35
|
|
ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА
|
ЛУГАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
|
|
Ветры истории и веры благодать
|
Архиепископ Луганский
и Старобельский Иоанникий:
"Без веры Божией невозможна духовность"
Архиепископ Иоанникий (Кобзев) родился 7 февраля 1938 года в селе Новоселовке Беленихинского района Белгородской области в крестьянской благочестивой семье.
В 1962 году окончил Одесскую Духовную Семинарию, а в 1966-м — Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
В период обучения в Московской высшей духовной школе вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Первоначально нес послушание у наместника, архимандрита Пимена Хмелевского, впоследствии архиепископа Саратовского и Вольского, а затем у его преемника, архимандрита Платона (Лобанкова), впоследствии епископа Воронежского. С 1966 по 1971 год нес послушание в Московской Патриархии при Святейших Патриархах Алексии (Симанском) и Пимене (Извекове). С 1966 года — патриарший иподиакон и ризничий. В 1969 году рукоположен в сан иеромонаха и через два года возведен в сан игумена.
В 1971 году направлен на преподавательскую работу в Одесскую Духовную Семинарию, где совмещал преподавание с обязанностями эконома. В 1983 году возведен в сан архимандрита.
В 1986 году назначен настоятелем Свято-Покровского собора города Измаила и благочинным Измаильского округа. В 1988 году хиротонисан во епископа Славянского, викария Одесско-Херсонской епархии. В 1990 году — епископ Донецкий и Луганский. С 1991 года — епископ Луганский и Старобельский. В 1993 году возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке.
— Приближается 2000-летний юбилей Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Православные люди всего мира с радостью готовятся к встрече этого светлого праздника. Ваше Высокопреосвященство, как осуществляется подготовка к столь знаменательной дате в Вашей епархии?
— Совсем немного времени осталось до великого юбилея — 2000-летия со дня пришествия в мир Спасителя. И радость всех православных христиан по этому поводу естественна, так как уже в течение двух тысяч лет люди имеют спасительную возможность уподобиться Богу через Его пришествие в мир, крестное страдание и принятие на Себя грехов всего мира.
Несмотря на все трудности, которые существуют в стране, в том числе и в нашей области, мы не теряем оптимизма и надежды на возрождение духовности.
Восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые. Так, в Луганске возводится Свято-Владимирский кафедральный собор. В июне 1999 года Президентом Украины Л. Д. Кучмой была осуществлена закладка первого камня в его фундамент.
— Какая духовно-просветительская работа ведется в епархии?
— Подготовка образованных, ревностных и преданных своему делу священнослужителей, призванных стать "образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4, 12), остается главной задачей богословского образования. В Свердловске и Алчевске Луганской области открыты пастырские курсы, в этом году преобразованные в духовные училища.
— Какие еще мероприятия проводились в преддверии славного юбилея?
— К числу праздничных мероприятий, посвященных 2000-летию Рождества Христова, можно отнести освящение креста и закладку камня в основание часовни в честь и память Покрова Пресвятой Богородицы в Старобельске. В художественном и краеведческом музеях, а также художественной галерее областного центра были открыты экспозиции "Иконы XVIII — начала XX века из действующих храмов Луганщины", "Современная вышитая икона", выставка картин "Храмы Луганщины". Их экспонаты свидетельствуют, что, несмотря на лихолетья и духовный геноцид, вера в Божественную Благодать никогда не покидала сердца верующих.
|
Луганская епархия как самостоятельная имеет сравнительно непродолжительную и, к великому сожалению, мало изученную историю.
Первыми поселенцами Луганщины были запорожские и донcкие казаки, которые, лишившись своих прежних вольностей, уходили на свободные земли от притеснений. Прибывали сюда многие и из Правобережья. В XVI веке в тогдашнем Польско-Литовском государстве появились иезуиты, насильно обращавшие православных в унию. Чтобы спасти жизнь и сохранить свою веру, православные христиане покидали родные места и селились на землях, большая часть которых вошла в так называемую Слободскую Украину.
Более интенсивное заселение этих земель украинскими и русскими селянами началось в XVII столетии. Тогда появились первые военные городки: Ровеньки, Старобельск, Новоайдар, Беловодск и другие, которые поддерживались государством и выполняли роль сторожевых поселений для защиты от неспокойных соседей.
Во второй половине XVII века в ходе военной колонизации земель в центрально-западной части этой территории была образована Славяносербия. Населяли ее в основном православные военные — выходцы из Сербии, Словении и Молдавии.
До 1667 года церкви, находящиеся на территории современной Луганской епархии, как и всей Слободской Украины, входили в состав Патриаршей области, а после учреждения Белгородской епархии влились в нее и управлялись Белгородскими архипастырями, в том числе и великим святителем Иоасафом (Горленко).
Во второй половине XVIII столетия после значительных побед России над Турцией быстрыми темпами пошло заселение донских степей. Крепостям, защищавшим южный край, и Черноморскому флоту были необходимы вооружение и боеприпасы, поэтому в 1795 году царским указом повелевалось возвести литейный завод. Возникший вокруг него поселок с селами Каменный Брод и Вергунка образовали впоследствии Луганск.
До революции 1917 года в городе находилось 7 православных церквей и одна часовня. Первой построили церковь в честь первоверховных Петра и Павла в Каменном Броде — в 1761 году. Вначале она была деревянной, через тридцать лет, в 1792–1796 годах, на том же месте возвели каменный храм — трехпрестольный, с колокольней. Это единственная церковь, сохранившаяся в нашем городе до настоящего времени. При ней действовала церковно-приходская школа.
Вторым духовным центром епархии в начале нынешнего века был уездный город Старобельск с действующим в нем Свято-Скорбященским монастырем.
История возникновения обители такова: местная жительница вдова Анна Ивановна Булич, мещанка по происхождению, в 1849 году продала собственное родовое имение и в более удобном месте на окраине купила заброшенную усадьбу в три десятины со старыми деревянными постройками. Движимая чувством христианского милосердия, она устроила странноприимный дом для сирот и престарелых. Из-за незначительного числа поступающих вскоре это благотворительное заведение было переустроено в приют для девочек-сирот духовного звания, которых насчитывалось до сорока.
Из-за дальности приходской церкви содержательница приюта Анна Ивановна с разрешения епархиального архиерея вскоре устроила домовую церковь, освященную в 1851 году.
Приют содержался исключительно на средства вдовы, которые скоро иссякли, что послужило причиной возбуждения ходатайства о переименовании заведения в женскую общину. В 1862 году на это было получено согласие Святейшего Синода. Сама содержательница приюта была пострижена в монахини с именем Ангелина с предписанием пожизненного управления Старобельской Свято-Скорбященской женской обителью.
В 1870 году в обители завершилось строительство Свято-Троицкого каменного храма, вокруг которого располагались келии, был приобретен хутор. Материальное положение за счет благотворителей настолько улучшилось, что уже через два года, в 1872 году, был заложен соборный каменный храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте".
К сожалению, мы не располагаем достоверными подробными данными о жизни епархии в то время. Однако нет сомнения в том, что она была напряженной и разнообразной.
Октябрьский переворот 1917 года и последовавшие за ним гражданская война и разруха внесли разлад во все сферы жизни. Город Луганск и другие промышленные центры епархии были первыми в Украине вовлечены в ураган революционной смуты. Остановились предприятия, не работали учреждения, закрылись школы и больницы.
В нашей местности разыгрались жестокие политические и кровавые военные действия, которые принесли великие потрясения, много горя и страданий людям. Вместе с народом страдала и Церковь. Силы ада восстали против нее, ибо безбожие стало главной идеологией новой власти.
В 1922 году закрывается Свято-Скорбященский женский монастырь в городе Старобельске, последней настоятельницей которого была игуменья Аполлинария. В первое время в зданиях обители устроили тюрьму, а затем долгие годы, почти до наших дней, монастырь занимали две воинские части. Поскольку территория эта была закрытой, храмы и постройки пришли в полное запустение.
В период немецко-фашистской оккупации (с конца 1941 года по сентябрь 1943 года) часть храмов была открыта, и Церковь вместе с народом несла на себе все тяготы военного времени.
В это непростое время Священноначалием Русской Православной Церкви в 1944 году была образована Луганская епархия.
Продолжительное время епархия не имела своего правящего архиерея, она была объединена сначала с Донецкой, а затем с Одесско-Херсонской епархией и долгое время управлялась Владыками, резиденция которых находилась в Одессе.
Отдаленность от центра управления мешала установлению непосредственного общения приходов и паствы со своими архипастырями. Они могли позволить себе непродолжительные и нечастые посещения епархии. Однако благодаря выдающимся личным качествам правящих Владык, неустанным заботам о пасомых, их влияние на устроение церковной жизни в епархии несомненно.
Первым управляющим новообразованной, в то время Ворошиловградской, епархии стал архиепископ Одесский и Херсонский Никон. Высокопреосвященный Владыка был неординарной личностью. Любовь к Церкви, богослужению, верующему народу сочеталась в нем с умением живо общаться с собеседниками любого уровня знаний, положения и убеждений. Он пользовался авторитетом и у высшего церковноначалия, епископата, клириков епархии, и у верующего народа. 16 апреля 1956 года архиепископ Никон почил в Бозе.
В течение следующих девяти лет Луганская епархия находилась под управлением митрополита Одесского и Херсонского Бориса (Вик). В начале 60-х годов активизировалось наступление на религию. Ценою неимоверных усилий и своего здоровья Владыка отстаивал интересы верующего народа и Церкви, внеся тем самым огромный личный вклад в сохранение десятков храмов.
После смерти Владыки Бориса с мая 1965 года в течение 25 лет Луганская епархия управлялась митрополитом Херсонским и Одесским Сергием. В феврале 1990 года состоялось отделение нашей епархии от Одесской, тем самым было положено начало ее самостоятельной жизни.
Высокопреосвященный ИОАННИКИЙ, архиепископ Луганский и Старобельский.
|
Деркульский старец
|
|
Отец Феофан
|
Отец Феофан — один из тех пастырей, которые, пережив с народом все невзгоды, смирением, терпением, милосердием и горячей молитвой стяжали любовь своих многочисленных духовных чад.
Обрывочны сведения о жизни старца, очень мало известно о его детстве, юности, пребывании в монастыре, где он подвизался почти 20 лет. Сам отец Феофан в одном из писем в марте 1977 года вспоминал: "Я… с Украины, полтавский, жил в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре, с детства сиротой, с семи лет".
Родился батюшка 7 июня 1896 года. При Крещении ему дали имя Феодор. С детства он был слаб здоровьем, рос хилым и болезненным. Да и сама жизнь не баловала — недолго он рос в семье, рано остался сиротой.
Большой период жизни отца Феофана связан с Лубенским Спасо-Преображенским монастырем. Здесь он сформировался как истый молитвенник и подвижник. Здесь приобрел знания, многое научился делать, обогатился духовным и жизненным опытом. Здесь же началось его восхождение по лестнице, последняя ступенька которой у врат Божиего Царства.
В 1923 году, когда Феодору исполнилось 27 лет, он был рукоположен в сан диакона архиепископом Полтавским Григорием (Лисивским). И продолжал служить в монастырском храме, а через год тот же Владыка рукоположил его в сан священника.
В 1935 году Лубенский Спасо-Преображенский монастырь был закрыт. Отцу Феодору пришлось покинуть родные края, переехать в Донбасс, куда его пригласили верующие села Крымское.
|
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы хутора Красный Деркул
|
С 1937 по 1947 год он находился в ссылке, после чего вернулся в город Кадиевку (ныне — Стаханов). А в 1948 году отец Феофан получает указ о назначении настоятелем храма Рождества Богородицы хутора Красный Деркул.
Полюбили прихожане батюшку, который все свои духовные и физические силы отдавал служению Богу, старались во всем помогать ему, с усердием посещали храм. Так и жил отец Феодор в Красном Деркуле, здесь нашел он свое пристанище, покой и счастье, служа Богу в благодатном храме, а хранила и оберегала его Сама Царица Небесная. Сердце подсказывало, что именно здесь та духовная пустынь, где надлежало ему до конца дней нести молитвенный подвиг, спасать своих духовных чад, которые тянулись к нему, истинному пастырю, учились у него, как нужно жить настоящему христианину.
За неустанные молитвенные труды и подвиги батюшка удостоен благодатных духовных даров, ведь был он опытным духовным руководителем доверившегося ему народа — со всеми беседовал, давал мудрые советы и наставления. В надежде исцеления приезжало к нему много больных. Отец Феофан молился за них на литургии, служил молебны. И Господь всегда по молитвам старца подавал больным облегчение, а то и полное выздоровление.
Оставаясь в сознании до конца, в окружении своих духовных чад, 5 ноября 1982 года отец Феофан отошел к Господу.
Честные останки старца были преданы земле в церковной ограде, у южной стены храма. Не зарастает тропинка, ведущая к могиле отца Феофана. Приходит к ней много народа. Мало в живых уже остается тех, кто знал батюшку, но память о его трудах и подвигах передается из поколения в поколение, и люди по завещанию своих отцов и матерей, проникнувшихся верою в силу молитв деркунского старца, по-прежнему обращаются к нему.
|
В епархии 244 прихода, 2 монастыря
|
|
|
|