53

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

ТУЛЬЧИНСКАЯ ЕПАРХИЯ


Молодая епархия древнего Подолья

Епископ Сарненский и Полесский Анатолий:
"Молиться за всех людей"

Владыка Ипполит (Хилько) родился 10 мая 1955 года в Краматорске Донецкой области. Окончил школу, затем Славянский энергостроительный техникум. Работал в Харькове, одновременно учась в политехническом институте.
В 1979 году поступил в Духовную Семинарию Троице-Сергиевой Лавры, по окончании которой продолжил учебу в Духовной Академии. Защитил кандидатскую диссертацию по литургике, кандидат богословия.
До 1987 года был послушником вначале в Троице-Сергиевой Лавре, потом в Свято-Даниловом монастыре города Москвы. В 1988 году решением Священного Синода с благословения Святейшего Патриарха Пимена направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. После возвращения был благочинным Свято-Данилова монастыря, впоследствии наместником.
В Украину возвратился в 1992 году наместником Киево-Печерской лавры. Был викарием Киевской митрополии. Впоследствии назначен на Донецкую кафедру. 30 марта 1999 года принял Тульчинскую епархию.


— Образ идеального священника обрисовал еще апостол Павел в своих пастырских посланиях, но все же каждая эпоха накладывает на людей, и в том числе на пастыря, свой отпечаток. По Вашему мнению, какими отличительными качествами должен обладать священник в наше время?
— Основное качество священника на все времена — умение и желание молиться. Каждый из нас: священник, монах или мирянин — выполняет свою миссию в Церкви. Но нужно помнить, что священник молится у Престола Господня за всех людей, за весь мир. Какой же верой, каким пониманием необходимости постоянной молитвы должен обладать такой человек!
Как важно сегодня добиваться того, чтобы пастырь не превращался просто в требоисполнителя, а служение Богу не стало средством жизни. Конечно, священник питается от алтаря, но, прежде всего, надлежит честно служить.
— Как Вы, Ваше Преосвященство, пройдя служение в таких духовных центрах мирового уровня, как Москва, Киев, Иерусалим, восприняли назначение на Тульчинскую кафедру?
— Назначение воспринял как волю Божию. Что касается иерусалимских впечатлений — уезжать со Святой Земли, поверьте, очень не хотелось. Как, впрочем, и из Москвы, Киева, Донбасса. Но Господь привел меня на подольскую землю с ее многовековой историей, традициями. Что до сравнения Тульчина со столичными центрами, замечу: в больших городах часто много народа, но меньше людей, в маленьких же, напротив, народу меньше, а людей больше. Жизненная гонка в крупных центрах не дает возможности остановиться, оглянуться, подумать… Духовные ценности порой оказываются в многочисленных терниях суеты. Так что и у провинции есть свое преимущество. Нужно благодарить Бога за все.
— Мы находимся в преддверии двухтысячелетней годовщины Рождества Христова. Не будут ли запланированные торжества девальвировать саму идею христианства, не растратятся ли всуе огромные финансовые средства, а главное — не растеряем ли мы, проводя конференции, приемы, собрания, собственный духовный потенциал?
— Сегодня, накануне празднования 2000-летия Рождества Христова, я убежден — любые затраты будут оправданы, если действительно направятся на благодарение Богу. Конечно, есть известная опасность "заговорить" праздник. Но ведь, повторяю, очень многое зависит от нас самих. Ясное дело, одних слов недостаточно. В конце концов, слово тогда сильно, когда подтверждено сильным делом. Будем просить помощи Божией, дабы грядущие торжества прошли с максимальной духовной пользой. Наша человеческая жизнь — дар величайшей Божией любви, и потому празднование 2000-летия Рождества Христова должно выразить высочайшее чувство сердечной благодарности Творцу за Его милость, тепло, свет и радость, которые посылает Он всем на земле.
Тульчинская епархия, образованная в 1994 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, расположена в восточной части Винницкой области. Древняя и живописная подольская земля издавна славилась обилием православных храмов и монастырей. Поэтому можно догадаться, с какой яростью безбожная власть именно в наших краях ринулась на борьбу со святынями. Многое было разрушено и осквернено. Однако Бог поругаем не бывает. Миновали годы. Прежний режим рассеялся, "яко дым". Наступил долгий и кропотливый период восстановления, осложняющийся нехваткой материальных средств и противодействием безблагодатной филаретовской группировки УПЦ-КП. И все же работа идет. Встает из руин Рождества Христова собор в Тульчине, являющийся главным кафедральным храмом епархии. В Немирове воссоздается единственный пока на территории нашей епархии монастырь. Подоляне надеятся и молят Бога о том, чтобы Свято-Троицкая обитель смогла стать неугасимой лампадой благочестия, истинной духовной жемчужиной Подольского края.

Маньковский отшельник

В дремучем лесу, покрывавшем некогда берега реки Буга от села Маньковки вплоть до села Мачухи Брацлавскаго уезда, спасался в прошлом столетии отшельник Иаков. Пришел он сюда с другим человеком неизвестно откуда. Спутник его направился далее, говорят, в Киев, а Иаков для своих уединенных подвигов избрал именно прилегающий к Маньковке лес. Здесь он устроил три земляные кельи, из коих одна служила молельней, другая — жилой комнатой, а третья, самая маленькая, представляла из себя склад для съестных припасов — по преимуществу сухих овощей. Большую часть времени Иаков проводил в молитве в первой из них, причем ежедневно совершал богослужение в установленные часы, звоня прежде в имеющийся у него колокол, который пред смертию и был завещан Маньковской церкви. Свободное от богослужения время посвящалось Иаковом на выделывание деревянной посуды и веретен, которые он, избегая встреч с людьми, выставлял на проезжей дороге, ведущей из Маньковки в Мачуху и далее в Брацлав. Причем забиравшие его изделия оставляли взамен на том же месте хлеб, муку или овощи, что и подбиралось отшельником для пропитания. Иногда же он отправлялся с удой на реку Буг и, усевшись на прибрежной плите, ловил рыбу. Плита эта и доселе называется Пустынниковой скалой. Избегая суетных разговоров и встреч с людьми, Иаков тем не менее с особенным расположением относился к крестьянину из Маньковки, жившему на прилегающей к лесу окраине села, Григорию Стояну. Правнук его, теперешний местный церковный староста Леонтий Стоян, рассказывает следующее:
"Пустынножитель Иаков любил беседовать с моим прадедом и много времени проводил в этой беседе. Узнав по прозорливости о дне своей кончины, он накануне пришел к прадеду и обратился к нему со следующей просьбой: "Будь у меня завтра. Ты застанешь меня мертвым, лежащим в гробу в заранее приготовленной мною могиле. Закроешь тогда крышкой гроб мой и заложишь его бревнами".
По рассказам местных крестьян, могила отшельника была не засыпана землей, а только заложена дубовыми бревнами. И многие из них в детстве поднимали эти бревна и видели его гроб. В 1873 году послушник Киево-Печерской лавры Иов, уроженец Маньковки, убедительно просил пришедших в Киев на поклонение маньковских крестьян поставить крест на этом месте: "Иаков, — говорил он, — очень часто просит меня об этом, являясь во сне". Возвратившись из Киева, богомольцы сейчас же привели в исполнение означенную просьбу: засыпали могилу землей, оградили ее деревянными прочными перилами и воздвигли на ней крест. С тех пор и доныне к могиле этой, близ которой сохранились следы бывших здесь келий, ежегодно по просьбе крестьян совершается в День Святой Троицы крестный ход для молитвы об упокоении души отшельника Иакова, почитаемого не только местным, но и окрестным населением… Сохранившееся не только среди маньковских, но и среди окрестных поселян предание об отшельнике Иакове исключает возможность сомнения в достоверности его. Остается только определить время душеспасительных подвигов и личность этого отшельника. Из метрических книг Маньковской церкви за 1797 год видно, что пользовавшийся расположением Иакова крестьянин Григорий Стоян умер 29 августа указанного года. Таким образом, смерть отшельника могла последовать не позже 1789 года, так как Стоян исполнил его предсмертную просьбу об осмотре гроба через семь лет со дня смерти. Далее, Стоян умер на сороковом году жизни своей. Пользоваться же таким доверием отшельника ранее 20-летнего возраста едва ли бы он мог, а потому и смерть Иакова, сделавшего Стояна своим душеприказчиком, могла последовать не ранее 1777 года.
Обращая внимание на период 1777–1789 годов, мы видим, что это времена самого сильного давления на Православие со стороны католичества, когда после Барской конфедерации и первого раздела Польши в 1773 году Россия сделала значительные уступки польской шляхте в религиозном вопросе. В силу этого распространение унии среди православных нашего края должно было продолжаться с полным успехом и достичь давно желанной католиками цели. Конечно, среди православных оказалось немало лиц, предпочитавших не только бегство, но даже и смерть принятию ненавистной унии. Из числа таковых, можно полагать, был и отшельник Иаков — вероятно, православный священник, спасшийся бегством от притеснений католиков и с душевной пользой поживший в уединении в маньковских лесах.

Утраченная святыня

Сегодня Бершадского Спасо-Преображенского монастыря нет в списке действующих. Безжалостное время и не менее безжалостная атеистическая советская власть не пощадили его. Но в планах епархии — восстановление этой святыни. Каким же был монастырь в минувшем веке? В книге "Православные русские обители", датированной 1910 годом, можно найти такие сведения. "Бершадский Преображенский монастырь находится в 15 верстах от уездного города Ольгополя, Каменец-Подольской губернии, близ местечка Бершадь, в лесу, недалеко от небольшой, но живописной речки Дохны. Из Ольгополя туда идет большая дорога. В трех верстах от монастыря находится станция Бершадь — узкоколейной дороги. За версту от монастыря находится каменная башня, указывающая поворот на проселочную дорогу.
Монастырь основан в 1616 году при Львовском и Каменецком православном епископе несколькими иноками, бежавшими от гнета турок, татар и смутных казачьих войн, в дремучих Бершадских лесах. Сперва они поселились кое-как, но вскоре обрели на одном дубе явленную икону Божией Матери "Взыскание погибших". Иноки срубили это дерево на постройку церкви, а на пне устроили престол. Таким образом основалась обитель.
Через несколько лет, когда Подолия стала подпадать под влияние унии, единственно Бершадский монастырь, в то время уже насчитывавший многочисленное братство, стал терпеть различные притеснения, набеги католических помещиков. Его разорили до того, что место, где находилась церковь, было закидано хворостом, а монахи бежали в Бессарабию, где основали свой новый монастырь.
Но промысел Божий всегда явно покровительствовал монастырю, и он снова ожил. Два раза монастырь был разоряем, и только с 1794 года окончательно был восстановлен, когда весь тот край присоединился к России. Главная его святыня, икона Божией Матери, вновь обретена для монастыря в 1821 году".

Рождества Христова кафедральный собор

Собор в городе Тульчине был возведен на рубеже XVIII и XIX веков. Он является частью знаменитой тульчинской резиденции крупного земельного магната Станислава Потоцкого, который, обосновавшись в Тульчине, в 1782 году возвел здесь обширный дворцово-парковый ансамбль. Дворцовый ансамбль получил градостроительное и планировочное завершение благодаря сооружению собора, главный северный фасад которого ориентирован на центральную ось южного фасада главного корпуса дворца.
В 1835 году при Мечиславе Потоцком собор получил название в честь Рождества Христового. Позднее, в результате перестройки и достройки помещений, образовалось величественное здание собора, к которому примыкало духовное училище. Во время правления безбожных сил храм был закрыт и осквернен. Новая жизнь возрождающегося кафедрального собора началась в последнее десятилетие. Сегодня в его зданиях и прилегающих помещениях Тульчинского епархиального управления проходят обширные ремонтно-восстановительные работы.

В епархии 306 приходов, 1 монастырь