ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

14

ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ


Архиепископ Луцкий и Волынский Нифонт:
"Любовью к Господу обновим жизнь!"

Архиепископ Нифонт (Солодуха) родился 5 октября 1948 года в селе Галина-Воля Старо- выжевского района Волынской области.
В 1970–1974 годах учился в Московской Духовной Семинарии. В 1971–1974 годах был иподиаконом у Святейшего Патриарха Пимена (Извекова).
20 марта 1974 года в Троице-Сергиевой Лавре принял монашеский постриг с именем Нифонт в честь святого Нифонта, епископа Новгородского, чудотворца Киевско-Печерского.
В 1974 году Святейшим Патриархом Пименом рукоположен в сан иеродиакона. В этом же году поступил в Московскую Духовную Академию. В 1977 году ректором Московской Духовной Академии и Семинарии архиепископом Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан иеромонаха и направлен в Волынскую епархию. 18 марта 1977 года назначен настоятелем Свято-Троицкого храма в селе Рудка-Козинская Рожищенского района. В 1988 году возведен в сан архимандрита.
20 марта 1990 года утвержден епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. 25 августа 1992 года переведен на Волынскую кафедру.
Кандидат богословских наук. Награжден орденами преподобных Антония и Феодосия Печерских II степени, святого равноапостольного князя Владимира III степени, орденом преподобного князя Даниила. За многолетнюю церковную деятельность, личный вклад в утверждение христианской морали в обществе Президентом Украины награжден орденом "За заслуги" III степени.


— Ваше Преосвященство, Волынская епархия значительно пострадала от действий раскольников Киевского патриархата. Какова сегодня ситуация в Луцке?
— Древней Волынской епархии недавно исполнилось 1000 лет. В слезах Волынь отметила тысячелетний юбилей своей православной кафедры. Страшный смерч насилия пронесся по нашим приходам. Раскольники УПЦ-КП захватили Свято-Троицкий кафедральный собор, здания епархии и семинарии, Свято-Феодосиевскую церковь в Луцке и более 50 приходских храмов в других районах. Благодарю Милосердного Господа и всех земляков-волынян, верных Украинской Православной Церкви, за их терпение и за то, что остались в канонической вере. Семь лет миновало, как Божиим Промыслом я был поставлен на Волынскую кафедру. На сегодняшний день в епархии действуют более 250 приходов, есть Духовная Семинария, в которой учатся 220 семинаристов и воспитанниц регентского класса, действуют мужской и женский монастыри, более сотни воскресных школ.
— Как будете встречать Вы и Ваша паства 2000-летие Рождества Христова?
— На собрании духовенства и членов церковных советов Волынской епархии еще в ноябре 1997 года избрана и утверждена комиссия по подготовке к празднованию 2000-летия Рождества Христова. В период Рождественских праздников планируется проведение благотворительных концертов, епархиального фестиваля церковных хоров, выставок старинных икон, облачений, конкурсов детского творчества. В нашем областном центре, недалеко от Свято-Покровской церкви, которая, кстати, является сейчас кафедральным собором, поскольку Свято-Троицкий собор захвачен современными богоборцами, уже заканчивается строительство небольшого храма-часовни в честь великомученика и целителя Пантелеимона. В самой Покровский церкви проведена реставрация икон настенной росписи, вновь позолочены иконостас и киоты, осуществлено благоустройство территории вокруг храма. 21 июля 1998 года в Луцке заложен камень под строительство красавца-собора в честь Всех Святых земли Волынской. В его фундамент положен камень от Гроба Господнего, привезенный мной из Иерусалима. Остается совсем мало времени до знаменательной даты. Покаянием, добрыми делами и любовью обновим свою земную жизнь: с новой надеждой и верой понесем в этот холодный, серый и распущенный мир огненную, непобедимую силу Христовой любви!

В краю подвижников благочестия

Крестный ход с чудотворной Почаевской иконой Божией Матери в Луцке

Древняя волынская земля, как известно, находилась на торговом пути "из варяг в греки", поэтому из Византии и Херсонеса приезжали сюда купцы, а с ними и христианские миссионеры, которые стали первыми проповедниками веры Христовой. Официально христианству на Волыни положил начало просветитель Руси святой равноапостольный князь Владимир, в честь которого город Людомырия был переименован во Владимир-Волынский.

В 992 году князь Владимир учредил здесь епископскую кафедру и построил соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первым епископом стал Стефан I. По мере распространения и укрепления православной веры на Волыни увеличивалось и количество православных епархий. В середине XII века тут было уже три епархии: Владимир-Волынская (992), Перемышльская (1120) и Галицкая (1157). А в 1288 году учреждена четвертая — Луцкая, которая позже стала называться Луцко-Острожской. Основание Луцкой епархии приписывают младшему брату Даниила Романовича, волынскому князю Васильку Романовичу. Во времена волынско-галицких князей Православная Церковь укреплялась и процветала.
Волынь из поколения в поколение обогащалась дарами духовными, ее земля рождала подвижников благочестия, многие из которых прославлены Церковью: святой Ярополк Изяславович (=1086), князь Владимир Волынский; святой Андрей Боголюбский (=1174), князь Пересопницкий; блаженный Мстислав Владимирович (Мономахович, =1170), святители преподобные Стефан (=1094) и Амфилохий (=1122), епископы Владимир-Волынские; преподобный Нифонт (=1156), игумен Зимненский, позже ставший епископом Новгородским, а закончивший свой подвиг в Киевско-Печерской Лавре; преподобный Никола Святоша (=1142), князь Луцкий и Черниговский; преподобный Феодор (=1483), князь Острожский; преподобный Иов (=1651), игумен Почаевский; преподобномученик Макарий (=1678), архимандрит Овручский; святая дева Иулиания (=1550), княжна Ольшанская; святитель Петр (=1326), игумен Ратновский, митрополит Киевский и всей Руси; святой Иннокентий (=1731), епископ Иркутский, родом из Волыни, и много других… С оскудением рода князей волынско-галицких (1336–1337) Волынь перешла во владение Великого княжества Литовского. Первый на Волыни литовский православный князь Любарт своей грамотой подтвердил древние права епископов Луцких, построил в Луцке замок и кафедральный собор в честь апостола Иоанна Богослова. В период господства Польши римо-католики разрушили собор. Сегодня на территории замка сохранились митрополичий дом и фундамент собора.
После смерти князя Любарта Волынью правили князья Ягайло и Витовт, которые приняли сначала Православие, но позже перешли в католичество и позволили католическому духовенству проводить миссионерскую деятельность, строить костелы, открывать монастыри и епископские кафедры. В 1623–1655 годы, во время правления епископа Афанасия (Пузини), положение верующих Волынской епархии несколько улучшилось. Многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература, а сам епископ, защищая Православие, вел борьбу с униатскими епископами и митрополитом. Великим защитником Православной Церкви на Волыни был благоверный князь Константин Острожский. Притеснения, преследования и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн, в том числе — к восстанию под руководством Богдана Хмельницкого в 1648–1654 годах. В 1651 году в окрестностях города Берестечка произошла знаменитая битва, в которой героически погибли тысячи казаков.
Конец XVII и первая половина XVIII веков отличались наиболее жестокими гонениями на православных. Последним православным Волынским епископом был Кирилл (Шумлянский), в 1712 году изгнанный униатами и вынужденный перебраться в Киев. Но до самой смерти в 1726 году епископ Кирилл постоянно поддерживал связь со своей волынской паствой.
С 1712 по 1795 год в Волынской епархии не было православных епископов.
В 1795 году вся Восточная и Западная Волынь отошла к России. В образованную Волынскую губернию после униатского периода прибыл православный епископ Варлаам (Шишацкий). Кафедра его находилась в Остроге. В следующем году была открыта Волынская Духовная Семинария.
В середине XIX века число верующих Православной Церкви на Волыни значительно увеличилось. Поэтому возникла необходимость в учреждении кафедры викариев: 1 октября 1840 года основывается Острожское викариатство, а 8 июля 1891 года — Владимир-Волынское. В начале XX века Православие Волыни насчитывало около двух тысяч храмов, часовен и молитвенных домов, почти полторы тысячи церковно-приходских школ и около сотни библиотек.

Освящение места и закладка первого камня в строительство храма в честь Собора Всех Святых земли Волынской


После 1921 года по Рижскому договору под власть Польши попала вся Западная Волынь. Волынская епархия состояла тогда в основном из украинцев и имела в 1925 году 760 парафий и троих викарных епископов: Владимир-Волынского, Кременецкого и Острожского.
В 1939 году Волынь воссоединяется с Украиной, а 18 августа 1941 года Архиерейский Собор в Почаеве решает возвратиться под омофор Русской Православной Церкви. С 1945 года епархия называется Волынско-Ровенской с архиерейская кафедра находится в Луцком Свято-Троицком соборе.
В 60–80-х годах для Волынско-Ровенской епархии снова наступили трудные времена. Десятки храмов, а также монастыри были закрыты и разрушены. Осенью 1964 года перестала функционировать Волынская Духовная Семинария.
Миновали времена атеистических гонений. Украина стала свободной. Повсюду открываются храмы, в том числе и на Волыни. Но на долю Православной Волыни выпали новые испытания.
12 августа 1992 года Волынская облгосадминистрация приняла незаконное решение о передаче Луцкого Свято-Троицкого кафедрального собора, зданий епархиального управления и семинарии раскольнической общине УПЦ-КП. После разбойного захвата помещений сторонниками УПЦ-КП и боевиками УНА-УНСО епархия потеряла все имущество, а верующие Украинской Православной Церкви оказались под открытым небом. В этих условиях решением Священного Синода Украинской Православной Церкви управление епархией было возложенно на Преосвященного Нифонта (Солодуху), епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского. В 1992 году Волынской епархии исполнилось 1000 лет. Отпраздновать славный юбилей в связи с захватническими акциями раскольников УПЦ-КП не было возможности. По инициативе Владыки Нифонта, с 24 сентября по 23 октября 1993 года в честь 1000-летия епархии по всей Волынской области прошел крестный ход с чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. К сожалению, в связи с противодействием богоотступных раскольников чудотворная икона не посетила тогда три района области. Поэтому с 9 по 23 мая 1994 года Почаевская святыня во второй раз посетила Волынь, в том числе — и эти три района. Икону Пресвятой Богородицы сопровождал архиепископ Нифонт, окропляя верующих святой водой. Многие волыняне получили исцеление от чудотворной иконы. Так, 30 августа 1993 года жительница села Сырники Луцкого района Любовь Степановна Дорош, полностью потерявшая зрение, после слезной молитвы перед чудотворной иконой прозрела.
С 28 июня по 21 июля 1998 года по ходатайству архиепископа Нифонта Волынскую епархию посетила чудотворная икона Божией Матери "Призри на смирение" Свято-Введенского монастыря города Киева. Чудотворная икона, сопровождаемая Владыкой Нифонтом, побывала во всех храмах епархии, духовно всколыхнула, обогатила и благословила православный народ Волыни. 21 июля икона Божией Матери "Призри на смирение" присутствовала на Божественной литургии и закладке первого камня под строительство в Луцке храма в честь Собора Всех Святых земли Волынской.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Эта луцкая святыня построена внуками святого князя Владимира. Претерпев за годы существования много перестроек и реконструкций, церковь сохранила величие первых веков христианства на Руси.
В описании Волынской епархии 1914 года отмечено, что Свято-Покровская церковь "украшена достаточно благолепно". При ней находились двухэтажная приходская школа, дом псаломщика и погост. Интерьер церкви расписывали в 1932 и 1966 годах. Иконостас установлен в 1887 году. До 1962 года в Свято-Покровский церкви пребывала уникальная и чрезвычайно ценная икона — "Волынская Богоматерь", написанная около 1289 года. В настоящее время она хранится в Государственном музее украинского искусства в Киеве.
В 30-е годы, при польском владычестве, униаты попытались забрать Свято-Покровскую церковь, но прихожане, поддерживаемые интеллигенцией города, отстояли православный храм.
В 1992 году раскольники так называемого Киевского патриархата также хотели захватить эту православную святыню, даже опечатали двери. За всю историю церкви на три недели прекратились богослужения. Православные во главе с архиепископом Нифонтом и духовенством ценой своей жизни готовы были отстаивать святыню. Пока продолжался суд относительно возвращения храма богослужение совершалось в церковной сторожке. Божией милостью Свято-Покровский храм не достался богоотступникам.

В епархии 251 приход, 2 монастыря