57

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

ХУСТСКАЯ ЕПАРХИЯ


Православие Карпатской Руси

Епископ Хустский и Виноградовский Агапит:

"Жить по заповедям Господним"

Епископ Агапит (Бевцик) родился 6 марта 1965 года в селе Давыдовцы Черновицкой области. По окончании средней школы поступил в Черновицкое музыкальное училище, которое закончил в 1983 году.
В 1985 году зачисляется в число братии Свято-Духовского мужского монастыря Вильнюса. В 1988 году по просьбе архимандрита Ионафана (Елецких), наместника Киево-Печерской Лавры, послушник Свято-Духовского монастыря переведен в эту обитель, где и был пострижен в монахи с именем Агапит — в честь преподобного Агапита Печерского, врача безвозмездного.
В 1988 году рукоположен в иеродиаконы, а в 1990 году — в иеромонахи. 22 июня 1994 года Указом Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира игумен Агапит назначен наместником Свято-Троицкого мужского монастыря. В этом же году закончил Киевскую Духовную Семинарию, а в 1998-м — Духовную Академию, защитив работу на тему "Роль Вселенских и Поместных Соборов в формировании христианского богослужения".
В ноябре 1998 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви архимандрит Агапит назначен епископом Хустским и Виноградовским. Хиротония во епископы произошла 22 ноября 1998 года в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры.


— Ваше Преосвященство, приближается знаменательная дата — юбилей Рождества Христова, к которой готовится весь христианский мир. Какими делами встречает его Ваша епархия?
— Епархия готовится к этому событию уже давно — фактически с 1994 года, со времени своего основания. Тогда началось строительство двух кафедральных соборов в городах Хусте и Виноградово. Сейчас оно близится к завершению. Построен новый храм в Свято-Михайловском монастыре (село Драгово-Заградь). В канун празднования 2000-летия Рождества Христова произошло необыкновенное событие в нашей епархии — найдены мощи схиархимандрита Алексия (Кабалюка). Это выдающееся событие для всего православного Закарпатья. Сейчас поданы документы в комиссию по канонизации при Священном Синоде УПЦ. Надеемся, что канонизация и прославление схиархимандрита Алексия будут приурочены к юбилею Рождества Христова.
— О чем Вы думаете накануне юбилея и что хотели бы пожелать православному люду?
— В сегодняшнее трудное и сложное время хотелось бы пожелать всем людям милости Божией, христианской любви, мира, согласия и терпения. Пусть каждому из нас послужит пример схиархимандрита Алексия, который явил для всех образ жертвенной любви ко всем людям.
В наше время многие сетуют, что нет, мол, благородных примеров и идеалов. Житие отца Алексия — это и пример, и идеал. Значит, и в наше время мы должны проявлять не слабость, а силу духа. Митрополит Филарет (Дроздов) когда-то сказал: "Грязь грязью не смывают. Грязь смывается лишь чистой водою". А потому, если мы не отвечаем злом на зло, а проявляем христианское терпение, любовь и уважение ко всем, то все будет хорошо.
Хустская епархия Украинской Православной Церкви образована по решению Священного Синода от 29 июля 1994 года, после раздела Мукачево-Ужгородской епархии на две самостоятельные. Территория ее охватывает города и села, расположенные на юго-западных склонах в северной части Восточных Карпат и северо-восточной части Средне-Дунайской низменности — по речке Тиса и ее притоках.

До ноября 1998 года новообразованной епархией управлял Преосвященный епископ Мефодий, а с 21 ноября решением Священного Синода Украинской Православной Церкви на Хустскую кафедру назначен епископ Агапит (Бевцик), который до этого был настоятелем Свято-Троицкого Ионовского мужского монастыря в Киеве.
До 1998 года епархиальное управление временно находилось в корпусе хустской городской гостиницы "Верховина". По ходатайству Преосвященного епископа Мефодия областная и районная госадминистрации выделили место под строительство епархиального комплекса, освященное 30 октября 1996 года. Строятся кафедральные соборы в Хусте (в честь святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских) и в Виноградово (в честь Святой Троицы).
История Закарпатского края чрезвычайно интересная. В IX–Х веках его территория входила в состав Киевской Руси. Летописец Нестор, рассказывая об образовании государства угров в 898 году, пишет: "И пришедше от востока и устремишася через горы великия, иже прозвашася горы Угорския, и почаша воевати на живущия ту, седяху бо ту прежде словене и волохове, переяша землю Волынскую. По сем же угре прогнаша волохы и наследиша землю ту, и седоша с словеньми, покоривше я под ся, и оттоле прозвася земля Угорська".
Согласно записи "Повести временных лет" в 996 году киевский князь Владимир Святославович проживал в мире с соседними князьями Болеславом Лядским, Стефаном Венгерским, Андроником Чешским. Во второй половине ХІ века в связи с ослаблением Киевской Руси на Закарпатье участились набеги половцев. В марте 1241 года орды хана Батыя, словно смерч, пронеслись по Карпатской Руси, опустошая этот край.
Несмотря на порабощение, Закарпатье сохраняло многовековые восточнославянские обычаи в построении храмов, жилищ, оборонных сооружений. Письменность здесь начала распространяться уже в 80–90 годах ІХ века, когда из Моравии пришли ученики святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Построенные благодаря им храмы и монастыри стали в будущем центрами славянской письменности и распространения церковно-славянской литературы.
В ХІ–ХІІ веках из Руси (Киева и Галиции) завозились в Закарпатье церковные книги, переписывавшиеся в Мукачевском, Грушевском и других монастырях. До нас дошли отрывки из Евангелией и Миней ХІІ–ХІV веков на церковнославянском языке, которые сбереглись среди рукописей Мукачевской и Имтичевской обителей.
После татаро-монгольского нашествия на Закарпатье началось засилье венгерских феодалов. В XVI веке сюда проникает протестантизм, распространяемый в основном среди венгерского населения. В начале XVII века в крае активизировались иезуиты, в результате часть православного духовенства и населения подверглась окатоличиванию. Так, в 1642 году Мукачевский православный епископ Василий (Тарасович) в замке Ламсенберг (около Вены), в присутствии австрийского императора принял католицизм. Но население не пошло за ним. И Тарасович вернулся в лоно Православия. Однако 24 апреля 1646 года под давлением владелицы Ужгородской латифундии Анны Друкет в Ужгороде на собрании духовенства была провозглашена уния. Акт о союзе с латинянами подписала незначительная часть высшего духовенства.
Подписание этого союза вызвало общий гнев народа. Мукачевский епископ Тарасович вынужден был бежать из Закарпатья, а на его место избрали и посвятили во епископа священника Юско. Православный народ еще долго вел борьбу против унии.
Начиная со второй половины XVI века, в Закарпатье действовали школы не только в городах, но и в больших селах — в Великой Копани, Великих Лучках, Вышкове и др. Сохранились памятники письменности тех времен, среди которых "Королевское Евангелие", переписанное Станиславом Грамматиком. По технике исполнения эта рукопись может сравниться со знаменитым "Пересопницким Евангелием" (1556–1561). К этому же времени относятся "Мукачевская Псалтырь" и "Ужгородский Устав". Ценными памятками XV–XVI столетий являются "Ужгородская праздничная Минея", "Теребоянский Пролог", "Торунский сборник" и другие рукописные богослужебные книги. Одно из Евангелий XVI века, найденное в Ужгороде, условно называется Московским, поскольку, очевидно, завезено сюда из Москвы. В конце XV века в нашем крае появились первые печатные книги на славянском языке. Среди закарпатцев особой популярностью пользовались издания русского первопечатника Ивана Федорова. В Ужгородском краеведческом музее хранится Евангелие тех времен.
В строительстве, убранстве закарпатских храмов и иконостасов использовались творения народных умельцев. Довольно примитивными орудиями они зачастую создавали шедевры искусства. Храмы в селах Подоровец, Пилипец, Прислоп, Изки, Колочава, Негровец и во многих других — тому подтверждение. Бок о бок с местными мастерами в крае работали и архитекторы из соседних стран, что обогатило культуру Закарпатья — привнесло элементы итальянского, чешского искусства.

Подвижник веры

Схиархимандрит Алексий (Александр Иванович Кабалюк) родился 30 августа 1877 года в приграничном селе Ясиня (Раховский район) в крестьянской семье. Еще юношей на одном из местных праздников он познакомился с богомольцем из Почаева, который принес духовную литературу и рассказал о преподобном Иове Почаевском, его подвигах, о Почаевской Лавре. Александр захотел посетить эту святыню Православия. Он отправляется в Почаев, а затем в Киев — в Киево-Печерскую Лавру.
В 1907 году Александр Кабалюк идет на Святую гору Афон, где в монастыре святого великомученика Пантелеимона принимает монашеский постриг с именем Алексий. На Афоне ему порекомендовали обратиться к Русской Православной Церкви для оказания помощи православному движению в Карпатский Руси.
В 1912 году Холмский архиепископ Евлогий рукоположил Алексия в иеромонахи, и в том же году он вернулся на Закарпатье.
Вскоре венгерские власти узнали о прибытии и деятельности отца Алексия. Жандармы искали его по всему Прикарпатью, чтобы арестовать. Он вынужден был скрываться в родном селе Ясиня. Во второй половине 1913 года в отношении исповедующих Православие началось официальное следствие, сопровождаемое жестокими наказаниями, подобно инквизиции.
К суду привлекли 94 православных, обвиненных в "подстрекательстве" против Венгерского государства и униатской веры. Власти назначили денежное вознаграждение в две тысячи крон тому, кто доставит иеромонаха Алексия в Мараморош-Сигот на суд, который должен был начаться 29 декабря 1913 года
Отец Алексий в это время находился в Америке. Узнав из прессы о репрессиях и арестах своих духовных чад, он решил добровольно вернуться на родину и разделить участь репрессированных. "Вскоре, — вспоминал он, — я благополучно прибыл в Мараморош-Сигот. Никто здесь не узнал меня. Тогда я пришел в судебную палату и отдал себя в руки властям." Внезапное появление на суде отца Алексия повергло гонителей в ужас, а подсудимых чрезвычайно обрадовало и ободрило. "Я главный виновник, — заявил православный пастырь, — но я виноват только в том, что проповедовал Православную веру... Люблю свой родной народ, свою Родину, люблю Святое Православие и ради этого готов терпеть все… Я не считаю возможным уклоняться от суда, который чинит расправу над моими духовными чадами. Это было бы с моей стороны нарушением заповеди о любви, которую завещал нам Спаситель Иисус Христос".
Иеромонаха Алексия как главного виновника осудили на четыре с половиной года заключения и наложили штраф в сто крон. После объявления приговора прокурор позволил осужденному за веру произнести последнее слово. "Где провозглашается Истина, — сказал иеромонах Алексий, — то место свято, как храм. Место, где мы сегодня стоим, является еще более святым, поскольку здесь отстаивалась Божественная Истина. В этой борьбе последнее слово скажет Сам Христос!"
Так закончился известный всему миру Мараморош-Сиготский процесс. После четырех лет заключения отец Алексий продолжал отстаивать Святое Православие в Закарпатье. В 1920 году православный народ края во главе с иеромонахом Алексием выхлопотал у чехословацкого правительства признание юрисдикции Сербской Православной Церкви.
В 1921 году отец Алексий был назначен игуменом Свято-Николаевского мужского монастыря села Иза-Карпутлаш (Нанково) и возведен в сан архимандрита.
Пережив свыше сорока лет гонений и преследований во имя Святого Православия, оставшись до конца борцом за упрочение и развитие веры Христовой в Закарпатье, на 70-м году жизни, 2 декабря 1947 года, схиархимандрит Алексий мирно отошел к Господу.

12 марта 1999 года, в пятницу второй недели Великого поста, в Хустской епархии произошло чрезвычайное событие. По благословению правящего архиерея епископа Агапита и в присутствии духовенства епархии были обретены мощи схиархимандрита Алексия (Кабалюка).
Мощи, пролежавшие в земле 52 года, остались почти невредимыми. Их осторожно подняли из могилы, с трепетом и благоговением перенесли в Свято-Николаевский храм монастыря.
Сохранились также крест, четки и одежда покойного (мантия и подрясник). Но наибольшее удивление вызвала найденная в гробу икона Божией Матери "Скоропослушница". Доска, на которой она написана, даже не потрескалась, а изображение осталось четким и после того, как икона высохла. Сейчас мощи отца Алексия покоятся в Свято-Николаевском мужском монастыре в дубовой гробнице. На рассмотрение комиссии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви поданы документы на прославление отца Алексия.
После Пасхальных дней 1999 года Закарпатье с неофициальным визитом посетил Предстоятель Чехословацкий Православной Церкви Блаженнейший митрополит Дорофей, родом из Закарпатского села Нанково. Его Блаженство побывал в Свято-Николаевском Нанковском монастыре и поклонился мощам схиархимандрита Алексия, от которого когда-то сподобился принять монашеский постриг и вместе с которым нес послушание. Митрополит Дорофей долго в раздумьях стоял у гробницы праведника, а потом со слезами на глазах сказал: "Мы и не ведали, с каким человеком жили рядом, с кем общались! Моли Бога за нас, преподобный отче Алексий!".

В епархии 172 прихода, 11 монастырей