25

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

СВЯТЫНИ ПРАВОСЛАВИЯ


<<<...Начало
так рассказывает об этом: "Пошел Владимир на ятвагов, и победил ятвагов, и взял их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отроков и девиц, на кого упадет он, того и зарежем в жертву богам". Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир (в начале нынешнего Андреевского спуска). Пришел тот варяг из Греческой земли (видимо, из греко-варяжских поселений Крыма) и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий по зависти дьявола. И посланные к нему придя сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, чтобы мы принесли жертву богам". И сказал варяг: "Не боги это, а простое дерево: нынче есть, а завтра сгинет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнца, и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам". Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же схватили оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: "Дай сына своего, да принесем его богам". Он же ответил: "Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. Вы-то зачем совершаете им требы?" И кликнули, и подсекли под ними сени, и так убили их. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная, что близка уже его погибель".

Игоревская икона Божией Матери

Святой благоверный князь Игорь Черниговский

Крещение Руси

В 988 году в Киеве произошло событие значение которого для древнерусского народа трудно переоценить: Крещение вернувшимся из Херсонеса святым равноапостольным князем Владимиром киевлян. Оно положило начало не только духовному преображению русичей, но и их историческому существованию, как народа христианского и цивилизованного. Летописец так повествует об этом событии: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые же держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле... Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны". Крещение происходило в устье речки Почайной, впадающей в Днепр. Память о нем Православная Церковь празднует 1/14 августа.

Великие князья — иноки

Любопытной особенностью отечественного Православия является поразительная преданность ему древнерусских князей. Они могли враждовать друг с другом, но никогда не изменяли вере православной. Более того, перед смертью, как правило, принимали схиму и делали завещания похоронить себя в монастырях или при церквах, ими же построенных. Поэтому монастыри и церкви столицы, как и других городов, были усыпальницами князей. Святой Владимир похоронен в церкви Богородицы Десятинной, Ярослав Мудрый — в Софии, Юрий Долгорукий — в Спаса на Берестове, Кирилловская церковь — усыпальница Ольговичей и т.д.
Первым иноком из великокняжеского рода стал преподобный Никола Святоша Черниговский, правнук Ярослава. Оставив семью, в 1106 году он принял постриг в Киево-Печерской обители, где был привратником, а затем на тридцать лет наложил на себе обет безмолвия. На свои средства князь построил Троицкую надвратную и Николаевскую больничную церкви Лавры. Память о нем носит и один из районов Киева — Святошинский.
В 1147 году в Киеве принял мученический венец великий князь — инок Игорь Ольгович. В то время за киевское княжение боролись две группы князей: Ольговичи (Олеговичи) и Мстиславовичи — все правнуки Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода Ольговича на престол стал его брат Игорь (Георгий). Но в одном из сражений киевляне предали его и перешли на сторону Мстиславовичей. Самого Игоря пленили и посадили в темницу, где тот тяжело заболел. Полагая, что он скоро умрет, ему разрешили принять монашеский чин, но волей Божией он выздоровел, принял схиму с именем Игнатий и предался иноческим подвигам, пребывая в молитве о своих грехах. Борьбу за киевский трон продолжили двоюродные братья Игоря. Тогда киевское вече постановило расправиться с князем-иноком, решив таким образом отомстить всем Ольговичам. Во время литургии в храм, где схимник молился перед иконой Божией Матери Игоревской, ворвалась обезумевшая толпа. Люди убили его и надругались над мертвым телом. В 1150 году киевский престол занял Юрий Долгорукий, а его союзник — Черниговский князь Святослав Ольгович, родной брат Игоря, — торжественно перенес мощи страстотерпца в Спасский собор Чернигова.

Отечественные святые и праздники

С Киевом связаны многие православные отечественные праздники, которые со временем стали общеправославными. Первое празднование новоявленным святым Борису и Глебу было установлено митрополитом Киевским Иоанном и Ярославом Мудрым 24 июля — в день кончины святого Бориса. Затем установился праздник 2 мая — в память двукратного перенесения их мощей из старых церквей в новые и отдельный праздник святому Глебу — 5 сентября. Сохранились сведения, что уже в те времена, по крайней мере, Сугдейские греки праздновали память этих мучеников, погибших от "несчастного (окаянного) Сфатопулка".

Святой апостол
Андрей Первозванный


В 1108 году по представлению Феоктиста, игумена Печерского, всем епископам древнерусским на всех соборах предписано поминать преподобного Феодосия Печерского, который таким образом стал третьим отечественным святым. Память святому принято праздновать 3 мая и 14 сентября — дни перенесения мощей святого.
Общеправославное празднование памяти святого Владимира Крестителя было установлено при содействии великого князя Александра Невского: знаменитая победа над шведами в 1240 году на Неве случилась в день блаженной кончины Владимира. Позже было установлено праздновать и память святой княгини Ольги.
Киев явил целый сонм святых мучеников, подвижников и защитников православной веры, которые покоятся в Киево-Печерской Лавре и канонизированы в более позднее время.
26 ноября 1054 года при Ярославе (Георгии) Мудром была освящена церковь святого великомученика Георгия в Киеве. В честь этого события установлено празднование. Церковь была разрушена при Батые, а праздник остался по день сегодняшний. В народе он именуется Георгий зимний, или Юрьев день. С Киевом связано установление и великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), который распространился не только по всей Руси, но и в другие православные страны. Он был установлен в 1164 году святым Андреем Боголюбским. По одной версии, основанием для этого было широко известное на Руси Житие блаженного Андрея (пленного славянина, который и удостоился во Влахернском храме Константинополя видения Богородицы, простирающей покров над молящимися). Однако более вероятной и не отвергающей предыдущую является версия о том, что память об этом событии сохраняли и праздновали зодчие, приехавшие из Влахерны для строительства Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Кроме того, по летописям, в Киеве существовала Влахернская церковь, где мог видеть празднование Покрова Божией Матери благоверный князь.
Среди прославленных древних чудотворных икон Киева отметим Успение Божией Матери Киево-Печерской. Она была чудесным образом вместе с зодчими перенесена из Влахерны и прославилась, согласно Киево-Печерскому патерику, многими чудесами. Древняя икона Николая Чудотворца (Николы Мокрого) находилась в Софийском соборе. В 1090 году она явила чудо: некие супруги с ребенком возвращались из Вышгорода и попали в бурю на Днепре. Ребенок утонул, упав в реку. Однако через несколько дней он был обнаружен у этой иконы целым и невредимым, только мокрым, отчего икона и получила свое название.

Марина БОГДАШЕВСКАЯ.

Св. равноапостольный князь Владимир

Святого великого Киевского князя Владимира Святославича, как и его бабку, святую княгиню Ольгу, Церковь именует равноапостольным — равным в своем жизненном подвиге ученикам Христа. С именем князя Владимира (во Святом Крещении — Василий) связано одно из самых значительных событий в истории славян — Крещение Руси.
Владимир — сын великого Киевского князя Святослава Игоревича. В 970 году перед походом на Дунай отец поделил свое княжество между сыновьями. Владимиру достался Новгород. В 980 году вокняжился в Киеве, откуда совершал походы в сопредельные земли, повсюду основывая города, многие из которых до сих пор носят имя своего основателя. В 986 году в Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении они поведали Владимиру о красоте православного богослужения и о том великом чувстве, которое пережили в Царьградском храме святой Софии. Они советовали Владимиру креститься.
Между тем Владимир пошел войною на Корсунь (Херсонес в Крыму), осадил и взял город. Потребовав у императоров руки их сестры, царевны Анны, князь получил согласие при условии Крещения. В 988 году он принял Крещение вблизи Корсуня от православного епископа. Повенчавшись с царевной, привез из Корсуни в Киев священников, книги, утварь. Пришедшим из Византии духовенством были крещены и киевляне в реке Почайной. Князья же крестились в ручье, протекавшем по нынешнему Крещатику, от этого события и получила свое название главная улица столицы. Вслед за столицей были крещены и жители других городов Руси. Несомненно, новая вера встречала некоторое сопротивление, но князь проявил стойкость. После Крещения великий князь совершил несколько удачных походов против печенегов. Приняв христианство, князь Владимир духовно преобразился. Он отпустил всех наложниц, а своим милосердием удивлял даже священников. Святой Владимир проявлял большую заботу о просвещении (основал первую школу) и о построении церквей, даровав одной из них десятину (996). Князь не казнил разбойников, "боясь греха". Но епископы сказали ему: "Ты поставлен от Бога на казнь злым, добрым на милование. Ты должен казнить разбойников, но испытав прежде вину их". И князь совету святительскому внял. В 1015 году Владимир неожиданно заболел и умер. Причислен к лику святых в XIII веке, при Александре Невском.

Св. равноапостольная княгиня Ольга

Святая Ольга была первой из великокняжеского рода, кто принял веру Христову. Родилась она в Псковской земле в семье знатных варягов. С юности отличалась глубоким умом и нравственной чистотой. Игорь, великий Киевский князь, встретил Ольгу во время охоты в северных лесах и так был поражен ее красотой, что вскоре посватался к ней. Бракосочетались они в Киеве в 903 году. У них родился сын Святослав, впоследствии отец святого равноапостольного князя Владимира. В 945 году Игоря убили древляне, за что были сожжены хитроумной Ольгой.
Так как сын и наследник великокняжеского престола Святослав был еще ребенком, то княгиня взяла на себя управление державой. Утвердив свою власть в Киеве, она жестко подчинила ему другие земли и управляла ими не как женщина, а как сильный и разумный муж. Есть все основания полагать, что во время своего правления Ольга была уже знакома с истинной верой: летописи говорят не только о варягах-христианах, но и об их церквах в Киеве. Поэтому в 955 году, взяв с собою знатных мужей, Ольга отправилась водным путем в Царьград. В Константинополе ее с почетом встретили император и патриарх Феофилакт. В Византии она принимает святое Крещение с именем Елена и ведет переговоры о принятии христианства и учреждении епархии. Однако позиции язычества еще были сильны, да и сын Святослав, великий воин, предпочитал цивилизованному христианскому обустройству государства походы и сражения. Из Константинополя Ольга привезла иконы и богослужебные книги. Многие киевляне, влекомые ее примером, принимали христианство.
Святая Ольга мирно скончалась в 969 году и была похоронена по христианскому обряду — без обычной тризны. Нет сомнений, что образ бабушки-христианки глубоко повлиял на ее внука — Крестителя Руси князя Владимира. "Зарею утреннею, в земле нашей воссиявшей" — величает Церковь великую княгиню.