ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

30

КИРОВОГРАДСКАЯ ЕПАРХИЯ


Епископ Кировоградский и Александрийский Пантелеимон:
"Нам нужны православные миссионеры"

Епископ Кировоградский и Александрийский Пантелеимон (Романовский) родился 21 мая 1952 года в Кировограде. В 1976 году, после окончания Ленинградской Духовной Семинарии, рукоположен во диаконы. В 1989 году пострижен в монашество с именем Пантелеимон. Служил в приходах Сумской епархии, секретарем Крымского епархиального управления и благочинным Керченского округа.
25 июля 1992 года возведен в сан епископа. В 1994 году поступил в Киевскую Духовную Академию. В 1992–1998 годах служил викарным епископом в Черновицкой и Житомирской епархиях.
Указом от 5 ноября 1998 года Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, и согласно постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви был назначен управляющим Кировоградской епархией.


— Как протекает жизнь верующих во вверенной Вам епархии?
В наше епархии в отличие от некоторых "горячих точек" Украины, жизнь протекает относительно мирно. Нет стычек с представителями других конфессий, не было еще случаев захвата храмов раскольниками. Верующие наших крупных городов проявляют особую религиозную активность. Так, в областном центре развернулась работа по нескольким направлениям:
— просветительская деятельность, которая включает в себя сотрудничество с органами народного образования и представителями Вооруженных сил, что способствует интеграции светских и церковных структур в деле духовного возрождения нашего общества. Помогает в этом вопросе региональная организация "Православное просвещение";
— миссионерско-катехизическая деятельность, выразившаяся в организации курсов богословско-катехизических и по усовершенствованию учителей Закона Божиего, а также в создании молодежного братства святой равноапостольной Марии Магдалины и выпуске двух религиозно-просветительских газет: "Православне слово" и "Православная школа";
— информационно-издательская деятельность, которая воплощает просветительские и миссионерско-катехизические идеи в жизнь посредством издания различных пособий для учителей-миссионеров и священнослужителей-катехизаторов. Во многом работе на поприще религиозного просвещения помогают появления в нашей епархии чудотворных икон. Зимой нас посетила чудотворная икона Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы", а совсем недавно наши верующие встретили одну из наибольших мировых святынь — Почаевскую икону Божией Матери. Кроме того, мы постоянно организовываем паломнические поездки к святыням, находящимся на территории Украины. Так что верующие Кировоградской епархии активно трудятся на благо Церкви, в чем им споспешествуют благодать и милость Божия.
— Как готовится епархия к юбилею Рождества Христова?
— В рамках подготовки к празднованию 2000-летия Рождества Христова активно знакомим людей с историческими страницами из жизни Церкви, особенно в годы гонений. Проводится работа в архивах, изучаются документы о репрессированных священнослужителях и разрушенных храмах. Благодаря полученным данным, на местах уничтоженных церквей были установлены памятные кресты. Исторические сведения постоянно публикуются в светских и церковных периодических изданиях и являются первоисточниками для учителей истории. Были также написаны две иконы: святых Елисаветградской земли и Елисаветградской Божией Матери. Кроме того, по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, мы начали строительные работы по установлению памятного знака в виде ангела. В канун великого юбилея поздравляю всех с праздником 2000-летия Рождества Христова.

Твердыня степного края

История города Елисаветграда (ныне Кировограда) началась со дня основания крепости святой Елисаветы, которую по указу императрицы Елисаветы Петровны заложили 18 июня 1754
года. Крепость была выстроена в дикой степи, вблизи границы зимовников запорожских казаков на берегу реки Ингул, и предназначалась для защиты Новой Сербии от набегов крымских татар.
Новая Сербия заселялась сербами, оставившими свое отечество под предводительством полковника Хорвата из-за притеснений австрийским правительством Православной веры в Австро-Венгрии. В окрестностях крепости селились греки, молдаване, сербы, украинцы и русские старообрядцы. Город Елисаветград, как и вся Новая Сербия, с самого начала своего существования и до 1756 года относился в делах церковных к кафедре Киевских митрополитов.
Синодальным постановлением 26 июня 1756 года Новая Сербия и приходы крепости святой Елисаветы с близлежащими казацкими слободами были причислены к Переяславской епархии. Чуть позже к ней же были отнесены две протопопии Киевской епархии — Крыловская и Новомиргородская. В крепости святой Елисаветы была образована протопопия Елисаветградская во главе с протоиереем Иоанном Орловским. В 1764 году в этих трех округах было 57 церквей, а в 1775-м их число возросло до 81, кроме того имелось 7 часовен в Молдавском гусарском полку.
В 1775–1778 годах произошло формирование и открытие новой епархии на юге России — Словенской и Херсонской, управление которой первоначально осуществлялось из Полтавы. Первым ее архиереем был Высокопреосвященный архиепископ Евгений (Булгарис). В 1786 году Словенская епархия переименована в Екатеринославскую, духовное правление находилось уже в Елисаветграде.
В январе 1795 года была образована Вознесенская губерния, в состав которой входили 12 уездов, в том числе Елисаветградский, Вознесенский, Херсонский, Новомиргородский, Чигиринский, Уманский и Черкасский. Но уже в 1796 году эта губерния расформировывается и вместо нее образуется Херсонская губерния, а также Херсонская епархия с местопребыванием правящего архиерея в городе Одессе. С 1880 года учреждается Елисаветградское викариатство с местопребыванием епископов в Одессе. Упоминание о епархии в новое время есть в журнале Московской Патриархии за 1944 год, № 9. Здесь помещено такое сообщение: "На кафедру епископа Кировоградского, викария Одесской епархии Патриаршим Местоблюстителем и Священным Синодом назначен иеромонах Сергий (Ларин)". Первую Божественную литургию в Кировограде епископ Сергий совершил в Свято-Рождества Богородицы кафедральном соборе 21 сентября 1944 года.
В январе 1947 года в границах Кировоградской области была образована Кировоградская епархия. Первым ее епископом Указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода был назначен Преосвященный Михаил (Мельник) с титулом епископ Кировоградский и Чигиринский. В этой должности он пребывал один год.
В январе 1948 года Кировоградская епархия обрела новые административно-территориальные границы: в ее состав была включена Николаевская область, а правящие епископы стали именоваться Кировоградскими и Николаевскими.
Первым епископом Кировоградским и Николаевским стал Преосвященный Феодосий (Ковернинский), перемещенный на Кировоградскую кафедру с Черновицкой. В последующие годы епархия окормлялась епископами Евстратием (Подольским), Иннокентием, митрополитом Нестором (Анисимовым), известным миссионером, посвятившим большую часть жизни делу просвещения светом Христового учения языческих народов Среднего и Дальнего Востока.
Большой след в истории епархии оставил епископ Севастиан (Пилипчук), назначенный на Кировоградско-Николаевскую кафедру в 1977 году и пребывавший на ней до 1989 года. 37 лет нес епископ Севастиан монашеский подвиг в нескольких монастырях — от инока до наместника Почаевской лавры. Большая заслуга его пред Господом и людьми — реставрация и ремонт Почаевской Лавры, о чем свидетельствует памятная доска, находящаяся в храме во имя Похвалы Пресвятой Богородицы.
За время служения в Кировоградско-Николаевской епархии под руководством Преосвященного Севастиана были отреставрированы Кировоградский кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы и множество храмов в приходах епархии.
Решением Священного Синода от 20 июня 1992 года, возглавляемого Его Блаженством, Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, Кировоградско-Николаевская епархия была разделена на две: Кировоградско-Новомиргородскую и Николаевско-Вознесенскую. Возглавлявший Кировоградскую кафедру в это время архиепископ Василий (Васильцев) получил титул архиепископа Кировоградского и Александрийского.

Пресветлые святые образа


Фрагмент иконы
пресвятой Елисаветы


Копия чудотворной
иконы святителя
Николая

В Кировоградской епархии несколько икон, особо почитаемых верующими. Среди них два образа святителя Николая: один находится в Спасо-Преображенском соборе Кировограда, а другой — в Свято-Богоявленском женском монастыре села Диковка Знаменского района
Первый из них является списком иконы святителя Николая, переданной из города Бари (Италия) в Москву — в храм Христа Спасителя. В благословляющей деснице святителя находится частица мощей, к которой могут приложиться все верующие. Каждый четверг перед этой иконой служится молебен с акафистом, и уже немало людей ощутило на себе благодатную помощь святителя. Икона, пребывающая в женском монастыре, проявила себя недавно. При восстановлении монастыря в храме была найдена темная доска. Ее оставили в церкви с расчетом впоследствии использовать как материал для написания иконы. Но через некоторое время насельницы заметили, что доска начала светлеть, постепенно на ней стали вырисовываться образы. И вот уже можно было отчетливо увидеть изображение святителя Николая Чудотворца, спасающего утопающего. Как радовались все произошедшему. Икону привозили в Кировоград, и верующие имели возможность приложиться к святыне.
Совсем недавно в городе появились еще две иконы — святителей Елисаветградской земли и Елисаветградской Божией Матери, которые находятся в Спасо-Преображенском соборе Кировограда. На первой иконе изображены святители, служившие в Елисаветграде и окормлявшие Елисаветградскую епархию: священномученики Онуфрий (Гагалюк), Анатолий (Грисюк), Прокопий (Титов), Иннокентий (Борисов), Порфирий (Гулевич).
Второй образ — икона Божией Матери, именуемая Елисаветградской, —пребывал в нашем городе еще до революции и почитался как чудотворный. Но в годы советской власти был утерян. И вот совсем недавно в архиве удалось найти его черно-белое изображение. Местные художники-иконописцы попытались воссоздать в красках облик Богоматери. Новонаписанный образ сразу вызвал почитание верующих, о чем свидетельствует его путешествие по приходам Кировоградской епархии, монастырям Украины и России. Не менее чтима еще одна икона — святой праведной Елисаветы, покровительницы областного центра. Каждое празднование Дня города начинается с молебна перед иконой и продолжается крестным ходом с ней до крепостных валов — именно с них началась история областного центра. Этот образ также находится в Спасо-Преображенском соборе Кировограда. Верующие, ежедневно молящиеся перед ним, уповают на Бога и ожидают, что Кировограду вернут его святое название — Елисаветград.

Небесные покровители Елисаветинской крепости


Эмблема крепости
святой Елисаветы

Крепость святой Елисаветы была главным военным опорным пунктом на присоединенных к России по Белградскому мирному договору 1739 года заднепровских землях и форпостом Православия в Северном Причерноморье.
Построена она в 1754–1757 годах южнее Новой Сербии, почти в центре поселений Новослободского казачьего полка, основанных для защиты этой опустошаемой бесконечными войнами территории. В отличие от новосербских, новослободских и запорожских укреплений, крепость была неприступной твердыней, способной защитить поселенцев, выдержать многочисленные штурмы и длительную осаду.

Бастионы, ворота и равелины знаменитой крепости носили христианские названия. Главные ворота — Троицкие (направление на Новоалексеевку). Они, как и не сохранившаяся до наших дней крепостная церковь, были названы в честь великого православного праздника Святой Троицы. Название Пречистинских ворот (направление к центру города) происходит от праздников Успения и Рождества Пресвятой Богородицы. Всехсвятские ворота (направление на переулок Крепостной) названы в честь праздника Всех Святых.
Слева от Троицких ворот находится Екатерининский бастион, получивший название в честь святой великомученицы Екатерины, справа — Петровский бастион, носящий имя святого апостола Петра. Другие бастионы и равелины также носят имена святых: Алексиевский (в честь святителя Алексия), Андреевский (во имя святого апостола Андрея Первозванного), Александровский (во имя святого благоверного князя Александра Невского), Михайловский (во имя святого Архистратига Михаила), Печерский (в память святых Киево-Печерского монастыря).
Кроме этих укреплений, напротив равелина пресвятых печерских отцов, на берегу речки Ингул, находился Сергиевский редут, названный во имя святого преподобного Сергия Радонежского, благословившего великого князя Димитрия Донского на решающую битву с полчищами хана Мамая на поле Куликовом.
Сама крепость носит имя святой Елисаветы, матери святого пророка Иоанна Крестителя.
Наши предки неспроста назвали оборонные сооружения крепости именами святых: в кровавой борьбе христиан с татарско-турецкими агрессорами небесные покровители духовно поддерживали православных воинов, которые отстаивали свое право на земли, освоенные православными еще во времена Киевской Руси.

Константин ШЛЯХОВЫЙ.

В епархии 169 приходов, 1 монастырь