47

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

САРНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ


История начинается сегодня

Епископ Сарненский и Полесский Анатолий:
"Постигшие Бога постигают себя"

Епископ Анатолий (Гладкий) родился 28 июня 1957 года на Хмельнитчине. В 1975 году окончил среднюю школу. В 1979 году поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, а по ее окончании — в Ленинградскую Духовную Академию. Рукоположен в сан диакона и священника в 1982 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым). Решением учебного комитета при Священном Синоде был направлен на служение в Киевскую епархию. С 1988 года — настоятель Свято-Михайловского храма города Обухова и одновременно благочинный Обуховского, Мироновского, Кагарлыкского, Богуславского районов Киевской области. В 1992 году пострижен в монашество в Киево-Печерской Лавре и возведен в сан игумена. С 1993 года — секретарь епархиального управления Киевской митрополии. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви ему определено быть епископом Ровенским и Острожским. 28 октября 1993 года совершена хиротония во епископский сан в Киево-Печерской Лавре. В течение двух лет возглавлял Ровенскую кафедру. С 27 августа 1995 года — во главе Глуховской и Конотопской епархии. 30 марта 1999 года решением Священного Синода УПЦ была открыта новая епархия на Полесье, первым управляющим которой назначили епископа Анатолия. За небольшое время Владыка Анатолий обустроил две новые епархии: Конотопскую (1995) и Полесскую (1999). Указом Предстоятеля УПЦ за труды во славу Святой Церкви награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира.

— Владыко, 2000-летие Рождества Христова — это и праздник, и урок для всех христиан. Что несет это событие "граду и миру"?
— Приближается юбилей двухтысячелетия пришествия в мир Христа Спасителя. Это событие ввергает нас и в радость, и в скорбь. Мы скорбим, что Христос, Который пришел в мир ради нашего спасения, не нашел в сердцах многих людей места своему учению о любви к ближнему, о сострадании к больным, о всепрощении. Многие не приняли Христа, как не принимают надлежаще и сегодня. Они не думают о бессмертии своей души и не хотят быть детьми Неба. Мы молимся о них, об их вразумлении. Но мы и радуемся, что миллионы людей, постигших Христа Спасителя, через свою живую и деятельную веру нашли себя в Нем. Соединившись с Ним, они живут Его учением, молитвой и таинствами, которые приобщают их к Творцу неба и земли. Постигшие Бога постигли себя в Его учении. Преобразившись в себе, они живут для Христа, для бессмертия своей души и надеются, что Господь не оставит их, но приобщит их к избранным. Приближаясь к юбилею, нужно помнить, что христианство обогатило нас и учением, и деянием во имя Христа. Оно дало много подвижников, которые стали столпами веры и подвига во имя спасения души. Хотелось бы пожелать всем православным христианам, всем людям мира и благополучия, спасения во Христе Иисусе, Господе нашем.
— Как епархия готовится к великому юбилею?
— Во многих городах и селах Полесской епархии строятся храмы. К юбилею будет освящен собор в честь Преображения Господня в городе Кузнецовске, заканчивается сооружение и готовятся к освящению Свято-Троицкий храм в городе Рокитное и Свято-Михайловский собор в городе Костополе. В Сарненском благочинии возводятся храмы в селах Глушица, Грушевка, Стрельск. К юбилею освящен храм в честь Иверской иконы Божией Матери женского монастыря урочища "Юзефин", что в селе Глинное Рокитновского района, а также преобразовывается приход в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" урочища Федорина в мужскую обитель в городе Рокитное, где уже освящен новый храм. В Березновском благочинии близятся к завершению работы по строительству храмов в селах Богуши, Ленчин, Вильхивка. Проводятся духовные концерты, открываются памятные знаки.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 30 мая 1999 года была создана новая епархия. Правящему архиерею определен титул — епископ Сарненский и Полесский. В епархию вошли районы Ровенской области: Сарненский, Костопольский, Березновский, Заречненский, Рокитновский, Дубровицкий, Владимирецкий. Центр епархии — в Сарнах, а филиал — в Кузнецовске. В епархии зарегистрирован 191 приход, действует 161 храм, священнослужителей 165, из них 160 священников.
На территории епархии действуют монастыри: женская обитель в честь Иверской Иконы Божией Матери в урочище Юзефин села Глинное Рокитновского района, женская обитель в честь Волынской иконы Божией Матери села Серники Заречненского района, а также мужской монастырь в честь иконы "Живоносный Источник" в урочище Федорина города Рокитное.
Храмы на территории Полесской епархии в основном новые, недавно построенные на средства прихожан. Они украшаются, благоустраиваются, расписываются. Древние храмы реставрируются.

Заступница Полесского края

Множество угодников Божиих вышло из пределов Полесского края. Немало из них сокрыты от нас, на то воля Божия, но многие и открыты для почитания, как святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская. Дева Иулиания жила в первой четверти XVI века. Ее отец, князь Юрий Дубровицкий-Ольшанский, был одним из благотворителей Киево-Печерской Лавры. Святая скончалась на шестнадцатом году жизни. Тело ее, погребенное в Киево-Печерской Лавре близ Великой Церкви, было обретено нетленным при архимандрите Елисее Плетенецком (1599–1624).
Святые мощи сгорели при пожаре в Великой Церкви Киево-Печерской Лавры в 1718 году, а то, что уцелело, переложили в раку и поставили в Ближних пещерах. Архимандрит Петр Могила (впоследствии митрополит Киевский, ныне канонизированный УПЦ), которому святая явилась во сне и упрекала за малое внимание к ее гробу, повелел устроить новую раку. Тогда на ее гробнице была сделана надпись: "По воле Творца неба и земли живет во всея лета Юлиания, помощница и великая в Небе заступница. Здесь кости — врачевство против всех страданий… Райския селения собой украшаешь, Юлиания, как цветок прекрасный…"
Частица святых мощей находится ныне в Свято-Николаевском храме города Дубровица Ровенской области, где проживала святая. Много прихожан и паломников собирается здесь на моления в особо почитаемые дни, посвященные Церковью ее памяти.
Получают верующие и исцеления, и укрепления в вере. Имеют добрую заступницу за весь народ и особенно за Полесский край.

Иверская икона Божией Матери

Икона Божией Матери "Иверская" названа в честь Иверского монастыря на святой горе Афон, с которым связана история ее чудесного явления в конце Х века. Этот монастырь основан на Афоне выходцами из Иверии (Грузии), преподобными Иоанном (Чордванели) и его сыном Евфимием на средства прославленного грузинского полководца Торнике Эристави. В благодарность за военную помощь, оказанную Торнике Эристави византийскому императору Василию II, он даровал Иверскому монастырю полное самоуправление.

По церковному преданию, прежде чем Иверская икона оказалась на Афоне, она находилась в доме некоей благочестивой вдовы, грузинки, жившей близ города Никеи в Греции. При императоре-иконоборце Феофиле (829–842) один из воинов, ворвавшихся в дом вдовы, пронзил образ Пресвятой Богородицы копьем. Тотчас из раны на иконе истекла кровь. Когда воины удалились, вдова и ее сын взяли чудесный образ и опустили его в Мраморное море. Икона не погрузилась в волны, а встала вертикально и заскользила по водной поверхности на запад.
Через некоторое время она скрылась из виду. Обрадованная этим знамением вдова благословила сына идти на Афон, куда тот благополучно прибыл и где принял иночество. От него и узнали насельники Святой горы предысторию будущей святыни Иверского монастыря и описание образа Пресвятой Богородицы, запечатленного на иконе из дома никейской вдовы.
Прошло несколько десятилетий. Около 980 года была основана Иверская обитель, куда перешли грузинские иноки, подвизавшиеся ранее в Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. Вскоре они стали свидетелями чудесного знамения: на море пред Иверским монастырем появился огненный столп, восходивший до неба, а под ним над волнами парила икона. Несколько иноков пытались приблизиться к иконе и взять ее, но безуспешно: всякий раз она удалялась от них. Старцу Гавриилу, родом из Грузии, подвизавшемуся в скалах Иверской горы, явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела, чтобы он безбоязненно пошел по воде и взял икону. Той же ночью старец Гавриил, укрепляемый молитвой иноков, пришедших на берег с хоругвями и кадилами, смиренно пошел по воде и взял святую икону. В этом образе, запечатлевшем кровавую рану на лике Божией Матери, все узнали икону никейской вдовы, о которой в обители бережно хранилось предание. Иноки благоговейно совершили пред ней благодарственный молебен. На месте, где стояла икона, забил живительный источник. Святыню внесли в соборный храм обители и поставили в алтаре. Но на следующее утро икону обрели не в храме, а над монастырскими воротами. Ее вновь унесли в алтарь, и вновь наутро она оказалась над вратами обители. Так повторилось три раза. Наконец Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу и сказала: "Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня и оставили Мой образ при вратах. Не хочу быть охраняемой вами, но Я хочу вас охранять не только в земной, но и в будущей жизни. Да уповают на милосердие Сына Моего все пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И доколе икона Моя будет при обители вашей, дотоле милость и благодать Моя к вам не оскудеют". Чудотворная Иверская икона утвердилась над монастырскими вратами. Отсюда другое ее наименование — "Портаитисса" (с греч. — Вратарница). Тогда же на иконе появилась надпись на греческом языке: "Вратарница Иверская Милостивая".
В течение нескольких столетий слава о чудотворной Иверской иконе Божией Матери распространялась по всей Европе, дошла она и до России, откуда на Афон совершали паломничества многие богомольцы. Архимандрит московского Ново-Спасского монастыря Никон (1605–1681) (впоследствии Патриарх), воспользовавшись приездом в Москву архимандрита Иверского монастыря Пахомия, обратился к нему с просьбой сделать список с Иверской иконы и прислать его вместе с планом Иверской обители. Эта просьба по возвращении архимандрита Пахомия на Афон была исполнена самым тщательным образом: братия совершила великое молебное пение, длившееся с вечера до утра, причем святили воду со святыми мощами и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Затем этой святой водой они обливали новую доску из кипарисового дерева, вновь собрав воду, служили литургию, после чего дали святую воду иконописцу иеромонаху Иамвлиху Романову, который смешал ее с красками, заготовленными для написания новой иконы. Во время писания иконы Романов принимал пищу только в субботы и воскресенья, а братия служила по два раза в неделю всенощную и литургию. И та икона не разнится от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — одним словом, новая, "аки старая". Tак свидетельствовали иверские старцы о создании списка Иверской иконы Божией Матери, которая была передана в Константинополь, а оттуда в качестве дара Константинопольского Патриарха Парфения II принесена в Москву.
13 октября 1648 года в Москве у Неглинных ворот Китай-города состоялась торжественная встреча святыни. Вскоре с Иверской иконы были сняты уменьшенные копии для царя Алексея Михайловича, Патриарха Иосифа (1642–1652), членов царской семьи и наиболее знатных бояр. Архимандрит Никон снял точную копию для монастыря, который был заложен в 1653 году на одном из островов озера Валдай и получил название Иверского Богородицкого Святоезерского Валдайского монастыря (обитель была построена по подобию Иверского монастыря на Афоне).
15 мая 1654 года Иверская икона была передана царем Алексеем Михайловичем русскому воинству и сопровождала царя в его Смоленском походе, целью которого было оказание помощи братскому украинскому народу.
Присутствие чудотворной Иверской иконы в стане русских воинов вдохновляло их на ратные подвиги. В результате нескольких побед русские добились возвращения России Смоленска и воссоединения с Россией Левобережной Украины (по условиям Андрусовского перемирия 1667 года).
19 мая 1669 года, после нескольких лет пребывания в Московском Никольском Греческом монастыре, Иверская икона Божией Матери была приписана к Никольскому Перервинскому монастырю и помещена в часовне у Неглинных ворот.
Впоследствии Неглинные ворота стали называться Воскресенскими, так как от них начиналась дорога в Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме, а часовня получила наименование Иверской в честь Иверской иконы Божией Матери.
К весне 1742 года в связи с коронационными торжествами императрицы Елизаветы Петровны в Москве эта первоначальная Иверская часовня была разобрана. В 1746–1747 годы для Иверской иконы была построена новая деревянная часовня со стороны Воскресенской площади (ныне площадь Революции). В 1791 году на этом же месте по проекту архитектора М. Ф. Казакова была сооружена каменная часовня. Во время Отечественной войны 1812 года часовня частично пострадала от пожара, но вскоре была восстановлена и украшена. Сама икона по распоряжению генерал-губернатора Москвы графа Ростопчина была 1 сентября 1812 года вывезена во Владимир, а затем — в Муром (вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери). На ее месте была оставлена копия (сделана в 1758 году), похищенная французами при отступлении. К этому времени в Москве сложилась благочестивая традиция, когда на время отсутствия чудотворной Иверской иконы (ее часто возили к болящим) в Иверской часовне ставился ее список. 10 ноября 1812 года чудотворный образ был возвращен в Москву и торжественно, с крестным ходом, доставлен в Иверскую часовню. Здесь икона простояла до 1932 года, когда в связи с реконструкцией проезда на Красную площадь Иверская часовня была разобрана. Чудотворная икона тогда же была перенесена в храм Воскресения Христова, что в Сокольниках, где находится поныне.
Установлены празднования в честь чудотворной Иверской иконы Божией Матери 12/25 февраля и 13/26 октября, а также во вторник Светлой седмицы (когда икона, по преданию, была обретена на Афоне). В 1987 году в селе Глинное (урочище Юзефин) Рокитновского района Ровенской области был открыт женский монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери.

В. НИКИТИН.

В епархии 191 приход, 3 монастыря