ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

52

ТЕРНОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ


Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий:
"Верой просвещается наш разум"

Владыка Сергий (Генсицкий) родился 4 декабря 1951 года в селе Долиняны Хотинского района Черновицкой области. Первые шаги на духовном поприще сделал в Свято-Николаевском монастыре в Черновцах.
15 июля 1973 года рукоположен во диакона Свято-Успенского кафедрального собора в Смоленске. В 1976 году возведен в сан протодиакона. В 1983 году закончил Московскую Духовную Семинарию. 6 декабря 1985 года принял постриг, а в 1986 году возведен в сан архидиакона. В августе 1990 года архиепископом Тернопольским Лазарем (Швецом) рукоположен в иеромонахи. Становится благочинным Почаевской Лавры. 11 февраля 1991 года Священным Синодом УПЦ определен быть епископом Тернопольским и Кременецким. Заочно закончил Московскую Духовную Академию. Награжден орденами святого Владимира II и III степени; орденом благоверного князя Даниила III степени; орденом преподобного Нестора Летописца.


— Владыко, что знаменует собой 2000-летие Рождества Христова для всех православных?
— Удивительно, что нам пришлось жить в это время. Христос есть для нас Свет Живоносный, потому что верой и надеждой Он просвещает наш разум, любовью Своей укрепляет нашу волю и указывает пути к жизни духовной, разъясняя нравственные законы, благодатью Своей помогая нам возрастать, укрепляться в благочестии. Чтобы свет, который в нас, не стал тьмою, сердца наши должны быть открыты Богу, и они просветятся Светом Истинным. Канун Рождества — это время, когда каждый человек должен очистить душу свою. Если сердце его чисто и совесть не отягощена грехами, то подвиг молитвы сделает жизнь его светлой, угодной Богу.
— Как готовится епархия к этому великому празднику?
— Отрадно, что, несмотря на действия раскольников, нам удалось сохранить и укрепить веру православную. Возвращаются в лоно Матери-Церкви приходы, в свое время покинувшие ее. Возносятся в небо купола новых храмов. Так, в Тернополе завершается строительство кафедрального собора, в котором могут одновременно поместиться 600 прихожан, построено епархиальное управление. Все это вселяет надежду в наши сердца, укрепляет веру в милость Божию, ниспосланную нам.

Дорогами веры и терпения

Новостройка кафедрального собора в Тернополе.

Тернопольская епархия образована 28 декабря 1988 года (выделена из Львовской).

Первым ее управляющим был епископ Марк (сейчас архиепископ Каширский). С 1990 года епархию возглавлял архиепископ Лазарь (сейчас архиепископ Крымский и Симферопольский). С 17 февраля 1991 года окормляет епархию архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий. За непродолжительный период своего существования Тернопольская епархия успела пережить трудные времена, которые обусловили расколы, гонения на православную веру.
Так, в конце 1989 года униаты начали преступный и насильственный захват храмов, принадлежащих православным гражданам, оскверняли их святыни. Православное духовенство и верующих вопреки закону выгоняли из храмов, лишали возможности проводить богослужения, под угрозой физической расправы вынуждали переходить в унию, силой вырывали согласительные подписи. И все это происходило при полной бездеятельности государственных органов, а то и при их содействии беззаконию. В Бучацком районе униатские экстремисты убили прихожанина православной церкви села Переволоки Василия Мокрицкого. 21 декабря 1989 года решением Тернопольского областного Совета был передан греко-католикам кафедральный собор, который ранее принадлежал православной общине Тернополя. На следующий день униаты ворвались в храм и изгнали из него православных. Между тем как раз православные верующие в ремонт этого собора вложили немало средств. Так, с помощью Свято-Успенской Почаевской Лавры была заменена металлическая кровля, установлено паровое отопление и выполнен ряд других ремонтных работ. После захвата собора православные были вынуждены перейти в церковь Рождества Христова Тернополя. Но и здесь им не давали покоя. 14 августа 1990 года снова начались нападения автокефалистов, снова захватывались храмы, верующих вынуждали переходить в УАПЦ.
Из храма Рождества Христова православных также изгнали. Общине и управлению епархии пришлось переместиться в дом, где ранее проживал священник. В таком положении тернопольская община продержалась до 23 января 1992 года.
22 января епископ Тернопольский и Кременецкий Сергий отказался от своей подписи под обращением епископских собраний УПЦ (от 21 января — начало филаретовского раскола).
Приверженцы УПЦ-КП с помощью местных властей проводили в приходах как агитационную, так и насильническую работу — снова захватывали храмы.
8 марта 1993 года филаретовцы во главе с депутатом Верховного Совета Червонием по-разбойничьи напали на епархиальное управление, ограбили домовую церковь. При этом они травмировали работников управления, а над епископом Сергием учинили физическую расправу. После этого всех выгнали на улицу. Состоялся очередной захват...
Но милость Божия никогда не оставляла своих страждущих чад. Выстояв морозную ночь на улице, по воле Божией православные снова возвратились в свой омытый слезами и наполненный молитвами дом.
В 1997 году тернопольские власти передают помещения епархиального управления и домовой церкви автокефальной общине, а православных верующих, по решению суда, выселяют.
Прихожанам пришлось перейти в недостроенный храм. По Божиему милосердию в данное время епархиальный дом уже готов к сдаче в эксплуатацию, а на строительстве кафедрального собора ведутся завершающие работы.
На территории области находится величественная святыня мирового Православия — Свято-Успенская Почаевская Лавра. В Кременце действует женский Свято-Богоявленский монастырь, в котором находится чудотворная икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте".
В Шумском благочинии, что в селе Загайцы, расположен монастырь святого Иоанна Милостивого, существующий с древних времен. Основала его Ирина Ярмолинская, жена полковника польских войск. В 1626 году заложена каменная церковь и келии для иноков. Основав монастырь, Ярмолинская наделила его земельными угодьями. В монастыре ее и похоронили.
В начале XVIII века монастырь испытывал различные притеснения, главным образом связанные с тем, что потомки Ярмолинской предали Православие. Разнузданности польской шляхты, которая господствовала в то время в этом крае, не было границ.
В 1709 году отряд кавалерии пытался заставить иноков перейти в унию. Позднее было осуществлено и военное нападение, следствием чего стало ограбление, исчезновение многих ценных документов.
В 1794 году монастырь возвратился в лоно Православия. Настоятелями его были архимандриты — ректоры Духовной Семинарии в Кременце. С 1814 по 1853 год здесь находилось Духовное Училище. В 1865 году к нему приписали Кременецкий монастырь.
На данное время из всех сооружений Загаецкого монастыря сохранилась лишь одна церковь, где находится большая святыня — чудотворная Загаецкая икона Божией Матери.

Тернопольская чудотворная икона Божией Матери

Тернопольская чудотворная икона Божией Матери.


Образ сей находился в верующей мещанской семье Василия Маркевича, который жил рядом с церковью Воздвижения Честного Креста, что возвышается над тернопольским ставом. Это в его доме во время Великого поста 1730 года Матерь Божия "Одигитрия" (с греческого — "покровительница в дороге") начала источать слезы. Пораженные дивом Маркевичи сообщили об этом священнику. Вскоре отец со свидетелями подтвердили правдивость чуда. К такому же выводу пришла и духовная комиссия, которую прислал киево-галицкий митрополит Атанасий (Шептицкий). В специальном декрете указывалось, что слезы на иконе Матери Божией не природного происхождения. Митрополит Атанасий провозгласил образ чудотворным.
15 июля 1730 года икону величественным крестным ходом перенесли из дома Маркевича в церковь Воздвижения Честного Креста.
Многочисленные дары благодарности, помещенные рядом с иконой, и сегодня свидетельствуют о чудесных исцелениях, которые происходили при посредничестве чудотворной. В храме над ставом икона сохранялась вплоть до Первой мировой войны, в годы военной разрухи ее для безопасности перенесли из тогдашней окраины в центр — в приходскую церковь Рождества Христова. После войны священник этой церкви отец Владимир Громницкий, вернувшись из российского плена, украсил икону Богородицы в знак благодарности серебряной ризой.
В года Второй мировой войны, считают старые тернопольчане, как раз она, Тернопольская чудотворная, спасла от разрушений красу и святыню города — древнюю церковь, в которой сохранялась. И в самом деле тяжело постигнуть, как уцелела церковь Рождества Христова, ведь в апреле 1944-го после продолжительных боев за Тернополь все окружающие строения улицы превратились в сплошные развалины.
И в наши времена чудотворная обращается к сердцам верующих. Весной 1987 года две женщины, молившиеся в храме, были поражены увиденным: Матерь Божия c младенцем Иисусом на руках на какой-то миг сошла с иконы и посмотрела им в глаза...

Неугасимый свет Православия


Свято-Богоявленский Кременецкий монастырь.

Кременецкий Свято-Богоявленский монастырь построен в 1636 году в романском стиле по благословению святителя Петра Могилы. Его основатели — волынские православные вельможи Даниил Малиновский и Лаврентий Древинский. В том же 1636 году появилось и Богоявленское братство, при котором действовали школа, богадельня и типография. В задачу братства входило противодействие распространяющейся тогда в Кременце и его окрестностях унии и защита Православия.
В 1701 году монастырь превращен в униатско-базилианский. В 1726 году базилиане построили вместо деревянных каменные церковь и трехэтажный корпус. В 1807 году усилиями Адама Чарторийского, тогда министра иностранных дел, здания базилианского Богоявленского монастыря были переданы польскому лицею, основанному стараниями Фаддея Чацкого и занимавшему помещение бывшей униатской коллегии, находившейся рядом. Так была уничтожена существовавшая здесь Православная Церковь.
Сам же Богоявленский монастырь перевели в северную часть города, где находится и теперь. Ему принадлежали большая каменная церковь и двухэтажный каменный корпус, построенные около 1760 года познанским воеводою Станиславом Потоцким.
В 1833 году лицей закрыли и в 1836 году сюда перевели из города Аннополя Волынскую Духовную Семинарию.
В 1839 году при воссоединении западнорусских униатов с Православной Церковью Кременецкий монастырь возвращен православным и превращен в приходскую церковь.
В 1865 году Богоявленский монастырь снова стал православным и был приписан к Загаецкому святого Иоанна Милостивого монастырю.
13 апреля 1873 года Кременецкий Богоявленский монастырь отделен от Загаецкого и присоединен к Дерманскому Свято-Троицкому монастырю. С этого времени по определению Священного Синода настоятели Дерманского монастыря — епископы Острожские, викарии Волынской епархии — стали жить в Кременецком монастыре для непосредственного наблюдения за находящимися в Кременце церковно-учебными заведениями.
С 1902 года епископы Острожские именовались Кременецкими, а Духовную Семинарию переместили в Житомир, в то время кафедральный город Волынской епархии.
В 1880 году при монастыре снова основывается Богоявленское Свято-Николаевское братство, которое работало на пользу Православия, укрепляя в местных жителях православную веру и искореняя последствия католицизма и униатства в Кременце и его окрестностях.
В 1906 году Кременецкий Богоявленский монастырь получает статус самостоятельного штатного 1-го класса. При нем в 1919 году по инициативе епископа Кременецкого Дионисия (Валединского) основана Православная Духовная Семинария, с 1927 года официально называемая: "Государственная Духовная Семинария".
В 1953 году по ходатайству Высокопреосвященнейшего архиепископа Панкратия, по определению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода в Кременецкий Богоявленский монастырь переселили из села Обыч Шумского района Тернопольской области насельниц Свято-Николаевского женского монастыря, а немногих монахов разместили в другие монастыри епархии. В это время насчитывалось здесь более 50 сестер. Настоятельницей монастыря стала игуменья Зоя (Харкевич). С 1955 года во главе его была игуменья Анимаиса (Малеева). На 1 января 1959 года в монастыре пребывало 65 сестер.
В 1959 году Богоявленский женский монастырь подвергся разорению. Монахинь изгнали, большая их часть переехала в Корецкий Свято-Троицкий женский монастырь. Монастырские ценности, имущество пропали. Чудотворная икона до 1990 года находилась в Почаевской Свято-Успенской Лавре, в храме Похвалы Пресвятой Богородицы. Богоявленский храм был превращен в спортзал, а в корпусах разместилась больница. Колокольню сожгли.
26 августа 1990 года по благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, архиепископа Тернопольского и Кременецкого (ныне Симферопольский и Крымский), трудами Свято-Успенской Почаевской Лавры монастырь начал свою новую жизнь.
В этот день состоялся крестный ход во главе с архимандритом Онуфрием — из Почаевской Лавры в Кременец. С чудотворной иконой и церковным пением шли братия Лавры, миряне и будущие насельницы. Сейчас монастырю возвращен превращенный в больничный склад Свято-Николаевский храм. Завершена реставрация главного храма — Богоявленского.

В епархии 124 прихода, 1 монастырь