ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА
|
|
46
|
РОВЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ
|
|
Архиепископ Ровенский и Острожский Варфоломей:
"Хранить верность Святой Церкви"
Архиепископ Варфоломей (Ващук) родился 1 марта 1953 года в селе Городно Любомльского района Волынской области в крестьянской семье.
В 1975 году поступил в Одесскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1979 году.
В том же году был принят на I курс Московской Духовной Академии, которую окончил в 1983 году кандидатом богословия, курсовое сочинение — "Нямецкий монастырь в истории Русской и Румынской Церквей".
В октябре 1983 года Высокопреосвященным Дамианом (Марчуком), архиепископом Волынским и Ровенским, рукоположен в сан диакона и священника и направлен на приходское служение в Спасо-Преображенский храм поселка городского типа Старая Выжевка Волынской области.
1 марта 1989 года архиепископом Волынским и Ровенским Варлаамом (Ильющенко) назначен секретарем Волынско-Ровенского епархиального управления. 1 сентября 1989 года архиепископом Варлаамом назначен также и настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора города Луцка.
22 декабря 1989 года пострижен в монашество с именем Варфоломей в память святого апостола Варфоломея. 18 января 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена архиепископом Варлаамом возведен в сан архимандрита.
14 февраля 1990 года постановлением Священного Синода архимандрит Варфоломей хиротонисан во епископа Волынского и Ровенского.
10 апреля 1990 года произошло разделение Волынско-Ровенской епархии на Волынскую и Ровенскую. Преосвященный Варфоломей остался управляющим Волынской епархией с титулом епископ Волынский и Луцкий.
В августе 1992 года раскольниками-автокефалистами при негласной поддержке местной власти были захвачены кафедральный собор, епархиальное управление и здания Духовной Семинарии.
По прошению епископ Варфоломей 25 августа 1992 года перемещен на Николаевскую кафедру с титулом епископ Николаевский и Вознесенский.
В июне 1993 года епископ Варфоломей становится епископом Сумским и Ахтырским.
С 27 июля 1995 года возвращен на Ровенскую кафедру с титулом епископ Ровенский и Острожский, где остается управляющим до сего дня.
23 ноября 1996 года возведен в сан архиепископа.
В июне 1997 года Блаженнейшим Василием, митрополитом Варшавским и всея Польши, награжден орденом святой равноапостольной Марии Магдалины II степени.
— Владыко, чем отличается Ровенская епархия от других епархий Украинской Православной Церкви?
— Ровенская епархия находится в западной части нашего государства. Известно, что менталитет украинцев, проживающих в Западной Украине, отличается от менталитета украинцев центральной и восточной частей Украины. Характер людей Ровенщины складывался в течение веков на фоне постоянной борьбы за национальное выживание. К сожалению, многие наши прихожане, получив возможность свободно проявлять свои национальные чувства, не смогли до конца разобраться в исторической миссии Православной Церкви и пошли в раскол. Усилению последнего способствовали как многие политики, так и представители власти, которые умело играли на национальных чувствах людей. Поэтому 1992 и 1993 годы стали большой трагедией нашей епархии. Но церковный раскол и хулиганские действия некоторых филаретовцев способствовали лишь сплочению нашего духовенства и верующих. Искони православный народ хранил верность Святой Церкви, невзирая на сильный нажим раскольников, когда мы потеряли и кафедральный собор, и епархиальное управление, и многие храмы. Ровенская епархия до недавнего разделения была самой большой в Украине по числу православных общин. Во многом сплочению православных помогали наши монастыри, которые укрепляли их дух. Наша стойкость в Православии способствовала тому, что заблудшие начинают осознавать, что такое на самом деле так называемая национальная церковь филаретовцев, и возвращаются к нам. Это радует.
— Владыко, а как готовится епархия к великому юбилею — 2000-летию Рождества Христова?
— Подготовку к юбилею мы начали с собрания епархиального совета, который избрал юбилейный комитет. В этот комитет под руководством управляющего епархией вошли настоятели и игуменьи наших монастырей, все благочинные, несколько священников и благочестивых мирян. Руководствуясь опытом юбилейных торжеств, связанных с празднованием 1000-летия Крещения Руси, избранный комитет наметил ряд мероприятий на общеепархиальном уровне. Кроме того, каждое благочиние и каждый приход могут вносить дополнения в зависимости от своих возможностей и специфики.
Юбилейные торжества у нас начнутся в следующем году с Недели Всех Святых, в земле Русской просиявших, и закончатся праздничными богослужениями в каждом храме в самый день Рождества Христова.
К намеченным мероприятиям относятся соборные богослужения во всех храмах. Каждый приход определит самостоятельно свой день их проведения, в котором сможет принять участие наибольшее число священнослужителей. По окончании соборного богослужения во всех приходах будут установлены памятные Кресты. Будут также организованы крестные ходы в другие храмы и места паломничества верующих.
Юбилейный комитет наметил провести благочиннические, а затем и епархиальный фестиваль церковных песнопений. Готовимся издать ряд трудов, рассказывающих об истории Православия в нашем крае. Планируется организация паломнических рейсов по монастырям Ровенщины, а также в Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры.
Маленькие наши прихожане тоже не останутся в стороне от юбилейных торжеств. Для них будут устроены конкурсы детского рисунка и певческие фестивали, выставки детских поделок.
Принося благодарение Богу, мы планируем завершить юбилейные торжества в Свято-Николаевском Городокском женском монастыре освящением соборного храма в память Рождества Христова, строительство которого надеемся окончить к великому юбилею.
|
Защищая святую веру
|
|
Чудотворная икона Межиричской Богоматери "Жизнедательница".
|
Ровенская епархия Украинской Православной Церкви была учреждена решением Священного Синода 10 апреля 1990 года путем выделения ее из Волынско-Ровенской. В состав новообразованной епархии вошли монастыри и храмы, находящиеся на территории Ровенской области.
Исторически являясь составной частью Волыни, Ровенщина, как и вся волынская земля, была просвещена Святым Крещением при святом равноапостольном князе Владимире и в церковном отношении всегда подчинялась волынским Преосвященным.
Находясь на границе с католическим миром, Православная Церковь Волыни на протяжении веков терпела притеснения и гонения. Особенно тяжелое положение у православных сложилось после принятия Брестской унии. Но в рядах гонимых рождались выдающиеся защитники святой веры — такие, например, как князь Константин Острожский; игумен Дерманского монастыря Исаакий Борискович; сотрудники Острожской академии — Кирилл Лукарис и священник Дамиан Наливайко; игумен Дубновского Крестовоздвиженского монастыря Иов (впоследствии святой игумен Почаевский) и другие.
После вхождения Волыни в 1795 году в состав Российской империи много трудов для возрождения Православия положили генерал-губернатор Т. И. Тутомлин; граф Д. И. Блудов и его дочь графиня А. Д. Блудова; писательница Н. С. Соханская (Кохановская); епископ Острожский Иерофей (Лобачевский); волынские архиепископы — Димитрий (Муретов), Модест (Стрельбицкий), Антоний (Храповицкий), Евлогий (Георгиевский), митрополит Алексий (Громадский) и другие.
До осени 1993 года по поручению Священного Синода Ровенской епархией управлял архиепископ Ириней (Середний). За это время было открыто множество храмов, возрождена монашеская жизнь в Свято-Троицком Дерманском, Рождества Богородицы Белевском, Свято-Успенском Липкинском и Свято-Николаевском Городокском монастырях. Трудами архиепископа Иринея при Городокском монастыре открыто Духовное Училище по подготовке регентов-псаломщиков.
|
Свято-Троицкий Межиричский мужской монастырь
|
На период правления епархией архиепископа Иринея пришелся пик борьбы с филаретовскими раскольниками. 24 августа 1992 года при попустительстве властей были захвачены Свято-Воскресенский кафедральный собор в Ровно и здание епархиального управления. Но, переживая общую беду, православные теснее сплотились вокруг своих духовных пастырей.
С осени 1993 года по 27 июля 1995 года Ровенской епархией управлял епископ Анатолий (Гладкий). Его правление отмечено дальнейшей защитой Православия от раскольников. При епископе Анатолии были открыты ряд приходов, Свято-Покровский Гощанский монастырь и Межиричское Духовно-пастырское училище по подготовке священнослужителей.
С 27 июля 1995 года в управление епархией вступил епископ (с 1996 года — архиепископ) Варфоломей (Ващук), который, следуя добрым традициям своих предшественников, продолжает сие дело до сегодняшнего дня.
30 марта 1999 года ввиду большого количества приходов, для удобства и большей пользы духовного окормления Ровенская епархия была разделена. Священным Синодом Украинской Православной Церкви образована Сарненская епархия, правящие архиереи которой носят титул Сарненский и Полесский. В состав новообразованной епархии вошли северные районы Ровенской области, ее управление поручено епископу Анатолию (Гладкому).
У Ровенской епархии немало святынь Православия, которые привлекают к себе множество паломников. Особо почитаемы благодатные иконы Богоматери в Свято-Троицком Корецком монастыре — "Споручница грешных"; Межиричской Богоматери в Свято-Троицком Межиричском монастыре, Белевской Богоматери "Взыскание погибших" в Рождества Богородицы Белевском женском монастыре, Казанской Богоматери в Свято-Троицком Дерманском монастыре. Известны также иконы с частицами святых мощей преподобного Иова Почаевского и великомученика Пантелеимона в Дерманском монастыре, гробница-плащаница преподобного Феодора, князя Острожского в Богоявленском кафедральном соборе города Острога.
Местами паломничества есть и святые источники с целебной водой — святителя Николая в селе Гильча Здолбуновского района; праведной Анны в селе Онишковцы Дубновского района, святой источник в монастыре в селе Липки Гощанского района и другие.
|
Свято-Троицкий Дерманский монастырь
|
|
Литография XIX века с изображением Свято-Троицкого Дерманского монастыря
|
Издревле на высоком холме Волыно-Подольской возвышенности, в треугольнике между городами Острог, Ровно и Дубно, располагается Свято-Троицкий Дерманский монастырь. Свое название он получил от села Дермань, на окраине которого находится.
Кем и когда была заложена древняя обитель, история точных сведений нам не сохранила. По мнению церковных историков, основателями ее являются князья Острожские. Вероятнее всего, князь Василий Федорович Красный, сын преподобного Федора, князя Острожского, который оставил княжение и ушел в Киево-Печерский монастырь. Именно Василий Красный первым упоминается среди князей Острожских как основатель монастыря — 1453 год. После смерти князя его потомки покровительствовали обители, одаривая ее землями, лесом и делая щедрые вклады. Особенную заботу о монастыре проявил знаменитый защитник православной веры князь Константин Константинович Острожский. Благоустраивая монастырь, он с помощью игумена Исаакия Борисковича привел обитель в цветущее состояние, подарил ей типографию. О ней знали патриархи Константинопольские, Александрийские и Антиохийские. В период правления князя Константина Острожского Дерманский монастырь возвысился так, что к нему были приписаны дубенские монастыри: Крестовоздвиженский и Преображенский. Настоятелями обители сперва были игумены, затем архимандриты, а впоследствии — епископы и архиепископы разных епархий, именовавшие себя архимандритами Дерманскими. Сама обитель стала величаться Лаврой.
В подаренной князем типографии трудился некоторое время наш знаменитый печатник Иван Федоров. Он был даже настоятелем монастыря. Не обошел Дерманский монастырь и Лжедмитрий, который более чем полгода находился в обители вместе с супругой Мариной Мнишек, собирая ополчение и провизию для похода на Москву.
Скорее всего, кем-то из ополченцев по завершении московской баталии была принесена икона Казанской Богоматери, которая не раз являла свою благодатную силу и по праву считалась главной святыней монастыря. К сожалению, до наших дней икона не сохранилась — есть только ее копия.
С переходом в унию архиепископа Полоцкого Мелетия Смотрицкого, управлявшего монастырем с 1627 года, заканчивается период расцвета Дерманского монастыря. Настоятели-униаты мало заботились о благе обители. Их интерес сводился непосредственно к монастырским богатствам, из-за которых часто происходили ссоры. Знаменитый некогда монастырь постепенно приходил в упадок.
В 1795 году Волынь вошла в состав Российской империи. В 1822 году Дерманский монастырь становится православным. Начался опять процесс его возрождения.
С 1845 года Дерманский монастырь управляется викариями Волынской епархии, епископами Острожскими. Первым его настоятелем в епископском сане был Иерофей (Лобачевский), много потрудившийся для обители.
Монастырь славился во второй половине XIX века своей библиотекой. При нем сперва действовало Духовное Училище, а затем учительская семинария, просуществовавшая до 1917 года. Во времена буржуазной Польши в обители находилась епархиальная противосектантская школа.
В 1945 году монастырь стал женским. Сюда были переселены сестры из Свято-Успенского Зимненского, Обычского и Кременецкого монастырей. Но в разгул хрущевщины обитель закрыли, а сестер перевезли в Свято-Троицкий Корецкий монастырь.
С момента закрытия до 1991 года в Дерманской обители размещалась спецшкола для детей с физическими и умственными недостатками. В 1991 году монастырь был открыт снова. Первой игуменьей стала монахиня Вероника (Зощук), управляющая святой обителью и вместе с сестрами полагающая много трудов для ее возрождения.
На сегодняшний день в обители действуют два храма: соборный Святой Троицы и домовой (теплый) Казанской Богоматери. Главными святынями являются иконы с частицами святых мощей преподобного Иова Почаевского, преподобного Феодора Острожского и святого великомученика Пантелеимона, принесенные со Святой горы Афон.
Помимо престольных праздников, в День памяти великомученика Пантелеимона 9 августа (н. ст.) ежегодно бывает монастырский отпуст, где собирается множество паломников со всей округи.
Сестер и послушниц в монастыре 55.
Отшумели века, унося с собой былую славу, но те, кто трудится в обители ныне, уверенно пишут ее новую страницу, воздавая славу за все Живоначальной Троице.
|
В епархии 250 приходов, 7 монастырей
|
|
|
|