Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Сергей Герук. Будет ли возрожден Трехсвятительский храм князя Владимира?

11.09.2001. ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА КИЕВА ПОДАЛА ОЧЕРЕДНОЙ ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ В ГОРОДСКУЮ АДМИНИСТРАЦИЮ С ПРОСЬБОЙ ПРЕДОСТАВИТЬ МЕСТО ПОД ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКОГО ХРАМА — ПЕРВОГО, ПОСТРОЕННОГО РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ В КОНЦЕ Х СТОЛЕТИЯ
Трехсвятительская православная община, зарегистрированная в 1996 году на киевской Борщаговке по ул. Якуба Коласа, ютится в 25-метровой комнате на втором этаже торгового центра по соседству с … пивбаром. Настоятель протоиерей Сергий Дунаев не так обеспокоен местонахождением временного храма, как потребностью возрождения древней Трехсвятительской церкви — первого храма, построенного равноапостольным князем Владимиром на историческом месте. Несколько лет усилия православного прихода разбиваются о редуты чиновничьей бюрократии.

БУДЕТ ЛИ ВОЗРОЖДЕН ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКИЙ ХРАМ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА?

Сергей ГЕРУК

Мрачные страницы советского атеизма
пока не закрыты
Древняя Трехсвятительская церковь, о которой напоминает лишь название улицы в историческом центре Киева, так называемом «граде Ярослава», в 30-годы попа-ла в черный список атеистического вандализма и была уничтожена летом 1935 года. Характерно, чтотакие «свя-тые» решения принимала альма-матер социалистической идеологии — Народный Комиссариат Образования Украин-ской ССР. Не менее характерно и то, что период пика сталинских репрессий 30-х годов совпал с атеистическим беснованием новой тоталитарной системы. Формирова-ние ГУЛАГовских комбинатов смерти и массовых репрес-сий соответствовало витку новой идеологической работы: в феврале 1932 года конференция ВКП(б)утвердила вто-рой пятилетний план социалистического строительства, который включал в себя и объявленную «Союзом воинст-вующих безбожников»так называемую «пятилетку безве-рия». В этом проекте, в частности,намечалось: «закрыть оставшиеся духовные школы», «провести массовое закры-тие и уничтожение (не представляющих исторической ценности) храмов», «выслать всех служителей культа за границу» (на языке тех лет это подразумевало десятилет-ний срок или расстрел). И наконец, к 1 мая 1937 года «за-крепить достигнутые успехи», когда «имя Бога будет забы-то на всей территории СССР».
Достигнутые «успехи» кровавого 37-го года хорошо известны. В Православной Церкви к этому времени верующие и духовенство вели катакомбное существование: участие в обычной службе было чревато причислением к «врагам народа» со всеми вытекающими последствиями. К началу второй мировой войны в Киеве действовал всего один из 200 (!) храмов — церковь на Байковом кладбище. Мартиролог утраченных православных храмовых сооружений Киева в годы борьбы против религии составляет 121 наименование (см.: Александр Анисимов, «Скорбное бесчувствие», Киев, 1992 г., с. 233). Среди них и Трехсвятительский храм — уникальная историческая церковь. Уникальная прежде всего потому, что на ее месте был воздвигнут первый храм в честь Василия Великого — духовного покровителя св. равноапостольного князя Владимира. По существу, это первый храм Киевской Руси как православного государства. Его же можно считать и храмом-памятником крещения Руси, и храмом-памятником святому князю Владимиру, храмом, от которого началось исчисление времен святости православной Руси. Значение его в истории нашей земли, нашей веры переоценить невозможно.
Все меньше остается живых свидетелей того пе-чального периода нашей «славной» истории — киевлян, помнящих разгул атеистического вандализма. В их числе был и известный в Киеве духовник, настоятель Троицкого храма на Троещине схиархимандрит Серафим (Соболев; умер в 2000 г.), коренной киевлянин, чье детство прошло на Трехсвятительской улице. Семья Соболевых была прихожанами этого древнего храма. Здесь будущий по-стриженик Киево-Печерской Лавры о. Серафим (до приня-тия схимы — о. Пимен) прислуживал священникам, пости-гал азы православной веры. Закончив музыкальную шко-лу и технический вуз, он ушел на фронт и был тяжело ранен в Святошино при обороне Киева. Находясь при смерти, дал обет Богу: «Если останусь жив, всецело по-свящу себя служению Церкви Христовой». Трехсвятитель-ский храм сохранился в душе священника как светлый образ далекого детства.Вот как рассказывал о нем сам о. Серафим (магнитофонная запись):
«Трехсвятительская церковь — моя родная при-ходская церковь, она была очень древняя и очень краси-вая. И история ее интересная.
Князь Владимир принял крещение с именем Василия Великого, об этом не все помнят сегодня. И поставил на месте бывшего языческого капища Перуна на склоне Днепра храм в честь своего ангела — Василия Великого. Много раз он горел, перестраивался, когда, наконец, Петр Могила поставил на этом месте большую церковь в честь трех святителей — Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова, чтоб поминали святителей вместе, как это у нас принято. Церковь была такая большая, иконостас старинный в стиле барокко, сочетание золота и красного цвета — очень красиво. Так вот, Трехсвятительская церковь существовала до 1935 года, потом ее этот Косиор, разбойник, прости Господи, уничтожил. Надумали там какой-то комплекс Ленину строить. В общем, вложили динамит и взорвали. А люди стояли кругом, и я стоял, плакали… А потом Бог наказал этого Косиора — через два месяца его расстреляли свои же. А потом Михайловский Златоверхий взорвали. Тоже видел. И Десятинную. Тогда каждый день взрывали какую-то церковь…»
Известно также, что перед уничтожением никаких серьезных исследований храма не проводилось. Храм разрушили, гигантский памятник Ленину не поставили, а построили рядом по проекту Г. Лангбарда огромный мрачный корпус для Совета Народных Комиссаров УССР (бывший обком партии, ныне — МИД Украины).
Суждено ли возродить Трехсвятительский храм, как и ряд других утраченных святынь Киева — вопрос вре-мени. Хотя большинство из них отстроить практически невозможно по той причине, что современный мегаполис не просто стер с лица земли храмы, монастыри и коло-кольни, но и воздвиг на их месте новые сооружения.
Впрочем, по мнению специалистов, пока такие святыни, как Десятинная (Х — XIX вв.), Трехсвятительская (Х — XVI вв.), Рождества Христова на Почтовой площади (Шевченковский храм) (начало XIX в.), уникальная Алек-сандро-Невская церковь Дворцовой части (возле Мариин-ского дворца, XIX в.) и множество других шедевров хра-мового строительства не будут возрождены, мрачные страницы нашего недавнего атеистического прошлого вряд ли можно считать закрытыми.

Центр Киева — центр раскольников?
Трехсвятительская православная община, зарегистрированная в 1996 году на киевской Борщаговке по ул. Якуба Коласа, ютится в 25-метровой комнате на втором этаже торгового центра по соседству с… пивбаром. Настоятель протоиерей Сергий Дунаев не так обеспокоен местонахождением временного храма, как потребностью возрождения древней Трехсвятительской церкви — первого храма, построенного равноапостольным князем Владимиром на историческом месте. Возрождение великих святынь Украины — Киево-Печерского Успенского, Златоверхого Михайловского соборов, храма Богородицы на Пирогоще — действительно золотая строка в летописи духовного возрождения святого града Киева, считает о. Сергий. Однако для верующих канонической Православной Церкви древний архитектурный ансамбль Софийского и Михайловского комплексов остается все же пантеоном раскольников. Святая София попросту закрыта для служб, а в Михайловском Златоверхом, как и во Владимирском соборе, правит «анафема» — явление неслыханное даже в самые смутные времена истории Православия в Украине. Действительно, «ответственные за религию» чиновники то ли нарочно, то ли случайно «не замечают» абсурдности ситуации: расстриженный «патриарх» вместе с самозванным «духовенством» с любезного благословения властей пользуется сразу двумя кафедрами в историческом центре Киева — во Владимирском и Михайловском соборах и периодическим экуменическим служением с представителями других «религиозных меньшинств» в святой Софии. Знаменитую Андреевскую церковь также передали для служб УАПЦ. А Предстоятель наибольшей, законной и признанной во всем мире конфессии — УПЦ — ограничен лишь Трапезным храмом Киево-Печерской Лавры и редкими службами в возрожденном Успенском соборе. В воскресные и праздничные дни в Трапезном храме яблоку негде упасть, в то время как у раскольников храмы практически пустуют.
Вывод один: то ли намеренно, то ли «случайно» центр Киева, так называемый «город Ярослава Мудрого» и главные исторические православные ансамбли отданы в распоряжение раскольников. Тревога киевского духовен-ства не случайна. Хрупкое право на служение в арендуе-мых у государства храмах может измениться от легкого ветра политических перемен: где гарантия, что на полити-ческой арене не появится новый радетель за «єдину помісну і незалежну Церкву» и не преподнесет истории новое гонение на каноническое Православие? Верующие демократической Украины, увы, как и в 30-е годы, лишены имущественных прав на храмы и церковные строения. Это право не внесено нынче в новый проект Закона о свободе совести и религиозных организаций.
Отец Сергий с верующими Трехсвятительского прихода считает, что служение «анафемы» в Михай-ловском Златоверхом и Владимирском соборах, пре-дание забвению Трехсвятительского храма оскорби-тельно прежде всего по отношению к истории нашей святости, крестителю Руси — равноапостольному кня-зю Владимиру.
Впрочем, в конце минувшего года Управление по охране памятников Киевской горадминистрации все же откликнулось на многочисленные ходатайства православ-ных следующим резюме: «Враховуючи, що церква Трьох Святителів є однією із відоміших культових споруд часів Київської Руси, а також її унікальне розташування (на обрізі міста Ярослава), управління охорони пам’яток підтримує Вашу пропозицію про відбудову церкви на її історичному місці».
Однако есть ли гарантия, что Трехсвятительский храм не постигнет участь отстроенного Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Кирилловской церкви (XII в.) и других древних святынь, которым «высочайшим решением» велено во все времена быть историческими музеями?