Бунт Владимира (Романюка)

Уголовное дело открыто по факту гибели патриарха УПЦ-КП

Владимир (Романюк) умер после того, как решил провести комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности возглавляемой Филаретом Киевской епархии.

Как известно, за потоками слез по поводу места захоронения патриарха УПЦ-КП Владимира (Романюка) все как-то скромно упустили из виду один вопрос: а как все-таки он умер? Филаретовцы вообще от ответа ушли, ограничившись коротким сообщением: «Сердечный приступ». А между тем в «приступе» много загадочного. Об этом заявил сын покойного Тарас Романюк, директор Центра демократических реформ Роман Зварич, а также член Управы Всеукраинского православного братства Андрея Первозванного УПЦ-КП Владимир Котельницкий. Они не исключают возможность насильственной смерти патриарха.

В предыдущем номере мы ознакомили читателей с их доводами и сомнениями. Но сомнения сомнениями, однако есть службы, которые просто-таки призваны их или развеять, или подтвердить. Одна из них — областное бюро судебно-медицинской экспертизы, где проводилось вскрытие тела Владимира (Романюка). Эксперт Татьяна Семеновна Игнатьева подтвердила информацию о сердечном приступе, но на вопрос о сломанных ребрах и синяках отреагировала крайне осторожно: «Все, что мы увидели, зафиксировано в акте вскрытия». Вопрос же о возможности ознакомления с актом крайне испугал женщину: «Вряд ли это получится. Мне нужно проконсультироваться с начальством». Не дождавшись итогов томительных консультаций, мы связались с экспертом Владимиром Тимофеевичем Юрченко. Он, в свою очередь, заявил, что с величайшим удовольствием зачитает нам сей документ, если мы привезем... письменное разрешение прокурора города С. В. Лотюка.

Звонки, адресованные Лотюку, в течение долгого времени стойко отражала его секретарь. Ответы сводились к тому, что прокурор с прессой говорить не может, а все, что касается патриарха Владимира, представляет тайну следствия.

— Раз есть следствие, значит, есть и дело? — возникает резонный вопрос. После многочисленных просьб секретарши «перезвонить через десять минут и т. д.» мы, наконец, узнали, что действительно уголовное дело возбуждено. А вот о поводе, кроме расплывчатого «по всем обстоятельствам», так ничего выяснить не удалось.

Пока прокуратура, уйдя в глубокое подполье, отбивалась от назойливой прессы и «уточняла формулировки», мы занялись расследованием другого, не менее загадочного факта. Как известно, 19 мая, за месяц до смерти, опасаясь за свою безопасность, Владимир (Романюк) обратился в милицию с просьбой выделить ему охрану. Причем для защиты от своих подопечных — филаретовских священников и нардепов. Чем аргументировал патриарх УПЦ-КП свои опасения? В результате в нашем распоряжении оказался весьма любопытный документ (он публикуется ниже), подписанный начальником II отделения Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины и в городе Киеве И. Загребельным, который занимался обеспечением охраны Владимира (Романюка).

Документ, несомненно, представляет возможность определить истинную цену скорби Филарета и нардепов по поводу смерти Владимира (Романюка). И еще раз поставить вопрос: а смерть ли это была? Или устранение крайне опасного конкурента, доставляющего слишком много хлопот? А способ борьбы, как известно, у нас опробован и привычен: нет человека — нет проблем. Итак, цитируем (без изменения орфографии и пунктуации).

«В феврале 1994 года в УБОП ГУ МВДУ в гор. Киеве обратился главный бухгалтер УПЦ-КП Протоирей Александр Кислашко (настоятель церковного прихода в гор. Вишневом) с просьбой разобраться в финансовой деятельности УПЦ-КП.

Изучение вопроса показало, что церковные структуры находятся в сфере криминальных интересов уголовно-преступного элемента. Поэтому, начиная с февраля 1994 года, УБОП ГУ МВДУ в гор. Киеве с согласия Патриарха Владимира (Романюка) тесно сотрудничало с Миссией Возрождения Христианства при УПЦ-КП. Целью сотрудничества было оградить церковь от преступных посягательств криминогенного элемента.

В марте 1995 года состоялся Синод УПЦ-КП, на котором патриарх Владимир (Романюк) подвергся силовому давлению со стороны окружения Епископа Филарета (ошибка оригинала, надо — митрополита. — Ред.) и поддерживающих последнего народных депутатов, в число которых входили Поровский, Червоний, Мулява. Резиденция Патриарха Владимира (Романюка) по ул. Пушкинской, 36, была подвергнута пикетированию со стороны приехавших из Ровенской области членов УНА-УНСО. В результате, вопреки мнению Патриарха, был отстранен от должности Епископ Ровенский Роман.

После описанных событий Патриарх Владимир (Романюк) обратился к руководству ГУ МВДУ в гор. Киеве с просьбой обеспечить его безопасность. 11, 14 и 20 апреля 1995 года мной, начальником II-го отделения УБОП ГУ МВДУ в гор. Киеве майором милиции Загребельным И. Т., проведены встречи с Патриархом Владимиром (Романюком). В имевших место беседах последний поставил меня в известность, что с момента избрания его Патриархом УПЦ-КП он постоянно подвергается негативному давлению со стороны окружения Епископа Филарета. Особое беспокойство Владимира (Романюка) вызывали обширные связи Филарета с госструктурами и криминогенной средой — в частности, с крупными организованными преступными группировками столицы. Патриарх Владимир (Романюк) отметил, что со стороны Филарета возможно были попытки отравить его. Последнее он аргументировал тем, что переход на отдельную от Филарета кухню улучшил общее состояние его здоровья.

19.05.95 года состоялась встреча Патриарха Владимира (Романюка) с начальником ГУ МВДУ в гор. Киеве генерал-лейтенантом милиции Поддубным Н. О. В ходе состоявшегося разговора Владимир (Романюк) обратился с просьбой обеспечить охрану правопорядка при проведении 20.05.95 года Синода УПЦ-КП, на котором должен был решаться вопрос о сокращении противоречащих церковным канонам занимаемых Филаретом должностей. Патриарх Владимир (Романюк) попросил руководство ГУ МВДУ в гор. Киеве предупредить Филарета о недопущении провокаций, которые могут вызвать массовые беспорядки.

В связи с изложенным в период с 19 по 21 мая 1995 года Патриарх Владимир (Романюк) круглосуточно находился под физической охраной сотрудников УБОП ГУ МВДУ в гор. Киеве. В указанный промежуток времени противниками Владимира (Романюка) было предпринято несколько попыток провокационного характера:

— прихожанами Владимирского Кафедрального Собора, подведомственного Филарету, была блокирована резиденция Патриарха, вследствие чего последний не мог покинуть свои покои, подвергался оскорблениям, в его адрес высказывались угрозы физической расправы;

— священнослужителями, сторонниками Филарета, была предпринята попытка ворваться в покои Патриарха с целью заставить его отказаться от своих намерений в отношении последнего (снять с должности. — Ред.); в состоявшемся разговоре с Владимиром (Романюком) церковные сановники позволили себе выкрикивать оскорбления, вели себя грубо;

— в ночь с 19 на 20 мая 1995 года управляющий делами Киевской Епархии отец Борис направил в покои Патриарха Владимира (Романюка) наряд милиции Старокиевского РУ ГУ МВДУ в гор. Киеве;

— 20.05.95 года прихожанами Владимирского Кафедрального Собора с целью не допустить Патриарха к месту проведения Синода УПЦ-КП блокировался въезд на территорию Феодосиевского монастыря по ул. Январского восстания, 32; указанные лица держали в руках заранее приготовленные плакаты с надписями оскорбительного характера в адрес Владимира (Романюка) — «Володимир, геть з України», «Ми хочемо бачити патріархом Філарета» и другими; выкрикивались угрозы и оскорбления;

— Патриарх Владимир (Романюк) категорически настаивал на том, чтобы оградить закрытое заседание Синода от проникновения посторонних лиц; об этом были предупреждены все священники и гражданские лица, прибывшие к месту проведения Синода; однако депутаты ВС Украины Мулява и Червоний, подстрекаемые церковными сановниками из окружения Филарета, предприняли грубую попытку ворваться в зал заседаний Синода, с этой целью народный депутат Червоний вызвал наряд милиции из Печерского РУ ГУ МВДУ в гор. Киеве.

После описанных событий Патриарх Владимир (Романюк) встретился с руководством ГУ МВДУ в гор. Киеве Поддубным Н. О. и Лясковским Г. Н. Он выразил свою личную благодарность за оказанную помощь и поддержку, вручил именные грамоты с Патриаршим Благословением. В состоявшейся беседе Владимир (Романюк) заявил, что УПЦ-КП поддерживает администрацию Президента Украины Кучмы Л. Д. в проведении осуществляемых реформ и осуждает действия Митрополита Владимира (Сабодана), подведомственного Московскому Патриархату, который призывает всех прихожан саботировать эти реформы в угоду России. Патриарх Владимир (Романюк) высказал пожелание и в дальнейшем поддерживать сотрудничество с органами государственной власти на благо Украины.

Следует отметить, что Патриарх Владимир (Романюк) в ближайшее время собирался осуществить комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности возглавляемой Филаретом Киевской Епархии. Он просил руководство ГУ МВДУ в гор. Киеве оказать помощь в проведении проверки. Особенно Владимира (Романюка) интересовала судьба присвоенной Филаретом кассы Киевского Экзархата, в которой, по состоянию на 1990 год, находилось около трёх миллиардов рублей. По мнению Владимира (Романюка), эти деньги были переведены в свободно конвертируемую валюту и вложены на депозитные счета в банки за пределами Украины. Свою просьбу Владимир (Романюк) мотивировал тем, что сам он без поддержки государства осуществить это не сможет из-за противодействия со стороны Филарета и его окружения. Однако УПЦ-КП остро нуждается в денежных средствах для восстановления разрушенных и постройки новых храмов, оказания помощи обездоленным детям и старикам.»

Начальник II отдела УБОП в Киеве майор милиции И. Т. Загребельный.

«Независимость», 28 июля 1995 г.

Комментарий

Как известно, сведения о поломанных ребрах покойного, загадочных исчезнувших реаниматорах, случайно имевших при себе десятисантиметровые иглы для прямых уколов в сердце и делавших их под окнами клинической больницы и пр., оказались невымышленными. В течение полутора часов потерявший сознание человек лежал на скамейке и над ним «трудились». «Неотложка» была вызвана лишь когда сердце остановилось. Окончательный ответ на вопрос, был ли В. Романюк задушен, отравлен или скончался без посторонней помощи нам обещали дать после повторной экспертизы эдак через полгода. Для нее нужна была эксгумация. Однако вместо этого могилу с помпой привалили дорогостоящим итальянским мрамором. Несмотря на уверение Президента о том, что все виновные в трагедии 18 июля будут объявлены и наказаны, уголовное дело через год без всякого шума закрыли.

Судя по всему, власть пошла на компромисс с филаретовцами. Дело в том, что рядом с могилой своего патриарха филаретовцы в течении года держали памятный крест с именами двух людей, погибших «от зверячей силы ОМОНа» 18 июля. Если эти жертвы действительно были, то виновные должны нести наказание, если нет — за клевету надо судить филаретовцев. Но ни того, ни другого не произошло. Когда уголовное дело закрыли — исчез крест. Правоохранительные органы не стали искать сокровища Филарета за границей, выяснять подробности гибели патриарха, а УПЦ-КП вдруг забыла о своих погибших...

В. Анисимов