ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

6

КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ


Епископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской митрополии Иоанн:
"Встретить юбилей с чистым сердцем"

Владыка Иоанн (Сиопко) родился в 1964 году в Ровно в семье рабочего. В 1987 году рукоположен в сан священника. В июле 1987 года переведен в Киевскую епархию и назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма села Трушевцы Чигиринского района Черкасской области. С июня 1991-го по декабрь 1993 года находился в УАПЦ. В 1992 году закончил Львовскую Духовную Семинарию. 29 декабря 1993 года Архиерейским Собором УПЦ принят в лоно Украинской Православной Церкви. 31 декабря 1993 года в Киево-Печерской Лавре принял монашеский постриг с именем Иоанн, в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1994 году Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, возведен в сан игумена. 2 августа 1994 года возведен в сан архимандрита и назначен секретарем Киевской епархии. В 1996 году закончил Киевскую Духовную Академию.
13 декабря 1996 года хиротонисан во епископа с титулом Переяслав-Хмельницкий и назначен викарием Киевской митрополии.


— Владыко, Киевская епархия — это сердце и нашей Православной Церкви, и самой Украины. Как готовится она к славному юбилею?
— Как вы знаете, Киевская область разделена на две епархии — Киевскую и Белоцерковскую. Киевская включает в себя столицу и часть районов столичной области. В Киеве у нас 74 прихода, в области — 235. Послушание в них несут 244 священника. Правящим архиереем столичной епархии является Предстоятель Православной Церкви Украины Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. Я его помощник.
Киевская епархия — это, действительно, сердце Украины. Киевщина всегда была оплотом Православия, а Киев на протяжении столетий —- святым градом, куда со всех концов земли шли православные славяне, чтобы поклониться его святыням. После десятилетий атеистических гонений Православие сейчас возрождается: количество общин увеличилось в несколько раз, строятся десятки новых храмов, реставрируются старые.
В уходящем году в области открылось 25 новых приходов, пять приходов в Васильковском, Вышгородском, Обуховском, Переяслав-Хмельницком районах возвратились в Православную Церковь из филаретовского раскола: общины вместе со священниками.
— Но позиции раскола, поддерживаемого частью столичных чиновников и политиков в Киеве, все-таки сильны?
— Его поддерживают люди нецерковные: политики, депутаты, телешоумены. Верующие понимают, что никакой благодати Божией в отринутом всем православным миром расколе нет и быть не может. Понимание этого приходит ко всем. Пару лет назад по просьбе тогдашнего мэра столицы Леонида Косаковского я переосвятил памятники, "освященные" отлученным от Церкви Филаретом. Недавно по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира я освящал больничный храм в клинической больнице у Киевского университета. Больница — старейшее в столице медицинское учреждение — отмечала свое 155-летие, и к этой дате сотрудники решили возродить некогда существовавший там больничный храм в честь святого Владимира. Больница находится напротив удерживаемого раскольниками Владимирского собора. Однако медики предпочли держаться подальше от своих соседей. Так что не только верующие в дальних селах, но и светила медицины понимают, какой "благодати" и "помощи" можно ожидать от богоотступного раскола. Это, кстати, уже восьмой больничный храм, открытый нами в этом году в столице. Сегодня мы готовимся к великому юбилею, празднику церковному, празднику всемирному. Хотелось бы, чтобы он стал для всех торжеством духовности, чтобы встретили его с чистым сердцем, высокими устремлениями. Это поможет в преодолении раскола, а не будет раскола — не будет и вражды между людьми...
Город Переяслав имеет свою более чем тысячелетнюю историю. Есть летописное сказание о его основании святым князем Владимиром в 992 или же в 993 году в память победы, одержанной на этом месте воином Владимировым над печенежским богатырем. Но гораздо большее значение представляет свидетельство в "Повести временных лет" под 6415 годом от сотворения мира, или под 907 годом после Рождества Христова, где Переяслав упоминается в числе других городов, в пользу которых после похода Олега на Византию греки должны были давать денежные суммы. Если основываться на этом свидетельстве, то до 907 года он уже был крупным центром славянского племени северян. С середины XI до середины XIII века город был столицей сильного Переяславского княжества — князей Всеволода Ярославовича, Владимира Мономаха и их преемников, прежде всего сына Мономаха — Юрия Долгорукого, который в дальнем уделе своих переяславских владений положил начало городу Москве.
Так что Переяслав является "матерью" многих городов, основанных князьями. И известное крылатое выражение из летописей о Киеве, как "матери городов русских", в полной мере и прежде всего относится к Переяславу. В христианской Греции "матерью городов" называли митрополии, что в переводе означает главный город области или страны. После Крещения Руси столицей учрежденной Русской митрополии и резиденцией Киевских митрополитов, первоиерархов Православной Церкви, был не Киев, а именно Переяслав. Благодаря этому город на некоторое время стал центром древнерусской церковной жизни. Начиная с 90-х годов X века, около 50 лет, в Переяславе, по свидетельству Никоновской летописи, "живяхо тамо множае митрополиты Киевские и всея Руси, и епископы поставляхо тамо". Этот город первым на Руси "перенял славу" христианской митрополии. Если бы преподобный Нестор Летописец не был киевлянином и патриотом своего города, то, думается, до нас дошли бы более обширные сведения о первой духовной столице Руси.
Ярослав Мудрый перенес резиденцию митрополитов в Киев. В 1037 году заложил Софийский собор, предназначенный стать кафедральным. После завершения строительства храма Святой Софии столица митрополии была перенесена в Киев. Однако Свято-Михайловский кафедральный собор Переяслава еще долго назывался "митрополией", а переяславские епископы носили титул митрополитов. Во время монголо-татарского нашествия в 1239 году город был сожжен, погиб и переяславский епископ Симеон. Не имел прежнего значения разоренный Киев, вместе с ним свою роль утратил и опустошенный Переяслав. Епархия была упразднена, а в 1261 году ее территория причисляется к новооткрытой Сарайской епархии.
Лишь к концу XVI века, благодаря заботам известного борца за Православие князя Острожского, Переяслав несколько оживает. В 1695 году митрополит Киевский Варлаам (Ясинский) возбуждает дело об учреждении в Переяславе архиерейской кафедры, и уже в конце 1701 года первый посвященный епископ Захария (Корнилович) устраивает Михайловский монастырь. Осенью 1738 года епископ Арсений учреждает семинарию, благодаря чему Переяслав становится крупным центром — наряду с Киевом и Черниговом. Из числа церковных и общественных деятелей XVIII века, вышедших из семинарии, особенно были известны Иван Васильевич Леванда, профессор Киевской академии и протоиерей Софийского собора, и Андрей Семенович Романенко-Братановский, архиепископ Белорусский и Могилевский, с именем Анастасий. В конце XVIII века Переяслав становится оплотом Православия в борьбе с унией и католицизмом. Во времена этой жестокой борьбы униатами был замучен благочестивый старик Даниил Кушнир. Голову казненного мученика православные обрели и отправили в Переяслав, где ее торжественно похоронили в кафедральном соборе Вознесенского монастыря.
В 1800 году преобразованная семинария получает специальное назначение — подготовка кандидатов священства. В XIX веке из нее вышли, в частности, П. Д. Юркевич, профессор философии в Московском университете, П. И. Житецкий, глубокий исследователь украинского языка и литературы.Древняя столица митрополитов

Древняя столица митрополитов

Свято-Успенский собор в Переяславе (фото конца XIX века)

Город Переяслав имеет свою более чем тысячелетнюю историю. Есть летописное сказание о его основании святым князем Владимиром в 992 или же в 993 году в память победы, одержанной на этом месте воином Владимировым над печенежским богатырем. Но гораздо большее значение представляет свидетельство в "Повести временных лет" под 6415 годом от сотворения мира, или под 907 годом после Рождества Христова, где Переяслав упоминается в числе других городов, в пользу которых после похода Олега на Византию греки должны были давать денежные суммы. Если основываться на этом свидетельстве, то до 907 года он уже был крупным центром славянского племени северян. С середины XI до середины XIII века город был столицей сильного Переяславского княжества — князей Всеволода Ярославовича, Владимира Мономаха и их преемников, прежде всего сына Мономаха — Юрия Долгорукого, который в дальнем уделе своих переяславских владений положил начало городу Москве.
Так что Переяслав является "матерью" многих городов, основанных князьями. И известное крылатое выражение из летописей о Киеве, как "матери городов русских", в полной мере и прежде всего относится к Переяславу. В христианской Греции "матерью городов" называли митрополии, что в переводе означает главный город области или страны. После Крещения Руси столицей учрежденной Русской митрополии и резиденцией Киевских митрополитов, первоиерархов Православной Церкви, был не Киев, а именно Переяслав. Благодаря этому город на некоторое время стал центром древнерусской церковной жизни. Начиная с 90-х годов X века, около 50 лет, в Переяславе, по свидетельству Никоновской летописи, "живяхо тамо множае митрополиты Киевские и всея Руси, и епископы поставляхо тамо". Этот город первым на Руси "перенял славу" христианской митрополии. Если бы преподобный Нестор Летописец не был киевлянином и патриотом своего города, то, думается, до нас дошли бы более обширные сведения о первой духовной столице Руси.
Ярослав Мудрый перенес резиденцию митрополитов в Киев. В 1037 году заложил Софийский собор, предназначенный стать кафедральным. После завершения строительства храма Святой Софии столица митрополии была перенесена в Киев. Однако Свято-Михайловский кафедральный собор Переяслава еще долго назывался "митрополией", а переяславские епископы носили титул митрополитов. Во время монголо-татарского нашествия в 1239 году город был сожжен, погиб и переяславский епископ Симеон. Не имел прежнего значения разоренный Киев, вместе с ним свою роль утратил и опустошенный Переяслав. Епархия была упразднена, а в 1261 году ее территория причисляется к новооткрытой Сарайской епархии.
Лишь к концу XVI века, благодаря заботам известного борца за Православие князя Острожского, Переяслав несколько оживает. В 1695 году митрополит Киевский Варлаам (Ясинский) возбуждает дело об учреждении в Переяславе архиерейской кафедры, и уже в конце 1701 года первый посвященный епископ Захария (Корнилович) устраивает Михайловский монастырь. Осенью 1738 года епископ Арсений учреждает семинарию, благодаря чему Переяслав становится крупным центром — наряду с Киевом и Черниговом. Из числа церковных и общественных деятелей XVIII века, вышедших из семинарии, особенно были известны Иван Васильевич Леванда, профессор Киевской академии и протоиерей Софийского собора, и Андрей Семенович Романенко-Братановский, архиепископ Белорусский и Могилевский, с именем Анастасий. В конце XVIII века Переяслав становится оплотом Православия в борьбе с унией и католицизмом. Во времена этой жестокой борьбы униатами был замучен благочестивый старик Даниил Кушнир. Голову казненного мученика православные обрели и отправили в Переяслав, где ее торжественно похоронили в кафедральном соборе Вознесенского монастыря.
В 1800 году преобразованная семинария получает специальное назначение — подготовка кандидатов священства. В XIX веке из нее вышли, в частности, П. Д. Юркевич, профессор философии в Московском университете, П. И. Житецкий, глубокий исследователь украинского языка и литературы.Древняя столица митрополитов

Высоты Вышгорода

Святые благоверные князья Борис и Глеб

Владимирская икона Божией Матери

По свидетельствам летописей, Вышгород был основан Хоривом, младшим братом Кия, основателя нашей столицы. Город назывался Хоревицею, а со временем из-за своего местоположения по отношению к Киеву стал именоваться Вышеградом и Вышгородом. В IX веке киевский князь Олег отдал Вышгород святой княгине Ольге, супруге князя Игоря, в "вино" (приданое), который и стал ее резиденцией. Видимо, здесь Ольга занималась воспитанием своего внука — князя Владимира, который построил в Вышгороде на Ольгиной горе первую церковь в честь своего небесного покровителя — святого Василия Великого. В 1030 году на месте сгоревшей Васильевской церкви Ярослав Мудрый построил храм-усыпальницу в честь святых Бориса и Глеба, куда и были перенесены мощи мучеников. Помещение мощей первых отечественных святых в Вышгороде, а не в Киеве объясняют особым статусом города. Он сначала принадлежал великим князьям, а затем стал центром удельного княжества, куда ставились на княжение прежде всего наследники великокняжеского престола. По этой традиции дважды княжил в Вышгороде святой благоверный князь Андрей Боголюбский (когда его отец Юрий Долгорукий занимал Киевский престол). С Вышгородом и князем Андреем связана и другая святыня Православия — Владимирская икона Божией Матери.

Первые отечественные святые

Первыми отечественными святыми стали князья-воины: ростовский князь Борис (во Святом Крещении Роман) и муромский князь Глеб (во Святом Крещении Давид).
Страстотерпцы Борис и Глеб — младшие сыновья равноапостольного князя Владимира, братья Ярослава Мудрого. По одним сведениям, они были детьми святого Владимира и "болгарыни", по Якимовской летописи — Глеб был сыном Владимира и греческой царевны Анны. Братья были воспитаны в христианском благочестии и получили хорошее образование. Старший, Борис, любил читать Священное Писание, труды Отцов Церкви и особенно жития святых, желая подражать подвигу угодников Божиих. Глеб разделял с братом его стремление посвятить жизнь служению Богу. Князь Борис получил в удел Ростов, Глеб — Муром.
В 1015 году Владимир заболел и призвал Бориса в Киев, который к этому времени уже прославился как храбрый и искусный воин. Поэтому отец поставил его во главе своей дружины в походе против печенегов, вторгшихся в пределы Киевской Руси. Пока Борис находился в походе, князь Владимир умер, а старший его сын Святополк объявил себя великим князем Киевским. Дружина уговаривала Бориса пойти на Киев и занять великокняжеский престол, но благочестивый князь, не желая междоусобной войны, распустил свое войско, оставшись с отроками на берегу реки Альты. "Отец мой умер, пусть брат мой будет мне вместо отца", — сказал Борис. Святополк не поверил искренности брата и подослал к нему убийц — Пушту и вышгородских бояр. Предупрежденный о вероломстве, князь, ставя превыше всего любовь и правду, не стал скрываться и, подражая мученикам первых веков христианства, спокойно встретил свою смерть. Убийцы настигли Бориса во время утренней воскресной молитвы на берегу реки и пронзили его копьями. Тело его тайно было перевезено в Вышгород и погребено там в церкви святого Василия. Ему было 25 лет.
После этого Святополк Окаянный столь же вероломно умертвил и брата Глеба. Таким образом братоубийца желал стать единовластным правителем Руси. Однако против Святополка восстал Ярослав Новгородский: "Не я начал избивать братьев, но он; пусть будет Бог мстителем за кровь братьев моих, потому что Святополк без вины пролил кровь праведных Бориса и Глеба". После нескольких лет войны, побед и поражений, в 1019 году, Ярослав изгнал Святополка из Киева, мощи Глеба также перевез в Вышгород в церковь святого Василия.
Память князей-страдальцев стала священной для Руси. Летописи полны рассказов о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и с их помощью (в том числе и в знаменитом Ледовом побоище Александра Невского), о паломничестве князей к их гробу. Много церквей и обителей было возведено по всей Руси в честь братьев-мучеников. В 1071 году Церковь причислила их к лику святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба (6 августа), а также день перенесения их мощей (15 мая) в новую церковь, выстроенную князем Изяславом Ярославовичем в Вышгороде. В 1115 году мощи святых торжественно перенесли в специально построенный в их честь Владимиром Мономахом каменный храм города.
Мощи святых благоверных князей были утеряны во время разорения Киева и Вышгорода Батыем в 1240 году. Вероятно, они были спрятаны горожанами. Православные верят, что они непременно откроются, когда мы через покаяние и благочестивую жизнь удостоимся этого.

Владимирская икона Божией Матери

Согласно церковному преданию Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал Спаситель с Богородицей и праведным Иосифом. Увидев этот образ, Божия Матерь произнесла: "Отныне ублажат Меня все роды, благодать Родившегося от Меня и Моя с этой иконой да будет". Икона пребывала в Константинополе, откуда была перенесена на Русь в дар великому киевскому князю Юрию Долгорукому, который благословил ею своего сына — благоверного князя Андрея Боголюбского, княжившего в Вышгороде. 70-летний великий князь надеялся сделать сына наследником киевского престола. Однако князю Андрею уже надоели бесконечные княжеские войны за Киев, к тому же при множестве соискателей 35-летний претендент вряд ли мог быть фаворитом, поэтому вопреки воле отца в 1155 году он уходит в Суздальскую землю.
С собой князь взял икону. В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот со святыней, остановились и не могли тронуться с места. Князь, увидев в этом знак свыше, попросил отслужить молебен и сам долго со слезами молился перед чтимым образом. Ему явилась Сама Божия Матерь с раскрытым свитком и повелела Свой чудотворный образ оставить во Владимире (отчего икона стала именоваться Владимирской), а на месте явления построить церковь.
Святыня много раз спасала Святую Русь от завоевателей. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 году, полчища разорили рязанские земли, взяли город Елец, вышли к Дону и направились на Москву. Владимирская икона Божией Матери была привезена в город (на месте, где народ с молитвами и упованием встречал Заступницу, москвичи затем построили Сретенский монастырь). Тамерлану во сне в лучезарном сиянии явилась Божия Матерь и повелела оставить пределы Руси. В трепете грозный завоеватель повелел своим полкам повернуть обратно.
В 1480 году хан Золотой Орды Ахмат с многочисленным войском пошел на Русь, дабы закрепить ослабевшее иго. Ему навстречу вышли полки великого князя Иоанна III. Войска сошлись у речки Угры. В это время вся Москва молилась Владимирской иконе Божией Матери о спасении от татарского нашествия. Знаменитое "стояние на Угре" завершилось бескровной победой православных: враг стал отступать, затем в страхе обратился в бегство. Так заступничеством Пресвятой Богородицы в 1480 году пало монголо-татарское иго, два с половиной столетия тяготевшее над Русью.
В 1521 году Богородица спасла Москву от войска крымского хана Махмет-Гирея.

В епархии 235 приходов, 10 монастырей