ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

18

ДОНЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ


Архиепископ Донецкий и Мариупольский Иларион:
"Трудиться на ниве спасения души"

Архиепископ Иларион (Шукало) родился 3 мая 1951 года во Львове. По получении школьного аттестата в 1968 году предпринял первую попытку поступления в Московскую Духовную Семинарию. Но она оказалась неудачной, ибо абитуриент не достиг тогда еще 18-летнего возраста. В 1968 году поступил во Львовский сельскохозяйственный институт. При этом нес послушание иподиакона при архиерейском богослужении. По окончании института за отличную и прилежную учебу его направляют в аспирантуру. Два года, проведенные в Киевской сельскохозяйственной академии на кафедре агрохимии, увенчались защитой кандидатской диссертации. Затем была преподавательская деятельность в Вишнянском сельскохозяйственном техникуме во Львовской области. И вот пришло время церковного служения. Бог по своему великому милосердию и человеколюбию дает призываемому человеку силу преодолевать все возникающие на пути испытания. В 1979 году молодой преподаватель покидает родной Львов и престижную работу, отправляясь в незнакомый донбасский край. Там по благословению митрополита Херсонского и Одесского Сергия, управляющего Ворошиловградско-Донецкой епархией, он назначается на должность псаломщика Свято-Успенского храма поселка Буденовка города Донецка. В 1980 году будущий Владыка поступает в Одесскую Духовную Семинарию на стационарное отделение. В 1981-м Высокопреосвященнейший митрополит Сергий рукополагает его, принявшего обет безбрачия, во диакона и направляет на диаконское служение в Свято-Петропавловский кафедральный собор Ворошиловграда (ныне Луганска). В 1983 году — священническая хиротония и назначение на должность ключаря в том же соборе. На севере Луганской области стоит старинный город Старобельск, в котором есть храм, посвященный святителю и чудотворцу Николаю. В Свято-Николаевский Старобельский собор в 1987 году назначается отец Роман. В 1987 году он поступил в Московскую Духовную Академию. После окончания Духовной Академии в Москве в 1991 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 5 сентября 1991 года назначается епископом Ивано-Франковским. Этот регион к тому времени особенно пострадал от возобновившегося униатского раскола. В монашеском постриге Бог дает отцу Роману еще одного небесного покровителя и молитвенника — преподобного Илариона, схимника Киево-Печерского. В апреле 1992 года Владыка Иларион назначен на Херсонскую кафедру. Новая веха в архиерейской биографии началась 12 сентября 1996 года, когда решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Владыка был назначен управляющим Донецкой кафедрой. Это время ознаменовано событием, важным для всего православного Донбасса. В центре Донецка было начато строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора в рамках подготовки к празднованию в Украине 2000-летия Рождества Христова. За короткое время на центральной улице города была воздвигнута поминальная часовня святой великомученицы Варвары в память о трагически погибших шахтерах. Ее освятил Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, во время посещения Донбасса в 1997 году. Стараниями Владыки была совершена канонизация святого митрополита Игнатия (Мариупольского), основателя Мариуполя, почитаемого жителями Приазовья. Во время посещения Польши в составе делегации Украинской Православной Церкви митрополит Василий, Предстоятель Польской Православной Церкви, удостоил Владыку Илариона ордена святой равноапостольной Марии Магдалины II степени. В том же 1997 году Священноначалие Украинской Православной Церкви наградило его орденом святых Антония и Феодосия Печерских II степени. В 1999 году удостоен ордена святого великого князя Владимира III степени.

— Ваше Высокопреосвященство, наша Церковь, как весь христианский, да и не только христианский, мир, вплотную приблизилась к знаменательному событию. Конец этого тысячелетия станет годом празднования великого юбилея 2000-летия Рождества Христова. Как Донецкая епархия готовится к этому торжеству?
— В православном Донбасском крае, как и везде, начата активная подготовка к празднованию 2000-летнего юбилея Рождества Христова. Но в первую очередь хотелось бы внести некоторую ясность в то, что мы понимаем под празднованием юбилея. Если все превратить только лишь в перечень некоторых, пускай даже и красивых, впечатляющих мероприятий, то все это будет носить оттенок рекламности, от которой наши люди в последнее время порядком подустали. Все ожидают каких-то существенных, наполненных реальным смыслом и содержанием дел.
Наша Церковь сильно претерпела в годы воинствующего государственного атеизма. Особенно сие затронуло Донбасс. Сегодня необходимо восстанавливать разрушенное. Что наиболее необходимо для верующих? Молитва и духовное воспитание. В храме человек через Святые Таинства и молитву получает освящение и благодатную силу для новой жизни. В этом евангельская жизнь верующего, его жизнь во Христе. Вторым насущным моментом является проповедь. Но ведь не только лишь словесная бывает проповедь. Это и наши храмы, благолепие богослужения, колокольный звон, тишина и умиротворенность храмовой обстановки, где душа находит успокоение от бурлящего вокруг житейского моря.
Считаю, что благолепие наших святынь и храмов, проповедь, образованность духовенства являются наиболее насущной, если можно так сказать, стратегической и тактической целью на пороге третьего тысячелетия. Церковь претерпела гонения, теперь должна явить всем жаждущим духовной жизни, всем ищущим Бога то богатство, которое было накоплено в течение двух тысячелетий ее истории.
— Очень удачно было Вами замечено, Владыко, что сами по себе храмы — это особой вид православной проповеди. Они пробуждают в человеке чувство веры и надежды. Но в годы гонений на Церковь храмы Донетчины сильно пострадали. Как идет возрождение святынь и вообще духовной, молитвенной жизни накануне 2000-летия Рождества Христова?
— Сегодня мы стараемся удовлетворить запросы людей, открывая приходы. Все больше верующих, все больше желающих иметь поблизости — там, где они живут, — свой храм. Кстати, несмотря на то, что их стало много, количество прихожан в старых церквах практически не уменьшилось. В области развернуто строительство храмов. Особенно внушительными стройками стали Спасо-Преображенский кафедральный собор и храм Рождества Христова в Донецке, Свято-Георгиевский собор в Макеевке.
— Что бы Вы пожелали православным Украины в канун славного юбилея?
— В первую очередь, веры, надежды, любви. Чтоб этот праздник пробудил в наших сердцах желание трудиться на ниве спасения души. Чтоб великое событие — Боговоплощение, которое произошло в Вифлееме 2000 лет назад, в каждом из нас принесло свой благой плод, чтоб в каждом из нас достигло той цели, ради которой оно совершилось, — нашего Спасения во Христе. Чтобы мы всегда могли радоваться пасхальной радостью той победе, которую имеем во Христе Иисусе и о которой говорит апостол: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1 Кор. 15:55, 57).

И благолепие святынь, и крепость веры

Часовня святой великомученицы Варвары в Донецке - памятник погибшим шахтерам.

Древняя волынская земля, как известно, находилась на торговом пути "из варяг в греки", поэтому из Византии и Херсонеса приезжали сюда купцы, а с ними и христианские миссионеры, которые стали первыми проповедниками веры Христовой. Официально христианству на Волыни положил начало просветитель Руси святой равноапостольный князь Владимир, в честь которого город Людомырия был переименован во Владимир-Волынский.

Донецкая епархия образована в 1991 году. Решением Священного Синода в 1994 году выделена из ее состава в самостоятельную Горловская епархия. Среди выдающихся событий церковной жизни обеих епархий необходимо отметить возвращение для поклонения верующим великой православной святыни — Мариупольского образа Божией Матери, который был тщательно отреставрирован. Образ сей неразрывно связан с именем новопрославленного святого нашей земли митрополита Мариупольского Игнатия (Газадини), канонизированного в 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви для местного почитания. По благословению правящего архиерея установлено еженедельное соборное общегородское служение акафиста перед чудотворной иконой духовенством Мариуполя.
Сегодня в Горловской епархии действует Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь. Недавно сюда вернулся образ святителя Николая чудотворца. Чудотворную икону пронесли крестным ходом по территории Донецкой области в пасхальные дни и торжественно доставили в Святогорск ко Дню перенесения мощей святителя Николая 22 мая (н. ст.) 1998 года.
Множество паломников собирает богослужение в День памяти святого преподобного Иоанна затворника Святогорского — 24 августа.
В Донецкой епархии имеется и женская обитель в честь Касперовской иконы Божией Матери. Ее строительство продолжается и в настоящее время.
Великим и долгожданным событием в жизни епархии стало прославление в прошлом году святителя Игнатия Мариупольского. 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе Мариуполя Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Луганского и Старобельского Иоанникия, архиепископа Ровенского и Острожского Варфоломея, архиепископа Донецкого и Мариупольского Илариона, епископа Херсонского и Таврического Иова, епископа Алипия возглавил Божественную литургию и чин прославления святителя Игнатия Мариупольского, митрополита Готфейского и Кефайского.

Житие святителя Игнатия Мариупольского, митрополита Готфейского и Кефайского

Два столетия назад место, где ныне стоит большой приморский город Мариуполь, было свидетелем великих исторических событий. Когда думаешь о происшедшем здесь в те дни, невольно вспоминаются библейские события исхода евреев из египетского рабства в Землю Обетованную под предводительством великого пророка Моисея. Тогда Бог послал Моисея Израилю, чтоб вывести народ его из страны рабства. На пути к свободе вызволяемые не всегда были благодарны и в ропоте на тяготы исхода не раз обвиняли Моисея в своих бедах, но укрепляемые Божией помощью они все же достигли желанной свободы и жизнь их народа была спасена для прославления имени Божиего.
В тяжелые дни страданий крымских греков, находящихся под игом жестокого агарянского нечестия, когда неотвратимо нависла над ними угроза уничтожения за исповедание веры Христовой, Бог послал им великого святителя, Своего преданного слугу. И тот всем сердцем и разумением возлюбил Бога и ближнего и стал для страдальцев тем Моисеем, который вернул им право на жизнь, избавил от нависшей смертельной угрозы от рук мусульманских правителей.
Еще при жизни митрополит Игнатий говорил: "Через Церковь и от Церкви исходит уже небесное благословение и очевидный успех на всякие человеческие дела, работы и предприятия". Избранник Божий родился в Греции на острове Фермия в знатном благочестивом роде Газадини в начале 10-х годов XVIII столетия. Воспитываясь с юных лет на Святой горе Афон, где монашеский подвиг нес один из его близких родственников, он всем сердцем воспринял иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому еще в юных летах он принимает монашеский постриг с именем Игнатий.
Пройдя все иерархические степени священства, вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый пастырь, за что снискал любовь и уважение пасомых. И Константинопольский Патриарх отметил доброе служение на ниве Божией, поставив Игнатия на должность члена Патриаршего Синклита. Современники характеризовали его как мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему виду и поведению, целомудренного, бдительного, ведущего себя, аки ангел, благочестивого, обладавшего достаточным опытом в ведении церковных дел и отличавшегося богатыми природными способностями.

Икона Святителя Игнатия Мариупольского.


В 1769 году Владыка становится преемником почившего в Бозе Преосвященного Гедеона, возглавляет в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. Именно здесь надлежит ему совершить великое дело исхода православных греков из татарского Крыма в христианскую землю Приазовья. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя — неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция крымских ханов. Семь трудных лет управлял здесь кафедрой святитель Игнатий, вознося слезные молитвы у престола Божия за притесняемую паству.
Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с российским правительством и добился принятия в российкое подданство крымских христиан. После Божественной литургии 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, поэтому турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать.
В июне, оставив свои дома и могилы предков, с великой святыней — Бахчисарайской иконой Божией Матери — они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной — Владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой — бриллиантовой панагией.
Благодаря молитвам архипастыря, преодолевали беженцы во время странствования и трудности, и страшные болезни. Так, когда настигла их в пути неизвестная страшная эпидемия, он молился священномученику Харлампию, который перед этим ему явился в видении. На русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь. Здесь основал он новую кафедру как правящий архиерей под омофором Русской Православной Церкви. Город строился в честь Царицы Небесной — их Покровительницы в пути следования и дальнейшей жизни на новом месте.
Став российскими подданными и свободными людьми, живя под покровительством и защитой Православной Державы, крымские беженцы теперь уже беспрепятственно могли исповедовать веру Христову. Первейшей заботой митрополита Мариупольского Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келии. 3 февраля (ст. ст.) 1786 года после двухнедельной болезни Владыка отошел к Господу. Похоронен он был в первом мариупольском храме — в соборе святого Харлампия.
Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся в полузабвении, вновь пробудило благодарную память о нем у православных Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множество людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.
Но пришли годы страшного атеистического тоталитарного лихолетья, попрания святынь и гонений на Святую Веру Христову. В 1936 году безбожники разрушили Свято-Харлампиевский собор, а гроб святителя вскрыли. Тогда же обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, останки Игнатия Мариупольского перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя, немцы подожгли город. Он горел, а вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И все же часть мощей уцелела и стараниями верующих хранилась до 1992 года, затем гробничка со святыней была передана в портовый храм Мариуполя. Митрополит Игнатий был последним святителем с титулом Готфейский и Кефайский. Благодарные православные жители Мариуполя помнят об основателе прекрасного приморского города, построенного в честь Пресвятой Девы Марии.

В епархии 200 приходов, 2 монастыря