60-61

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

ЧЕРНИГОВСКАЯ ЕПАРХИЯ


Святой благоверный князь Михаил Черниговский

Митрополит Черниговский и Нежинский Антоний:
"Вести паству праведным путем"

Владыке Антонию (Вакарику) 73 года, из которых 52 он провел в монашестве, 34 — на архиерейской службе.
Родился будущий Владыка в очень бедной многодетной семье в селе Ставчаны Кицманского района Черновицкой области.
Он всегда стремился к учебе. После окончания школы хотел поступить в румынскую гимназию, но "украинских холопов" туда не принимали. Шел 1942 год. Война. Единственной дорогой к духовному росту, учебе оставалась Иоанно-Богословская обитель в селе Крещатик, куда юношу благословила мать.
В 1947 году игумен отец Михаил (Мензак) постриг молодого послушника в монахи и дал имя Антоний — в честь святого Антония. В том же году был рукоположен в иеродиаконы, а в 1950-м — в иеромонахи. Через 14 лет пребывания в монастыре иеромонах Антоний поступает в Загорскую Духовную Семинарию, потом в Московскую Духовную Академию, аспирантуру, после окончания которой ему присвоили звание кандидата богословских наук.
В 1965 году иеромонах Антоний был рукоположен во епископа Смоленского и Дорогобужского. Через два года епископа Антония направили в Крымскую епархию. И вот уже более 26 лет Владыка Антоний руководит кафедрой Черниговской епархии.
За заслуги в деле служения Богу митрополит Черниговский и Нежинский Антоний награжден орденами Поместых Церквей: великого князя Владимира, преподобного Сергия Радонежского, Петра и Павла ІІ степени, орденами Креста Гроба Господнего, князя Даниила Московского, преподобных Антония и Феодосия, угодников Киево-Печерских (ІІ степени).


— Ваше Высокопреосвященство, какой была Черниговская епархия 26 лет назад?
— Первые годы моего пребывания на Черниговщине были особенно трудными. В небольшом, полуразрушенном помещении епархиального управления не было даже пола. Без разрешения уполномоченного по делам религии нельзя было и гвоздя забить. В Чернигове действовал только один храм — Свято-Воскресенский, мощи святителя Феодосия Черниговского находились в подвале, под замком. Постепенно во всех уголках Черниговщины стали оживать православные храмы. После длительного запустения возродился Троицкий кафедральный собор, что на Болдиной горе. Теперь там хранятся мощи святителя Феодосия и преподобного Лаврентия. О передаче нам мощей святителя Феодосия Черниговского я начал хлопотать еще в 1983 году. Я всегда молился этому святому. Нашлись люди, которые меня поддержали. И вот 3 августа 1984 года раку с мощами чудотворца перевезли в Свято-Воскресенский собор. В епархии в то время было 108 приходов. За последние десять лет, открыто еще 214, построено 30 новых храмов, возрождены четыре женских и два мужских монастыря.
— Владыко, уже девятый год существует Черниговское духовное училище. Каков его день сегодняшний?
— Открытие Духовного Училища было моей давней мечтой. Раньше в этом помещении на территории Свято-Троицкого собора размещалось ремонтно-строительное управление. Нам вернули строение с провалившимися полами, ободранными стенами. Пришлось провести полную реконструкцию. В наше трудное время Духовному Училищу тоже нелегко, но я делаю все возможное, чтобы не закрыть кузницу кадров священников, регентов, псаломщиков, которые несут Слово Божие не только на Черниговщине, в Украине, но и в других странах.
— А как готовится епархия встретить 2000-летие Рождества Христова?
— В первую очередь скажу о строительстве в Чернигове комплекса в честь этого эпохального события. Будут также открыты новые храмы. А я сам постоянно молюсь, прошу Господа дать мне столько дней жизни, чтобы осуществить задуманное: вести паству праведным путем, чтобы на Высшем Суде сказать: "Это я и дети, которых Ты мне даровал".


Икона святых Михаила и Федора

Святой князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного, с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился.
С 1223 года, после гибели в битве на Калке его дяди, Мстиcлава Черниговского, благоверный Михаил стал князем Черниговским, а с 1235 года занимал киевский великокняжеский престол.
Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Русь, опустошили левобережье Днепра, черниговские и переяславские земли. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили стольному граду добровольно покориться, но благоверный князь Михаил не стал вести с ними переговоры. Он срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить короля Бела совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался князь поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города на острове, а затем переселился в Чернигов.
Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение нужно было его особое разрешение — ярлык. Послы сообщили Михаилу, что ему нужно отправиться в Орду за ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, князь Михаил получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова. Вместе с благоверным князем отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против нее совместно с Венгрией и другими европейскими державами и давно искали случай убить его. Прибывшим в Орду в 1246 году благоверному князю Михаилу и боярину Феодору приказали перед тем, как идти к хану, пройти через костер, чтобы якобы очиститься от злых намерений и поклониться обожествляемым татаро-монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: "Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но как христианин не могу поклоняться идолам". Судьба мужественных христиан была предрешена. Укрепляясь словами Господа: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8, 35–38), — святой князь и преданный ему боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Тайн, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татаро-монгольские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры по имени Даман отсек голову святому мученику.
Боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, враги льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало Феодора — он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов. Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом сохранении русскими людьми православной веры, их готовности с радостью умереть за Христа, ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения языческих обрядов.
"Род праведных благословится", — говорит святой псалмопевец Давид. Слова эти в полной мере сбылись в отношении к святому Михаилу. Он стал родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки продолжали святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Ефросинью Суздальскую и его внука — святого благоверного Олега Брянского.

Святитель Феодосий Угличский, покровитель чернобыльцев


Икона святителя Феодосия.

Родившись в конце 30-х годов XVII века в той части Украины, которая находилась под владычеством Польши, святитель Феодосий с ранних лет видел, в каких тяжелых условиях пребывала православная вера. Будущий святитель воспитывался сначала дома родителями в страхе Божием и христианском благочестии, а затем довершил воспитание и религиозное образование в Киевской братской Богоявленской школе. По окончании учения он всю свою жизнь решил посвятить Богу.
Когда и где принял иночество Феодосий, точно неизвестно. Несомненно только, что обряд совершался еще до 1651 года под влиянием Лазаря Барановича, бывшего тогда руководителем Киевской братской школы.
По принятии иночества Феодосий некоторое время благочестиво трудился в звании архидиакона киевского Софийского собора и наместника митрополичьего кафедрального дома. Затем архидиакон Феодосий оказался в звании иеромонаха в Крупицком Батуринском монастыре, в епархии Лазаря. В 1662 году он состоит уже в звании игумена Корсунского монастыря.
В 1664 году Феодосий назначается игуменом киевского Выдубицкого монастыря. Устроив внутреннюю жизнь обители в духе строгого православия, игумен с превеликим рвением и усердием взялся за внешнее обустройство обители. За монастырем закрепляются значительные поместья. В 1680 году в одном из них, близ города Мозыря, по благословению Феодосия был устроен скит.
В 1687 году, после 24-летнего управления Выдубицким монастырем, Феодосий назначается архимандритом Елецким. Архиепископу Лазарю в это время было около 70 лет, и он обратился к Московскому патриарху с просьбой об утверждении архимандрита Феодосия помощником своим по управлению епархией. Уже тогда Феодосий известен был в Москве как высокопреосвященный и благопопечительный сотрудник, и патриарх исполнил просьбу Лазаря.
11 сентября 1692 года Феодосий был наречен архиепископом Чернигова и Новгородка (Новгород-Северска), а 13 сентября посвящен в святительский сан. 3 сентября 1693 года мирно отошел к Господу 73-летний старец Высокопреосященный Лазарь, радетельный о благе святой Церкви пастырь. Из Москвы были посланы грамота и патриаршее наставление святому Феодосию устраивать дела во спасение паствы.
Еще в сане игумена и архимандрита Феодосий явил особую доброту души, чем снискал всеобщую любовь и расположение. Руководя всеми во имя спасения и за всех предстательствуя пред Престолом Всевышнего, он и дальше не только поддерживал и благоустраивал существующие монастыри, но и старался учреждать новые обители. Так, 11 октября 1693 года он благословляет основание женского Печеницкого монастыря. В следующем году по благословению Высокопреосвященного Феодосия основывается еще один монастырь в двух верстах от Любеча, родины преподобного Антония, учредителя монашеского жития на Руси. 1696 год стал последним годом жизни святителя. Мирно почив о Господе, святитель возлег нетленным телом у входа своего кафедрального храма (Борисо-Глебского собора), вечно оставаясь на страже спасения паствы.
Многочисленные проявления милости Божией в чудесных исцелениях по молитвенному призванию благодатной помощи святителя послужили основанием для горячо желаемого и давно ожидаемого определения Святейшего Синода: "Во блаженной памяти почившего Феодосия, Архиепископа Черниговского, причислить к лику святых, благодатию Божию прославленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя".
Для проведения торжества по случаю открытия мощей был назначен день — 9 сентября 1896 года. В 70-е годы нынешнего столетия нетленные мощи святителя Феодосия находились в Воскресенском храме города Чернигова. После реставрации сооружений Троицкого монастыря рака святителя была торжественно перенесена и установлена в Свято-Троицком кафедральном соборе, где находится и ныне.
Святитель Феодосий считается покровителем чернобыльцев. Есть свидетельство о чудном сновидении одной женщины из Чернигова, увидевшей в ночь на 26 апреля 1986 года святителя Феодосия Черниговского, всея Руси чудотворца, молящегося перед невидимым Богом, и черные тучи с запада обходили город стороной. И, действительно, ни одно смертоносное облако не пошло на Чернигов, находящийся в 50 километрах от реактора. И последующие чудеса исцелений от лучевой болезни, от рака крови и щитовидной железы малых и взрослых, с верой притекающих к чудотворным мощам святителя Феодосия в Свято-Троицком храме Чернигова, утвердили в народе веру: Феодосий действительно помогает чернобыльцам.
Поэтому митрополит Черниговский и Нежинский Антоний благословил для Дарницкого чернобыльского храма в Киеве древнюю икону святителя с частицей его мощей. Икону встречали крестным ходом. В Чернигове в День памяти святителя Феодосия, 18 февраля (н. ст.), икона во время литургии лежала на мощах чудотворца, и после акафиста святитель Феодосий как бы сам "дал" часть мощей: частица чудесным образом отслоилась от нетленного тела.

Елецкая икона Божией Матери

Явление древней чудотворной Елецкой иконы Божией Матери произошло 6 февраля 1060 года — во время княжения в Чернигове внука святого равноапостольного князя Владимира, Святослава Ярославича, который и основал на месте ее явления монастырь.
Составляя "Скарбницу", архимандрит Иоанникий (Галятовский) в 1676 году послал в Москву иеромонаха Сильвестра (Хмелевича) и диакона Геннадия разузнать, почему Богородица, изображенная на иконе, называется Елецкой. Престарелый князь Никита Иванович Одоевский, потомок черниговского князя Святослава Ярославича, поведал им: "Слышали мы от дедов и прадедов своих, что близ Чернигова на дереве еловом найден образ Пресвятой Богородицы. Потому построенная там церковь называется Богородица Елецкая, так как на елю аль на елине образ Пресвятой Богородицы есть найденный". Во время татаро-монгольского нашествия на Чернигов в 1239 году святая обитель подверглась разорению. По преданию, икона была спрятана внутри церковной стены, а впоследствии вновь помещена в Свято-Успенском соборе. Галятовский в "Скарбнице" замечает: "Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова найденный; с Чернигова в Москву под час войны есть перенесенный, поскольку теперь в Чернигове той образ не находится". Филарет Гумилевский в своем описании Харькова утверждал, что "в 1579 году святая икона была взята князем Барятинским и оставалась в доме Барятинских, потомков Черниговского князя Святослава Ярославича, в виде наследственного достояния". А затем "в 1687 году окольничий, князь Даниил Барятинский, командир новгородских полков, под начальством князя Василия Голицына был в походе против Крыма, на возвратном пути из похода святую Елецкую икону Пресвятой Богородицы передал в Харьковский Свято-Успенский собор". Матерь Божия не оставила Елецкую обитель без своего образа. В разгар восстановительных работ, проводимых Иоанникием (Галятовским), в монастыре появился новый образ Богородицы Елецкой, который, как и древний, прославился чудотворением. В 1679 году братья Никита и Матфей Козелы привезли из российского города Владимира в Чернигов на Богоявленскую ярмарку образ Елецкой Божией Матери. Благочестивый черниговский житель купил этот образ и 11 января того же года подарил его обители Елецкой.
В Успенском храме для чудотворного образа Елецкой Божией Матери был изготовлен красивый позолоченный деревянный киот. На зиму икону переносили в теплый СвятоПетро-Павловский храм. Перенесение совершалось торжественно — собором всей братии, с пением тропаря Богородице и при колокольном звоне. Чудотворная икона Елецкой Богоматери пользовалась благоговейным вниманием не только жителей Чернигова и окрестных селений, но и многочисленных богомольцев, приходивших на поклонение святыням. В Елецкой обители каждую среду перед литургией совершалось молебное пение и читался акафист у чудотворного образа Елецкой Богоматери. Особенно умилительно звучали припевы к акафисту Успения Богородицы: "Радуйся обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!" и заключительный кондак акафиста Благовещению: "О Всепетая Мати…".
Написание образа Елецкой Богородицы искусствоведы датируют 90-ми годами XVII столетия. В 1930 году эта икона из Свято-Успенского собора была передана Черниговскому историческому музею. Во время Великой Отечественной войны икону Елецкой Богоматери подобрала некая женщина на пепелище сгоревшего музея и принесла в Троице-Ильинский монастырь. Игуменья Антония велела сделать копию с нее, но местные власти заставили отдать в музей не копию, а оригинал.
Чудотворная икона Елецкой Божией Матери находилась в Черниговском историческом музее до 1 апреля 1999 года. Ныне она возвращена Елецкому монастырю.

Немеркнущий свет Православия


Свято-Троицкий собор в Чернигове


Спасо-Преображенский собор

Более 1300 лет на живописном холмистом правом берегу "зачарованной" Десны, утопая в зелени садов и цветов, сверкая белизной своих величественных златоглавых соборов и церквей, красуется один из древнейших городов нашей страны — Чернигов, гордость православной земли.

Вскоре после Святого Крещения Киевской Руси в Чернигове была учреждена архиерейская кафедра, и первым епископом здесь стал Неофит, родом из Греции. До 1118 года Черниговская епархия включала в себя огромную территорию, куда входили современные Орловская, Калужская, Курская, Тульская, Рязанская, Владимирская, Московская и часть земель Могилевской и Смоленской областей. В 1118 году почти половина этой территории отошла к новообразованной Рязанской епархии.
В скором времени земля Черниговщины засияла величественными и прекрасными церквами. Черниговский князь Мстислав в начале 30-х годов XI века заложил древнейший на нашей земле каменный храм — Спасо-Преображенский собор. В начале XII века князь Давид Святославович рядом с этой христианской святыней построил собор в честь первых страстотерпцев — князей Бориса и Глеба.
Сыновья князя Давида Владимир и Изяслав в 20-х годах XII века построили каменный храм в честь Преображения Господня в городе Новгород-Северске. При нем на берегу Десны — там, где она поворачивает к югу,— возник знаменитый впоследствии своей борьбой с попытками окатоличивания нашего народа Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь.
Черниговщина — земля, где с древнейших времен процветало отечественное монашество. Уже в XI веке появляются здесь первые иноческие обители. Становление монашества на Руси связано с именем преподобного Антония Печерского, который был родом из Любеча. Получив наставление и благословение на святой горе Афон, он возвратился на Русь для создания монашеских обителей. Под 1069 годом в летописи Нестора читаем: "Антоний же, пришед Чернигову, возлюби Болдины горы, ископав пещеру, ту ся всели". Возле его пещеры за один год была возведена каменная церковь во имя святого пророка Илии, отчего и монастырь стал называться Ильинским, а при нем были устроены пещеры наподобие киевских. С именем преподобного Антония Печерского связана история и другого черниговского монастыря — Елецкого с его главной святыней — Свято-Успенским собором.
Наступил XIII век, который принес не только черниговской земле, но и всей Киевской Руси страшную катастрофу — татаро-монгольское нашествие. В октябре 1239 года пал Чернигов. Черниговский епископ Порфирий был захвачен в плен и уведен татарами в Глухов. Дальнейшая судьба его неизвестна. Великое бедствие несло не только скорбь, но и смятение в народную душу. Многие князья должны были преклониться перед ханом Золотой Орды. Пример мужества и христианского благочестия явил потомок Святослава Ярославича черниговский князь Михаил. Стойкость и мученическая смерть за веру в Орде его и боярина Феодора знаменовали неминуемую победу над врагом, а прославленные Богом святые и нетленные их мощи стали символом будущего воскресения Руси.
После захвата Чернигова татаро-монголами значительная часть южных территорий Черниговской епархии отошла к Киевской митрополии. Постепенно центр государственной жизни передвигался в Северо-Восточную Русь.
Сын черниговского князя Михаила Роман перенес свою резиденцию в Брянск, куда переехал также и епископ. Поэтому со второй половины XIV века черниговские епископы стали именоваться Черниговскими и Брянскими.
В 1657 году Черниговскую епархию возглавил знаменитый Лазарь (Баранович). Он был первым самостоятельным епископом в восстановленной после татарского погрома и польского владения епархии. Мудростью в церковных и государственных делах, отеческой заботой о пастве Преосвященный Лазарь снискал глубокое уважение современников. Его называли великим светильником Божиим. Поскольку монастыри и многие церкви Чернигова находились в запустении, вследствие прежней "деятельности" тут католического и униатского духовенства, Лазарь (Баранович) временно избрал резиденцией Спасо-Преображенский Новгород-Северский монастырь. Свою деятельность он начал с восстановления пределов епархии. Благодаря настойчивости Лазаря (Барановича) были возвращены захваченные католиками и униатами православные церкви. Скопив необходимые материальные средства, епископ Лазарь восстановил в Чернигове Елецкий и Ильинский (Троицко-Ильинский) монастыри, а затем и Спасо-Преображенский в Новгород-Северском. Стал действовать Спасо-Преображенский Черниговский собор, а при Борисо-Глебском восстановлен монастырь. Им была устроена славяно-латинская школа в Новгород-Северском, на базе которой затем был основан коллегиум. В 1674 году Лазарь (Баранович) на свои средства оборудовал в Новгород-Северском типографию, которую через пять лет перенес в Чернигов. Он был талантливым писателем, музыкантом, сочинял канты и духовные песнопения, писал стихи.
Обладая необыкновенными организаторскими способностями, епископ Лазарь во второй половине XVII собрал на Черниговщине ях, а если таковых не оказывалось — при своих домах. Плодом таких распоряжений Владыки стало появление 769 школ, где обучались 8000 учащихся, а в 1863 году было построено 568 школьных зданий.
К началу XX века Черниговская епархия имела 1057 приходских церквей, 20 домовых, 18 единоверческих, 186 приписных и кладбищенских; 10 мужских монастырей и 6 женских. В Духовной Семинарии обучалось 403 воспитанника, в епархиальном женском — 542 воспитанницы, в Черниговском Духовном Училище — 300 воспитанников, в Стародубском — 165, в Новгород-Северском — 150. В церковных школах епархии обучалось 38668 детей.
Но начало XX века явило новые беды и страдания — пронеслись черные тучи революций, войн и голодоморов. Последовавшие затем массовые закрытия церквей, повсеместный террор против духовенства и верующих привели к тому, что духовно-религиозная жизнь стала еле теплиться. Кровопролитная война 1941–1945 годов заставила власти несколько ослабить свое давление на Церковь. Немногие уцелевшие церкви и монастыри были открыты. Так, в Чернигове снова стал действовать Троице-Ильинский монастырь, в котором подвизался будущий угодник Божий, преподобный схиархимандрит Лаврентий. К нему со всех концов черниговской земли стекались люди за советом и благословением. В народе его называли просто — Батюшкой.
Но недолгой оказалась передышка для верующих. Наступают 60-е годы — эпоха новых гонений на Церковь. Вновь возрождающееся движение атеистов начинает кампанию закрытия и разрушения храмов. В Чернигове закрываются Спасо-Преображенский собор, в котором находились мощи святителя Феодосия (их перевозят в исторический музей), Троице-Ильинский монастырь. На весь 300-тысячный город остается небольшая Свято-Воскресенская церковь. Во многих селах также закрываются церкви, ликвидируются церковные общины.
Но Господь не оставил своих верных чад, не дал вратам ада одолеть Свою Церковь. В годы перестройки начинается открытие и строительство храмов, возобновление деятельности монастырей и Духовных школ.
3 августа 1984 года Церкви были возвращены мощи святителя Феодосия. К 1000-летию Крещения Киевской Руси возобновляется служение в Свято-Троицком кафедральном соборе, возвращается древнейший Спасо-Преображенский собор, открываются монастыри — Елецкий, в городе Нежине, селах Даневке (близ Козельца) и Домнице, начинает свою деятельность Черниговское Духовное Училище регентов и псаломщиков. Теплилась надежда, что будет возвращен и Спасо-Преображенский Новгород-Северский собор. Возглавляющий более четверти века Черниговскую кафедру Высокопреосвященнейший митрополит Антоний (Вакарик) много внимания уделяет приходской жизни епархии, заботится о пополнении ее молодыми кадрами, строит новые храмы. Так, при его непосредственном участии был построен каменный храм в Бобровице, а в преддверии 2000-летия Рождества Христова заложен храмовый комплекс во имя Рождества Христова на массиве Массаны в Чернигове, строительство его близится к завершению.

Лариса МАХИНА.

В епархии 6 монастырей и 360 приходов