ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

22

ЖИТОМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ


Епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий:
"Искать Бога в своей жизни"

Епископ Гурий (Кузьменко) родился 11 августа 1964 года в Дебальцево Донецкой области.
В сентябре 1984 года поступил в Одесскую Духовную Семинарию. После ее окончания — в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 1991 году. В июне 1990 года был принят послушником в Московский Свято-Данилов монастырь и пострижен в монашество с наречением имени Гурий — в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского.
В октябре 1991 года назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где находился до октября 1992 года. В ноябре 1992 года принят в число братии Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. В декабре этого же года отпущен в клир Донецкой епархии. В январе 1993 года назначен секретарем Донецкой епархии.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 29 июля 1994 года архимандриту Гурию определено быть епископом Житомирским и Новоград-Волынским. С 1995 года Владыка Гурий преподает догматическое богословие в Киевской Духовной Семинарии. В 1999 году награжден орденом святого преподобного Нестора Летописца.


— Владыко, весь православный люд с нетерпением ожидает светлой даты — 2000-летия Рождества Христова. Что Вы можете сказать относительно встречи великого праздника?
— Христианство всего мира на пороге важного события. Следующий год будет особенно знаменательным — Христос рождается. Славьте! Это первое чувство, которое наполняет душу христианина. С явлением Бога во плоти наше естество не только возвращается на прежнюю степень чести и блаженства, потерянную в Эдеме, но возносится превыше всякого начала и власти.
Для человечества важно переосмыслить всю историю 2000-летней борьбы духа с плотью.
— Владыко, недавно Житомирская епархия отмечала свой юбилей — 200 лет...
— Нынешний год, действительно, стал для Житомирской епархии юбилейным. Вот уже 200 лет как в Житомире образована архиерейская кафедра. Празднование сие совпало с Днем святой равноапостольной княгини Ольги, который приходится на 24 июля. Отрадно отметить, что в торжествах приняло участие великое множество православных верующих Житомирщины. На юбилее присутствовал и Предстоятель УПЦ Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, архиереи, духовенство, областное и районное руководство. Было видно, что все происходящее в епархии не безразлично людям. Духовная жизнь обновляется. Строятся новые храмы, возрождаются монастыри, открываются воскресные школы. Люди приобщаются к вечному и незыблемому.
— Для Житомирской епархии ее юбилей стал началом празднования великой даты — 2000-летия Рождества Христова. Какие мероприятия, приуроченные к торжеству, Вы планируете провести?
— В марте 1999 года состоялось собрание благочинных Житомирской епархии, обсуждавшее вопрос о встрече 2000-летия Рождества Христова. Было решено создать оргкомитет, который бы выработал программу проведения праздничных торжеств. В каждом благочинии епархии созданы подобные оргкомитеты. Они совместно с местной властью должны решить организационные вопросы празднований. В настоящее время прорабатывается план установки памятных знаков, посвященных знаменательному событию, а также обсуждается вопрос организации фонда по празднованию юбилея и проведению крестных ходов. Уверен, что к началу торжества все вопросы, связанные с этим, будут решены и православный мир с Богом в сердце войдет в новое тысячелетие христианской эры, тем самым засвидетельствует непоколебимость веры и любви. Да пребудет с нами Бог!

От юбилея епархии к юбилею Рождества Христова

Спасо-Преображенский кафедралный собор в Житомире

После третьего раздела Польши в 1795 году большая часть Волынской земли опять отошла Русскому государству. К этому времени процесс свободного возвращения в лоно Матери — Православной Церкви десятков тысяч православных, насильственно совращенных в унию, набирал полную силу. В помощь архиепископу Минскому, Изяславскому и Брацлавскому Виктору (Садковскому) был послан архимандрит Варлаам (Шишацкий) — как человек, "способный к апостольскому подвигу". В конце 1794 года он прибыл в Житомир и поселился здесь "с правом управляющего делами духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям". Вскоре было прислано около 117 священников из соседних епархий "для занятия праздных новоприсоединенных приходов".

Казалось бы, все шло благополучно. Но дела осложнялись тем, что большинство православных были крепостными крестьянами, а "польские помещики считали себя полноправными господами не только своих подданных, но и их пастырей…". "Бывало, шляхтич, войдя в церковь, вырывает из рук священника крест, опрокидывает сосуд со святой водой и затворяет царские врата. Многие помещики открыто объявляли себя противниками благочестия".
Указом от 12/25 апреля 1795 года императрица Екатерина II учредила викариатство Житомирское при Минской епархии, управляющий которым стал именоваться Минским и Волынским. Викарный же епископ именовался Житомирским.
"В викарную Житомирскую епархию епископом был назначен архимандрит Варлаам (Шишацкий). Он хиротонисан во епископа 3/16 июня 1795 года в Киеве. Местом пребывания его определен мужской первоклассный Преображенский монастырь в Остроге. При нем в 1796 году 14/27 мая была учреждена Волынская (впоследствии Житомирская) семинария".
Симпатии императора Павла I к католикам позволили униатам на некоторое время укрепить свои позиции, однако остановить начавшийся процесс утверждения Православия было уже невозможно. 16/29 октября 1799 года — время образования самостоятельной епархии — Волынско-Житомирской, первым епископом которой стал Варлаам (Шишацкий). В царствование Александра I в Волынской губернии православных приходских церквей было 1580, тогда как униатских — только 154.
Во время Отечественной войны 1812 года Православная Церковь на Волыни разделила вместе с народом все невзгоды этого часа, оказала ощутимую помощь воинству, собрав для армии пожертвования на сумму в три миллиона рублей.
В 30-е годы XIX века "пробуждается заботливость о поддержании и поднятии Православия в крае". 25 октября 1831 года под руководством епископа Волынского и Житомирского Амвросия (Морева) возвращен от базилиан Почаевский монастырь. В 1833 году 13/26 октября указом Священного Синода Почаевскому монастырю присвоено звание Почаевской Святто-Успенской Лавры, священноархимандритами которой стали епископы Волынские и Житомирские.
Подлинное возрождение Православия на Волыни связано с отменой в 1861 году крепостной зависимости. Стали возрождаться братства, первым из которых было Острожское Кирилло-Мефодиевское, основанное в 1865 году графиней А. Д. Блудовой. В 1864 году в Житомире открылось Волынское Духовное Училище для девиц духовного звания. Второе такое училище открылось в Кременце. В 1867 году архиепископ Волынский и Житомирский Агафангел (Соловьев) начал издавать "Волынские епархиальные ведомости". Его стараниями возведен кафедральный Спасо-Преображенский собор в Житомире, под сводами которого он и похоронен. В 1874 году количество церквей достигло 272.
В конце XIX — начале XX века Волынско-Житомирской кафедрой руководили такие видные иерархи — мужи просвещения, как Модест (Стрельбицкий), Антоний (Храповицкий), Евлогий (Георгиевский). К 1914 году в епархии насчитывалось 11 мужских и 6 женских монастырей. В начале XX столетия начало действовать епархиальное миссионерское общество, которое успешно проводило работу, направленную против старообрядчества, евангелистов, баптистов, раскрывая лживость их учений. К 1914 году общее число храмов на Волыни достигло более 2000, из них в самом Житомире зарегистрировано 27 (вместе с домовыми).
Особо важным событием в жизни епархии и города Житомира было открытие усилиями Преосвященного Антония (Храповицкого) Свято-Анастасиевской церкви. Здесь в серебряной раке была помещена глава святой преподобномученицы Анастасии Римляныни, пострадавшей в III веке.
В 1922 году Волынскую и Житомирскую кафедру возглавил мученик и исповедник архиепископ Аверкий (Кедров). Тогда началось очередное гонение на Церковь, целью которого являлось изъятие церковных ценностей. За решеткой оказались самые авторитетные и влиятельные священники города. С каждым последующим годом все больше и больше закрывалось храмов, арестовывалось священников, дьяконов и мирян. В 20–30-х годах Волынской кафедрой руководили викарные епископы, а архиепископ Аверкий (Кедров) находился в заточении и принял мученическую смерть около 1937 года. Тогда же в Житомире были расстреляны около 250 человек во главе с викарием Волынской епархии епископом Максимом (Руберовским).
С начала Великой Отечественной войны несколько ожила церковная жизнь. Архимандрит Леонтий (Филиппович) организовал в городе первый православный приход.
После освобождения Украины состоялись новые территориальные деления республики на области и районы, что повлияло и на раздел епархий. Так, из бывшей Волынско-Житомирской епархии образовались две — Житомирско-Овручская и Волынско-Луцкая, а часть ее территории вошла в Тернопольскую епархию. Со второй половины 50-х годов послевоенная "оттепель" государства по отношению к Церкви стала постепенно остывать. И в 60-х годах наблюдается устойчивая тенденция к закрытию приходов. Так, в 1961 году в Житомирской епархии был 221 приход, в 1970 — 174, а в 1988-м осталось всего 142 прихода. С 1968 по 1977 годы епархией управлял архиепископ Палладий (Катинский), а потом по 1989 год — епископ Иоанн (Бондарчук). Вплоть до 1988 года в церквах, которые остались действовать, не разрешали проводить реставрационные работы, а о строительстве не могло быть и речи.
Во время управления Житомирской кафедрой архиепископа Иова (Тывонюка), с 1989 по 1994 год, произошли кардинальные изменения в отношении государства к Церкви. Последняя стала возрождать духовную культуру общества и пробуждать народ от атеистического сна. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 года Житомирская епархия была разделена на две самостоятельные: Житомирскую и Овручскую. Правящий архиерей Житомирской епархии стал именоваться Житомирским и Новоград-Волынским, а управляющий Овручской — Овручским и Коростенским. В этом же 1993 году была возобновлена монашеская жизнь в Спасо-Преображенском Тригорском монастыре. Здесь сейчас находится местночтимая святыня — Тригорская икона Божией Матери. Еще одна святыня — чудотворная Подольская икона Божией Матери помещена в Свято-Успенской церкви города Житомира.
В июле 1994 года Святейший Синод Украинской Православной Церкви назначил Владыку Гурия епископом Житомирским и Новоград-Волынским. В этом же году Свято-Георгиевский Городницкий монастырь епархии получил статус ставропигиального.
1999 год для Житомирской епархии стал юбилейным. 200 лет наш богоспасаемый град является кафедрой правящих архиереев. За это время много разных событий свершилось в жизни епархии. Были времена духовного расцвета и подъема, были и годины лихолетья, когда церковная жизнь уходила в катакомбы. Но на протяжении всей истории Церковь полностью разделяла со своим народом его радость и горе.

Явление креста в Житомире

Явление креста на срезе дерева

Кафедральный Спасо-Преображенский собор в Житомире готовился к празднованию 200-летия Житомирской епархии: реставрировали собор и благоустраивали территорию вокруг него. Приняли решение: спилить аварийные деревья. Для этого 18 мая 1999 года пригласили бригаду рабочих «зеленого» хозяйства. Когда основная работа была выполнена, решили спилить и остролистный клен, так как выглядело дерево корявым. После того, как клен спилили и разрезали на части, я подошел к месту работы и первое, что бросилось в глаза, — это опилки красного, вернее, кровавого цвета. Пенек тоже был такого же цвета. Это меня очень удивило, даже поразило. Я начал рассматривать ствол клена и, к еще большему удивлению, увидел на всех срезах изображение креста. Да, действительно, это был четырехконечный крест. Вначале очертания обозначились очень четко, как будто его нарисовала рука художника. А в местах, где должны находиться руки и ноги на распятии, проступали как бы пятна крови. Надо сказать, что крест на разной высоте ствола выглядел по-разному.
Все были очень удивлены четким изображением креста и тем, что дерево как бы кровоточило. В это время завершилось богослужение в храме и начали подходить прихожане. Была радость, были слезы, было и недоумение. Вообще все испытали какое-то особое, трепетное состояние.
18 мая — День памяти мученицы Ирины, иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" и канун праздника отдания Пасхи. В этот день Господь еще раз чудесным образом напомнил нам о Себе явлением Креста. Как сказано в Священном Писании, и "камни возопиют" (Лк. 19, 40). В данном случае свидетельствовало нам о Христе вот это дерево. А символический цвет крови напоминал о человеческих грехах, покаянии и, возможно, о последних временах.
Люди по-разному восприняли это чудо. Некоторые говорили, что ничего тут удивительного нет, для клена это типичная сердцевина. Хотя на самом деле специалисты утверждают обратное. Когда поместили порезанный ствол в притворе храма, то некоторые стали царапать, скрести изображение креста и даже переворачивали срезы, говоря, что они чем-то закрашены и поэтому у них кровавый цвет. Но были и другие — те, кто сразу стал прикладываться к кресту, говоря, что это чудо Божие. Выходя из храма, я увидел женщину, стоявшую на коленях перед необыкновенными изображениями креста и слезно молящуюся. Каждый воспринял это чудо в соответствии со своей верой. Думаю, это знамение нам дано для укрепления нашей веры.
По рассказам старожилов, около места, где рос клен, находился до революции Свято-Анастасиевский целебный источник, который чудесным образом стал бить из-под земли. Есть сведения и о том, что в 1917–1919 годах в овраге недалеко от источника хоронили безвинно расстрелянных людей. Несомненно одно — место это свято, и мы должны его чтить.

Протоиерей Стефан ПЕРИГ,
настоятель кафедрального собора..

В епархии 279 приходов, 1 монастырь