39

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

МУКАЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ


На перекрестке столетий

Архиепископ Мукачевский и Ужгородский Евфимий:
"Жить в мире и согласии"

Владыка Евфимий (Шутак) родился 15 августа 1934 года в селе Копашнево Хустского района Закарпатской области в крестьянской семье. Школу окончил в 1950 году в родном селе.

В 1954 году поступил послушником в Свято-Троицкий монастырь города Хуст-Городилово. С 1957 года по благословению Высокопреосвященнейшего Варлаама, архиепископа Мукачевского и Ужгородского, был пострижен в монашество с именем Евфимий.
В 1959 году поступил в Одесскую Духовную Семинарию. В 1962-м был рукоположен во иеродиакона Высокопреосвященнейшим Борисом, митрополитом Одесским и Херсонским.
В 1963 году окончил Одесскую Духовную Семинарию, а 23 февраля следующего года рукоположен во иеромонаха Высокопреосвященнейшим Иоанном, митрополитом Нью-Йоркским и Алеутским, в городе Ярославле и назначен на приход во Владимирский храм села Хоренское Мышкинского района.
В 1970 году поступил на заочное обучение в Московскую Духовную Академию.
28 августа 1989 года рукоположен во епископа Мукачевского и Ужгородского во Владимирском кафедральном соборе в Киеве. В 1996 году во время пребывания на Закарпатье Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, был возведен в сан архиепископа.


— Ваше Высокопреосвященство, как идет подготовка к празднованию юбилея Рождества Христова в Вашей епархии?
— Несмотря на скромные возможности, мы готовимся к юбилею усердно и делаем все для того, чтобы отметить его на высоком уровне. Строятся новые храмы, ремонтируются существующие, открываются монастыри: в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Тишев, в честь Святой Троицы в городе Свалява и Успенский в селе Домбоки. Возрожден Свято-Серафимовский монастырь в селе Приборжавское. Накануне знаменательного события желаю всем православным христианам мира и согласия.

Монастырь на Чернечьей
горе в Мукачево

Христианство в Закарпатье возникло, вероятно, еще в римские времена, в первые же столетия. Среди колонистов, которые сюда пришли, были, наверное, и христиане.

Известно также, что на Первом Вселенском Соборе (325 год) присутствовал епископ Дакии, а Марамуреш непосредственно граничил с Дакией и даже частично принадлежал ей. Но особенно Православие распространилось здесь после 863 года — благодаря проповеднической деятельности равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в соседних Моравии и Паннонии. В те времена в Закарпатье жил не просто соседний, но и родственный род, поэтому деяния святых братьев нашли и здесь благодатную почву.
В 80–90-е годы IX столетия ученики святых братьев были изгнаны из Моравии, многие из них нашли приют в Закарпатье. Вот почему основателями христианства в этом крае считаются ученики Кирилла и Мефодия. Православные монастыри в Закарпатье возникли в ХІ столетии. Один из них —Угорский — стал впоследствии кафедрой Марамурешских православных епископов и имел собственную типографию. По мнению некоторых историков, Мукачевский монастырь основали монахи Киево-Печерской Лавры. Они прибыли сюда с дочерью киевского князя Ярослава Мудрого Анастасией, которая вышла замуж за венгерского князя (1047–1067 года), а в 1360 году литовский князь Кориатович возобновил монастырь и оказывал ему содействие.
Это святое место играло большую роль в культурной и духовной жизни края, в развитии национального сознания народа. На протяжении столетий здесь готовили будущих епископов и священников, здесь была резиденция первых мукачевских епископов.
В XII столетии венгерские магнаты начали постепенно захватывать закарпатские земли. После смерти короля Карла-Роберта (1340) Ужгородская доминия переходит во владение католика Филиппа Другета. Для населения Закарпатья настали тяжелые времена, Православная Церковь теряла права. Попытки латинизации края не увенчались успехом, поскольку население твердо стояло в Православии. Но была введена Брестская уния. После нескольких неудачных попыток обратить православных в латинство Анна Якушиц в конце концов собрала группу священников, которые поддались на соблазн. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Ягерского католического епископа подписали соглашение на унию. Отныне мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией. Униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римо-католического.

Свято-Покровская церковь.
Село Кострино.


Несмотря на то, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии, Габсбурги вместе с католической иерархией взялись массово насаждать унию среди населения. Однако большинство прихожан решительно ей противились. Борьба за сохранение Православия в этом крае продолжалась почти сто лет, последний православный епископ Досифей замучен в Хустском замке в 1735 году. Монастыри разрушались, храмы либо передавались униатам, либо также уничтожались. Фактически Православная Церковь была загнана в подполье. И лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление прадедовской веры. Село за селом стали открыто исповедовать Православие. Австро-венгерские властители всячески препятствовали его распространению и все же были бессильны против воли народной. Начались жестокие преследования, заводились судебные дела. Так, в 1903–1904 годах возник первый Мараморош-Сиготский процесс, на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за противостояние унии. Позорный Мараморош-Сиготский процесс завершился 3 марта 1914 года. То было исключительно важное, незабываемое событие, когда народ проявил стойкость в борьбе за свободу совести, за свои законные права.
По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Ее конституция провозглашала свободу вероисповедания. Хотя новая власть, как и предыдущая, совсем не была заинтересована в распространении Православия, все ж народ с облегчением вздохнул, массово возвращаясь к вере отцов. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание юрисдикции Сербской Православной Церкви, и в Закарпатье назначен епископ Досифей. В 1924 году вместо него прибыл епископ Новосадский Ириней, потом его заменил епископ Призненский Серафим. Преемником Серафима в 1930 году стал епископ Битольский Иосиф, имевший уже титул Экзарха Карпатской Руси. 2 августа 1931 года он восстановил историческую Мукачевскую кафедру. В этом же году Сербская Церковь получила право назначать на постоянное служение правящего архиерея с титулом Мукачевско-Пряшевский, им стал епископ Дамаскин. После освобождения Закарпатья советской Армией в 1944 году Мукачевская епархия перешла под юрисдикцию Московского Патриарха.
В 1994 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви на территории Закарпатья образована еще одна епархия — Хустская.

Казанская икона Божией Матери

Одна из наиболее почитаемых в Православии икон Божией Матери — Казанская, именуемая "Одигитрия" (Путеводительница). Пресвятая Богородица на левой руке держит Младенца, обращенного лицом к молящимся и благословляющего правой рукой. Глава Богородицы наклонена влево, будто Божия Матерь хочет что-то сказать Своему Сыну. Чудесное явление этой иконы жителям Казани совершилось 8 июля 1579 года.
то было время, когда благодаря ревностным трудам первого архиепископа Казанского святителя Гурия (1563, память 5 декабря) и его помощников — архимандрита Германа (1567, память 6 ноября) и архимандрита Варсонофия Казань превратилась в христианский град с множеством храмов и несколькими монастырями. Чудесная помощь свыше была явлена чрез чудотворную икону Божией Матери, получившую наименование Казанской. Повествование о ее явлении и последовавших чудесных знамениях от нее было составлено в 1594 году митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, принявший мученический венец в 1612 году). До нас дошел подлинный текст этого повествования — "Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго, славнаго Ее явления образа, иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским".
В июне 1579 года Казань пострадала от пожара, поглотившего полгорода. Сгорел дом и стрельца Даниила Онучина, но уже через несколько дней погорелец приступил к постройке нового. Его дочери, десятилетней Матрене (Матроне), явилась во сне Богоматерь и повелела возвестить архиепископу Казани и городским воеводам, чтобы они взяли сокрытую в земле на месте сгоревшего дома Ее икону (при господстве мусульман она была зарыта тайными исповедниками Православия). Матрене в сонном видении указывалось место, где искать. Девочка поведала обо всем своей матери, которая вначале не обратила должного внимания на вещий сон отроковицы. После третьего видения и напоминания Матрена стала слезно упрашивать мать исполнить повеление Пресвятой Богородицы. На этот раз мать послушалась дочери, однако архиепископ Иеремия и светские власти Казани не поверили им. Тогда женщина взяла заступ и начала рыть землю в указанном месте, к ней присоединилась Матрена. Искомое сокровище было обретено там, где прежде находилась печь. Это произошло 8/21 июля 1579 года, в День памяти святого великомученика Прокопия. Обретенная икона оказалась списком с Влахернской чудотворной иконы Богоматери, написанной, по преданию, святым евангелистом Лукой и известной под именем "Одигитрия". Едва весть о чудесном обретении иконы разнеслась по городу, к ней стеклись во множестве жители Казани. Архиепископ Иеремия и воеводы со слезами просили у Царицы Небесной прощения в своем маловерии. Во всех уцелевших от пожара храмах звонили колокола, крестным ходом новоявленную икону понесли к ближайшему храму — во имя святого Николая Тульского, где пред ней был отслужен первый молебен. Когда образ Божией Матери торжественно понесли в Благовещенский собор, совершилось первое чудесное исцеление — прозрел слепец Иосиф, три года ничего не видевший. В самом соборе получил исцеление другой слепец — Никита.
В 1589 году, в связи с учреждением в Русской Православной Церкви Патриаршества, Казанскую архиепископию преобразовали в митpoполию. В 1594 году в обители заложили большой каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен митрополитом Ермогеном в 1595 году). Число инокинь в монастыре возросло до 64.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери до 1612 года была местночтимой, празднование ее совершалось в день обретения — 8 июля.
22 октября 1612 года, во время сражения народного ополчения с интервентами, Казанская икона находилась в стане князя Димитрия Пожарского, сопутствовала русским в течение всего похода. Вскоре Москва была полностью очищена от врагов. В память об этом событии царь Михаил Федорович установил в Москве второе празднество в честь Казанской иконы Божией Матери — 22 октября.
По свидетельству Никоновской летописи, после изгнания интервентов из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил Казанскую икону в своем приходском храме в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Через несколько лет на средства князя на Красной площади был сооружен Казанский собор. Сюда в 1636 году и перенесли Казанскую икону (ныне она находится в Богоявленском патриаршем соборе). Во время Отечественной войны 1812 года Казанская икона Божией Матери, ставшая всенaродной святыней, также осеняла русское воинство в ратном подвиге освобождения Матери-Родины.
К великому прискорбию, один из чудотворных списков Казанской иконы был похищен из Казанского собора Петербурга в ночь на 29 июня 1904 года и до настоящего времени не найден. "Кощунственная рука грабителей не была удержана чудесною силою, конечно, по особому попущению Божию, и мы лишились великой святыни за грехи и неправды наши".
Известны многочисленные чудотворные списки с Казанской иконы, прославленные знамениями милости Божией по всей земле.
Ныне в селе Тышев Воловецкого района Закарпатской области создается мужской монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери.

В епархии 160 приходов, 6 монастырей