ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

26

ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ


Архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Николай:
"Избавиться от рабства греха"

Владыка Николай (Грох) родился 5 сентября 1954 года в селе Галич Подгаецкого района Тернопольской области в семье крестьянина.
В 1971 году закончил Подгаецкую среднюю школу.
В 1976 году поступил в Ленинградскую Духовную Семинарию, закончил полный курс обучения. В марте 1979 года рукоположен в сан диакона, а в апреле — священника.
С 1979 по 1986 год — настоятель Свято-Николаевского храма в селе Алексинцы Борщевского района Тернопольской области. С 1986 по 1992 год — настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рыбники Бережанского района той же области.
В июле 1992 года хиротонисан во епископы и назначен епископом Ковельским, викарием Волынской епархии, а позже — епископом Ивано-Франковским и Коломыйским.
В 1999 году закончил заочно Духовную Академию. В этом же году возведен в сан архиепископа.


— Почти две тысячи лет отделяют нас от Великого события Рождества Христова. В чем, на Ваш взгляд, состоит его главный смысл?
— Единородный сын Божий, Господь Иисус Христос, наш Спаситель, вместе с принятием на Себя природы человека принял все тяготы его жизни. Этим самым Он выполнил Свою миссию на земле — спасения человеческого рода от рабства греха и вечной смерти. Именно так положено начало новой нетленной жизни человека и возвращению потерянного им блаженства.
— Как планируете встретить юбилей?
— К 2000-летию Рождества Христова в епархии создана комиссия по подготовке к празднованию. В нее вошли благочинные, отдельные священники, а также светские ученые. В январе 2000 года планируем провести юбилейную конференцию. Празднование начнется в Спасо-Преображенском молитвенном доме Ивано-Франковска Божественной литургией, на которую будут приглашены архиереи из других епархий.
В Ивано-Франковске совместно с руководителями города будет установлен памятник в честь 2000-летия Рождества Христова. Памятные знаки установят и во всех приходах епархии. В Ивано-Франковске и районных центрах пройдут концерты духовного пения в исполнении наших приходских хоров.
Прекрасный хор Свято-Успенского собора Коломыи в январе 1999 года уже участвовал в столичном конкурсе "Глас Печерский". Кстати, в этом же соборе есть детский и, кроме упомянутого, еще два взрослых хора. Хороший хор и в Троицком храме, что в Богородчанах.
К Рождеству готовятся также традиционные детские спектакли на церковную тематику, которые воспитанники наших воскресных школ покажут не только в храмах, но и в детских домах, школах-интернатах, домах престарелых, воинских частях.
К юбилею планируем завершить строительство нижнего помещения храма Рождества Христова в Ивано-Франковске, а также закончить роспись Свято-Успенского собора в Коломые и Свято-Успенского храма в селе Гринява Верховинского района.

В борьбе за веру Православную

Свято-Успенский собор в Коломне

Ивано-Франковская епархия, составная часть Украинской Православной Церкви, основана в 1141 году.

Православная вера довольно быстро распространилась в Галицком княжестве, о чем свидетельствуют памятники литературы, дошедшие до наших дней: Евангелия 1144 и 1226 годов. Наиболее величественным строением в Галиче считается Свято-Успенский собор, возведенный при Ярославе Осмомысле приблизительно в 1157 году. Не менее прекрасным памятником архитектуры является церковь святого Пантелеимона, построенная около 1200 года и сохранившаяся до сих пор.
На территории княжеского Галича найдены остатки фундаментов 30 церковных зданий. Рядом с церквами базиличного типа существовали небольшие часовни — ротонды, которые гармонично сочетали в себе черты романского и византийского стилей.
После присоединения в середине XIV века к Польше Галиция сохраняла ограниченную административную автономию. Но так продолжалось недолго. Выполняя волю могущественных польских магнатов, король Казимир III стал проводить политику инкорпорации Галиции в Польское королевство. Так, уже в 1340 году он просил папу римского освободить его от присяги хранить "обряды, права и обычаи" православных подданных. Естественно, папа Венедикт XII поспешил удовлетворить такую просьбу. Польское правительство и католическое духовенство всячески поощряли экспансию на восток.
В политике наступления на экономические, политические и национальные права украинского населения польское правительство опиралось на католическую церковь. Начиная с 1350 года оно обращалось в Рим с просьбой учредить в Галиции католическую митрополию. В 1375 году папа римский специальной буллой удовлетворил это прошение.
Несмотря на оккупационную политику польской шляхты, прикарпатцы чтили свои исторические традиции, язык и быт. Благодаря деятельности церковных братств (а их было пять — в Рогатине, Галиче, Болехове, Снятыне, Коломые) появились национальные школы в Галиче, Рогатине, Тисменице, Коломые, Снятыне. В конце XVI века в Прикарпатье появились первые типографии: в Стратине и Крылосе. Издательским делом руководил Памва Беринда. При его участии в Стратинской типографии были изданы Литургион (1604), Требник (1606), Крылосское Евангелие.
В условиях притеснения униатами и католиками православного населения Прикарпатья, важную роль в религиозной и культурной жизни края сыграл Иов Княгиницкий, посвятивший свою жизнь просветительской работе. Именно по его приглашению в 1605–1607 годах в эти места приезжает Иван Вышенский. Сотрудничество этих двух выдающихся людей привело к идее учреждения Манявского скита, которую Иов Княгиницкий воплотил в жизнь в 1612 году. Скит действовал до 1785 года, затем был разрушен. Со временем его частично восстановили. До 1997 года в нем размещался музей, а ныне скит передан под монастырь УПЦ-КП.
В 1946 году на объединительном Львовском Соборе верующие Галиции вернулись в лоно Матери Святой Православной Церкви. Таким образом Ивано-Франковская епархия возродилась на прикарпатской земле.
С 1946 по 1957 год Ивано-Франковскую епархию возглавлял архиепископ Антоний (Половецкий), благодаря которому удалось получить помещение для епархиального управления, кафедральный собор в городе Ивано-Франковске и еще несколько храмов.
С 1957 по 1982 год епархией руководил архиепископ Йосиф (Савраш). В 1982 году на Ивано-Франковскую кафедру назначен архиепископ Макарий (Свистун), управлявший ею до 1990 года. Во время его пребывания на кафедре прошли торжественные празднования 40-летия объединительного Львовского Собора и 1000-летия Крещения Руси, открылись новые храмы, Гошевский монастырь.
С октября 1990 года начались массовые захваты храмов греко-католиками и автокефалистами. Сейчас епархию возглавляет архиепископ Николай, который прилагает немало усилий для упрочения Святого Православия на Прикарпатской земле.

Преподобные Иов и Феодосий

Выдающимися деятелями Православия в Ивано-Франковской епархии были преподобные Иов Княгиницкий и Феодосий.
Иов, названный при Крещении Иваном, родился в 1550 году в селе Княгинин на Станиславщине. Однажды встретился он с афонскими монахами, и душа его стала рваться к жизни, посвященной служению Богу. Побывав на Афоне, он вернулся на некоторое время домой, чтобы раздать свое имущество нищим, и опять отправился на Святую гору, где был пострижен в монахи.

Могила преподобных Иова и Феодосия,
игуменов Манявских


Спустя 12 лет Иов Княгиницкий возвратился на Русь и увидел, что его родной край и вера нуждаются в ревностных служителях. Стал он обучать русских монахов афонскому аскетизму, что пришелся ему по сердцу. Нужны были подвижники, которые сумели бы тело свое снедать "алчбой, жаждою, стоянием всенощным, умилением и плачем", а душой искать Бога и "окаевати суетное житие мира и мимошедшая лета живота своего".
Слава о благочестивом пустыннике распространилась по всей Руси. Епископ Львовский Гедеон просил его, чтобы пришел он и в Унев учить монахов афонскому уставу. Иов Княгиницкий, согласившись, выполнил порученное дело. Но когда Владыка хотел рукоположить его в иереи, отказался, ибо считал себя недостойным, и принял только схиму. Как схимник стал именоваться Иовом. Основал он монастырь святого Михаила по аскетическим правилам, произвел преобразования и в Дерманском монастыре по просьбе игумена этой обители Исаака Святогорца.
Как ни дороги были для Иова сии деяния, он был недоволен своим пребыванием в общежительской обители. Схимник затосковал по жизни в скиту, посему взял посох, Святое Евангелие и пошел в горы, в окрестности Краснополя (нынешний Солотвин). Там, где в Манявку впадает с правой стороны речка Батерс, нынче называемая Скитцем, построил себе шалаш под деревьями и пребывал там в молитвах, плаче и молчании до тех пор, пока марковецкий житель Петр Ляхович не построил ему маленькую келью. Вскоре старца нашли его ученики и монахи. Но подвижник мало кого оставлял при себе. Некоторые и сами отходили по истечении какого-то времени, ибо не имели сил свершать такой подвиг.
Иов время от времени отлучался от своих братьев и уходил в дикую лесную чащу, устраивал себе где-нибудь под деревом пристанище и пребывал в молитвах без пищи и сна. Размышлял там день или и два, а когда возвращался к братии, те уже знали, что он должен дать им какие-то важные наставления. Однажды, возвратившись из пустынного уединения, сказал утешенным братьям, что нашел над Батерсом в лесу красивое место. Находится оно между потоками, словно остров. Здесь задумал Иов сначала построить келью, со временем — церковку и основать обитель по образу афонской. Неслыханная радость охватила всех братьев. С теплотой и любовью поблагодарили они своего учителя и принялись за работу. Место было очищено, часть леса вырублена и выкорчевана. Плотники построили здесь первую келью — начало обители.
Так создавалась в Маняве обитель, названная Великоскитской: "Месяца септембрия 13 года 1612, при Великом короле Зигмонте третьем, и при старосте Галицком Влодке, при епископе Львовском Иеремии Тесаровском".
Отныне Иов управлял двумя монастырями: угорницким и скитским. В Угорниках он оставил своим наместником ревностного монаха, а в скиту, когда ему приходилось на какое-то время выезжать, его обязанности выполнял Феодосий, родственник Иова Княгиницкого. Чтобы не приглашать править службу Божию других священников, Иов захотел иметь в скиту своего пресвитера, поэтому обратился к Феодосию, чтобы тот дал свое согласие быть высвяченым. Однако тот длительное время "величества степени священническаго бояся". Только в 1613 году Феодосий согласился принять священнический сан. Однажды после длительного пребывания в молитвах Иов возвратился из пустыни, созвал всю братию и ктиторов. Поклонившись трижды святым иконам и протянув Феодосию жезл и книгу святителя Василия, обратился к ему: "Будь пастырем и учителем стада сего, собранного Богом. Ты еси иеромонахом и духовником нашим, тебе подобает быть игуменом, а я, пока жив, буду тебе по моим силам помогать." Феодосий не отваживался принять столь высокое послушание и вместе с братией скита просил Иова, чтобы он жезл игуменства держал еще в своих руках. Тот, однако, припал к земле и сказал: "Не встану и не подниму глаз моих, пока не исполнишь моего желания". Феодосий не соглашался, но когда и братия начала его умолять, он, выполняя волю учителя, все-таки принял чин игумена. Старец встал с земли, помолился Богу, благословил Феодосия, отдал под его власть братию и обитель, а сам, поклонившись святым иконам, воспел благодарность Богу "Достойно есть". По монашескому обычаю братия простилась с Иовом поклоном и целованием. И он пошел назад в свою пустошь — уединенное место поста и молитвы. Феодосий занялся перестройкой обители: появилось несколько новых келий, была расширена трапезная, разрыта часть горы для сооружения новых помещений.
Бог вскоре призвал Иова к Себе. В пятницу перед Рождеством, 22 декабря 1621 года, впал он в своем скиту в тяжелую лихорадку, однако не хотел принимать пищу, узнав, что она отдельно для него приготовлена. Даже отчитал послушника, который ее принес: "Кто разрушает обычаи, тот совершает раздор". В среду, в День святого Стефана, братия его причастила, но не смогла склонить к возвращению в обитель. Иов распорядился, чтобы после смерти тело его не забирали в скит, а погребли здесь, в пустыни. Однако ночью изменил свое решение: перед рассветом послал к игумену и попросил помочь ему возвратиться в обитель, ибо ощутил, что хочет "закончить жизнь среди братии: как начал и целую жизнь трудился, так и желаю упокоится рядом с послушниками". На санях Иова перевезли в обитель, где поместили в келье игумена. В субботу утром причастили его еще раз, а вечером того же дня великий подвижник с молитвой на устах почил в Бозе.
По примеру Иова Феодосий еще при жизни назначил себе преемника, который по его смерти должен был заведовать монастырем. Им по духовному завещанию стал иеросхимонах Дорофей. По великим трудам 24 сентября 1629 года преставился Феодосий, второй игумен скита и сподвижник Иова. Пережил он своего учителя только на 8 лет. Тело его братия похоронила в притворе церкви Крестовоздвиженской, рядом с мощами Иова, и накрыла могилу первых игуменов плитой из черного мрамора.
Ныне мощи подвижников покоятся среди руин Крестовоздвиженской церкви. Над уцелевшими вратами ее возвышается колокольня. В нишах каменной стены по обе стороны от врат видны два образа в монашеских рясах. Над образом монаха по левую сторону врат надпись — "Блаженный отец наш Иов схимонах", а по правую — "Блаженный отец наш Феодосий иеросхимонах". Память о великоскитских подвижниках жива и поныне среди народа, который чествует своих наставников в вере православной на прикарпатской земле, в молитвах обращается к ним за помощью, чтобы по их ходатайству Господь хранил в этой земле Святую веру Православную. По прошению верующих, духовенства и Преосвященнейшего Николая, архиепископа Ивано-Франковского и Коломыйского, в 1994 году Священный Синод Украинской Православной Церкви утвердил чествовать память подвижников и причислил их к лику местночтимых святых.

В епархии 23 прихода, 1 монастырь