7

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ


"Святой Георгий на Роси"

История Белоцерковской епархии уходит своими корнями во времена организации христианской иерархии на Руси. Со времен Крещения Руси в 988 году Поросье входит в состав Киевской митрополии. На протяжении следующих десятилетий митрополиты Киевские вели здесь миссионерскую деятельность. Набеги печенегов заставили святого равноапостольного князя Владимира построить город Васильев (современный райцентр Васильков) — селение, которое было отмечено благодатью Божией: здесь родился и сделал свои первые шаги служения Господу преподобный Феодосий Печерский.

Во времена Ярослава Мудрого граница Руси определялась уже по реке Рось. В 1032 году великий князь основал здесь, на берегах Роси, город Юрьев. Название его происходит от имени князя Ярослава, принятого им при Крещении, — Юрий. Юрьев стал историческим предшественником современной Белой Церкви.

Епископ Серафим с учениками воскресной школы


В Юрьеве возведен Свято-Георгиевский собор, который стал кафедрой епископов Юрьевских. К сожалению, точная дата основания Юрьевской епархии неизвестна. Предположительно это произошло в конце 30-х — начале 40-х годов XI века, потому что в византийских каталогах епархий середины этого века значилось "Святой Георгий на Роси". В древнерусских летописях 1072 года впервые упоминается епископ Юрьевский Михаил. Возможно, это был тот самый монах Михаил, привезенный митрополитом Георгием из Византии. Он передал преподобному Феодосию Устав монахов Студитского монастыря, который стал основой монастырской жизни на Руси.
В конце XII века Юрьев перестает быть форпостом в борьбе с половцами, изменилось и местонахождение епископской кафедры. С 1150 по 1154 год она находится в Каневе, а с 1197 по 1198 год — в Белгороде. В XIII веке кафедра снова возвращается в Юрьев. С монголо-татарским игом XIII–XV веков связан упадок церковной жизни в Поросье, ей суждено было возродиться много позже, во времена Великого княжества Литовского. Возродиться на том же месте, но в городе, носящем новое имя — Белая Церковь. Необычное имя теперь городу дал не правитель, а народ. Название пошло от белокаменной руины Юрьевской церкви, разрушенной татарами. Белокаменный собор — обязательный атрибут епископской кафедры —стал центром зарождающегося города.
Первое известное событие церковной жизни на берегах Роси во времена позднего средневековья относится к 1620 году, когда Иерусалимский Патриарх Феофан возродил иерархию Православной Церкви в Украине, которая была вытеснена греко-католиками при поддержке польского правительства. Возрождение православной иерархии состоялось в Киеве и близлежащих городах, среди которых была и Белая Церковь. К 40–50-м годам XVII века относятся упоминания о нескольких местных православных храмах. В то время в Белой Церкви было пять церквей, каждую опекал отдельный городской цех ремесленников. Например: бондарский цех — Свято-Успенский храм, цехи кузнечный, пивоваренный и мельничный — Свято-Троицкий храм, белоцерковские казаки — Спасо-Преображенский храм. При храмах были приходские школы. К этому времени относятся и сведения о монастырях на территории Поросья: Ржищевском Спасо-Преображенском мужском и Лесовичском Свято-Георгиевском женском.
С 1737–1739 годов на Поросье утверждается уния, и лишь в 1796 году край возвращается в лоно Православной Церкви. В XIX веке Белая Церковь снова входит в состав Киевской митрополии. В это время зарождается просветительное движение среди священства. Первые шаги в организации церковно-приходских школ в крае сделал священник Петр Лебединцев, настоятель Белоцерковского Спасо-Преображенского собора, он же стал одним из инициаторов краеведческого движения. В конце XIX века в Белой Церкви, Тараще и других городах создаются православные братства.

Крестный ход в Белой Церкви в День города


Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война вызвали хаос и раскол не только в государственной, но и в церковной жизни. В 1920 году был закрыт Ржищевский монастырь. Волна разорений захлестнула страну, рушились храмы. Уцелели лишь немногие, да и они зачастую использовались для хозяйственных нужд. В Белой Церкви сохранились только Спасо-Преображенский собор и храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Лишь в последнем продолжались богослужения, на многие годы он был единственным островком церковной жизни белоцерковчан.
Не так давно вернувшиеся из Иерусалима паломники, среди которых была жительница Белой Церкви, рассказали, что слышали от монахов на Святой горе Афон предание о том, что город наш — Богоспасаемый град, который стоит на каменном кресте. Как не поверить преданию, коль город, переживший столько бед и разрух, каждый раз возрождался из пепла и становился еще краше. Как не поверить — если ему удалось сохранить не только самобытность, но и свое красивое и редкое имя — Белая Церковь. И кому же, как не Белой Церкви, быть центром религиозной жизни Поросья. В 1994 году была восстановлена историческая справедливость — по милости Божией возродилась древняя Юрьевская, теперь Белоцерковская кафедра. Сегодняшний день епархии наполнен трудами и служением Господу. При епархиальном управлении открыты: церковно-археологический отдел, отдел православного образования, информационный отдел, а также управление социального служения. Отдел информации епархиального управления тесно сотрудничает с местными телекомпаниями "Бест" и "Рось", где ведутся постоянные православные рубрики: "Христианский канал" и "Страницы православного календаря". Основные церковные события освещаются по местному радио. В городской еженедельной газете "Семья" выходит "Православная страница". Кропотливая и планомерная работа по православному образованию дала уже первые плоды — церковь стали посещать молодые люди, дети, в городе возрождаются православные традиции и создаются новые. Так, например, одним из любимых праздников православных белоцерковчан стал День города, который отмечают в праздник святого великомученика Георгия Победоносца, небесного покровителя Белой Церкви. На Замковой горе, возле памятника Ярославу Мудрому (основателю Юрьева), служится праздничный молебен, и потом через весь город верующие крестным ходом идут к часовне святого великомученика Георгия Победоносца, где правится панихида по погибшим воинам. В завершение праздника вертолет со священником и иконой Георгия Победоносца облетает рубежи города.
А как красиво отмечают белоцерковчане Великий праздник Крещения Господнего на берегах Роси. Никакие крещенские морозы не пугают ни детей, ни стариков — все спешат после литургии к реке на водосвятный молебен. Как в старину, здесь высекается полынья в форме креста, а рядом устанавливается, словно хрустальный, ледяной крест. После молебна запасливые хозяева набирают освященную воду, молодые девушки умываются целебной водой, а в полынье купаются местные "моржи".
С образованием в городе нового прихода в честь Рождества Иоанна Предтечи появилась еще одна традиция — служить молебен на берегу реки, в находящемся неподалеку пока еще приспособленном под храм строении. После богослужения общая трапеза в палатках, предоставленных местным военным гарнизоном. А как описать словами слезы старушки, которая, увидев Рождественский вертеп, воссозданный и разыгранный учениками православной школы, тихо сказала: "Думала умру и больше не увижу такого?.."

Епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим:
"Богопознание делает человека мудрым"

Епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим (Зализницкий) родился 16 января 1953 года на хуторе Сеножати, что в селе Лосятин Кременецкого района Тернопольской области. По окончании восьмилетней школы в 1969 году поступил в Кременецкий сельскохозяйственный техникум. Работал в колхозе, а потом в Кременецком районном управлении сельского хозяйства в должности агронома. В 1975 году поступил в Московскую Духовную Семинарию, затем — в Академию. В 1984 году был рукоположен в священный сан и направлен в Белую Церковь настоятелем церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и благочинным Белоцерковского округа. В 1994 году принял монашеский постриг с именем Серафим и был рукоположен в сан епископа. В 1998 году награжден орденом "За заслуги" III степени.

— В этом году отмечался 5-летний юбилей Вашего пребывания во главе Белоцерковской кафедры. Что из запланированного Вами удалось осуществить, а что так и осталось в планах?
— Отрадно, что удалось открыть приходы не только во всех районных центрах нашей епархии, но и в большинстве сел. Ведь село без церкви, что дом без очага. Православное село всегда было оплотом нашего государства. Если удастся духовно возродить его, встанет на ноги и наша держава. А в планах еще много замыслов: создание издательского центра при епархии, организация духовно-культурного центра для детей и юношества, окончание реставрации кафедрального собора.
— Вы много уделяете внимания православному образованию детей. Воскресная школа при храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, когда Вы были еще приходским священником, стала первой на Белоцерковщине. Сейчас при епархии действует православная школа, в которой преподается пять дисциплин. Среди них и предметы, не связанные напрямую с православным образованием: английский язык, рисование, бисероплетение. Чем продиктовано введение их в программу обучения?
— Больше семидесяти лет дети были отлучены от Церкви, от возможности получить православное образование. Наш долг восполнить этот пробел в воспитании. Современные дети чаще всего грамотнее своих отцов и дедов. Но стали ли они от этого лучше и мудрее? К сожалению, нет. Ведь между мудростью и знанием нельзя ставить знак равенства. Мудрым человека делает познание Бога. А что касается преподаваемых в нашей православной школе творческих дисциплин, отвечу так: творчество развивает личность ребенка, делает учебный процесс интересней, увлекательней.
— Владыко, расскажите о планах на будущее, в частности, о подготовке епархии к юбилею Рождества Христова.
— Лучшим подарком к этой знаменательной дате считаю завершение росписи кафедрального собора, открытие епархиального управления, окончание строительства церкви в селе Лесовичи Таращанского района. Кроме того, планируются просветительские акции, посвященные этому событию: участие в международной конференции, посвященной 2000-летию Рождества Христова, фестиваль православной музыки, выставка работ художников города под названием "Звезда Рождества", целый цикл концертов с литературно-музыкальной композицией "Духовная сокровищница" для учащихся, религиозно-философский вечер для интеллигенции "В канун Рождества". Я перечислил только самые крупные мероприятия. А есть отдельные планы, касающиеся встречи этой даты.
— 2000-летие Рождества Христова — знаменательная веха в истории мира. Что бы Вы хотели пожелать читателям в преддверии этого праздника?
— Рождество для меня с детства — один из самых замечательных праздников. А этот мы все ожидаем с особым трепетом. Ведь вместе с ним перешагнем в XXI век. Желаю всем мира в душах, церквах, ваших домах. Пусть хранит нас Господь!

Связующее звено поколений

Церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины — не самая древняя, не самая монументальная, но с полным правом можно сказать — самая известная не только в городе, но и во всей округе. Церковь эта стала связующим звеном между целыми поколениями верующих нашего края. Даже в самые тяжелые времена — революции, войн и богоборческого режима, когда другие храмы были разрушены или закрыты, — здесь звучали колокол и усердная молитва.
Сегодня на территории города уже четыре прихода. Многие горожане стали посещать новые церкви — поближе к месту жительства, но все помнят и любят храм, куда пришли впервые, где приняли крещение, венчались, где получили первое наставление и поддержку.

У иконы святой равноапостольной Марии Магдалины

Церковь эта была построена в 1843 году на средства Владислава Ксаверовича Браницкого. Архитектор, к сожалению, неизвестен. Храм возведен в классическом стиле, в плане строение — крестообразное. Колокольня пристроена непосредственно к храму. Возле церкви сохранилось небольшое кладбище, где покоится прах жены Петра Гавриловича Лебединцева (Белоцерковского благочинного с 1851 по 1860 год) и ее брата, художника Мищенко, расписывавшего церковь.
В 1988 году храм капитально отреставрировали и заново расписали мастера из Почаева. Возле церкви была построена часовня над колодцем. В 1997 году при нем основан женский монастырь.

В епархии 150 приходов, 2 монастыря