51

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

СУМСКАЯ ЕПАРХИЯ


Храм Преображения Господня

Епископ Сумской и Ахтырский Иов: Цель земного бытия — жизнь вечная с Богом

Владыка Иов (Смакоуз) родился 19 февраля 1964 года в городе Почаеве в семье священно-служителей. Закончил Ленинградскую Духовную Семинарию и Академию. С 1991 года преподавал в Киевской Духовной Семинарии и Академии. 22 июня 1997 года — хиротонисан во епископа Херсонского и Таврического. С 30 марта 1999 года — епископ Сумской и Ахтырский.
Кандидат богословия. Ученый труд — "История церковной проповеди в Киевской митрополии в XVII–XVIII столетиях".


— Владыко, мы накануне великого торжества — 2000-летия Рождества Христова. Что несет это событие миру и людям?
— Да, уже 2000 лет минуло с того дня, когда на земле "воплотился ради нас, людей, и нашего спасения" Сын Божий и Сын Пресвятой Девы Марии — Господь наш Иисус Христос. Рождение Сына Божиего в Вифлееме поделило нашу историю на два периода — до и после Рождества Христова. И как бы не утверждали атеисты и некоторые философы, будто бы ничего не случилось, — произошло событие вселенского масштаба: мир перестал быть таким, каким он был, в него вошел Господь — освятил, преобразил и подарил надежду и основу нашего спасения. Опять открылись двери райского счастья общения с Богом, которые затворились из-за грехопадения первых людей. После того, как засияла Вифлеемская звезда, мы должны сердцем своим сделать важный выбор в жизни — быть нам с Христом и с Его Святой Православной Церковью или оставаться с призрачными соблазнами мира сего. Этому призваны помочь все юбилейные мероприятия, которые планирует управление Сумской епархии Украинской Православной Церкви. Ведь, согласно Библии, цель всех религиозных праздников и юбилеев, которые установлены Самим Богом, состоит в том, чтобы люди помнили о Нем, покаянием очищали свои души от грехов и, избрав путь спасения, становились более духовными.
— А как в епархии идет подготовка к празднику?
— В Сумах, при Свято-Пантелеимоновском храме, открыто пастырско-богословское училище, в котором получают образование 40 священников и 25 мирян. Возрождается Боголюбский монастырь в Белополье. В храмы сегодня сознательно приходит немало молодежи, хотя большинство молодых людей еще далеко от веры, мало знает о церковной жизни. Поэтому при многих церквах епархии действуют воскресные школы для взрослых и детей, библиотеки духовной литературы. В кинотеатре "Орион" по субботам организован показ православных видеофильмов. Состоялись конкурсы детских рисунков, стихов и спектаклей на церковную тематику, посвященные 2000-летию Рождества Христова.
Духовенство начало евангельскую проповедь через местные средства массовой информации — телевидение и светские газеты. Продолжает выходить в свет епархиальная газета "Православная Сумщина", готовятся издания, посвященные юбилею. Открыт магазин "Православная книга", в котором есть широкий выбор богословской литературы.
Расширяется благотворительная деятельность Церкви. На базе сестринства в честь Тихвинской иконы Божией Матери при Спасо-Преображенском соборе создан отдел милосердия Сумской епархии, который, по возможности, заботится о детях-сиротах, инвалидах, одиноких людях преклонного возраста. В величественном Свято-Троицком соборе проводятся благотворительные концерты духовной музыки. Несмотря на то, что ныне существуют значительные экономические и финансовые трудности, постепенно продолжают восстанавливаться храмы, разрушенные во время антирелигиозной вакханалии, строятся новые церковные сооружения. Хочу поблагодарить благочестивых пастырей и мирян нашей епархии за их действительно подвижнический труд. Однако замечу, что к юбилею христианства всем нам в первую очередь надлежит готовиться духовно — укреплять свою веру в Бога через любовь к Господу и ближним, хранить мир и любовь в обществе, строить взаимоотношения в семье, коллективе согласно заповедей Божиих и помнить, что цель нашего земного бытия — жизнь вечная с Богом. Дай Бог, чтобы юбилейные празднования и богослужения помогли в этом и оставили добрый след в человеческих душах.
Возведение храмов в Сумах, и кафедрального в том числе, началось одновременно со строительством города. Исторические данные свидетельствуют о существовании уже в 1661 году, спустя 9 лет после основания города, соборного храма в честь Преображения Господня. Однако находился он несколько севернее от нынешнего, ближе к реке Псел.

Первый храм уничтожил пожар. На новом месте в 1694 году был воздвигнут новый, тоже деревянный, который просуществовал 60 лет. Затем храм разобрали, а на его месте решили воздвигнуть каменный. Однако строительство началось лишь в 1776 году, т.е. спустя 22 года. Собор строился 12 лет и был освящен в 1788 году. Через 9 лет приступили к строительству колокольни, которую возвели в 1801 году. Но из-за неумения мастеровых, плохого состава извести и упущений в проекте появились большие трещины по всему зданию, потому в 1812 году колокольню пришлось разрушить. В 1821 году оканчивается возведение новой ограды и небольшой колокольни.
В 1858 году на должность соборного старосты был избран сумской купец Димитрий Иванович Суханов. С его именем связана дальнейшая перестройка собора. Ко времени его вступления в должность собор представлял собой внешне невзрачное, а изнутри — тесное и темное здание. И тогда Суханов решил перестроить его, расширить и богато отделать, не жалея при этом средств. Сначала, в 1882 году, была пристроена к храму величественная колокольня по типу построек знаменитого архитектора Растрелли. По виду она напоминает отчасти знаменитые колокольни Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лавр.
Затем Димитрий Суханов приступил к переделке самого храма. Здание значительно расширилось. В храме были устроены два новых придела: южный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, северный — в честь великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя строителя. Иконостасы центрального алтаря и обоих приделов, жертвенники в виде ниш, украшенные колоннами, горнее место, киоты для почитаемых икон — все чудной работы из белого мрамора. В нижнем ярусе центрального иконостаса, у местных икон и двух киотов, колонны облицованы настоящим малахитом, в нижнем и среднем рядах — они из темно-красного гранита, в верхнем — из желтого мрамора. Внутренняя и внешняя отделка храма была также выполнена богато и изящно.
Д.И.Суханов занимал должность церковного старосты и руководил работами до самой своей кончины в 1890 году. Начатое им строительство завершил его племянник Николай Алексеевич Суханов в 1892 году, через 2 года после блаженной кончины Димитрия Ивановича.
Новый собор был освящен в том же году, о чем свидетельствует вделанная в стену церковного притвора из белого мрамора громадная памятная доска.
После революции Спасо-Преображенский собор несколько раз закрывался, хотя и не на продолжительное время. В течение 20–30-х годов была практически полностью уничтожена уникальная библиотека собора, бесследно исчезли почти все иконы работы выдающихся мастеров, были сняты также все колокола, один из которых весил 8 тонн. Одно время в соборе располагался склад городской кооперации, а в центральном алтаре — аптека.
Однако богослужения в соборе все же возобновились, с 1943 года он больше не закрывался. В 1988 году был открыт центральный вход, а затем в собор возвратилась величайшая святыня Сумщины — чудотворная Корсунская (Шпилевская) икона Божией Матери.

Чудотворные иконы


Ахтырская икона
Божией Матери.

На Ахтырской иконе Божией Матери изображено моление Пресвятой Богородицы перед распятым на Голгофе Ее Сыном — Господом Иисусом Христом. Свое наименование образ получил от города Ахтырка. Здесь стоял храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в котором в начале XVIII века служил благочестивый и добродетельный священник Василий Данилов. Однажды он косил траву на своем огороде и среди травы нашел икону, от которой исходил необыкновенный свет. С благоговением, перекрестившись и прочитав молитву, священник перенес икону домой. И там исходил от нее тот же необыкновенный свет. Его дочь получила исцеление от лихорадки, выпив воды, которым был омыт святой образ. За первым случаем чудотворения последовали другие.
В 1743 году по благословению Молдавского митрополита Антония было произведено расследование всех исцелений. Письменные подтверждения случаев чудесных выздоровлений были отправлены в Святейший Синод. По повелению Императрицы Елизаветы Петровны в 1744 и 1746 годах церковные иерархи произвели новые расследования, и в 1751 году Святейший Синод постановил почитать Ахтырский образ чудотворным. После 1917 года Ахтырская икона Божией Матери исчезла. Один из почитаемых списков в настоящее время находится в США, другой — в храме святых жен-мироносиц в Ахтырке.
Чудотворная икона Божией Матери, называемая в народе "Корсунская Прозренная", является списком с одноименной иконы Богоматери, привезенной из Корсуни святым князем Владимиром по его Крещении в град Киев как благословение Руси Царицей Небесной. По преданию, образ сей был написан святым апостолом и евангелистом Лукой.
В XVIII столетии в селе Романовка Сумского уезда список этот, написанный на белом железе, был прославлен Божией Матерью чудесным исцелением слепорожденной отроковицы и впоследствии перенесен в храм, выстроенный в селе Шпилевка, откуда и пошло второе название списка Корсунской иконы — "Шпилевская икона". Святой образ не раз находили сияющим небесным светом на древе вблизи Шпилевского храма.
В первой четверти ХХ столетия икона была насильственно изъята из храма и помещена в музей. Драгоценная риза ее при этом бесследно исчезла. Во время пожара, произошедшего в музее, список Корсунской иконы Божией Матери чудесным образом не пострадал. Этот случай произвел на сотрудников музея неизгладимое впечатление. Охваченные душевным трепетом, они решили возвратить святой образ в храм. Но поскольку Шпилевская церковь была к этому времени разрушена безбожниками, икону перенесли в Спасо-Преображенский собор города Сумы, где она находится и поныне. В честь иконы Божией Матери "Корсунской Прозренной" (Шпилевской) при стечении множества народа и духовенства ежегодно совершаются крестные ходы — на третий день Святой Пасхи и 22 октября.

Чудотворные иконы

Сумская епархия образована в декабре 1943 года. Кафедрой руководили епископы, имевшие титул Сумской и Ахтырский, а с 1961 по 1989 год она управлялась Преосвященными Черниговско-Нежинской епархии. И только через 28 лет на кафедру был назначен управляющий Сумской епархией епископ Никанор (Юхимюк).

В июне 1993 года Сумская епархия Украинской Православной Церкви была разделена на две: Сумскую с кафедрой в Сумах и Глуховскую с кафедрой в Глухове. В том же 1993 году на Сумскую кафедру назначен Преосвященный Варфоломей (Ващук), а с июня 1995 по март 1999 года кафедрой управлял Высокопреосвященнейший Ионафан (Елецких). С 30 марта 1999 года по постановлению Священного Синода УПЦ во главе епархии стал Преосвященнейший Иов (Смакоуз).
Сумская епархия Украинской Православной Церкви расположена в южной и центральной части Сумской области. На востоке и северо-востоке она граничит с территорией Российской Федерации — Курской и Белгородской епархиями РПЦ. На юго-востоке, юге, западе и севере, соответственно, — с Харьковской, Полтавской, Черниговской и Конотопской епархиями УПЦ.
Сумская епархия УПЦ поделена на 9 благочинных округов, которые расположены в административно-территориальных границах районов области.
На сегодняшний день в 175 приходах Сумской епархии несут послушание 145 священнослужителей (135 священников и 10 диаконов; из них 56 — в городских храмах и 89 — в сельских приходах).


Свято-Покровский
собор в Ахтырке


Свято-Покровский храм
в селе Олешня.

В епархии 175 приходов, 1 монастырь