ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

58

ЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ


Епископ Черкасский и Каневский Софроний:
"Утверждать справедливость Божию"

Владыка Софроний (Дмитрук) родился 15 февраля 1940 года. День тезоименитства — 12 апреля. Хиротония — 9 августа 1992 года, с этого же дня он пребывает на Черкасской кафедре.
За время его правления количество приходов в епархии выросло с 70 до 320, построено 24 храма, возводятся еще 15. Один из них — кафедральный собор в честь святого Архистратига Михаила в Черкассах — сооружается по проекту, разработанному лично Владыкой Софронием.
По благословению и под руководством епископа Черкасского и Каневского осуществляется работа по изучению архивных материалов репрессивных органов. Найдены дела более 300 человек, пострадавших за православную веру во времена советской власти. 104 новомученика Черкасских решениям Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года канонизированы.


— Ваше Преосвященство, семь лет пребывания на кафедре были богаты и для Вас, и для епархии значительными событиями. Что удалось сделать за это время?
— Подходит к концу второе тысячелетие от Рождества Христова. Весь христианский мир готовится к славной дате. Но без переосмысления прошлого, без надлежащих выводов относительно наших общих и личных ошибок, просчетов, грехов вряд ли чествование праздника будет угодно Богу. Многолетнее богоборчество на просторах Святой Руси легло черным пятном на весь народ, не восставший против большевистского произвола и позволивший свершиться беззаконию.
Святая Церковь понесла такие жертвы, осознать и обобщить которые не под силу человеческому разуму. Картина трагедии православного народа, который до Октябрьского переворота составлял единую великую Церковь Христову, до сих пор не имеет завершенных контуров: никто не может сказать, сколько архиереев, священников, мирян уничтожила советская власть, это верное орудие дьявола. Если мы не приложим всех усилий, чтобы обнаружить каждое преступление слуг антихриста, назвать имя каждого человека, пострадавшего за веру, за Бога, за право называться христианином мы не получим Божиего и человеческого прощения, не принесем достойных плодов покаяния. Эта мысль не дает мне покоя. А факты таковы, что мы можем объективно, без тщеславия отметить: черкасская земля принесла Богу такой богатый урожай на святой ниве, как, возможно, никакая другая. Чтобы не казалось безосновательным это утверждение, достаточно сказать, что Церковью уже канонизировано 104 новомученика, казненных атеистической властью в тридцатых годах на Черкасщине. И еще более двадцати представлены Священному Синоду для канонизации. Считаю главным делом своей жизни именно эту миссию, которую Господь возложил на меня, вручив мне жезл архиерея.
— Хорошо известна Ваша деятельность по восстановлению монастырей и строительству храмов. Чем будет отмечено 2000-летие Рождества Христова?
— Действительно, возобновлена деятельность Свято-Онуфриевского мужского монастыря в селе Чубеевка, Свято-Троицкого Матронинского женского монастыря в селе Мельники, Свято-Николаевского Лебединского монастыря в селе Лебедин. На очереди открытие еще двух монастырей. Когда я подхожу к новостройке храма святого Архистратига Михаила, который возводится в Черкассах, всегда поражаюсь кружеву кирпичной кладки и монолитности каменного великана, буквально на глазах выросшего посреди тополей бывшего соборного погоста, преобразованного в пятидесятые годы нашего века в Парк культуры и отдыха имени Первого мая.
Удивительными путями Господними движется история. "У Господа один день, как тысяча лета, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3, 8). Опять на нашу землю пришла радость: с оттепелью в религиозной жизни Церкви возвращаются храмы, отстраиваются новые, люди могут без страха молиться и служить Богу. Так должно быть, так есть.

Для души не бывает провинций

Строительство Свято-Михайловского храма в Черкассах

Не мудростью человеческой, а премудростью Божией зиждется мир, и утверждается свобода Божия, и Его Промысел в неисповедимой Его премудрости относительно всего человечества и каждого из нас отдельно. Черкассы, небольшой уездный городок на Киевщине, в конце XIX века ничем не выделялся среди других провинциальных местечек. Возвышался он над Днепром в зелени садов, непритязательные тихие улицы назывались Старо-Чигиринская и Ново-Чигиринская, Смелянская, Одесская — в зависимости от того, в каком направлении они пересекали город.

По данным переписи населения, в 1897 году Черкассы насчитывали 29600 жителей, а на первое января 1910 года их уже было 39303, из них православных — 24199 человек. Под омофором Церкви пребывало также 2478 так называемых раскольников. Треть населения составляли иудеи — 12220 человек. Менее одного процента составляли католики и мусульмане. В городе было больше десятка православных церквей, включая домовые, кладбищенские и полковые. Руководство церковной жизнью города осуществлялось Киевской консисторией через благочинных.
1910 год внес изменения: здесь была основана епархия. На новосозданную кафедру епископа Черкасского был определен Преосвященный Назарий (Блинов). К епархии относились приходы прилегающих к городу районов. Умань, Чигирин, Канев имели своих правящих епископов.
Черкасская епископская кафедра просуществовала до 1922 года. Неумолимые исторические события начала ХХ столетия, которые привели к трагическим последствиям в жизни всей Российской империи, отразились и на судьбе православных жителей Черкасс: церкви и монастыри были закрыты, кафедра епископа передана обновленческой общине. Его Преосвященство Назария в 1921 году отозвали в Киев. 16 февраля 1922 года канцелярия епархии была ликвидирована, монастырский двор со всеми строениями, кроме церкви, по решению местных властей передали под детский приют. Город на семьдесят лет остался без правящего архиерея и практически без духовного окормления. Но это было только начало.
Массовые репрессии тридцатых годов проводились против Церкви, в которой атеистическая власть видела воплощение всего несовместимого с "новой" моралью. Свыше четырехсот дел священнослужителей и мирян находятся в фондах областного архива. Это в основном следственные дела на тех, кто был расстрелян в 1930–1938 годах. А сколько сослано в концлагеря Крайнего Севера! Среди подвижников было немало тех, кто прошел по кругам ада на Соловках, Беломорканале, в Усть-Зырянских лагерях. Можно только вообразить муки, пытки, страдания от голода, холода, цинги, других болезней людей, которые верность Богу, священническому долгу ставили превыше всего.
Святые новомученики Черкасские — не только жители этого края. Среди них немало насельников Киево-Печерской Лавры, Винницкого, Шаргородского, Владикавказского монастырей, своей честной кровью освятивших родную землю. И наш долг — чтить их память. Что же касается многочисленности черкасских святых, то хотелось бы заметить: разве на Небе тесно?
Вспомните Евангелие: "Да не смущается сердце ваше, — предупреждал Господь, — веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: "Я иду приготовить место вам" (Ин. 14, 1-2).

"Не следует бояться смерти…"

Святые новомученики черкасские.

"Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10, 28).
мерть не страшна, если умирать достойно". Эти удивительные в своей простоте и сокрушительные для смерти слова сказал в свое время отец Михаил Загайкевич, рядовой священник села Цибулев. Лишенные патетики, брошенные в лицо палачам, они дошли до нас через шесть десятков лет и предоставили возможность задуматься: как становятся святыми?
"Смерть не такая уже и страшная…",— сказал отец Михаил, а он знал, что говорил. Он не один раз видел смерть и не один раз смотрел ей в глаза. И смерть оказалась перед ним бессильной. "Кто соблюдает слово Мое, тот не увидит смерти вовек", — сказал Господь (Ин. 8, 51). Глубокая вера в этот обет Христов помогла священнику умереть достойно и "тесными вратами" войти в Царство вечной жизни: "идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную" (из молитвы святого Василия Великого).
Михаил Афанасьевич Загайкевич родился 1 октября 1873 года в день Покрова Матери Божией, в семье псаломщика церкви села Голубовка Ружинского уезда Житомирской волости. Нарекли его в честь святого преподобномученика Михаила, игумена Зовийского, и он достойно пронес через всю жизнь это имя. Закончив Киевскую Духовную Семинарию в двадцать два года, отец Михаил, как было заведено, два года учительствовал. В 25 лет, после возведения в сан священника, он получил приход в селе Цибулев Монастырищенского уезда на Виннитчине, где прослужил свыше 30 лет. Село Цибулев в те времена было достаточно большим и богатым. Его обитатели занимались свекловодством, работали на сахарном заводе. В общем, жили зажиточно, а среди них не бедствовал и сельский священник с семьей.
Так бы и закончил свою жизнь отец Михаил в этом благодатном месте, окормляя богобоязненную паству, но не то ему судилось: пришли большевики, узурпировавшие власть. Некогда Святая Православная Русь встала на путь богоборчества и святотатства. Разруха, голод, преследования, раскулачивание — через все это прошел с семьей и священник Михаил Загайкевич. Ни его сан, ни преклонный возраст не спасли от репрессий.
"В тридцатом году, — рассказывал на следствии отец Михаил, — советская власть меня выслала в Архангельск…"
Сказать "в Архангельск" — ничего не сказать. Святитель Лука Крымский, который на собственном опыте познал ужасы репрессий, свидетельствовал о лагерной жизни: "Нас поместили… в лагерь, получивший название "Макариха" и состоявший из двухсот бараков, в которых целыми семьями жили "раскулаченные" крестьяне многих губерний. В "Макарихе"… свирепствовали сыпной тиф и другие болезни. Каждый день в большую яму сбрасывали около семидесяти трупов…"
Возможно, именно в этой пресловутой "Макарихе" отбывал свой трехлетний срок и отец Михаил, работая на лесоповале.
В 1936 году была принята новая конституция, декларировшая свободу совести. Отец Михаил, уже пребывавший на свободе, начал бороться за открытие храма. Он встречался со многими прихожанами, убеждал их постоять за веру, не бояться преследований, даже смерти. Ибо смерть, как заявил он одному из свидетелей, совсем не страшная, только принять ее нужно достойно.
28 октября 1937 года отца Михаила вновь арестовали. В ходе следствия он признал себя виновным… в ненависти к власти. 12 октября следователь записал в обвинительном заключении: "Поп Загайкевич систематически ходил по селам, устраивал собрания верующих, выполнял требы, вел антисоветскую агитацию, внушал мысль о неизбежности гибели советской власти, говорил: "Вы видите, коммунистов бьют по всей земле и скоро уничтожат в СССР".
7 декабря 1937 года в уманской тюрьме православный сельский священник из Цибулева, шестидесятилетний отец Михаил Загайкевич, был казнен за веру, за Церковь, за Господа Иисуса Христа. Его святое имя Промыслом Божиим спустя шестьдесят лет после казни было возвращено потомкам, канонизировано благодарной Матерью-Церковью в сонме 104 мучеников и исповедников земли черкасской. Святой мученик, отче Михаил, моли Бога за нас!

В епархии 320 приходов, 5 монастырей