ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

56

ХМЕЛЬНИЦКАЯ ЕПАРХИЯ


Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский Антоний:
"Строить храмы и души"

Архиепископ Антоний (Фиалко) трудится на ниве Христовой уже около четверти века. А родился он в 1946 году на Киевщине в православной семье.

Самостоятельный жизненный путь начал специалистом промышленного и гражданского строительства, закончив Киевский строительный техникум, а позже Воронежский инженерно-строительный институт. Работал на новостройках столицы Украины прорабом, инженером, старшим инженером.
После службы в армии посетил Свято-Троице-Сергиеву Лавру в праздник преподобного Сергия Радонежского. Это стало поворотным пунктом в жизни будущего Владыки. Вскоре он поступает в Духовную Семинарию.
10 апреля 1979 года по благословению Святейшего Патриарха Пимена епископом Винницким и Брацлавским Агафангелом пострижен в монашество с именем Антоний (в честь преподобного Антония Печерского). 7 апреля 1982 года возведен в сан игумена, в 1985 году — архимандрита.
В 1992 году, после получения Украинской Православной Церковью самостоятельности в управлении и избрания нового Предстоятеля УПЦ, архимандрит Антоний был призван на новое служение. 27 июля 1992 года он хиротонисан во епископа Переяслав-Хмельницкого и назначен викарием митрополита Киевского и всея Украины Владимира. 22 июня 1993 года епископ Антоний назначен епископом Хмельницким и Шепетовским, управляющим Хмельницкой епархией. В 1998 году возведен в сан архиепископа. Владыка Антоний защитил диссертацию на кафедре пастырского богословия по теме "Святитель Димитрий Ростовский и его пастырское служение" и получил ученую степень кандидата богословских наук.


— Разные нострадамусы обещают конец света на последний год XX — начало XXI века. Христиане тоже знают о неизбежности конца человеческой истории, но живут сегодня, прежде всего, радостным ожиданием славной даты Рождества Христова. Ваше Высокопреосвященство, на чем зиждется оптимизм Православной Церкви?
— Ваш вопрос я разделю на две части. Во-первых, Православная Церковь действительно говорит о неизбежности конца человеческой истории, в книге Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова ясно говорится о последних временах. И от них никуда человечеству не деться. Но православная богословская мысль не одобряет прямые толкования пророчеств этой таинственной книги — в том числе и применительно к какой-то определенной исторической эпохе. Тем паче осуждает попытки хронологически установить время и день второго пришествия Спасителя, ведь Святое Писание ясно говорит: "О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время" (Мк. 13, 32, 33).
Православие не смотрит со страхом на неизбежность апокалиптических событий, ведь пришествие Христа — радость для верующих в Него, новый поворот всемирной истории, начало новой жизни с Богом. Поэтому для тех, кто ищет Бога, это есть долгожданная встреча со Спасителем. Эту же истину мы исповедуем в Символе Веры: "…Чаю Воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь".
Во-вторых, радость христиан по поводу 2000-летнего юбилея Рождества Христова абсолютно естественна. Вся православная вселенная радуется, ибо уже 2000 лет люди могут спастись верой в Бога и уподобиться Богу, благодаря тому, что 2000 лет назад Сам Бог стал человеком, чтобы открыть нам возможность побеждать грех и самоусовершенствоваться, возвратить утраченное Богоподобие. Ведь Господь Иисус Христос освободил род человеческий от греха, проклятия и смерти. И никакие псевдопророчества Нострадамуса не способны омрачить эту радость, потому что, как уже говорилось, с 2000 годом православные не связывают конец человеческой истории.
— Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о рождественских мероприятиях, проводимых и планируемых Хмельницкой епархией…
— Создана комиссия по празднованию юбилея Рождества Христова, в которую вошли благочинные всех районов. Но в ее состав будут включены и миряне, помогающие Церкви словом и делом. Торжества начнутся в Свято-Покровском соборе города Хмельницкого, а затем распространятся по районам епархии. Готовится издание кандидатской работы на тему "Святитель Димитрий Ростовский и его пастырство". Намечено строительство часовни на месте чудодейственного источника святого пророка Илии в Деражнянском районе. 25 июня состоится празднование Дня памяти преподобного Онуфрия Великого, в честь которого воздвигнут храм у целебного источника в Свято-Преображенском Головчинецком женском монастыре. Каждый человек, каждый приход готовится к встрече великого юбилея и мы стараемся объединить эти усилия.

Православная миссия подольской земли

Святыни епархии возрождаются.

Подольская земля издавна, с самых ранних исторических времен, являлась православной окраиной Киевской Руси, пограничной зоной. За ней простирались дикие степи. В то время, когда в других землях развивались наука и культура, писались летописи и богословские трактаты, миссия Подолии состояла в ином: она защищала славянские земли от диких варваров, от их разрушительных набегов. История Подолии — почти непрерывная борьба пришлого инославия с коренным Православием.

По преданию, на юге нынешней Украины проповедовал христианство еще святой апостол Андрей Первозванный. Но с каких конкретно пор Свет Христов начал проникать в пределы настоящей Подолии, невозможно определить точно. Можно только предполагать, что с христианством здесь были знакомы до IX века, так как тиверцы и уличи вели активную торговлю с греками и народами, населявшими черноморские земли.
О расцвете Православия в Подолии в домонгольский период свидетельствует достаточно широкое развитие монашеской жизни, процветавшей в пещерных монастырях.
Первая половина XVI века характерна в этом крае многочисленными набегами татар и других народов, которые не знали и не ведали Истинного Бога. То были кровавые времена: храмы разрушались, монахов и священников убивали либо захватывали в плен. Приднестровская часть подольской земли буквально превратилась в пустыню.
Почти четыре века православная Подолия стонала в порабощении, претерпевала сильные гонения за веру. Новыми поработителями стали поляки. Они делали все, чтобы уничтожить Православную веру и украинский народ, который ими в прямом смысле приравнивался к скоту. В это же время была учреждена уния с римским костелом, чтобы надежнее пленить и окатоличить православных.
После страшных опустошений начала XVI века Подолия представляла собой пустыню. Но вновь началось заселение многострадального края. В массе своей переселенцы были русские. Поляки встречались главным образом среди городских жителей.
Поскольку большинство переселенцев в Подолии составляли русские, то преобладала и Православная вера. Если судить о религиозности здешнего народа в конце XVI века, то по количеству православных храмов, существующих в те времена, подольский край стоял довольно высоко. По данным 1583 года, в Подольском воеводстве было 650 сел, в которых выполняли свою миссию не менее 160 священников. Чтобы понять, насколько велико это число для тех времен, необходимо принять во внимание, что села тогда были малолюдными. В том же 1583 году в Каменец-Подольском несли слово Божие пять православных храмов.
Несмотря на преобладающее большинство православного населения, Подолия не являлась отдельной православной епархией, а входила в состав других. Так, Западная Подолия была под юрисдикцией львовских епископов с титулом Галицкий, Львовский и Каменец-Подольский. Вследствие этого ее судьба была тесно связана с судьбой Галиции.
Самостоятельная же Подольская епархия, в состав которой тогда входила и территория теперешней Хмельницкой, начала свое существование с 1795 года.
Первым ее епископом стал Высокопреосвященнейший Иоанникий, который был рукоположен из архимандрита Донского монастыря. Высокопреосвященнейший архиепископ Иоанникий — наш земляк, он хорошо знал местные условия, потому и был назначен в Подольско-Брацлавскую епархию. В 1832 году при епископе Иринархе начали издаваться "Подольские епархиальные ведомости" — многостраничное издание о жизни православных епархии.
В начале XX века в епархии уже было 1685 церквей, из них приходских — 1416, монастырей мужских — 6, женских — 5, в Духовной Семинарии обучалось 400 воспитанников. А если учесть церковно-приходские школы, то воспитанников насчитывалось до 99500. По уровню народного образования Подольская епархия занимала одно из первых мест во всей империи.
С приходом 1917 года спокойная жизнь христиан Подолии заканчивается.
В 1920 году закрываются Подольская Духовная Семинария и епархиальное управление. А в Каменце-Подольском разрушаются два величественных храма — в честь Александра Невского и Казанской иконы Божией Матери.
В 1950–60-е годы храмы облагаются громадными налогами, а священники лишаются практически всех гражданских прав. Запрещались ремонты храмов, крестные ходы и похороны по православному чину. В 1964 году из 452 храмов действующими остались только 139, были закрыты также Городищенский и Головчинецкий монастыри. В этом же году упраздняется Хмельницкая кафедра, а епархией начали управлять Винницкие Преосвященные. Кафедральный собор также был закрыт, и в городе Хмельницком осталась лишь одна маленькая Свято-Покровская церковь.
Только лишь с 1975 года, с приходом на Винницкую кафедру епископа Агафангела (Савина), в Подолии начинается духовное возрождение. Активизируется деятельность приходов, рукополагаются во священнический сан более 200 человек, открываются новые храмы (более 200). С благословения епископа в Хмельницком начинается и строительство нового Свято-Покровского собора.
В 1990 году Хмельницкая епархия вновь стала самостоятельной, а ее управляющим был назначен Преосвященнейший Нифонт (Солодуха) с титулом: епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский. В 1992–1993 годах епархию окормлял епископ Питирим (Старинский).
22 июня 1993 года решением Священного Синода УПЦ под председательством Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, Хмельницкая епархия была разделена на две самостоятельные епархии — Хмельницкую и Шепетовскую; Каменец-Подольскую и Городокскую. Хмельницкую епархию возглавил Высокопреосвященнейший Антоний, архиепископ Хмельницкий и Шепетовский.

Возрожденная Головчинецкая святыня

Свято-Онуфриевский храм до и после реставрации


Ежегодно христиане Хмельницкой епархии Украинской Православной Церкви собираются в старинном Головчинецком Свято-Преображенском монастыре чествовать память преподобного Онуфрия Великого. Село Головчинцы издавна было местом паломничества наших предков, куда они приходили поклониться чудотворной иконе преподобного.
Точной даты основания монастыря историки и краеведы не установили. По преданию, в первой половине XVI века в этих краях появились несколько монахов, которые построили земляные кельи и маленькую деревянную церквушку, вокруг них со временем и образовалась обитель.
В XVIII веке, в период господства на Украинском Правобережье польской короны, Головчинецкий монастырь захватили униаты. Но с Божией помощью в 1795 году, после воссоединения Подолья с Православной Россией, святая обитель возвратилась под благодатный омофор материнской Церкви. После революции монастырь был закрыт. В его помещениях организовали интернат для беспризорных детей. Во время немецкой оккупации в обитель возвращаются несколько насельниц и восстанавливают монашескую жизнь. Освобождение Головчинец советскими войсками приводит к повторному закрытию монастыря. Здания передают школе-интернату. Лампада духа угасает здесь более чем на полвека. Только 24 июня 1996 года по решению Хмельницкой облгосадминистрации главный корпус монастыря был возвращен законному владельцу. Знаменательно, что произошло это накануне Дня памяти Онуфрия Великого, небесного покровителя Головчинецкой обители, по воле Божией и молитвам преподобного.
В этом году на духовный праздник в Головчинцы прибыло около тысячи верующих со всей епархии. После литургии священники, монахини и миряне во главе с Владыкой Антонием, архиепископом Хмельницким и Шепетовским, крестным ходом прошли к целебному Онуфриевскому источнику, где был отправлен молебен. Паломники набрали святой воды, сестры монастыря раздали всем просфоры. Отныне во многих подольских семьях хранятся головчинецкие святыни, поддерживая верующих в трудную минуту и оберегая их от болезней.

В епархии 435 приходов и 2 монастыря