Древняя волынская земля, как известно, находилась на торговом пути
"из варяг в греки", поэтому из Византии и Херсонеса приезжали сюда купцы, а с ними и христианские миссионеры, которые стали первыми проповедниками веры Христовой. Официально христианству на Волыни положил начало просветитель Руси святой равноапостольный князь Владимир, в честь которого город Людомырия был переименован во Владимир-Волынский.
В 992 году князь Владимир учредил здесь епископскую кафедру и построил соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Первым епископом стал Стефан I.
По мере распространения и укрепления православной веры на Волыни увеличивалось и количество православных епархий. В середине XII века тут было уже три епархии: Владимир-Волынская (992), Перемышльская (1120) и Галицкая (1157). А в 1288 году учреждена четвертая — Луцкая, которая позже стала называться Луцко-Острожской. Основание Луцкой епархии приписывают младшему брату Даниила Романовича, волынскому князю Васильку Романовичу. Во времена волынско-галицких князей Православная Церковь укреплялась и процветала.
Волынь из поколения в поколение обогащалась дарами духовными, ее земля рождала подвижников благочестия, многие из которых прославлены Церковью: святой Ярополк Изяславович (=1086), князь Владимир Волынский; святой Андрей Боголюбский (=1174), князь Пересопницкий; блаженный Мстислав Владимирович (Мономахович, =1170), святители преподобные Стефан (=1094) и Амфилохий (=1122), епископы Владимир-Волынские; преподобный Нифонт (=1156), игумен Зимненский, позже ставший епископом Новгородским, а закончивший свой подвиг в Киевско-Печерской Лавре; преподобный Никола Святоша (=1142), князь Луцкий и Черниговский; преподобный Феодор (=1483), князь Острожский; преподобный Иов (=1651), игумен Почаевский; преподобномученик Макарий (=1678), архимандрит Овручский; святая дева Иулиания (=1550), княжна Ольшанская; святитель Петр (=1326), игумен Ратновский, митрополит Киевский и всей Руси; святой Иннокентий (=1731), епископ Иркутский, родом из Волыни, и много других…
С оскудением рода князей волынско-галицких (1336–1337) Волынь перешла во владение Великого княжества Литовского. Первый на Волыни литовский православный князь Любарт своей грамотой подтвердил древние права епископов Луцких, построил в Луцке замок и кафедральный собор в честь апостола Иоанна Богослова. В период господства Польши римо-католики разрушили собор. Сегодня на территории замка сохранились митрополичий дом и фундамент собора.
После смерти князя Любарта Волынью правили князья Ягайло и Витовт, которые приняли сначала Православие, но позже перешли в католичество и позволили католическому духовенству проводить миссионерскую деятельность, строить костелы, открывать монастыри и епископские кафедры.
В 1623–1655 годы, во время правления епископа Афанасия (Пузини), положение верующих Волынской епархии несколько улучшилось. Многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература, а сам епископ, защищая Православие, вел борьбу с униатскими епископами и митрополитом. Великим защитником Православной Церкви на Волыни был благоверный князь Константин Острожский. Притеснения, преследования и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн, в том числе — к восстанию под руководством Богдана Хмельницкого в 1648–1654 годах. В 1651 году в окрестностях города Берестечка произошла знаменитая битва, в которой героически погибли тысячи казаков.
Конец XVII и первая половина XVIII веков отличались наиболее жестокими гонениями на православных.
Последним православным Волынским епископом был Кирилл (Шумлянский), в 1712 году изгнанный униатами и вынужденный перебраться в Киев. Но до самой смерти в 1726 году епископ Кирилл постоянно поддерживал связь со своей волынской паствой.
С 1712 по 1795 год в Волынской епархии не было православных епископов.
В 1795 году вся Восточная и Западная Волынь отошла к России. В образованную Волынскую губернию после униатского периода прибыл православный епископ Варлаам (Шишацкий). Кафедра его находилась в Остроге. В следующем году была открыта Волынская Духовная Семинария.
В середине XIX века число верующих Православной Церкви на Волыни значительно увеличилось. Поэтому возникла необходимость в учреждении кафедры викариев: 1 октября 1840 года основывается Острожское викариатство, а 8 июля 1891 года — Владимир-Волынское. В начале XX века Православие Волыни насчитывало около двух тысяч храмов, часовен и молитвенных домов, почти полторы тысячи церковно-приходских школ и около сотни библиотек.
|
Освящение места и закладка первого камня в строительство храма в честь Собора Всех Святых земли Волынской
|
После 1921 года по Рижскому договору под власть Польши попала вся Западная Волынь. Волынская епархия состояла тогда в основном из украинцев и имела в 1925 году 760 парафий и троих викарных епископов: Владимир-Волынского, Кременецкого и Острожского.
В 1939 году Волынь воссоединяется с Украиной, а 18 августа 1941 года Архиерейский Собор в Почаеве решает возвратиться под омофор Русской Православной Церкви. С 1945 года епархия называется Волынско-Ровенской с архиерейская кафедра находится в Луцком Свято-Троицком соборе.
В 60–80-х годах для Волынско-Ровенской епархии снова наступили трудные времена. Десятки храмов, а также монастыри были закрыты и разрушены. Осенью 1964 года перестала функционировать Волынская Духовная Семинария.
Миновали времена атеистических гонений. Украина стала свободной. Повсюду открываются храмы, в том числе и на Волыни. Но на долю Православной Волыни выпали новые испытания.
12 августа 1992 года Волынская облгосадминистрация приняла незаконное решение о передаче Луцкого Свято-Троицкого кафедрального собора, зданий епархиального управления и семинарии раскольнической общине УПЦ-КП. После разбойного захвата помещений сторонниками УПЦ-КП и боевиками УНА-УНСО епархия потеряла все имущество, а верующие Украинской Православной Церкви оказались под открытым небом. В этих условиях решением Священного Синода Украинской Православной Церкви управление епархией было возложенно на Преосвященного Нифонта (Солодуху), епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского.
В 1992 году Волынской епархии исполнилось 1000 лет. Отпраздновать славный юбилей в связи с захватническими акциями раскольников УПЦ-КП не было возможности. По инициативе Владыки Нифонта, с 24 сентября по 23 октября 1993 года в честь 1000-летия епархии по всей Волынской области прошел крестный ход с чудотворной Почаевской иконой Божией Матери. К сожалению, в связи с противодействием богоотступных раскольников чудотворная икона не посетила тогда три района области. Поэтому с 9 по 23 мая 1994 года Почаевская святыня во второй раз посетила Волынь, в том числе — и эти три района. Икону Пресвятой Богородицы сопровождал архиепископ Нифонт, окропляя верующих святой водой.
Многие волыняне получили исцеление от чудотворной иконы. Так, 30 августа 1993 года жительница села Сырники Луцкого района Любовь Степановна Дорош, полностью потерявшая зрение, после слезной молитвы перед чудотворной иконой прозрела.
С 28 июня по 21 июля 1998 года по ходатайству архиепископа Нифонта Волынскую епархию посетила чудотворная икона Божией Матери "Призри на смирение" Свято-Введенского монастыря города Киева. Чудотворная икона, сопровождаемая Владыкой Нифонтом, побывала во всех храмах епархии, духовно всколыхнула, обогатила и благословила православный народ Волыни. 21 июля икона Божией Матери "Призри на смирение" присутствовала на Божественной литургии и закладке первого камня под строительство в Луцке храма в честь Собора Всех Святых земли Волынской.