Значимость и масштабность празднуемого 200-летия Харьковской епархии, святительский подвиг ее архипастырей, всего духовенства и верующего православного народа невозможно в полной мере осознать без рассмотрения условий, в которых она создавалась, ее отличий от существовших ранее епархий. А отличия эти были весьма существенны.
Первое — обширность епархиальной территории, отнюдь не ограничивающейся границами сегодняшней Харьковской области и даже Слобожанщины. Это и Новая Сербия, и часть области Войска Донского и другие территории.
Второе — очень разноплеменное население. В большинстве своем это, конечно, было слободское казачество. Но немалый процент в нем составляли московские "служилые" люди, в основном военные. А также — "битые холопы" как из Московии, так и из польской Украины, переселенцы греки и сербы, донские казаки и т. п. Народ-то, в общем, православный, но необразованный, прежде всего духовно. Отсутствие религиозной грамоты приводило, как отмечал архиепископ Досифей, к увлечению "бабьими и дьявольскими забобонами".
Третьим, но едва ли не определяющим специфику новой епархии, фактором была очень слабая управляемость рассматриваемой территории со стороны государства. То есть, по сути, отсутствовало государственное объединяющее начало. Более того, оно все больше играло деструктивную роль в отношении населения южных земель. Ибо как только исчезла внешняя опасность у южных границ России, так отпала необходимость в свободном народе, защищавшем эти границы. Началось закрепощение слободского казачества. Впрочем, духовенство было в едва ли лучших условиях существования — дети священства, не принявшие еще сан, также могли быть обращены в холопов.
Озерянская икона Божией Матери
|
И вот в столь сложных и противоречивых условиях промыслительной волей Божией в судьбах Церкви Христовой, по ходатайству Святейшего Синода и указом императора Павла I от 16 октября 1799 года была основана, как тогда называлась, Слободско-Украинская епархия, которая выделилась из обширной Белгородской епархии.
С этого благодатного времени Церковь Православная нашего Слободского края становится всем для всех. Наполняя страждущий народ благодатью Божией, духовенство, кроме того, несло народу грамотность, видя в этом, прежде всего, залог духовного раскрепощения народа. Низкий поклон им всем — от архипастырей до сельских батюшек, которые ценой неимоверных усилий, самопожертвования несли людям свет Евангельской Истины — создавали храмы, а при них школы, библиотеки, богадельни.
В 1826 году Белгородским епископом Епифанием (Тихорецким) был основан Харьковский коллегиум, ставший первым высшим учебным заведением Левобережной Украины. При оном возникли и первые в крае библиотека, хор и многое другое, чем мы по праву гордимся и сегодня. И уже в 1840/1841 учебном году коллегиум был переименован в Харьковскую Духовную Семинарию.
Первым святителем новообразованной Харьковской епархии был назначен Екатеринославский викарий епископ Христофор (Сулима), человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор как духовного управления, так и развития всеобщего образования. Благодаря именно ему берется курс на привнесение грамотности в народ. Его трудами и с его благословения в 1805 году был основан Харьковский университет — храм науки.
Обновившийся образ Нерукотворного Спаса.
|
Особенно просиял благословеннейший архиепископ Мелетий (Леонтович), который за свою святую жизнь, Богу содействующую, был канонизирован в 1978 году Православной Церковью. Это был архипастырь дивный — непрестанный молитвенник, строгий постник и аскет, покровитель вдов и сирот, бессребреник. Владыка Мелетий все силы отдавал духовному укреплению пасомого народа, утверждению Святого Православия.
Большую мудрость в своей деятельности проявлял архиепископ Филарет (Гумилевский), управлявший Харьковской епархией с 1848 по 1858 годы. Это был муж чрезвычайно благочестивый. Как ученый архипастырь он оставил после себя более двадцати трудов, из коих особый интерес представляет "Историко-статистическое описание Харьковской епархии" в пяти томах.
С 1859 по 1868 год епархией управлял архиепископ Макарий (Булгаков). Человек высочайшей образованности, благочестивый и высоконравственный архипастырь, выдающийся ученый-историк, создавший труд, равного которому не было и нет, — "История Русской Православной Церкви". Tруд Владыки поражает объективностью, использованием большого количества энциклопедического материала.
Яркой личностью можно назвать и видного деятеля, архиепископа Амвросия (Ключарева), который за время 19-летнего архипастырского служения (с 1882 по 1901 год) в Харьковской епархии проявил себя заботливым отцом своей паствы, что прежде всего выражалось в поднятии православного религиозного духа нашего народа. Его богословские труды высоко оценены в западном мире.
Кроме того, благодаря его архипастырской деятельности, слобожанская земля украсилась чудесными Божиими храмами, в том числе и Харьковским кафедральным Свято-Благовещенским собором.
"Если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его" (Пс. 126, 1). Господь сопутствовал трудам пастырей и архипастырей Харьковской епархии. К столетнему юбилею она подошла с поразительными результатами — 930 храмов, а при них 816 школ, 777 храмовых библиотек, 16 богаделен! Конечно, просто цифры не дают полного представления о проделанном нелегком и кропотливом труде духовных подвижников.
Святые угодники Слободского края.
|
Мудрая деятельность харьковских архипастырей, всемерное поощрение и поддержка образования народа привели к тому, что под святительским омофором Харьков превратился в крупнейший научно-культурный центр, давший стране и миру не только ревностных пастырей, но и большое количество выдающихся светских ученых и деятелей культуры.
Прежде всего, конечно, это Григорий Саввич Сковорода — гениальный украинский философ, самобытный поэт, талантливый педагог, дыханием которого была Святая Библия, с которой он не разлучался даже во сне.
Однако наряду с положительными сторонами духовного развития, как ни тягостно это сознавать, в начале ХХ века произошло отчуждение нашего народа от святоотеческой Православной веры. К противоборству с Церквой Христовой призывали так называемые "мыслящие люди" того времени.
Результат подобных антиправославных действий не заставил себя долго ждать. В начале второго столетия существования Харьковской епархии в стране разразились страшнейшие социально-религиозно-политические катаклизмы, принесшие неимоверные беды и муки народу и его пастырям. Варварски разрушались святые храмы — святыни нашего православного народа, в своем архитектурном величии и красоте не имевшие равных в мире. И все это устраивалось недругами святой Руси так, что страшное варварство совершали бывшие верующие своими руками — как богоотступный народ.
Но вера очищается и утверждается мученической кровью. Священномученики и исповедники: архиепископ Онуфрий, митрополит Константин, епископ Иннокентий и иже с ними — в неимоверных страданиях, через пролитие моря крови, принесли на алтарь исповедания веры свою святую жизнь, злолютое лукавство дьявола "победив кровию Агнца и словом свидетельства Своего" (Откр. 12, 11). Они, освятившие нашу землю своею кровью, увенчанные от Царя Славы венцами неувядаемой славы, и сегодня дерзновенно молятся у Небесного Его Престола о всех нас. "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2, 10) — говорит Господь.
Далеко не все выдержали испытание — отошли от чистого родника нашей Церкви, ударились в раскол. Но никогда доселе за 1000 лет не дала наша земля столько исповедников-страдальцев за веру, как в наше время. В наши дни они были причислены к лику святых, их память мы поминаем 1 июня. Благодаря жертвенному подвигу этих страдальцев устояла наша Церковь, сохранив свою изначальную каноническую чистоту. И вновь зазеленели на Божией ниве нашего края новые духовные всходы. Возрождаются храмы и монастыри, растет число приходов. За последние годы усилиями церковнослужителей и прихожан в епархии было построено и отреставрировано 20 храмов, находятся в стадии реставрации — 19, начато строительство еще 19. К Церкви обращаются все больше наших духовно ищущих православных людей. Ему, Всемогущему и Всемилостивому, благоволившему всем нам в те трагические дни, благодарение.
20 июля 1997 года в женском монастыре во имя святых мучеников Бориса и Глеба в селе Водяное Змиевского района Харьковской области во время Божественной литургии, которую совершал игумен Севастьян (Щербаков), произошло чудесное обновление иконы Нерукотворного Спаса.
Это уже второе чудо, явленное этой святой иконой. Первое совершилось во время Великой Отечественной войны, при наступлении на Слобожанщину фашистских войск. Население спешно эвакуировалось.
Обладательница иконы отнесла все свои вещи, в том числе и образа, в подвал, дом закрыла и ушла. После ухода захватчиков она возвратилась домой и спустилась в подвал, где от ее вещей остался лишь пепел. Раскопав его, она обнаружила там икону, которой, Божиим велением, огонь даже не коснулся, лишь покрыл ее черным угаром. Об этом чуде она тогда никому не сказала — богоборцы уничтожили бы святыню. Лишь в январе 1997 года хранительница образа решила передать его в Свято-Борисо-Глебский храм села Водяное, где 20 июля того же года и совершилось над иконой второе неизреченное Божие благоволение — чудесное обновление от пожарного дыма.
Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года принято считать обновленную икону Спаса Нерукотворного чудотворной, установлено церковное празднование в честь ее чудесного обновления. Верим, что это явное Божие благоволение к нашему краю, как и ко всему боголюбивому украинскому народу.
200-летняя история епархии, которая пережила не одно лихолетье и осталась верна канонам Вселенского Православия, — живое свидетельство Христовой истины: "Построю Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18), "Яко с нами Бог!"
Митрополит Харьковский
и Богодуховский Никодим.