В роли попа Гапона

Что же произошло в Киеве 18 июля с. г., в канун годовщины вступления в должность Президента Украины Леонида Кучмы? Собственно, известно, что именно. Тщательно спланированная и подготовленная политическая акция, направленная на дестабилизацию и разжигание вражды в обществе, наглое и откровенное стремление дискредитировать власть во главе с Леонидом Кучмой, продемонстрировать свои мускулы и ее бессилие, наконец, проба вывести на политическую арену новую партию, имя которой — Киевский патриархат. Вряд ли какая партия на сегодняшний день соберет столько народу, фанатиков, боевиков, депутатов, сколько удалось Кравчуку с Филаретом, которые выступили в роли попа Гапона. Похороны Владимира Романюка на асфальте у стен Софии — попытка реванша политической структуры, недооценивать которую было бы по меньшей мере недальновидно и ошибочно. Следующий ее выход на арену состоится в сороковой день смерти Владимира. По весьма странному стечению обстоятельств он почти совпадает с Днем Независимости Украины. Не учитывать этих реалий нельзя, ведь слишком дорого обходятся подобные просмотры и зевки, страусиная политика тех, кто наделен правом принятия решения.

Леонид Кучма в тот злополучный день находился вне пределов Украины, вернулся после восемнадцати часов, ему доложили вкратце о происходящих событиях, утром он провел оперативное совещание. Публичной оценки ни от Президента, ни от лиц, составляющих его ближайшее окружение, не последовало ни в этот, ни в последующие дни.

Евгений Марчук решил именно во вторник ознакомиться с ходом уборочной на полях Киевской области. Что само по себе и выглядит, и звучит странно, ведь всем известна степень информированности нынешнего премьера, бывшего шефа СБУ. К тому же в отсутствие Президента он оставался «на хозяйстве», и по меньшей мере легкомысленно было перепоручить «координацию похорон» Роману Шпеку, который, понятное дело, в религиозной обстановке ориентируется куда слабее, нежели в вопросах экономики.

Вице-премьер по гуманитарным проблемам Иван Курас ссылается, что находился вместе с Президентом в Белоруссии. Что ж, алиби весьма подходящее, если не учитывать, что Минск все же не какие-то Багамы, а всего час лету, и разница во времени отсутствует.

Александр Мороз в те самые минуты, когда унсовцы и спецназовцы сошлись на углу бульвара Шевченко и Владимирской улицы, в сопровождении внушительного эскорта мчался в противоположную сторону — в редакцию газеты «Сільські вісті», где благополучно пересидел неприятные события — сказалась закалка опытного аппаратчика Киевского обкома компартии.

Где был и что делал глава Киевской администрации Леонид Косакивский — остается неизвестным, хотя при другом раскладе, думается, Леонид Григорьевич не упустил бы шанса акцентировать на своем участии в таком мероприятии.

Роль громоотвода, как всегда, отводилась милиции, омоновцам, «Беркуту», которые, не имея четкого плана, действовали по принципу: «Стой там, иди сюда!». Проиграв первый раунд в центре города, пропустив унсовцев и фанатиков на площадь, они позже укрылись в соборе, позволили выдолбить яму на асфальте, а затем сорвали зло на безоружных людях, круша дубинками всех, кто попадался под руку.

Собственно, финал закономерен: бестолковые действия милиции позволили режиссерам мастерски разыгранного спектакля — Леониду Кравчуку и Филарету, — используя в качестве живого щита боевиков УНА-УНСО, праворадикальных нардепов и религиозных фанатиков, не только одержать победу у стен Софии, но и показать, кто в доме истинный хозяин.

Цель этих заметок — привлечь внимание Президента, премьера, силовых структур к политическому характеру предпринятой акции по дискредитации Украины, ее нынешнего руководства. Нельзя ведь все время делать вид, что ничего не происходит. Имеем ввиду прежде всего деструктивную роль созданного по инициативе Кравчука так называемого Киевского патриархата — неканонической карманной государственной церкви. Ее организаторы преследовали далеко не сиюминутные цели. Эта искусственно созданная «под Филарета» структура не является религиозной, скорее агитпроповской в духе Кравчука. Объединив вокруг себя сторонников ультраправых организаций, боевиков УНСО, она стала удобным и мощным каналом для отмывания «левых» денег. Схема захвата церквей боевиками УНСО в Украине проста: там, где действуют общины УПЦ и ее пользование помещением юридически оформлено, параллельно создается община Киевского патриархата, сразу же претендующая на помещение. Задействуя боевиков, она силой захватывает храм и больше туда никого не пропускает. Это, так сказать, религиозная часть. Но есть и другая, о которой знает лишь очень узкий круг лиц. Киевский патриархат, как уже было сказано, созданный под личным патронажем Леонида Кравчука, почти сразу же превратился в канал для негласных финансовых операций, имеет собственный банк, контролирует большое число коммерческих структур. Именно на эти деньги финансируются движения, политические деятели, создаются возможности вне государственного контроля получать за рубежом финансовые вливания. Кроме боевиков УНСО, подчиненных лично Филарету, под эгидой Киевского патриархата действуют штурмовые отряды «Чин святителя Илариона», готовящие наемников для участия в межнациональных конфликтах по всей территории СНГ (об этом наша газета подробно писала, но реакции властей, как всегда, никакой).

Любопытно — и наша газета об этом писала, — что в последнее время Владимир Романюк предпринял ряд попыток избавиться от гнета нардепов Червония, Поровского и самого Филарета. 1 марта с.г. Владимир Романюк официально пригрозил отлучением от церкви Червония и Поровского. А 4 мая он издает указ об увольнении «за нарушение субординации» с должности Филарета (Денисенко). Расстриженный в третий раз (до этого — патриархами Алексием II и Мстиславом I), Филарет пишет письмо Романюку, где объясняет тому, кто есть кто в Киевском патриархате.

Вывод: деятельность Филарета, самой структуры Киевского патриархата является незаконной и представляет серьезную угрозу Украине, она должна быть приостановлена в рамках, предусмотренных существующим законодательством.

Следующим шагом должно стать скрупулезное изучение всех обстоятельств смерти Владимира Романюка. Не претендуя на истину в последней инстанции, редакция «Независимости» просит правоохранительные органы огласить все заявления покойного о его разногласиях с Филаретом (Денисенко). Известно: Владимир Романюк официально обращался в милицию с жалобами, что Филарет постоянно его унижает физически, избивает. Соответствующими органами даже возбуждено уголовное дело. Может, пришло время обнародовать имеющиеся там материалы?

Что касается так называемых правоохранительных органов, то их действия христианскими не назовешь. Они позорно проиграли унсовцам, пропустив процессию на площадь, а затем позволив выдолбить яму в асфальте. Правда, отыгрались, избивая дубинками беззащитных людей, пленных унсовцев в Шевченковском РОВД. Те, в свою очередь, смогли реально убедиться, какие беззакония и беспредел будут царить в государстве, к которому они, под руководством Филарета, стремятся.

Побоище на площади «засветило» многих деятелей, до этого предпочитавших пребывать в тени. И если участие в побоище ривненского нардепа Василия Червония не явилось неожиданным, то пребывание в рядах процессии Вячеслава Чорновола или Сергея Головатого по меньшей мере удивило. Что это, очередная попытка покрасоваться, использовать похороны в качестве политического шоу? Небезынтересен и такой факт: на площади практически отсутствовали представители других конфессий и церквей — католики, буддисты, греко-католики и др. Видимо, речь надо вести не о столкновениях на религиозной почве, не о межконфессиональных противоречиях, но, скорее, о расколе в православии Украины.

Но главная опасность все же в другом. События 18 июля показали: в Украине реально существуют силы — и они достаточно мощные, — цель которых — дискредитация Президента и политики реформ и захват власти. Ради этого они не побрезгуют ничем, будут использовать любые методы: будь то похороны или празднование Дня Независимости. Ничего святого для них не существует.

Владимир Кулеба, Василий Анисимов

«Независимость», 26 июля 1995 г.