Переговоры в Цюрихе и «черный пиар» Филарета

В соответствии с ранее достигнутой договоренностью, 29–30 октября 2001 года в Цюрихе состоялась очередная встреча официальных делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов, посвященная изучению вопроса о преодолении церковных нестроений на Украине. В состав делегации Константинопольского Патриархата входили митрополит Пергамский Иоанн; митрополит Филадельфийский Мелитон, генеральный секретарь Священного Синода; архиепископ Скопелосский Всеволод. Московский Патриархат представляли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви; протоиерей Николай Балашов, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям и заграничным учреждениям Русской Православной Церкви. Одним из предметов обсуждения была точка зрения Правительства Украины по изучаемому вопросу, которую представил председатель Государственного комитета Украины по делам религий В.Д. Бондаренко. Стороны признали полезным состоявшийся обмен мнениями. Консультации между делегациями Константинопольского и Московского Патриархатов, направленные на преодоление существующих разделений между православными верующими Украины, будут продолжены с учетом предложений, внесенных сторонами на состоявшейся встрече.

Переговоры прокомментировал митрополит Одесский и Измаильский Агафангел:

— Ваше Высокопреосвященство, Вы представляли Украинскую Православную Церковь на переговорах между Московским и Константинопольским Патриархатами в Цюрихе? Как Вы в целом оцениваете эти переговоры?

— Как конструктивные. На сей раз они проходили в спокойном тоне. Стороны признали полезным состоявшийся обмен мнениями. Мы также заслушали точку зрения по изучаемому вопросу председателя Госкомрелигий Виктора Бондаренко.

— То, что раскольничьи группировки не присутствовали на переговорах — способствовало улучшению последних?

Их нельзя пускать на переговоры, ведь они все перекручивают. Когда мы их в прошлый раз выслушали, то Филарет заявил, что к ним якобы относились как к равным, называли их на переговорах «владыками». Это было ложью.

— Некоторые считают, что сам факт переговоров — не победа, а поражение Московского Патриархата, что он вообще допустил такие переговоры.

— Так считает Филарет. На самом деле было иначе. И митрополит Пергамский Иоанн и митрополит Филадельфийский Мелитон вели себя достойно в плане понимания ситуации. Разговоры были серьезными, и все сошлись на том, что пока есть Филарет, нельзя принимать никаких судьбоносных решений. Стороны решили более глубоко изучить ситуацию в Украине.

Я высказал свое мнение, что можно встречаться раз в год, а еще лучше — встречаться не по этому поводу. Наши встречи дают раскольникам ложные надежды. А у них путь один — осознание греха своего отступничества и покаяние. А Церковь уже решит: кого и как принимать. Некоторые видят заслугу расколов в том, что они якобы спасали Православие от униатов. Я отвечаю: как же спасали, если Филарет принимал папу Римского? И от кого они «спасают» восточные области Украины, где нет униатства? Это «спасение» выливается в то, что они создают параллельные нам «епархии», сеют расколы и смуту.

Я считаю, что раскол давно бы уже рассыпался, если бы не было поддержки со стороны правительства и околоцерковных политических кругов, которым выгодна дестабилизация ситуации в стране.