23

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

ЗАПОРОЖСКАЯ ЕПАРХИЯ


Запорожские казаки — защитники Православия

Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий:
"Обрести надежду на лучшее"

Высокопреосвя-щеннейший Василий (Злотолинский), архиепископ Запорожский и Мелитопольский, родился 12 ноября 1932 года в Ташкенте.
В сентябре 1954 года поступил в Московскую Духовную Школу.
В 1956 году рукоположен во диакона.
В 1957 году окончил Московскую Духовную Семинарию и рукоположен в иереи. С сентября 1957 года по 1960 год — настоятель Димитриевского храма в городе Талас Киргизской ССР. Затем служил в храмах Ташкентской и Среднеазиатской епархий. В 1972 году назначен настоятелем Свято-Покровского храма в городе Шахты Ростовской области. 17 ноября 1975 года стал настоятелем Свято-Екатерининского храма в Феодосии Крымской области. В 1979 году пострижен в монашество. С октября 1981 года по 1984 год — настоятель Свято-Никольского храма в поселке Кирово Днепропетровской области. В 1984–1985 годах — настоятель Свято-Георгиевского храма поселка Петриковка Днепропетровской области. С 1985 года — настоятель Свято-Покровского храма села Покровское Днепропетровской области. Затем — настоятель Свято-Покровского храма в Судаке Крымской области, настоятель восстанавливаемого Свято-Успенского храма города Старый Крым Крымской области. В 1989 году назначен благочинным Старокрымского округа. 23 ноября 1990 года определен быть епископом Симферопольским и Крымским. С 27 июля 1992 года — епископ Запорожский и Мелитопольский. К Пасхе 1997 года возведен в сан архиепископа.
Награды: орден "За возрождение казачества" (1994 год, Кубанское казачье войско); почетный знак "Крест Войска Запорожского Низового".


— Владыко, Запорожская епархия весьма активно включилась в подготовку празднования 2000-летнего юбилея христианства. Не угас ли тот вдохновенный порыв, на волне которого готовилась и проводилась Первая Международная конференция, посвященная великой дате?
— Порыв этот трансформировался в деятельное каждодневное служение, хотя ощущение масштабности, необычности предстоящего события осталось. Основная цель всех юбилейных мероприятий — напомнить людям, верующим и неверующим, об искупительной жертве, которую принес Спаситель за грехи человеческие, тем самым дав каждому из нас через искреннее покаяние и приобщение Святых Таинств надежду на вечную жизнь. Спустя две тысячи лет после чудесного рождения Богомладенца уже никто не сомневается в том, что Иисус Христос как историческая личность существовал, а его Новый Завет коренным образом изменил пути развития земной цивилизации. Мы же, православные христиане, видим свой долг в том, чтобы как можно больше людей услышали Слово Божие.
— Вы большой ценитель и любитель музыки, а архиерейский хор — один из лучших в Украине. Как будет представлен в юбилейных торжествах и во время подготовки к ним этот ценнейший пласт церковной культуры?
— Украина — страна музыкальная, и отношение к пению у нашего народа особенное. Это наглядно показывают концерты духовной музыки, которые мы регулярно проводим в зале филармонии, традиционный фестиваль церковных хоров в Бердянске. Безусловно, выступления церковных музыкантов включены в план подготовки юбилея и занимают в нем значительное место. Праздник праздником, но мы стараемся не забывать о повседневных нуждах людей. Для студенческой молодежи учреждены Рождественские именные стипендии, для людей пожилых, больных — организовано бесплатное диагностическое обследование за счет и по талонам храма. Совершаются бесплатные паломнические поездки по святым местам. Всего не перечислить. И в заключение я хочу подчеркнуть: предстоящий юбилей позволит нам пристальнее оглянуться назад, в глубь веков и обрести надежду на лучшее.

"...Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, ... против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6, 12). Эти слова святого апостола Павла, как никакие другие, соответствуют духу казацкого народа.

Когда появилось название "казак" историчеcки определить очень трудно, но первое понятие о казачестве, зарегистрированное летописью, связано с именем великого богатыря Ильи Муромца. Он был первым древнерусским богатырем, кто назвал себя казаком и гордился этим. 988 год. Великий исторический год для всех нас, когда великая благодать Божия вошла в сердце русского народа, и перед всей Русью Господь отворил врата Царствия Небесного. Омылась и очистилась Русь от грехов скверных и стала надежным хранителем и защитником Православия. Особую роль в этом играли казаки. Илья Муромец смог принять дарованную Богом силу, предварительно приготовившись духовно, и по окончании ратных богатырских подвигов ушел в Киево-Печерский монастырь, где и ныне покоятся его святые мощи. Это стало духовным примером для будущих казаков Запорожской Сечи. В XIII веке монголы одолели наших предков. Но одолели они не единое Русское государство, а кучку разрозненных княжеств, ослабленных борьбой друг с другом. Да и победили не всех, а тех, кто уже был побежден грехом и развратом.
Казаки, жившие в Приазовье, в низовье рек Днепра и Дона (бродники), остались непокоренными. Они проявляли великое мужество, отстаивая свою веру и свой народ. 80 богатырей полегло в битве на Калке под предводительством Алеши Поповича, легли костьми за русскую землю. Однако кровь мучеников за веру и Отечество зря не проливается: она дает обильные духовные всходы и служит залогом возрождения народа.
Непокоренные бродники, отличавшиеся воинской храбростью, и бывшие княжеские дружинники были расселены в низовьях Днепра и Дона и составляли особое войско в Орде. Этих воинов-переселенцев монголы называли "казаками". Были они многочисленны и во всех поселениях ставили храмы, что привело к образованию православных епархий в Орде, в 1261 году была учреждена особая Сарская епархия, состоящая из казацких поселений. Beнгерский король Бела сообщает папе Григорию, что в составе монгольских войск были "русские бродники с Востока и другие еретики с Юга под предводительством Атамана (тюркские корни: "Ата" — отец, "Маи" — 10 тысяч). Естественно, что католик не мог иначе назвать православных, как "еретиками".
С усилением мусульманства в Орде к концу XIII века стало притесняться Православие, и по этой причине донские и приазовские казаки переселились к своим родичам за Днепр, в украинские города под защиту литовских и московских князей.
Чтобы усилить и сохранить Православие, притесняемые, с одной стороны, католиками, с другой — Ордой 40 тысяч днепровских казаков направляются в Великое княжество Литовское на службу к православному князю Ольберту, автоматически присоединив земли Киевского и Волынского княжеств. Когда на литовский престол взошел сын Ольберта, вероотступник Ягайло, днепровские казаки отошли от Литвы, оказав помощь московскому князю (тогда еще несовершеннолетнему Димитрию, впоследствии прозванному Донским).
Днепровские казаки вместе с Димитрием Донским принимали участие в Куликовской битве и внесли огромный вклад в победу русских войск. Преподобный Сергий, собиратель земли Русской, со всей братией Троицкой обители неустанно молились о победе русского войска, а два инока — Александр Ослябя и Андрей Пересвет — одолели в единоборстве татарских богатырей. Все это произошло по милости Божией, ибо настал час очищения земли русской, омытой кровью воинов православных.
После победы православного воинства начинается формирование казачьих поселений Запорожской Сечи. Но самый большой организационный и духовно-нравственный расцвет произошел в Новой Сечи, начиная с XVI века. В эти времена именно усилиями православных рыцарей была сохранена чистота Православия в Украине, освобождение от польского гнета и воссоединение с православной Россией.
Воюя с турками, крымскими татарами, освобождая из плена своих побратимов, завоевывая богатые трофеи, десятину добычи запорожцы отдавали на содержание Церкви. Свято-Покровский храм являлся центральным храмом в каждом курене запорожцев. Божия Матерь была покровительницей православных рыцарей, и они особо чтили ее. Духовенство в Сечь всегда приглашалось, и если священник нравился казакам, то его принимали и он имел власть, равную атаману. Но большая часть духовенства Сечи были выходцами из казаков, например, в период Новой Сечи из 33 священников 28 являлись бывшими казаками. Наивысшего расцвета Запорожская Сечь достигла при славном гетмане Сагайдачном. Именно его славные походы поколебали непобедимую на то время турецкую армию, что спасло от разорения Европу. Видя повсеместное обнищание и угнетение украинского народа, уничтожение унией Православия, гетман Сагайдачный свою жизнь посвятил освобождению Украины и возрождению канонического Православия. На деньги Войска Запорожского гетман открыл печатное производство канонической духовной литературы, служебных книг. Он заставил польский сейм и короля признать православных епископов и дать им епархии.
Укрепляя власть в Киеве, печатая книги, возрождая Православие, Сагайдачный мечтал о свободной Украине, но отравленная стрела оборвала жизнь славного гетмана. Богдан Хмельницкий продолжил его дело. Украинский народ под его предводительством совместно с Войском Запорожским восстал против Речи Посполитой и в 1649 году добился окончательного признания Православия в Украине и Киевского митрополита.
И сегодня современное казачество придерживается канонического Православия, высоко несет знамя мира, любви и толерантности между всеми конфессиями и партиями.

Протоиерей Андрей КУЗЬМИН,
священник казацкого Войска
Запорожского Низового.

Отпущу здесь на волю душу!

Старожилы села вспоминают, что место для строительства храма было выбрано не случайно. Именно на этом месте проходила межа, делившая село на две противоборствующие стороны. И когда возникали недоразумения, то перед разгоряченными селянами представал храм.

Дорога к храму

Каждый раз, приезжая в Ново-Васильевку Запорожской области, я подхожу к святому строению. Смотрю на него, хочу отпустить на волю свою душу, подняться наверх к куполам, услышать звон колоколов, забыть о сером, предательском. Но не отпускает душу грешная земля. Хотя разве она грешна? Нет, грех творили люди, они издевались друг над другом, над памятью своей и над тобой, храм...
Предания гласят, что на месте, где стоит церковь, которой уже сто лет, когда-то жившие в ауле Кенгез-Работой ногайцы построили мечеть. Позже, с их уходом, переселенцы из центральных губерний России и Украины заселили местность и нарекли селение Ново-Васильевкой. Как истинные христиане они построили молитвенный дом. Подрядчиком пригласили Н. С. Кобозева. Об этом сделал запись в своих дневниках первый "летописец" Бердянска В. Крыжановский: "5 октября Кобозев с архиереем поехал в деревню Васильевка, где он как подрядчик строит церковь..." Это было в далеком теперь 1860 году. Вероятно, Крыжановский имел в виду строительство молитвенного дома. Подтверждает сказанное и факт пребывания архиерея Симферопольского и Таврического Алексия в Бердянске, где он присутствовал на открытии и освящении свято-Покровской церкви 1 октября 1860 года. Тогда же освятили и молитвенный дом во имя Владимирской иконы Божией Матери.
К строительству же храма приступили чуть позднее. Произошло сие событие в 1892 году. Благодаря значительным арендным статьям Ново-Васильевское сельское общество имело возможность в течение ряда лет возводить за счет своих мирских средств значительные сооружения
Одним из них был храм Владимирской иконы Божией Матери. Об этом написал позже И. П. Дувин в своей книге "Дмитровская волость", изданной в 1913 году. 2 июля 1892 года Таврическая духовная консистория письмом № 3851 за подписью члена консистории протоиерея Михаила и столоначальника Якубовского обратилась в губернское правление с просьбой: утвердить прилагаемый проект построения каменной церкви в селе Ново-Васильевке..."
Разрешение было получено, и в том же году началось строительство. В 1895-м все православные христиане отмечали 500-летие Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Понятно, что в год великого юбилея в жизни Церкви прихожане назвали построенный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. "Справочная книга Таврической епархии", изданная в 1910 году, приводит интересные данные, касающиеся Ново-Васильевской церкви. Постройка обошлась в 54 тыс. руб., около церкви была сооружена великолепная ограда стоимостью 8300 руб., в 1905 году построен дом для священника стоимостью 4 тыс. руб., иконостас обошелся в 11 тыс. руб. Сообщает справочная книга и о хорошей библиотеке в церкви, насчитывающей свыше 130 томов. Ежегодный доход составлял 2154 руб. Настоятелем в тот период был священник отец Иоанн Хорошунов, он же был инициатором первой в селе церковно-приходской школы, открытой при храме.
Невиданные гонения и репрессии на православную веру начались сразу же после октябрьской революции. В те далекие годы закрывали и разрушали храмы, преследовали священнослужителей, отправляли в лагеря смерти...
Можно лишь предполагать, как проводил богослужения настоятель храма отец Иоанн Кущинский — в условиях насилия и террора. Но все равно в каждом богослужении отец Иоанн призывал молиться обо всех, невинно пострадавших священниках и мирянах, томящихся в лагерях и тюрьмах. Позднее это сыграло роковую роль. В 1937–1938 годах храм был окончательно закрыт.
Кощунственно обошлись с домом Божиим атеисты. Внутреннюю живопись на стенах и потолках закрасили салатно-голубой краской. Помещение долгие годы использовалось под хозяйственные нужды. В период Великой Отечественной войны церковь вновь открывается, службы возобновляются. В 1953 году в ней производят косметический ремонт: очищают стены от потрескавшейся и шелушащейся краски, из-под которой проступили прежние росписи. Работа выполнялась вручную с помощью деревянных скребков и обыкновенных веников прихожанами храма Д. А. Пшеничниковым и М. Г. Гамовым.
Божественную службу настоятель церкви отец Константин проводил до 1962 года. В тот год церковь вновь закрыли. Имущество и всю утварь вывезли неизвестно куда. Запомнился прихожанам христианский поступок И. В. Сычева. Когда на машину сложили предметы церковного обихода, водитель, видя, для чего он послан, категорически отказался сесть за руль и вывезти все это из села...
Около 30 лет был закрыт храм. И лишь 8 сентября 1990 года состоялось знаменательное событие в жизни не только Ново-Васильевки, но и всех близлежащих сел. В этот день настоятель Христорождественской церкви города Бердянска отец Михаил Семенчук освятил храм Владимирской иконы Божией Матери и состоялось первое за многие годы богослужение.

Евгений ДЕНИСОВ.

В епархии 172 прихода, 4 монастыря