Что там, за завесою лжи?
Вместо комментария
Если отлученный от Церкви Михаил Денисенко (Филарет) хоть раз отважится сказать правду, даже когда нечистые поволокут его на заслуженную сковородку, ему уже никто не поверит. Как говорится, миллион раз солгавши… Правда, помнится, в прошлом веке он еще боялся лгать и быть разоблаченным. Скажем, в 1992-ом, когда только организовывалась секта УПЦ-КП и свежерасстриженный Филарет отказался сослужить с самосвятами из УАПЦ, то тогдашний соучредитель «капе» Антоний Маседич припугнул, что выйдет к народу и расскажет, кто Филарет есть на самом деле — расстриженный и вороватый, изобличенный собственными детьми. Испугался Филарет, поджал хвост, сослужил и не вякал. Потому как еще не до конца выжил из совести. Теперь же, поднабравшись опыта, лжет направо и налево, без тормозов, и один, и с Мовчаном, и вместе, и врозь, и попеременно.
То вдруг на пресс-конференции, не моргнув глазом заявил, что папа римский признает его православным патриархом, поскольку понтифик якобы «встречался с ним как с патриархом». Папская нунциатура в Киеве перекрестилась и немедля опровергла эту ложь. Апостольский нунций архиепископ Никола Этерович заявил, что Римо-Католическая Церковь признавала и признает в Украине лишь единственную каноническую Украинскую Православную Церковь во главе с Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, и только с ней имеет отношения. Вы думаете, что пойманный в очередной раз на обмане Филарет извинился и посыпал свою голову пеплом? Отнюдь. Схизматики распространили фотографию, где Филарет поцелуем впивается в висок понтифику, как подтверждение встречи папы с «патриархом».
Мы все были свидетелями этого забавного поцелуя. Как известно, по причине отказа Митрополита Владимира встретиться с папой во время его визита в Украину Филарет подумал, что наступил его звездный час. Ведь обидно все же: пять лет человек носит куколь, а никто и в грош не ценит. Не то что с каким-нибудь патриархом, ни с одним православным епископом за эти годы не встретился. За рубеж — не выездной, там и на порог христианских храмов не пускают. Дома не лучше. Даже униаты с автокефалами нос воротят, да и свои анафемята частенько «дулю» под рясой держат — за службами не поминают: боятся на прихожан накликать беду. Как-то решился на межконфессиональной конференции в Киеве «Отче наш» прочитать, так все православные священники и епископы из зала вышли, посчитав, что даже он своим голосом оскверняет молитву к Богу. Кроме как к религиозным комитетчикам, к руховцам на тусовку да к Киевскому главе, которому все каноны по барабану, — почитай, и заехать в своих патриарших нарядах не к кому.
А тут целый папа вроде как бесхозный! И уж как Филарет стал выставляться — одно загляденье. Что не интервью — то трель соловьиная. И с Гузарем перед телекамерами в обнимку, и «москалей» почем зря кроет. Мы, мол, папу, да с распростертыми объятиями, пусть только намекнет, хоть в позе лотоса встречать согласны! В аэропорт хоть и на метле прилететь готовы…. Ан, не обломилось. Папа, пусть и католик, но ведь тоже христианин. Было объявлено, что епископ Рима может встретиться лишь с каноническим митрополитом — Блаженнейшим Владимиром.
Пришлось Филарету на общих основаниях, в общем ряду со всем «межконфессиональным кагалом» внимать папе в филармонии. Да и там затерли: со своим панегириком разрешили выступить лишь четвертым, а на подхалимские пассажи об отсутствии католического прозелитизма папа даже не отреагировал, видимо, просто дремал. Оказалось, что богоотступник не интересен и Риму. Более того, зная страсть Филарета к рекламным лобызаниям, его посадили на безопасное от папы расстояние. Кроме как Мефодия Кудрякова с кардиналом Яворским и зацеловать было некого, да и те, судя по всему, не давались. Однако, по завершении филармонических выступлений, когда все гуськом шли к выходу и прощались с папой, Филарет протолкался к понтифику, сгреб опешившего старика в объятия, развернул к камерам и таки облобызал. Мне показалось, что он его вообще целовал в затылок. Ответного поцелуя, разумеется, не последовало, зато появилась «картина Репина»: «Святейший Патриарх Филарет приветствует Папу Римского».
Все отметили возросшее мастерство Михаила Антоновича. Помнится, на заре его анафемы в 1993 году ему понадобился такой же поцелуй с руководителем УАПЦ Мстиславом как подтверждение того, что Мстислав, отлучивший Филарета от своей церкви, якобы признал его в качестве «митрополита» и своего заместителя. Однако, бдительные автокефалы и близко не подпускали Филарета к своему патрону. Филарет увязался за Мстиславом в аэропорт, но и там не смог его зацеловать. Свидетельства о трогательном прощании руководителя УАПЦ со своим «замом» не получалось. Неопытен еще был «товарищ Антонов». Тогда с видиокассетами отъезда Мстислава был отправлен на телевидение «епископ» Роман Попенко. Там его уже поджидал бывший телепарторг, известный лизоблюд и подтасовщик, филаретовец Зиновий Кулик. На глазах у изумленного Романа Кулик из исходного материала смонтировал прощальный поцелуй Мстислава и Филарета, который и был прокручен по всем каналам государственного телевидения. Мстиславовцы ахнули, но сколько ни возмущались, ни доказывали, что этого не было и быть не могло, их никто не слушал. Поцелуй Мстислава якобы доказывал, что изгнанный из Церкви аферист является «автокефальным митрополитом», а лобызание понтифика — свидетельство признания «православным патриархом». Смех, да и только!
Сейчас черед дошел до Константинопольского Патриарха Варфоломея. Филарет на пресс-конференции лгал журналистам о папе, нардеп Павел Мовчан, давно продавший Филарету душу, стал распространять «дезу» о Константинополе. Филарет лишь одобрительно кивал. Мол, в Стамбуле депутатов-филаретовцев не только встречали, но даже привечали и заверяли о том, что до конца года «признают» филаретовский «патриархат». Оказалось, что не привечали, не заверяли, а «патриарха» Филарета вообще лишь в кавычках упоминают. О чем и уведомил митрополит Мелитон ОВЦС Московского патриархата. Казалось бы, что остается делать Филарету и Мовчану, кроме как разорвать на себе одежды и покаяться перед честным народом за свою ложь и окаянство? Ничуть не бывало: пригнулись, утерлись, и опять за старое. Выпустили в свет очередной «Православный календарь», где по традиции переврали церковные даты (Бог шельму метит!), а также разместили снимок, на котором Константинопольский патриарх Варфоломей в окружении нескольких украинских нардепов рассматривает филаретовские подношения (чтобы не забывал). Под снимком подпись: «Делегация УПЦ КП на прийомі у Вселенського Патриарха» Что же это за делегация? Нардеп-униат Игорь Юхновский, предводитель боевиков, погромщик православных храмов нардеп Василий Червоний, ученый-лысенковец нардеп Константин Сытник и некто бородатый в подряснике без опознавательных знаков… — одно униато-руховское политическое отребье и ни единого «священнослужителя». Отменная, нечего сказать, делегация «украинской церкви»! Хоть бы Игоря Рафаиловича послушником вырядили — ему уже, видимо, все равно, где, кому и какие «Рога и копыта» представлять. Лишь бы немножко отстегивали старику на поездки и пропитание.
Да и сам Филарет не против представить отношения с Константинополем панибратскими: мы, мол, тут с Вафоломеюшкой в одной упряжке. В интервью газете «Столица» (№ 1, 4–10 января 2002 года) так и говорит: «К сожалению, позиция Московского Патриарха и Священного Синода, как и позиция Митрополита Владимира Сабодана, диаметрально противоположны стремлениям Патриарха Киевского и Патриарха Вселенского». Причем, Вселенский выступает вторым по чести в общих стремлениях с «патриархом Киевским», этаким младшим братом анафемы. И сколько бы митрополит Мелитон не открещивался, в какие бы кавычки не заключал «патриарха Филарета» — раз уже Фанар попал в паутину филаретовской лжи, принял «делегацию УПЦ-КП», ходить ему в побратимах анафемы рука об руку, до конца своих дней, по крайней мере, по страницам филаретовской прессы.
Любопытно, что Михаил Денисенко теперь на всех своих снимках появляется исключительно в куколе Московского Патриарха, раньше он все-же как-то разнообразил свои головные уборы. Уж сколько человеку объясняли, что куколь этот — «эсклюзив» Московских первосвятителей, что все иные патриархи имеют не похожие на него патриаршие уборы. Убеждали, что надо бы придумать что-то свое, фольклорное, какой-нибудь кашкет, вышитый золотыми руками незабвенной Евгении Петровны или матушки Варвары. Ведь и впрямь глупо носить на голове символ Московского Патриарха, того, с кем ты уже десять лет так самозабвенно борешься! Но Филарет непреклонен. Пожалуй, это имеет свои объяснения. Если богословы считают сатану «обезьяной Бога», то Филарет, безусловно, является «обезьяной» Московского Патриарха, стремится этому статусу соответствовать.
Есть этому и сугубо психологические объяснения. Видимо, он так страстно, до потери пульса мечтал и сжился с мыслью, что он — Патриарх Московский, что себя другим и не представляет. Очевидно, что провал его, казалось бы, гарантированного «местоблюстительством» и Анатолием Лукьяновым избрания на Московский престол в 1990 году, нанес ему тяжелую душевную травму, с которой он ходит до сих пор. Более того — он уже давно адекватно не воспринимает себя и свое положение и в церкви, и в обществе. Эту странность Филарета заметил еще в 1992 году руководитель УАПЦ Мстислав, который жаловался журналистам: «Поверьте, мне гораздо приятнее общаться с митрополитом Владимиром (Сабоданом), чем убеждать Филарета уйти, в конце концов, на покой». Руководитель УКЦ-КП Владимир Романюк тоже пытался отправить Филарета на покой, даже указ написал. Но Филарет не внимал ни убеждениям, ни указам, а Мстислав с Романюком, после изнурительных битв с Филаретом сами оказались на «покое», причем, вечном.
И ныне Филарет настолько внушил себе мысль о собственном избранничестве, что уверяет, будто «дан Богом украинскому народу». Cам пишет о себе в (третьим лице!) панегирические «исторические» исследования, любуясь собой и своей ролью в придуманной им же историей Православной Церкви Украины! И это до сих пор почему-то не считается наваждением и «чистой клиникой».
Зачастую он просто обескураживает журналистов какой-то невероятной самоуверенностью в присвоенном статусе. Этим, кстати, поражал и предшественник Филарета, первый «патриарх Киевский» Юрий Кривоногов, который долго квартировал в Доме композиторов, рядом с филаретовой резиденцией. Помнится, после «литургии» журналисты подошли к нему и спросили:
— Вы действительно считаете себя и православным патриархом, и пророком-Предтечей, и Кришной?
— Конечно. Я ими всеми и являюсь! Вот, смотрите, (он указал на толпу коленопреклоненных «белых братьев») сколько людей пробудились и поняли это. И вы поймете и уверуете — у вас очень добрые глаза.
— Но, говорят, кришнаиты отвергли вас?
— Понимаете, кришнаиты верят в Кришну. А я и есть Кришна! Они же не хотят этого признавать! Но это ведь их проблемы! Нет Бога, кроме Бога. Все придут к нам: другого пути нет.
Филарет оказался очень хорошим учеником Кривоногова и Цвигун. Если папа не признает его «православным патриархом» — это, разумеется, проблема самого папы. Что-то там в Риме недопонимают. Если Церковь, в которой он вырос, предала его анафеме — тоже ничего страшного: Ей же хуже. Такого кадра выгнала! «Закавычил» его Константинополь — пробудится и «раскавычит»: другого пути у него нет. Одна досада — это бестолковый православный народ Украины, который никак не поймет, какое у него счастье в куколе на Пушкинской сидит.
Конечно, всякая ложь не может быть вечной. Мы уже прошли первое ее десятилетнее испытание. Сколько филаретовцами за это время переврано, перекручено, перемонтировано, переписано…. Сколько филаретовской лжи расползлось ужами по газетам и телеканалам. Всем уже надоело опровергать вечное вранье филаретовцев. Быть может, и они когда-нибудь устанут лгать? Или хотя бы возьмут тайм-аут?
Василий Анисимов
Православие в Украине
www.orthodox.org.ua