11

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА

ВЛАДИМИР-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ


От князя Владимира до наших дней

Епископ Владимир-Волынский и Ковельский Симеон:
"Наш долг — крепить веру Христову"

Епископ Симеон (Шостацкий) родился 3 ноября 1962 года в селе Райковцы Хмельницкого района Хмельницкой области.
В 1980 году закончил среднюю школу. С 1983 по 1987 год учился в Винницком мединституте, а в 1987–1991 годах — в Московской Духовной Семинарии.
6 декабря 1990 года в Свято-Даниловском монастыре пострижен в монашество с именем Симеон (в честь Симеона Столпника).
14 января 1991 года рукоположен в сан иеродиакона, а 28 апреля — в иеромонаха.
С 1990 по 1994 год нес послушание в Свято-Даниловском монастыре.
С 1994 по 1996 год архимандрит Симеон — ризничий Киево-Печерской лавры и слушатель Киевской Духовной Академии.
Синодом Украинской Православной Церкви от 3 мая 1996 года ему определено быть епископом возрожденной древней Владимир-Волынской епархии.


— Владыко, что Вас заботит более всего на пороге третьего тысячелетия?
— Наш долг — крепить веру Христову. Я часто думаю о нашей молодежи. Она подвергается искушениям, которые отвращают ее от христианской морали. Поэтому мы прилагаем много усилий, чтобы возвратить молодежь в лоно Православной Церкви. В епархии уже проведены молодежные православные фестивали: "Владимир-98 ", "Свитязь-99". Активно сотрудничаем с военными частями, интернатами для сирот, школами.
— Как епархия готовится к юбилею Рождества Христова?
— С 9 по 13 сентября 1999 года епархию с официальным визитом посетил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. Это событие совпало с празднованием во Владимире-Волынском 800-летия Галицко-Волынского княжества. Митрополит Владимир освятил Свято-Троицкий собор в Ковеле и заложил краеугольный камень храма в честь 2000-летия Рождества Христова в селе Колодяжное Ковельского района, где много лет жила Леся Украинка. К юбилею христианства епархия проведет конференцию, благотворительные вечера, будет установлен памятный знак на месте старой кафедры во Владимире-Волынском. Пройдут фестивали духовной и патриотической песни, будет освящен храм в честь Рождества Христова, выйдет в свет книга о церквах епархии — их истории, сегодняшнем дне, готовится буклет об Свято-Успенском соборе.

Божия Матерь Владимирская (Братская)

Владимир-Волынская епархия, одна из самых древних в Украине, основана святым равноапостольным князем Владимиром в 992 году. И называлась она тогда Владимирской. Первым ее епископом назначили Стефана (Болгарина). Кафедре Преосвященного Стефана, первой на Волыни, надлежало крестить и просвещать язычников светом христианской веры.
По историческим сведениям, после открытия в 1001 году князем Владимиром Зимненского Святогорского мужского монастыря, владимирские епископы жили в этой обители.
В 1137 году, когда количество православных верующих и приходов значительно увеличилось, из Владимирской епархии выделились Галицкая и Угровская. Кафедра последней в 1323 году была переведена в Холм. В 1288 году образовалась и третья епархия — Луцкая.
После татаро-монгольского нашествия, когда были разрушены город и кафедральный собор, удельные князья возвели мощные оборонительные сооружения.
Возле Свято-Успенского собора в 1492–1494 годах был построен епархиальный дом, который обнесли укреплениями. Поэтому резиденцию Владимирских архиереев стали называть "епископским замком".
В 1596 году, после перехода епископа Ипатия Потея в унию, Свято-Успенский собор и епископский дом присвоили униаты, пытавшиеся превратить Украину в свою колонию, а народ насильственно окатоличить. Но тысячи верующих и священников твердо стояли в Православии, не пожелав изменить прадедовской вере.
Православные иерархи в то время претерпевали гонения: владимирскому епископу Иезекиилю (Курцевичу) король запретил въезд в епархию. Находясь под защитой гетмана Сагайдачного, он мог посещать своих духовных чад только тайно. Митрополит Киевский Петр Могила добился стабильности Православия в Украине, тем не менее древняя Владимирская епархия не возобновила свою деятельность. После второго раздела Польши в 1793 году для Западной Украины и Белоруссии была учреждена Минская епархия во главе с архиепископом Виктором (Садковским), в которой в 1795 году было образовано Волынское викариатство, преобразованное в 1799 году в епархию.
В 1891 году викариатство открылось в городе Владимире-Волынском. Епископом был определен Преосвященный Паисий (Виноградов). С 1908 по 1921 год епископом Владимиро-Волынским был Фаддей (Успенский), нынче прославленный и канонизированный Православной Церковью. Последний викарный епископ Владимира Преосвященный Мануил мученически погиб в 1943 году.
За тысячелетний период существования древней Владимирской, а потом Волынской епархии прославились своей подвижнической жизнью и были причислены к лику святых 30 подвижников православной веры и благочестия, шестнадцать из которых подвизались и трудились в пределах нынешней Владимиро-Волынской епархии, возрожденной решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 3 мая 1996 года. Первым ее архиереем назначен епископ Владимир-Волынский и Ковельский Симеон.

Сверстник отечественного христианства

Зимненский Святогорский Печерский монастырь — один из древнейших на Волыни. Начало ему положил святой равноапостольный князь Владимир, который, по преданию, недалеко от города Владимира, в селе Зимнее, возвел в 1001 году княжескую резиденцию с храмами: на горе — во имя Успения Божией Матери, а у ее подножия — в честь Святой Троицы.
Как свидетельствует церковно-историческое описание 1828 года, хранящееся в монастыре, на месте древней Свято-Успенской церкви князь Федор Михайлович Чарторыйский в 1495 году построил Великий Свято-Успенский собор. В это же время монастырь был обнесен каменной стеной с бойницами и шестью башнями. Рядом с Свято-Успенским храмом сохранилось каменное здание с семью келиями, называемое "Терем святого Владимира".

Зимненская икона Божией Матери


Неподалеку от Свято-Троицкой церкви монастыря находится вход в пещеры, которые проходят под Свято-Успенским собором и напоминают Киево-Печерские. На их стенах сохранились надписи, указывающие места древних захоронений.
Главная святыня обители — Зимненская икона Божией Матери — подарена монастырю святым равноапостольным князем Владимиром. Ею, по преданию, благословил Константинопольский Патриарх брак великого князя с греческой царевной Анной.
Как известно, паломничество русичей на Восток, в Палестину и на Святую гору Афон началось сразу же после утверждения христианства на Руси. И путь из Киева в Константинополь часто пролегал через эти земли. По некоторым свидетельствам, преподобный Антоний Печерский дважды путешествовал на Афон через Владимир-Волынский. Некоторое время спустя посетил Святую землю и преподобный Варлаам, игумен Киево-Печерский. На обратном пути он остановился в Зимненском Святогорском монастыре, где и скончался в 1062 году.
В Зимненской обители проживали первые Владимиро-Волынские епископы, преподобные Стефан и Амфилохий. Игуменом обители был святой Нифонт, впоследствии — архиепископ Новгородский и продолжатель летописи преподобного Нестора Летописца. Под святительским надзором преподобных Зимненский монастырь достиг своего расцвета.
В 1682 году святую обитель захватили униаты, и лишь в 1839 году она возвращена Православию. С этого времени здесь основывается женский монастырь, который именуется Святогорским Свято-Успенским Зимненским и приписывается к Корецкому монастырю.

Свято-Успенский Святогорский Зимненский монастырь


Через 55 лет, 11 июля 1894 года, в память возрождения Зимненского Святогорского монастыря Владимир-Волынская городская дума подарила обители икону святой равноапостольной княгини Ольги. В 1906 году афонский монах Афанасий пожертвовал монастырю икону святого великомученика Пантелеимона. Она была доставлена во Владимир-Волынский Рождества Христова монастырь, а впоследствии с крестным ходом перенесена в Зимненскую обитель.
В 1914 году в Зимненском Святогорском Свято-Успенском женском монастыре пребывало 16 монахинь и 103 послушницы. При нем работала женская двухлетняя школа. Монастырь имел 544 десятины земли и получал от казны ежегодно 1500 рублей.
В 60-х годах обитель закрыли. Лишь в 1990 году здесь была возобновлена православная жизнь. С 1996 года монастырь получает статус ставропигиального. Сегодня он, как в древности, величественно возносится к небу, призывая людей к духовному совершенствованию и творчеству, а не к разрушению.

Жемчужина Владимира-Волынского

Свято-Успенский кафедральный собор во Владимире-Волынском построен в 1156–1160 годах. Очевидно, закладка храма — один из первых шагов правления на Волыни князя Мстислава Изяславовича, правнука Владимира Мономаха. Собор расположен на высокой террасе правого берега речки Луга, в центре древнего города.

Построив храм, князь Мстислав сразу приступил к его росписи. "И украси дивно святыми иконами драгими, — свидетельствует Никоновская летопись, — и книгами, и вещами чудными, и священны сосуды златыми, и серебряными с бисером и с камнем драгим". Потомки князя также ревностно пеклись о благоустройстве Свято-Успенского собора. Он стал еще и усыпальницей владимирских князей.
Храм, кроме непосредственно богослужебного предназначения, имел еще и государственное — в нем принимали присягу подданные князя, подписывались и скреплялись присягой на Кресте и Евангелии межгосударственные и торговые соглашения. Здесь писалась Волынская летопись, из которой мы узнали о жизни наших предков. Храм пережил много радостных и торжественных событий, но было в его истории и немало скорбных дней.
Во время татаро-монгольского нашествия, в середине XIII века, Владимир, как и ряд других городов Киевской Руси, был варварски разрушен. Свято-Успенский собор оросился мученической кровью жителей города, которые затворились в его стенах.
В последующий период на Волыни господствовали литовские князья, которые поначалу придерживались православной веры, заботились и об Свято-Успенском соборе, щедро наделяя его селами и угодьями.

Свято-Успенский собор


В XVI веке много бед принесли древнему собору претенденты на Владимирскую епископскую кафедру, которые назначались польским королем из светских людей недостойного поведения. Собор уничтожался, а вместе с ним и православная вера. Ситуация еще больше осложнилась, когда Владимирский епископ Ипатий Потей, став инициатором унии с католиками, присягнул на верность папе римскому. С тех пор Свято-Успенский собор превратился в центр насильственного окатоличивания православных волынян. В храме уничтожались следы величественного православного прошлого. В 1753 году униатский епископ Феофил Годебский капитально перестроил собор, придав ему вид костела. Другой епископ Симеон Млодский в 1782 году распорядился прорубить в середине северной колонны внутренний вход на кафедру. В результате колонна завалилась, а вместе с ней обрушилась часть купола. Собор стал не пригодным для богослужения.
Больше ста лет храм пребывал в запустении, в нем хранили сено, хлеб и дрова, а впритык к нему устроили хлев для скота. И только широкое празднование 900-летия Крещения Руси и учреждение Волынской епархии способствовали возрождению этой православной святыни. Были приглашены ведущие специалисты Российской империи (В. Б. Антонович, А. В. Прахов, А. И. Левицкий) для исследования храма. Созданное тогда же Свято-Владимирское братство под руководством викарного епископа Паисия (Виноградова) взялось за восстановление Свято-Успенского собора в его первозданном византийском виде. Автор проекта реставрации — Г. Котов. В 1900 году отстроенный Мстиславов храм вновь освятили, и он восстал из пепла и руин.
В течение XX века Матерь Божия дивным образом хранила свой храм от надругательства и осквернения. Долгое время он был приходским, пока решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 3 мая 1996 года не была возрождена Владимир-Волынская епископская кафедра. И Успенский собор снова стал кафедральным.

По материалам исследований
настоятеля Свято-Успенского
кафедрального собора митрофорного
протоиерея Ярослава Антонюка.

В епархии 200 приходов, 4 монастыря