Україна Православна

...

Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Василий Анисимов. Исчадие унии?

ИСЧАДИЕ УНИИ?
Вместо комментария.

Василий АНИСИМОВ

После полугодового затишья и накануне выборов в Украине пробудились униаты: кардинал Любомир Гузар выступил с тремя обращениями (о строительстве в Киеве униатского храма, о пьянстве и о выборах), а также обрадовал сообщением о появлении в Украине трех новых униатских епископов. Обращения любопытны, прежде всего, тем, что за человек, с какими взглядами и устремлениями собирается перенести свою резиденцию из Львова в Киев и какие проблемы в этой связи ожидают как столицу, так и Украину в целом.

Начнем с обращения «блаженнейшего Любомира» по поводу сооружения в столице униатского храма, в котором он кратко излагает историю, теорию и практику своей конфессии в Украине. Он объявляет ее «поместной». Конечно, можно и черепаху назвать птицей, но с каких это пор подразделение Ватикана, находящееся под его прямым управлением, присвоило себе такой статус? Тем более, что через два абзаца сам Гузар утверждает, что попытки в 17 веке в Украине «объединить Церковь и объединить ее уже поместною, то есть со своим патриархом» не удались. Кровавая «деятельность» униатов в Украине времен Брестской унии и не менее экстремистская «возрожденческая» работа в Галиции последнего десятилетия дает основания говорить об УГКЦ, как об «аппендиксе» Рима.
Далее Гузар «пригадывает» некоторые моменты «из тысячелетней истории нашей Церкви». И вспоминает «легенду» о посещении Апостолом Андреем «нашего края» и благословение им Киевских гор. Какое отношение Гузар имеет к тысячелетней истории Церкви в Украине, ведь всем известно, что уния возникла в 1596 году, причем за пределами Украины — белорусском городе Бресте? И никаких иных целей, кроме насильственного обращения православных русичей в католицизм, она не преследовала. Как нет иных целей и у нынешней УГКЦ, только уже по отношению к современным украинцам. Недавние погромы трех православных епархий в Галиции — тому подтверждение.
Затем кардинал обращает внимание на Флорентийскую унию 1439 года, активным участником которого был Киевский митрополит Исидор: «Он огласил решения собора в Украине, которые позитивно были восприняты народом». Исидор был греком, хотя проживал в Москве, но, по традиции, как и другие митрополиты первопрестольной титул носил митрополита Киевского. Участие его в унии было так «позитивно» воспринято, что он был заточен в острог, и кое-как сумел бежать. Это общеизвестные факты, но Гузару почему-то надо лгать буквально в каждом абзаце своего обращения.
Любопытно, что Православную Церковь, как и слово «православие», Гузар в своем «историческом экскурсе» вообще не упоминает. Для него в Украине были и есть только «Церковь», объединенная с Наместником Апостола Петра (униаты), и та (с «маленькой» буквы!), «которая к этому объединению не пристала». Он даже утверждает, что «кроме этого отличия, две части киевского корня практически ничем не отличаются». Откуда у них корень такой появился? Ведь даже еще святой Владимир не принял и выгнал католиков из Киева: «Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы посланные папой». Выслушав их, святой Владимир ответил: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого» (Повесть временных лет). Утверждать в наше время, что католицизм от Православия ничем, кроме примата папы римского, «практически не отличается» — просто абсурд. А как же filioque, чистилище и прочее? Ведь сам Гузар в одном из своих посланий подчеркивал, что униатство — вера католическая. И это прекрасно понимали еще украинцы в Речи Посполитой: как предшественники Гузара не насаждали унию «огнем и мечом», какое бы «море слез и крови» ни пролили в Украине, народ прекрасно понимал, что такое «вера латинская». Очевидно, что новоиспеченный кардинал мало отличает пастырское обращение от политической агитки, где всякое лыко в строку. Недаром унию придумали иезуиты!
Затем в обращении говорится, что «процесс ликвидации Украинской Греко-Католической Церкви на территории Украины осуществлялся очень последовательно, в меру того, как расширялось господство царской России, а позднее — Советского Союза. Полноте, г-н Гузар, украинский народ, запорожские казаки отнюдь не по заказу «москалей» боролись с униатами, а одного из ваших предшественников (униатского митрополита Иосифа Рутского) даже утопили в Днепре. А потому, что вы столетиями разоряли Украину, разрушали города и веси, монастыри и храмы, сжигали библиотеки, казнили защитников Православия и даже, говоря словами Шевченко, «сирот іменем Христовим замордували, розп’яли…»
Не стоит униатам выставлять себя и в качестве каких-то особых жертв тоталитаризма. Андрей Шептицкий писал панегирики и Гитлеру, и Сталину. Последнему — как воссоединителю Украины: «Весь мир склоняет перед вами голову… Вы воссоединили Великую Украину, осуществив многовековую мечту украинского народа». Это не мешало униатам создавать карательные батальоны полицаев в начале войны, и «духовно окормлять» дивизию СС «Галычина» в ее завершении. Да и под сталинские репрессии, в отличии от миллионов православных, они чаще попадали не за свою веру. Так что если в Киеве и решили выделить место для строительства униатского собора, то надо ее выделять не на Левобережной, а поближе к Бабьему Яру.
Гузар утверждает, что унию спасли «способами мученичества». Это действительно так: многие безвинные верующие гибли от рук фашистов и энкаведистов. Однако от сталинских репрессий около тысячи униатских священников, прежде всего, спас священник Гавриил Кастельник, воссоединивший их с Православной Церковью (и сам погибший от рук униатов). Да и сама Русская Православная Церковь более сорока лет содержала храмы и готовила кадры для приходов на Западной Украине. Это, кстати, позволило униатам (хоть и незаконно, с насилием) в течение нескольких лет восстановить «дорепрессивное» количество своих общин и храмов. В то время, как Православная Церковь не восстановила и половины. Так что раны, нанесенные тоталитаризмом униатам и православным, просто не сопоставимы. И об этом тоже стоило бы помнить.
Однако самое большое недоумение вызывает высказанное Гузаром в обращении желание в качестве «главы единой Украинской Церкви» «засесть» в соборе Святой Софии, «символе нашего единства». Это иначе, как провокацией, не назовешь. Какое униаты имеют отношение к Святой Софии? Только то, что они не единожды ее разоряли, разграбляли и даже колокола вывозили из Украины. Теперь же, оказывается, Гузарю захотелось в ней засесть! Как в символе единства. Логика чисто униатская. До 1990 года Церковь в Украине была едина. Кому она мешала? Нет же, вырвали с кровью сотни общин, обратив их из православия в унию. Затем униаты стали пестовать и поддерживать внутриправославные расколы — автокефальный и филаретовский — нанося новые раны Церкви и ее единству. Перессорили всех со всеми, разлили по стране дух злобы и нетерпимости, а теперь заговорили об единстве! Оказывается, и разницы «практически нет». На самом деле разница есть. Можно, наверное, быть «православным» по одеждам, католиком по вере, экстремистом по устремлениям, язычником по чувствам и т.д. Без проблем соединяться (а уния и означает «союз») и с папой, и с Филаретом, и с погромщиками, и с фольклористами, но какое это имеет отношение к Церкви Христовой?
Второе обращение Любомира Гузара посвящено проблеме «чрезмерного употребления алкоголя». Даже в такой, казалось бы, совершенно социальной проблеме, Гузар находит политический подтекст, и уши политика-униата торчат за обращением. Кто виноват в нашем пьянстве? Конечно же, оккупанты и угнетатели. «Горький опыт минувших столетий свидетельствует, что первым делом тех, кто оккупировал нашу землю, было спаивание угнетенного народа». В этом проявляется и некая ущербность униатского сознания: находить оправдание человеческому греху происками врагов. А между тем один из дошедших до нас памятников отечественной литературы, чудом уцелевший от униатских разоров, посвящен как раз борьбе с пьянством. И создан он в конце 12 века, во времена расцвета Киевской Руси. Это поучение Григория, епископа Белогородского, прочитанное им в Софии Киевской. «Нет человека несчастнее пьяницы: пьяница жизни своей лишается, и для загробной жизни больше, чем умер….», — говорил епископ Григорий.
Не менее заполитизированным является и послание Гузара по поводу выборов. При этом он утверждает, что его слова «являются способом передачи Божьей мудрости». Какая же мудрость нам явлена? Прежде всего — это ненавязчивая агитация против левых («горький опыт коммуно-большевизма и фашисткого нацизма…»). Далее — против действующей власти (чему посвящены пассажи о коррупции чиновников и кланов) и использования «админресурса»: «Часто мы слышим, что чиновники, которые баллотируются, имеют значительное преимущество, ибо распоряжаются так называемым административным ресурсом. Каждый такой кандидат должен обходить все, что может породить или подтвердить такое подозрение…». С другой стороны — пропаганда националистических лозунгов о культуре, языке и так далее.
Кардинал бросает клич всем идти на выборы: » Не принять участие в выборах — означает утратить свой шанс повлиять на процессы, которые происходят в державе. Но и проголосовать, не подготовившись, не проверив кандидатов, является гражданской безответственностью. Осознаем то, что наше равнодушие и беспринципность может привести к установлению такого режима, который ограничит права и свободу человека. Поэтому проголосовать — это и наша христианская обязанность, исполнять которую обязует каждого избирателя Четвертая Заповедь Божия. К этой обязанности надо отнестись очень серьезно каждому, кто задействован в избирательном процессе: и кандидату, и избирателю, и даже тому, кто подсчитывает голоса. Все они должны нести личную ответственность перед Богом и Украиною».
Признаться, мы впервые встречаемся со столь явным вмешательством Церкви во внутренние дела государства, столь настойчивыми объяснениями, за что и как голосовать. При этом идет ссылка на «мудрость Божию», которая якобы передается через самого кардинала Гузара! В этом у нас есть все основания засомневаться. Во-первых, потому что униатская «мудрость Божия» должна быть хоть немного грамотной, по крайней мере, не должна путать заповеди Господни. Четвертая Заповедь, согласно и православному, и католическому катехизисам, посвящена Богу («Помни день субботний») и требует от верующего христианина отречения от мира дольнего с его суетою сует (в том числе и предвыборной), и всецелого посвящения этого дня общению с Богом. Или, быть может, у униатов эта заповедь звучит: «Помни день выборов»?
Во-вторых, эта «мудрость» должна сама соответствовать требованиям, предъявляемым к другим. Например, Гузар наставляет: «Готовясь к выборам, мы должны иметь в виду и то, что очень хорошим способом объективной оценки способностей и искренности кандидатов является их деятельность в прошлом». Однако прошлое самого кардинала покрыто мраком неизвестности. Скажем, журналисты так и не смогли добиться от него ответа, почему его семья вместе с юным Любомиром бежала в 1944 году из Львова? Он отвечает, что его родители были у Советской Армии в списках на арест. А за что они попали в эти списки? Об этом пан Гузар хранит гробовое молчание. Оно и понятно. Не менее любопытен и такой вопрос: а за какие такие провинности Гузар впал в немилость Римо-Католической Церкви, и Апостольская столица 12 лет не признавала его «хиротонии»?
Наконец, перед тем как начать учить граждан Украины о том, как надо любить свою родину, за кого голосовать, не худо было бы и самому стать гражданином Украины. За столько лет можно было бы уже решиться и рискнуть. А то вот странно как-то получается: человек уже и в Софии Киевской «засесть» хочет, а расстаться с подданством США никак не отважиться. Таким образом, после анализа обращений лидера УГКЦ приходишь к весьма пессимистическим выводам. Очевидно, что ни Президент Леонид Кучма, ни Киевский голова Александр Омельченко не осознают, какой «ящик Пандоры» они притянули в Киев, на левый берег Днепра. Неужели мало Филарета и его команды? Что возрожденная уния принесла галичанам, кроме раздора, ненависти, межконфессионального противостояния? Ведь в сотнях населенных пунктах из-за нее годами брат с топором шел на брата! С чем уния собирается «засесть» в Киеве? Как видим — с тем же зарядом тотальной лжи, злобы и провокаций. Когда-то унию остановили запорожские казаки. Теперь, похоже, некому.
До сих пор для всех столичных заварушек (как антиправославных, так и антиправительственных), начиная от первого Софиевского побоища 1991 года, «черного вторника» 1995-го и кончая прошлогодними мартовскими столкновениями, приходилось завозить штурмовиков поездами из Львова. Теперь же их можно будет формировать непосредственно в столице.