однако необходимо всегда помнить, что дело спасения наших детей совершает сам Господь, мы же лишь помощники Ему, и наша задача не заглушить в сердце ребенка внешними требованиями и установками глас Живого Бога.
К ответственному подходу хотелось бы призвать и наши церковные СМИ. Естественно, это риск, но вместе с тем и надежда.
Председатель Госкомрелигий Виктор Бондаренко совершил «хадж» в Московскую Патриархию